Экономика мегаполиса
По данным Росстата по итогам переписи населения 2020 года, всего в стране 16 миллионников — крупнейших городов или мегаполисов, в которых проживают 35,7 млн человек, 24% от всего населения страны. Ближайшие кандидаты на статус миллионников — Тюмень и Саратов.
Еще порядка 62 млн человек, 42,5% от всего населения страны, живут в городах с численностью населения свыше 250 тыс., их в РФ 77, приводит данные заместитель директора дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Вовк. Общее число городов в России превышает 1,1 тыс.
Общий вклад всех российских мегаполисов в экономику страны, по данным «КБ Стрелка», сопоставим, например, с показателями Лондона или Стамбула. Проблема в том, что российские миллионники уже достигли определенного уровня благосостояния и замедлили свое развитие, говорится в аналитических материалах компании.
Для дальнейшего устойчивого роста большим городам предстоит увеличивать объем инвестиций, улучшать качество городской инфраструктуры, повышать производительность труда в базовых секторах экономики и кратно наращивать объем создаваемых товаров и услуг в постиндустриальных секторах, а также отраслях с высоким уровнем развития человеческого капитала — в образовании, здравоохранении, коммунальных услугах, считают аналитики «КБ Стрелка».
Основной тренд современной городской экономики заключается в том, что практически все соответствующие постиндустриальному обществу концепции города делают ставку на развитие сферы услуг, на усиление третичных функций и рынков, говорит профессор кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Эмиль Маркварт.
Так, например, по данным «КБ Стрелка», отрасли финансового сектора, страхования и операций с недвижимостью в городах США и Европы формируют 47% валового продукта города на рынке услуг, в Москве — 42%, в остальных российских миллионниках — 32%. Торговля и сфера гостеприимства в наших мегаполисах развиваются несколько быстрее.
Вызовы времени вынуждают города нашей страны заходить и на новый виток индустриализации, отмечает Ольга Вовк: «Разворачивается индустриализация 2.0. На примере Москвы мы видим, как идет возрождение производственного потенциала столицы».
Речь должна идти о современных, высокотехнологичных предприятиях, говорит генеральный директор фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) Александр Пузанов. Полная деиндустриализация не является идеалом современного развития города, полагает эксперт: «В отраслевом развитии мегаполиса важен баланс производственной и сервисной экономики».
По словам Александра Пузанова, городу нужна диверсифицированная структура экономики, высокопроизводительные рабочие места, которые дают качество человеческого капитала и возможность конкурировать на внутренних и внешних рынках. «Конкретный набор отраслей в каждом городе может быть свой в зависимости от местоположения, истории, накопленного потенциала», — отмечает эксперт. В ИЭГ также считают, что для снижения экологических рисков, связанных с ростом городов и накоплением ими твердых бытовых отходов, важно развивать экономику рециклинга (повторного вовлечения отходов в процесс производства).
Согласно масштабу
Наряду с мегаполисами в процесс концентрации, удержания и пополнения кадров вовлекаются малые и средние индустриальные города, отмечают в АСИ. Всего в России их 500, при этом вклад 183 из них (где работают госкорпорации, научно-исследовательские институты, крупнейшие производственные комплексы) в ВВП страны оценивается более чем в 20%. В ряде таких городов, по данным АСИ, потребность в дополнительных высококвалифицированных кадрах на 10–15 лет составляет более 60% к существующей численности работников системообразующих предприятий.
В АСИ считают важным в дополнение к действующему в стране подходу к городскому развитию, основанному на двух принципах — подушевом (когда выделяются группы городов в зависимости от численности населения) и пространственном (который объединяет некоторые города в агломерации, связывая их между собой инфраструктурой), создать альтернативные мегаполисам и крупным агломерациям точки роста. Развитие и повышение качества жизни в небольших городах с высоким научным и технологическим потенциалом приблизит страну к достижению технологического и кадрового суверенитета, считает Ольга Вовк.
еловеческий ресурс
Россия практически достигла статистического потолка урбанизации, темпы роста численности городского населения в стране замедлились. По данным Росстата, доля городского населения в России составляет около 74,4%. «Данный показатель держится уже около десяти лет», — отмечает декан факультета городского и регионального развития, директор Центра социальных исследований и технологических инноваций факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
Количественная урбанизация прекращается при достижении доли городских жителей 75–80% от общего населения страны, поясняет профессор кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Эмиль Маркварт. Поэтому сейчас в России скорее происходит перераспределение населения между городами, говорит эксперт: «При этом развитие городов идет неравномерно в связи с различиями конкурентных преимуществ».
Наибольшими темпами, в частности, по данным РАНХиГС, растут Краснодар, Санкт-Петербург, Махачкала, Москва и ее агломерация, а также Екатеринбург, Новосибирск и ряд городов Северного Кавказа. При этом, например, Мурманск, Петропавловск-Камчатский и Магадан высокими темпами теряют население. В Кургане, Брянске, Сыктывкаре и еще ряде населенных пунктов наблюдается та же тенденция, но отток населения идет средними темпами. Население теряют и такие города-миллионники, как Нижний Новгород, Пермь, Омск, Волгоград.
Городская гармония
Человекоцентричность — один из главных трендов в развитии современных городов, говорит декан факультета городского и регионального развития, директор Центра социальных исследований и технологических инноваций факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко. Общероссийский опрос «Чего хочет горожанин», проведенный в октябре прошлого года факультетом городского и регионального развития ВШЭ, продемонстрировал высокую взаимосвязь между социальным самочувствием и комфортностью городской среды. Исследование показало, в частности, что первостепенное для горожан значение имеет наличие объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник, продуктовых магазинов. Причем в этом аспекте общественное мнение жителей столицы и регионов совпадает.
Пандемия COVID-19 повысила актуальность принципов urban health (подход к проектированию городского пространства и жизни, ориентированный на здоровье населения), которые включают в себя клинические, градостроительные, государственные политики, отмечает Евгений Михайленко. Город, по его словам, должен обеспечивать жителям доступ к рабочим местам, сервисам, комфортным пространствам, качественному жилью.
В Москве, к примеру, с 2020 года реализуется программа по стимулированию создания мест приложения труда. Ее суть в том, что застройщики получают преференции в обмен на обязательства одновременно с жильем возводить промышленные, деловые, торговые и социальные объекты. «Программа позволяет сбалансированно развивать разные районы столицы, создавать новые рабочие места и снижать маятниковую миграцию», — отмечает заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. На данный момент по программе подписаны 33 соглашения на строительство 78 объектов, где смогут работать свыше 56 тыс. человек. Больше всего мест для трудоустройства будет создано в офисно-деловых и торговых зданиях — 42,6 тыс.
Уплотнение мегаполиса, равно как и территориальное разрастание городских агломераций, требует грамотного учета имеющейся инфраструктуры, говорит Евгений Михайленко: «Ярким примером неравномерного развития города являются так называемые человейники — районы с низкой транспортной доступностью, недостаточностью городских сервисов и социальной инфраструктуры».
Например, администрирование парковочных зон и введение платной парковки в Москве стало эффективным способом повышения доступности территорий, высвобождения пространств от стихийных парковок и повышения уровня безопасности пешеходов, уверен представитель ВШЭ. «Опыт Москвы нужно тиражировать. Но с учетом особенностей территории в каждом конкретном случае», — считает он.
Неоиндустриализация усиливает конкуренцию территорий за человеческие ресурсы. Поэтому неотъемлемым условием дальнейшего развития городов является создание комфортных условий для жизни людей, отмечают эксперты.