Суть дела:
Региональный оператор (ООО «АТП») за свой счет ликвидировал несанкционированную свалку в г. Кодинск на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Затем он обратился в суд с иском к администрации города, требуя возместить расходы — более 324 тысяч рублей.
Позиция администрации (и многих муниципалитетов в подобных ситуациях):
Земля не наша, а государственная неразграниченная. Ликвидация свалок — это не наш вопрос местного значения в чистом виде. Денег в бюджете на это нет.
Что решил суд?
Арбитражный суд, опираясь на недавнее Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П (https://t.me/m_penizev/184) (то самое "мусорное" дело, где заявителем был тот же г. Кодинск!), принял поистине соломоново решение.
Суд отказался возлагать всю финансовую ответственность на один лишь муниципалитет и распределил сумму долга в РАВНЫХ ДОЛЯХ (по 1/3) между тремя уровнями публичной власти:
Муниципальное образование (Кежемский муниципальный округ) — как правопреемник г. Кодинска, на территории которого находилась свалка.
Субъект РФ (Красноярский край) — в лице Министерства экологии.
Российская Федерация — в лице Министерства природных ресурсов и экологии.
Почему это решение — прорыв?
Принцип единства публичной власти заработал на практике. Суд прямо указал, что ликвидация свалок на неразграниченных землях — это общая задача всех уровней власти, а не эксклюзивная головная боль муниципалитета. Если земля "ничья", то ответственность за нее несут все вместе.
Признана недостаточность полномочий и финансов МСУ. Суд фактически подтвердил тезис Конституционного Суда: нельзя возлагать на муниципалитеты обязанности, не подкрепленные реальными финансовыми источниками. Распределение расходов — это признание того, что у местного бюджета просто нет средств на решение таких масштабных проблем.
Создан прецедент для солидарной ответственности. Это решение дает мощный юридический инструмент всем муниципалитетам страны. Теперь в аналогичных спорах можно и нужно требовать привлечения в качестве соответчиков региональных и федеральных органов власти и распределения финансового бремени.
Стимул к взаимодействию. Решение подталкивает все уровни власти не перекладывать ответственность друг на друга, а выстраивать систему совместной работы по экологическим вопросам, включая софинансирование.
Что делать муниципалитетам?
Изучить это решение! Оно содержит мощную аргументацию, которую можно использовать в своей работе и в судах.
Не бояться привлекать соответчиков. В спорах, касающихся неразграниченных земель (свалки, бесхозяйные объекты и т.д.), активно заявляйте ходатайства о привлечении к участию в деле органов власти субъекта РФ и федеральных органов.
Ссылаться на Постановление КС РФ № 27-П. Это теперь главный документ, который защищает муниципалитеты от возложения на них непосильных финансовых обязательств в экологической сфере.
Вывод: Арбитражный суд Красноярского края не просто разрешил конкретный спор, а создал прецедент, который может изменить правила игры для всего муниципального сообщества. Это важный шаг к более справедливому распределению ответственности и финансовой нагрузки в рамках единой системы публичной власти.