Информация о мониторинге законодательства август 2021

Тип: обзор

Федеральный закон № 248-ФЗ существенно изменяет систему контрольно-надзорной деятельности, которая полностью основывается на риск-ориентированном подходе, приоритете профилактики, информатизации, уходе от «палочной системы», комплексном обновлении обязательных требований, а главное в отказе от проверки как единственного планового мероприятия.

Вместо этого вводится 9 технологий осуществления контроля (контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка и без взаимодействия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование), 7 видов профилактических мероприятий (информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит), также предусмотрены специальные режимы контрольно-надзорных мероприятий: мониторинг, постоянный государственный контроль.

В Федеральном законе № 248-ФЗ подробно прописаны процедуры проведения каждого контрольного и профилактического мероприятия.

Главным отраслевым документом должно стать положение о каждом виде контроля на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

В рамках этих документов должны быть установлены перечни мероприятий по контролю, особенности управления рисками, меры профилактики.

За органами прокуратуры сохранены функции согласования ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом.

К числу основных нововведений следует отнести изменение срока и способа представления проектов ежегодных планов на согласование в органы прокуратуры, а также внесения корректировки в утвержденные планы.

Данные проекты будут представляться до 1 октября должностными лицами органов контроля (надзора) посредством размещения в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Предложения прокуроров по включению или невключению мероприятий в ежегодный план направляются контролирующим органам также через Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, и подлежат рассмотрению до 20 ноября и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Ежегодный план утверждается до 15 декабря также в печатном формате и размещается в течение 5 рабочих дней на официальных сайтах контролирующих органов.

Внесение изменений в ежегодный план будет осуществляться должностными лицами органов контроля посредством Единого реестра контрольных (надзорных) с уведомлением органов прокуратуры.

Дополнение ежегодного плана новыми мероприятиями по контролю осуществляется по согласованию с органами прокуратуры.

Относительно согласования внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий установлено, что обмен сведениями и документами по вопросам согласования проведения внеплановых мероприятий будет осуществляться посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением сведений и документов, содержащих государственную тайну.

Основания согласования и отказа в согласовании проведения внеплановых мероприятий по контролю органами прокуратуры в целом не отличается от ранее действовавшего порядка, но при невозможности подтверждения личности гражданина, направившего обращение, содержащее сведения о причинении вреда или об угрозе причинения вреда, такое обращение рассматривается контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Однако при рассмотрении вопроса о согласовании внепланового контрольного мероприятия органами прокуратуры будет даваться оценка возможности проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, так как профилактика является приоритетной по отношению к проведению контрольных мероприятий.

Сроки согласования остаются прежними (рассматриваются в день регистрации, решение принимается не позднее следующего рабочего дня).

Обращаю внимание, что 11.06.2021 Федеральным законом № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 248-ФЗ, в соответствии с которыми до утверждения муниципальными органами положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты часть 4 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ).

Органы местного самоуправления в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года вносят информацию о проверках в единый реестр проверок в случае, если не вступило в силу положение о соответствующем виде муниципального контроля.

Несмотря на то, что законом установлен срок принятия муниципальными органами положений о видах контроля до 01 января 2021 года, формирование плана проведения плановых мероприятий в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий может осуществляться со дня утверждения положения о виде контроля (часть 5.1 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ).

Со дня вступления в силу положения о соответствующем виде контроля (надзора), муниципального контроля, но не позднее 1 января 2022 года, соответствующая информация вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, при этом внесение информации в единый реестр проверок не осуществляется.

В данной связи, для реализации контрольных полномочий в 2022 году органам местного самоуправления необходимо в срок до 1 октября текущего года утвердить положения о видах муниципального контроля для реализации соответствующих полномочий.

Титова Н.В. - Старший помощник прокурора края по взаимодействию c представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления