Суды поддержали поставщика, который не смог исполнить госконтракт из-за санкций
В августе 2022 года стороны заключили контракт на поставку оборудования. Заказчик не получил товар в срок и отказался от сделки. Поставщику направляли претензии с требованием поставить продукцию и уплатить неустойку, но он этого не сделал.
Суды не взыскали неустойку, решив, что заказчику следовало ее списать:
- вовремя исполнить контракт помешали санкции в отношении китайских компаний. Поставщик планировал закупить у них компоненты для производства и поставки оборудования. Ограничения ввели в октябре 2022 года, т.е. после заключения сделки;
- поставщик принимал все меры для надлежащего исполнения обязательств. Он заранее договорился с контрагентом о поставке комплектующих, но сделка сорвалась. Другие контрагенты ответили, что из-за санкций не смогут привезти продукцию или сделают это позже, чем нужно. Заказчику о сложностях сообщали;
- УФАС не включило сведения о поставщике в РНП, поскольку не увидело недобросовестного поведения;
- в 2022 году поставщик заключил более 30 однотипных контрактов. До прекращения поставок из Китая часть из них исполнили. По неисполненным и расторгнутым сделкам неустойку списали.
Суды также отметили, что отсутствие письменных доказательств форс-мажора, например заключения ТПП, не мешает в подобных случаях списать неустойку по Правилам N 783.
Суд: твердая цена госконтракта не мешает взыскать переплату по результатам контрольных обмеров
Стороны заключили 3 контракта на капремонт. По итогам контрольного обмера выявили расхождения между фактическим и оплаченным по КС-2 и КС-3 объемом выполненных работ. Контрагент добровольно переплату не вернул. Заказчик обратился в суд.
Три инстанции увидели на стороне подрядчика неосновательное обогащение:
- установление твердой цены контракта не означает, что результат оплачивают независимо от объема выполненных работ и примененных материалов. Уменьшение объемов влечет соразмерное снижение цены;
- действия сторон частноправового характера (подписание актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично значимые цели.
Довод подрядчика о том, что он не участвовал в составлении актов контрольных обмеров, отклонили. Суды признали их относимыми и допустимыми доказательствами, достоверность которых подрядчик не опроверг.
Документы: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.07.2024 по делу N А45-9801/2023
Споры о переплате по госконтракту: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
Документы: Постановление АС Поволжского округа от 16.07.2024 по делу N А55-7852/2023
Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
ЦБ РФ повысил ключевую ставку
С 29 июля показатель равен 18%, что на 200 б. п. выше прежнего значения. Это первое повышение ставки с начала года.
Следующее заседание регулятора - 13 сентября 2024 года.
Стоит отметить, что ЦБ РФ повысил прогноз по инфляции на 2024 год до 6,5 - 7,0%. До конца года ключевая ставка планируется на уровне 18,0 - 19,4%.
Документ: Информация Банка России от 26.07.2024
Национальный режим в закупках планируют унифицировать: проект принят в третьем чтении
В госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц хотят ввести единые правила применения национального режима. Правительство сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество для российской продукции, в т.ч. при закупках по Закону N 223-ФЗ. Подробнее в обзоре.
Национальный режим по Закону N 223-ФЗ
В Законе N 223-ФЗ, в частности, хотят закрепить: иностранным товарам, работам, услугам предоставляют нацрежим наравне с российскими. Планируют, что правительство сможет устанавливать исключения в виде:
- запрета закупок иностранного товара. Заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора (абз. 12 п. 2 ст. 1 проекта);
- ограничений закупок иностранного товара. Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки. При исполнении договора на поставку отечественной продукции заменять ее импортной нельзя (абз. 15 п. 2 ст. 1 проекта);
- преимуществ для отечественного товара. Так, ценовое предложение участника с российской продукцией станут снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключат по предложенной им цене. При исполнении договора на поставку российского товара заменять его можно только отечественным (абз. 18 п. 2 ст. 1 проекта).
Сходные положения об исключениях могут ввести также для закупок работ и услуг (абз. 22 п. 2 ст. 1 проекта).
Планируют, что эти новшества станут применять при закупках, которые объявят с 1 января 2025 года (п. 6 ст. 5 проекта). Типовые положения о закупках нужно будет привести в соответствие с законодательством, утвердить и разместить в ЕИС до 1 декабря 2024 года, положения о закупках — до 1 января 2025 года (п. п. 8, 9 ст. 5 проекта).
Национальный режим по Закону N 44-ФЗ
Для унификации правил применения нацрежима предложили внести сходные поправки и в Закон N 44-ФЗ, а также закрепить ряд нюансов. Так, если правительство установит:
- запрет на закупку иностранного товара, то такой запрет обяжут применять и при сделках с единственным поставщиком (абз. 14 п. 4 ст. 2 проекта);
- ограничения закупок импортных товаров, то будут применять механизм "второй лишний" (абз. 17 п. 4 ст. 2 проекта). Сейчас в ряде случаев действует механизм "третий лишний", например при закупках товаров из перечня импортных пищевых продуктов с ограничениями допуска;
- преимущество для отечественного товара, то при присвоении порядкового номера заявке с полностью отечественной продукцией ценовое предложение участника станут снижать на 15%, в том числе при проведении электронного аукциона. Контракт же с таким участником в случае его победы заключат по предложенной им цене (абз. 20, 21 п. 4 ст. 2 проекта).
Поправки могут заработать с 1 января 2025 года (п. 3 ст. 5 проекта). Новшества станут применять при закупках, которые объявят с этой даты (п. 5 ст. 5 проекта).