Группа депутатов от всех думских фракций (Максим Топилин из «Единой России», Николай Арефьев из КПРФ, Михаил Делягин из «Справедливой России», Станислав Наумов из ЛДПР и др.) подготовила законопроект, который может позволить операторам наружной рекламы пролонгировать контракты на конструкции на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Текст документа и пояснительная записка к нему есть в распоряжении «Ведомостей», их подлинность подтвердил Топилин.
Сейчас права на размещение на таких конструкциях разыгрываются в рамках торгов. Срок, на который заключаются контракты по результатам торгов, согласно ст. 19 ФЗ «О рекламе», должен составлять от 5 до 10 лет. Изменения планируется внести в ФЗ № 46 от 8 марта 2022 г., который позволял операторам наружной рекламы до 1 марта 2023 г. пролонгировать контракты на конструкции на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок до года.
Новый законопроект может закрепить за операторами возможность до 31 декабря 2024 г. продлить действующие контракты на указанные конструкции на срок до 10 лет, следует из текста документа. При этом в соглашении на пролонгацию, как указано там же, должен содержаться пункт о ежегодной индексации размера платежей по контракту на размер уровня инфляции («с целью нивелирования упущенных доходов бюджетов»). Кроме того, оператор в рамках такого пролонгированного контракта должен взять на себя обязательство по размещению на полученном в управление инвентаре социальной рекламы и рекламы особой общественной значимости в размере 10% от всего годового объема распространяемой рекламы. Сейчас квота на социальную рекламу составляет 5%.
Законопроект поможет решить проблему недобросовестного поведения части участников рынка наружной рекламы при проведении торгов, указано в пояснительной записке к законопроекту. Сейчас участились случаи оспаривания торгов и уклонения от заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отмечается в документе: «А это приводит к выпадению доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов». При этом авторы инициативы подчеркивают в пояснительной записке, что сохранение поступлений от договоров «с зарекомендовавшими себя компаниями» важно с учетом того, что «недобросовестные операторы наружной рекламы в ходе торгов поднимают цену», а впоследствии не исполняют обязательства и уходят с рынка.
Операторы наружной рекламы сейчас активно наращивают количество электронных носителей, говорит Топилин: «Законопроект даст больше возможностей для инвестирования в развитие рекламного инвентаря». Государство и муниципалитеты, в свою очередь, получат гарантированные дополнительные доходы за счет компенсации инфляции, уверен депутат. Кроме того, данная инициатива – «здоровая альтернатива» законопроекту о едином операторе, резюмирует Топилин.
Рынок Out of Home (OOH; включает в себя рекламу наружную, в кинотеатрах и т. д.) в 2022 г. вырос к 2021 г. на 6% до 47,6 млрд руб., следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). За 2023 г. данные АКАР пока не предоставила. Крупнейший игрок рынка OOH – группа компаний Russ. В июле 2023 г. эта ГК после закрытия сделки по покупке второго по размеру выручки оператора наружной рекламы – компании Gallery заняла более 40% этого рынка, следует из данных системы онлайн-бронирования наружной рекламы All-billboards.ru.
Большая часть конструкций, на которых Russ размещает в текущий момент рекламу, расположена на земельных участках или зданиях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, рассказал «Ведомостям» представитель этой группы компаний. Предложенные депутатами меры, считает он, стабилизируют рынок и дадут возможность операторам сосредоточиться на развитии: «Сфокусировавшись на развитии, рынок будет больше вкладываться в собственную инфраструктуру, импортозамещающие производства и технологии».
Стоимость и объем заполнения рекламных конструкций в России только растет, выручка операторов увеличивается и нет аргументов, чтобы просто так делать подобные пролонгации, говорит директор медиагруппы «Рим» Илья Фомин. При этом «общероссийскую пролонгацию» Фомин поддерживает. А вот в Москве, считает он, «для развития отрасли» необходимо обеспечить условия конкуренции, в том числе через проведение торгов.
За последние годы в столице на основании решений мэра сделан очень значимый шаг в наведении как юридического, так и фактического порядка в сфере наружной рекламы, отмечает руководитель департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы Иван Шубин: «[Мы и дальше] будем стимулировать развитие подходов и технологий в наружной рекламе. А для достижения таких целей, конечно, важно иметь достойных, проверенных и заинтересованных в прогрессе партнеров».
В российских городах в целом бо́льшая часть рекламных конструкций установлена как раз на государственных и муниципальных землях, знает директор сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards.ru Андрей Байдужий. Принятие поправок в закон «О рекламе», позволяющих без конкурса продлевать текущие договоры, считает эксперт, пойдет на пользу действующим операторам. Финальные цены на региональных аукционах, которые сейчас проводятся, в десятки раз превышают стартовые, добавляет он.