Общественная палата РФ. Совместно с СРГ в проектном офисе обсудили развитие транспортно-логистического каркаса городов

02.03.2024
02.03.2024
Основные

В Общественной палате Российской Федерации состоялось очередное заседание проектного офиса «Развитие транспортно-логистического каркаса городов». Открывая заседание, Генеральный директор Союза российских городов Андрей Максимов, поприветствовал участников, акцентировал внимание на роли городского транспорта для обеспечения качества жизни горожан, подчеркнул роль проектных офисов СРГ, как экспертных площадок, позволяющих глубоко анализировать проблемы, стоящие перед муниципалитетами и предлагать механизмы их решения. 

«Парк городского общественного транспорта сегодня уже совершенно не новый. Средний возраст автобусов — не менее восьми лет, состояние трамваев подходит к пределу своих возможностей, но эти проблемы сегодня решаются. Конструкция городской транспортной системы и ее основа также требуют интенсивного развития», —отметил Генеральный директор Союза. 

Работа по проектированию новых городских систем электрического транспорта в стране активно ведется, добавил он. В отличие от дорогостоящего строительства классического варианта метро, которое, как считает эксперт, не всегда является эффективным финансовым вложением даже для городов-миллионников, альтернативой является так называемое легкое метро — легкорельсовый транспорт.

Сопредседатель проектного офиса, Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков рассказал о подготовке нового национального проекта по транспорту, а также о роли документов планирования, таких как комплексная схема организации дорожного движения, комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом для развития транспортной инфраструктуры городов. Обратил внимание на сложность и дороговизну разработки данных документов. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы могло бы стать создание на федеральном уровне соответствующей информационной системы, «конструктора», позволяющего разрабатывать указанные программы по загружаемым городами исходным данным.

«Чтобы создать качественный документ по транспортному планированию в городах, нужна транспортная модель. Не у всех есть специалисты, способные компетентно ею пользоваться, не во всех городских бюджетах есть деньги, чтобы заказать разработку такой модели специализированным консалтинговым организациям. В порядке обратной связи мы бы хотели получить от регионов анкеты с ответами: как субъекты справляются с этой задачей, чтобы мы представляли масштаб проблемы. Именно проблема качественного транспортного планирования напрямую влияет на эффективное освоение федеральных средств и средств концессионеров. К сожалению, уже есть примеры вложений больших денег, эффект от которых небольшой из-за отсутствия внятной транспортной модели и программных документов», — пояснил эксперт.

Участников заседания проинформировали об итогах проведенного СРГ опроса с целью определения потребности в развитии перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в городах и агломерациях, ходе реализации таких проектов. Опрос показал, что у городов разная степень заинтересованности и разные подходы к привлечению железной дороги к внутригородским перевозкам. Там, где уровень проработки проектов «Городская электричка» или стратегия комплексного транспортного планирования высоки или находится на стадии реализации, проблемы общие: устаревшее законодательство в сфере железнодорожного транспорта, ограниченные полномочия региональных властей и из-за этого зависимость от заинтересованности и возможностей ОАО «РЖД» реализовывать транспортные проекты в пассажирской сфере, включая обновление подвижного состава и финансирование строительства инфраструктуры. Целесообразно продолжить работу по содействию в реализации проектов «Городской электрички», в том числе с использованием инфраструктуры необщего пользования (ведомственных линий) в городах Хабаровск, Челябинск, Екатеринбург, Благовещенск, Красноярск.

Актуальнейшими проблемами остаются обновление общественного транспорта острая нехватка персонала (в среднем по городам до 30%). На этих вопросах подробно остановился Сопредседатель проектного офиса, Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. В настоящее время СРГ организует проект «скорой муниципальной помощи». В его рамках эксперты проектного офиса смогут дать ответы на вопросы городов о механизмах и источниках финансирования программ модернизации транспортной инфраструктуры, предложат применить положительный опыт коллег из других муниципалитетов.

В заседании проектного офиса и обсуждении проблемы транспортного планирования приняли участи более 60 представителей из 40 городов.

Официальный сайт Общественной палаты РФ, Официальный сайт Союза российских городов