Так, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2019 № 67-АПА19-1 оставлено в силе решение Новосибирского областного суда, признавшее незаконной норму муниципального нормативного правового акта, определившую, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии предоставленного заявителем заключения специализированной организации о соответствии проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения строительным нормам и правилам, ГОСТам, ПУЭ, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам, содержащим требования для конструкций соответствующего типа.
Верховным Судом Российской Федерации отмечено в определении, что вопросы установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), которая содержит нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления в этой сфере общественных отношений.
Федеральный законодатель, указывая в части 11 названной статьи перечень документов, представляемых заинтересованным лицом при подаче в орган местного самоуправления заявления о выдаче разрешения, среди которых заключение специализированной организации о соответствии проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения нормативным правовым актам, содержащим такие требования, не поименовано, одновременно в части 12 установил запрет органу местного самоуправления истребовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
Проанализировав приведенные законоположения, а также пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие муниципальные услуги (таковой является выдача разрешений на установку рекламных конструкции) не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг, суд признал недействующими положения нормативного правового акта, правильно констатировав, что указанное в них заключение, как обязательный документ при обращении с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, не предусмотрен Законом о рекламе.
Кроме того, исходя из содержания части 15 статьи 19 Закона о рекламе, именно на уполномоченном органе местного самоуправления лежит обязанность проверить проект рекламных конструкций на соответствие техническим нормам и правилам.
Мониторинг размещенных в правовой системе «Консультант плюс» действующих муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих требования к размещению рекламы, показал, что отдельные из них содержат нормы, аналогичные признанным незаконными судебными органами.
Учитывая изложенное, у органов местного самоуправления возникает обязанность приведения в соответствие с федеральным законодательством указанных выше муниципальных нормативных правовых актов.
Настоящая информация направляется для сведения и использования в работе для повышения качества муниципальных нормативных правовых актов.