Обзор основных изменений в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации к третьему чтению

Тип: обзор

Перечень информационных систем в сфере КНД дополнен: 

  • Системой административного производства 
  •  Мобильным приложением «Инспектор». 
  •  В Единый реестр видов контроля в обязательном порядке включаются перечни объектов контроля. 
  •  Акты и (или) предписания, в том числе по итогам КНМ б/в, подлежат учету в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. 
  •  Исключается право органов местного самоуправления не применять систему управления рисками. 
  • Перечень критериев добросовестности дополнен новыми сведениями: 
  • Отсутствие выявленных в ходе указанных контрольных и профилактических мероприятий нарушений 
  • Наличие необходимого уровня результатов публичной оценки 
  • Заявление об изменении присвоенной категории риска может быть подано, в том числе через ЕПГУ. 
  • Уточнена периодичность проведения плановых КНМ со взаимодействием. Плановые КНМ со взаимодействием проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к чрезвычайно высокой и высокой категориям рисков. Для иных категорий – только обязательный профилактический визит. 
  • Установлена периодичность для проведения обязательного профилактического визита во взаимосвязи с проведением плановых КНМ со взаимодействием.  
  • В рамках системы досудебного обжалования может быть дополнительно обжаловано решение, акт, предписание, выданные по итогам обязательного профилактического визита, а также решения об отнесении объектов контроля к категории риска, решения о проведении обязательного профилактического визита по заявлениям контролируемых лиц и иные решения контрольного органа в рамках контроля (надзора). 
  • Сокращен срок рассмотрения жалобы в системе досудебного обжалования. Теперь - 15 рабочих дней, а по жалобам по отнесению объектов к категории риска - 5 дней. 

Для органов муниципального контроля обновлен перечень обязательных к проведению профилактических мероприятий: 

  •  Информирование 
  •  Объявление предостережения 
  •  Консультирование 
  • Профилактический визит. 
  • В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда допустимо, в случаях установленных Федеральным законом, принимать меры, предусмотренные статьей 90 ФЗ 248. 
  • В рамках применения мер стимулирования добросовестности может присваиваться публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о виде контроля. Правила и критерии должны быть прописаны в положении о виде контроля.  
  • В предостережении запрещено устанавливать сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица. 

 В части проведения профилактического визита: 

  • Может проводится по месту нахождения объекта или по ВКС, с применением приложения «Инспектор». 
  • Вводится право инспектора знакомится с объектом контроля, собирать сведения об объекте, проводить оценку соблюдения обязательных требований. 
  • Два вида профвизита: обязательный (по инициативе контрольного органа) и по инициативе контролируемого лица.  
  • По итогам профвизита может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований. 
  • В части проведения обязательного профвизита: 
  • Устанавливаются основания для его проведения 
  • Контролируемое лицо не вправе отказаться от его проведения 
  • Могут быть проведены некоторые контрольные действия 
  • Срок не может превышать 10 рабочих дней, но может быть продлен. 
  • Составляется акт профилактического визита и может быть выдано предписание, если выявленные нарушения не устранены до окончания визита. 

В части проведения профвизита по инициативе контролируемого лица: 

  • Может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением 
  • Заявление подается через ЕПГУ 
  • Предписание не выдается. 
  •  Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор». 
  • Правительство и Генеральная прокуратура могут определить случаи, когда при проведении КНМ с использованием приложения «Инспектор» не требует согласования с органами прокуратуры. 
  • Вводятся дополнительные основания для проведения КНМ с/в (например, уклонение лица от проведения обязательного профвизита). 
  • Tакое основание для КНм с/в как наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям конкретизируется с учетом практики моратория (включаются случаи причинения или непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда (ущерба) здоровью граждан; об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, эпидемий, эпизоотий и другие). 
  • Вводится статья 60.1, посвященная индикаторам риска. 
  • В случае составления акта о невозможности проведения КНМ с/в, такое КНМ может быть проведено не позднее 3 месяцев. 
  •  Конкретизируется порядок действий инспектора в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и устранению нарушений обязательных требований и незамедлительном проведении КНМ с/в без согласования с органами прокуратуры (с последующим уведомлением). 

Инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством ВКС, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор». 

  •  Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры (за исключением указанных случаев). 
  •  Исключается ограничивающийся одним днем срок проведения выездного обследования. 
  •  Уточняется порядок проведения осмотра, в том числе для КНМ б/в. 
  • По результатам проведения КНМ б/в акт составляется в случае выявления нарушений обязательных требований либо в иных случаях, предусмотренных положением о виде контроля. 
  • Уточняется порядок получения контролируемым лицом акта в случаях, когда вручение (составление) акта на месте невозможно.  
  • Предписание выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения КНМ, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках специального режима государственного контроля (надзора). Устанавливаются требования к содержанию предписания. 
  • Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований: 
  • КЛ вправе подать заявление о заключении соглашения (если устранение выявленных нарушений обязательных требований требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость). 
  • Правительство установит порядок заключения соглашений. 
  • Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры.  

https://t.me/munkontrol А. Пахомов