Прокуратура Хабаровского края:о судебной практике оспаривания муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства территорий муниципальных образований

Тип: обзор

В ходе мониторинга судебной практики Верховного Суда Российской Федерации проанализированы выводы, изложенные в определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, по вопросам оспаривания правил благоустройства территорий муниципальных образований.

Верховным Судом Российской Федерации оставлены в силе решения судов первой инстанции, признавшие законными нормы правил благоустройства территорий муниципальных образований, утвержденных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, определившие обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами при уборке мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. 

Так, апелляционным определением  Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2019 № 2-АПА19-8 оставлено в силе решение Вологодского областного суда, признавшее законной нормы муниципального нормативного правового акта, определившие, что уборку мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов и мест погрузки твердых коммунальных отходов от мусора, просыпавшегося при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы, обеспечивает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; уборку мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае несоблюдения им графика вывоза отходов более чем на 3 часа.

Верховным Судом Российской Федерации отмечено в определении, что указанные нормы приняты органами местного самоуправления в пределах компетенции и их нельзя расценивать как незаконное возложение на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами дополнительных обязанностей и расходов.

Со ссылкой на пункты 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» судебными органами указано, что предусмотренная обязанность регионального оператора по уборке мест накопления твердых коммунальных отходов возникает только при его действиях, влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы, а также в случае нарушения им графика вывоза твердых коммунальных отходов более чем на 3 часа. Данная обязанность не является по своей природе бременем содержания имущества и обусловлена исключительно действиями регионального оператора, создающими опасность неблагоприятного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье и среду обитания человека.

Также оставлены в силе решения судов первой инстанции, признавшие законными нормы правил благоустройства территорий муниципальных образований, запрещающие передвигаться на транспортных средствах и размещать (оставлять) их на газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями, вне зависимости от времени года, за исключением специальных, механических транспортных средств, задействованных для проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судебными органами сделан вывод о том, что указанные нормы регулируют исключительно отношения в области благоустройства территории; установленный запрет направлен на сохранение озеленения территории и не затрагивает отношения в сфере безопасности дорожного движения, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (определение от 25.09.2019 № 69-АПА19-5 и др.).

Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признаны не противоречащими законодательству положения муниципальных нормативных правовых актов, определяющих перечень работ по содержанию прилегающей территории: скашивание травы и определение высоты травяного покрова; уборка мусора; санитарная вырубка аварийных деревьев; ежедневное подметание в весенне-летний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок; уборка снега, устранение скользкости в осенне-зимний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок; окраска малых архитектурных форм (1 раз год в весенне-летний период); очистка урн и мусоросборников от мусора по мере его накопления (определение от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Настоящая информация направляется в целях оказания практической помощи при осуществлении правотворческой деятельности, использования для разработки нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в сфере благоустройства территорий муниципальных образований.

Н.В.Титова - Старший помощник прокурора края по взаимодействию c представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления