Вопрос: Кого чаще всего наказывают? Руководителя или непосредственно контрактного управляющего?
Ответ: Если в организации не определено ответственное должностное лицо, то чаще всего к ответственности привлекают руководителя организации. Если контрактный управляющий назначен в организации и все его обязанности закреплены в должностной инструкции, то к освоенности будет привлекаться непосредственно данное лицо. Возбуждается административное дело в отношении ответственного лица (руководителя) или контрактного управляющего.
Вопрос: Получается в организации не обязательно назначать контрактного управляющего?
Ответ: Заказчик назначает должностное лицо (контрактного управляющего), ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба), (ч.2, ст.38, ФЗ-44)
Вопрос: За не назначение ответственного лица нет привлечения к административной ответственности?
Ответ: В данном случае к ответственности будет привлекаться руководитель организации. И по всем выявленным нарушения ответственность будет нести руководитель.
Вопрос: Каким образом наказывается уволенный работник?
Ответ: Если в ходе проведения проверки были установлены нарушения, например, в части несвоевременного направления какой-либо информации в казначейство, контролирующими органами изучается, кто является ответственным лицом в настоящее время, работает ли ответственное лицо или уволен. Если ответственное лицо уволено, то прокуратурой запрашивается приказ об увольнении, в каком году (месяце) был уволен работник, устанавливается его местонахождение, находится связь с данным работником, дополнительно направляется уведомление о явке в прокуратуру для возбуждения административного дела по выявленным нарушениям и все материалы направляются в контролирующий орган.
Вопрос: Будет ли считаться нарушением если ответственный работник не обучен по закупкам?
Ответ: Обязательное требование к работнику контрактной службы или контрактному управляющему – высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Если требование не соблюдать, то работника могут уволить, а руководителя оштрафуют. Кроме того, заказчик обязан включать в состав закупочной комиссии преимущественно лиц, которые прошли переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. (ч. 6 ст. 38, ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ, ст. 5.27 КоАП)
Вопрос: Как часто специалист должен проходить обучение, раз в два года или раз в три?
Ответ: Направляйте специалистов по закупкам на повышение квалификации по мере необходимости, но не реже чем раз в три года. Об этом сказано в пункте 2.8 Методических рекомендаций. Минэкономразвития рекомендует именно такую периодичность, чтобы поддерживать квалификацию и профессиональное образование специалистов по закупкам (письмо Минэкономразвития от 03.11.2016 № Д28и-2916).
Направляйте сотрудников на повышение квалификации, когда законодатель вносит значительные изменения в Закон № 44-ФЗ. Это поможет избежать ошибок и штрафов в связи с новыми правилами закупок.
Вопрос: Прокуратура имеет право проверить организацию 1 раз в три года? или может чаще?
Ответ: количество проверок зависит от поступившей информации о необходимости проведения проверки, либо от поручения прокуратуры Хабаровского каря
Вопрос: При проверке в учреждении установлено, что нет приказа, кто является контрактным управляющим. Можно ли автоматически считать, что функции и обязанности контрактного управляющего на руководителе? Требовать ли оформление приказа, чтобы руководитель на себя делал?
Ответ: из положений части 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ следует, что контрактный управляющий назначается заказчиком, т.е. должен быть издан локальный акт организации. В период его отсутствия за все действия организации несет ответственность руководитель, так как в силу положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ именно руководитель является единоличным исполнительным органом юридического лица, которой, в числе прочего, отвечает за соблюдение Закона № 44-ФЗ. В связи с этим издание приказа о назначении контрактного управляющего либо об осуществлении функций контрактного управляющего руководителем является формальной необходимостью.
Вопрос: Можно ли изменить условие этапа контракта о стоимости этапа контракта? (например, контракт на организацию перевозок. Но перевозчик в течение срока этапа осуществил меньше перевозок, чем планировалось изначально. Можно ли изменить стоимость этапа, чтоб закрыть исполнение этапа в ЕИС?
Ответ: если вашим контрактом предусмотрено поэтапное исполнение и контрагент выполнил обязательства в меньшем объеме, в данном случае вам необходимо дождаться полного окончания исполнения обязательств по контракту и расторгнуть его на неисполненную часть данных обязательств. Вносить изменения в каждый этап не требуется.
Вопрос: Заключен строительный контракт на три года. Но пришлось вносить изменения в ПСД, в следствии чего будет увеличение цены контракта более
30% и продление срока действия контракта на год. При составлении дополнительного соглашения на какие нормы закона сослаться?
Ответ: Учитывая стоимость увеличения в рассматриваемом случае заказчику целесообразнее применить положения части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
Часть 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона № 44-ФЗ, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта. Данный вывод подтвержден письмом Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697.
По соглашению сторон вы вправе изменять существенные условия контрактов, которые заключили до 1 января 2026 года. Воспользоваться нормой можно, только если при исполнении контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, которые повлекли невозможность исполнить сделку. Резкий рост цен и закрытие границ, из-за которых невозможно привезти нужные товары, как раз подходит под описание из нормы.
Норма разрешает менять любые существенные условия. В законе нет указания, что менять можно только цену и срок, как было в ситуации с коронавирусом. То есть заказчик вправе изменить, например, и сроки оплаты. А изменить размер аванса можно только до предельных размеров.
Вопрос: Контракт с банковским сопровождением, если цена после увеличения превысит 300 млн.р. , заказчик обязан установить казначейское сопровождение контракта?
Ответ: не установлена законодательная обязанность менять порядок оплаты (банковское сопровождение менять на казначейское), если сумма контракта после изменения начала превышать минимальную сумму, при которой обязательно казначейское сопровождение. Данный вопрос стороны решают в самостоятельном порядке.
Ранее минфин в письме от 12.07.2022 № 09-02-10/66878 указывал на возможность замены виды сопровождения в соответствии с принятыми нормативными документами субъекта. При этом не установлена прямая обязанность такой замены.
Однозначного ответа на такой вопрос нет, так как отсутствуют единые и понятные правила применения казначейского и банковского сопровождения.
Изменение вида сопровождения провести можно на основании ч.65.1 ст.112 закона при наличии решения органа власти.