По данным Росстата, общая сумма долгов населения за жилищно-коммунальные услуги в 2023 году выросла на 8,7% и достигла 833,5 млрд рублей. Растущие неплатежи бьют по деятельности предприятий ЖКХ и негативно сказываются на состоянии отрасли в целом.
И все потому, что услуги ЖКХ дорожают и люди не всегда могут их вовремя оплачивать. Особенно если доходы не слишком высокие. "Полагаем, что в нынешней ситуации стоит пересмотреть подходы к адресному предоставлению субсидий на жилищно-коммунальные услуги. Необходимо расширить группы лиц, которые могут получать субсидии, а также пересмотреть для них порог доходности семьи, позволяющий обращаться за такой помощью", - говорится в пояснительной записке к законопроекту
Авторы законодательной инициативы напоминают, что согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то граждане имеют право на получение субсидии. При этом размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается каждым регионом самостоятельно.
Но есть и федеральный стандарт допустимой доли расходов на ЖКХ в доходе семьи - они не должны превышать 22%.
"Установление субъектом Российской Федерации регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного федерального стандарта зависит от финансовой обеспеченности бюджета субъекта Российской Федерации. Обеспеченные субъекты Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа и др.) имеют возможность снижения порога оплаты жилищно-коммунальных услуг, однако, в большинстве субъектов Российской Федерации максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет 22%. При этом создается парадоксальная ситуация, когда в дотационных регионах с низким уровнем жизни расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг выше, чем в регионах с более высоким уровнем жизни", - отмечают авторы законопроекта. Они добавляют, что в некоторых регионах (Краснодарский край, Пермский край) для оказания финансовой помощи одиноким пенсионерам и многодетным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг максимально допустимую долю их расходов установили ниже, чем для всех остальных граждан.
Депутаты предлагают внести изменения в статью 159 Жилищного кодекса РФ, дополнив ее новой частью 11, предусматривающей установление федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов одиноких пенсионеров и многодетных семей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10%, а для всех остальных граждан - в размере 15%. Если расходы на коммуналку будут превышать эти пороги, можно будет обращаться за субсидиями.
Как пояснил "Российской газете" глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, один из авторов законопроекта Ярослав Нилов, год назад был разработан аналогичный законопроект. Он вносился в Госдуму, но поддержки тогда не получил. После этого были проанализированы и учтены все замечания. Сейчас подготовил новый доработанный законопроект. "Прежде всего надо поддержать самые уязвимые категории граждан - одиноких пенсионеров и многодетные семьи", - подчеркнул парламентарий.