В последние годы Россия активно реализует так называемую мусорную реформу, направленную на улучшение системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Эта реформа представляет собой комплекс мер, призванных сделать отрасль более прозрачной и эффективной, а также способствовать развитию полноценной сферы сортировки и переработки мусора и вторичных ресурсов.
Правительство РФ утвердило новые правила обращения с ТКО, которые стали очередным шагом в реализации «мусорной» реформы, стартовавшей в 2019 г. (Постановление от 7 марта 2025 г. № 293). Документ вводит механизмы повышения прозрачности отрасли и создания инфраструктуры для сортировки и переработки ТКО. До конца текущего года запланировано принятие еще 14 нормативных правовых актов, что свидетельствует о переходе реформы в активную фазу.
Основным элементом реформы остается институт региональных операторов (РО), которые несут ответственность за весь цикл обращения с отходами – от контейнера до полигона. Новые правила ужесточают контроль за их деятельностью – в частности, установлены санкции за нарушение периодичности вывоза мусора. Если РО не обеспечит график (например, в городах – ежедневно), штрафы могут достигать 5% от выручки за квартал. Также введена обязанность РО компенсировать расходы управляющих компаний в случае ненадлежащего исполнения договора.
Для формирования единого подхода к сортировке ТКО утверждены требования к цветовой маркировке контейнеров:
- синий – для вторсырья (пластик, стекло, металл, бумага);
- серый – для смешанных отходов;
- зеленый – для органики (пищевые отходы).
До конца 2025 г. все регионы обязаны перейти на эту систему, что упростит логистику и переработку мусора, а также снизит затраты на ручную сортировку.
Проекты, которые разработаются, затронут:
- расширенную ответственность производителей (РОП) – усиление обязанностей бизнеса по утилизации упаковки;
- нормативы для мусоросжигательных заводов;
- регулирование оборота вторичных ресурсов.
Несмотря на создание института РО и запрет на захоронение отдельных видов отходов (например, лома цветных металлов), реформа до 2024 г. сталкивалась с критикой. Основаниями для критических замечаний являлись:
- отсутствие санкций за неисполнение обязательств. РО зачастую игнорировали графики вывоза ТКО, а жалобы граждан не приносили результата;
- разнобой в раздельном сборе отходов. Например, в Москве использовали одни цвета контейнеров, в Санкт-Петербурге – другие, что затрудняло переработку ТКО;
- недостаток мощностей сортировки.
Таким образом, ужесточение контроля потребует от региональных операторов пересмотра логистических схем и инвестиций в парк мусоровозов. Производителям товаров и упаковки придется активнее включаться в систему РОП, чтобы избежать экологических штрафов.
Менее половины компаний соблюдают требования по уплате экологического сбора, остальные предпочитают платить штрафы. Также представляется возможным рост спроса на технологии переработки, особенно в секторе органики (например, биокомпостирование). Что касается граждан, для них введение единых стандартов контейнеров упростит сортировку мусора, однако не исключены конфликты из-за ошибок в разделении отходов.
Адвокатам, юристам, практикующим в области природоохранного права, стоит более внимательно проверять договоры с РО.
Управляющим компаниям и ТСЖ необходимо, в свою очередь, включить в договоры с региональными операторами пункты о компенсации расходов в случае нарушений со стороны последних, а также фиксировать факты несвоевременного вывоза ТКО (фото, видео, акты).
В заключение добавлю, что новый этап «мусорной» реформы создает основу для системных изменений, но ее успех, на мой взгляд, будет зависеть от трех факторов.
Во-первых, от синхронизации законодательства. В частности, проектируемые нормативные правовые акты должны закрыть пробелы в регулировании обращения с ТКО, а не усугубить противоречия между Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подзаконными актами;
Во-вторых, от инвестиционной активности. Без модернизации инфраструктуры (заводы, сортировочные станции) даже строгие правила с высокой вероятностью останутся «на бумаге».
В-третьих, от уровня правовой культуры. Представляется, что адвокаты и юристы могут стать «проводниками» реформы, помогая юридическим лицам и гражданам минимизировать экологические риски.
Мусорная реформа направлена на то, чтобы уменьшить масштаб захоронения отходов. Захоронение отходов – это изъятие земельных участков, занятие территорий вокруг городов, создание разного рода нерегулируемых процессов, связанных с экологическими проблемами, и увеличение агломерации городов за счет уменьшения количества населенных пунктов и увеличения роста количества, численности городов. Поэтому проблемы, вошедшие в задачу, идею мусорной реформы, – давайте разделять, распределять и то, что еще можно пускать в оборудование и использовать, задействовать – надо и взять на вооружение. Собственно говоря, чище жить!