Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 16 ЗК РФ).
Подготовка и организация аукциона по продаже или на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также проведение данного аукциона, регламентированы статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.
При этом, согласно пункту 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Отсутствие сведений в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о наличии на земельных участках объектов незавершенного строительства, в том числе регистрации данных объектов не свидетельствует об их фактическом отсутствии, а также об отсутствии собственника у спорных объектов.
Заключение сделок по результатам аукционов, проведенных в отношении земельных участков, без учета требований пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ влечет их признание недействительными (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.08.2018 № Ф04-2952/2018 по делу № А02-1116/2017, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2018 № Ф03-2384/2018 по делу № А04-5695/2017).
При таких обстоятельствах пунктом 3 части 4 статьи 39.11 ЗК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность предварительной проверки наличия (отсутствия) на земельном участке недвижимого имущества перед объявлением аукциона.