Ярославль. Депутаты муниципалитета обсудили появление единого поставщика питания в школах и детсадах

Тип: статья

В апреле губернатор Ярославской области Михаил Евраев подписал постановление о том, что в Ярославле необходимо определить единого поставщика питания в школы и детские сады областного центра на 10 лет. Заказчиком этих работ выступит Центр обеспечения функционирования департамента образования мэрии (структура отвечает за материальное обеспечение школ и детсадов). Поставщика определит конкурс, в течение первых двух лет он будет обязан создать или реконструировать имущество, необходимое для организации питания детей. Минимальные вложения инвестора составят 700 млн руб. При этом заказчик гарантирует контракт на обеспечение питанием минимум 50 410 школьников и 18 760 воспитанников детских садов Ярославля.

20 мая на заседании комиссии по бюджету муниципалитета Ярославля заммэра Ярославля Елена Волкова пояснила, что речь идет об офсетном контракте (соглашение между заказчиком и поставщиком на постройку или модернизацию предприятия с последующей поставкой товара). Ранее в списке услуг, по которым можно было заключать офсетные контракты, не было организации питания. Теперь они есть, и это позволяет заключать контракт на 10 лет. 

По словам госпожи Волковой, речь идет о реализации принципа школьного питания «от поля до тарелки», который президент Владимир Путин высказал в 2021 году. «В принципе схема довольно-таки неплохая, если мы понимаем, что у нас есть добросовестные поставщики, и у нас есть все составляющие для того, чтобы этот проект заработал»,— сказала госпожа Волкова.

Среди плюсов она отметила и тот факт, что для всех учреждений будет установлено единое меню. 

Опасения чиновников вызывает то, что нигде в России подобного опыта со школьным питанием еще нет. Ярославль заммэра назвала «подопытным кроликом».

Сейчас в школах и детских садах Ярославля работают три поставщика питания. По словам заммэра, властям уже поступило предложение от инвестора, который готов вложить 700 млн руб. в строительство логистического центра для предоставления услуги питания. Однако в мэрии пока не понимают, какую выгоду получит город и сами детские учреждения. 

«10 лет мы даем стабильность именно поставщику питания, не понимая, что мы получаем взамен. Наши школы будут, скорее всего, получать плиты, морозильные камеры и пароконвектоматы, в лучшем случае. То есть для того, чтобы хранить полуфабрикаты для того, чтобы их разогревать и для того, чтобы приготовить какой-то чай», — высказалась госпожа Волкова. Она отметила, что о развитии школьных столовых и кухонь в этой схеме речь не идет. 

Сложностью является то, что в Ярославле бюджет принимается на три года, а контракт хотят заключить на 10 лет. Еще одна проблема — с заключением контракта в детских садах, где за питание платят родители, в то время как город может отвечать только за деньги бюджета. 

Кроме того, для заключения офсетного контракта также потребуется разработка программного обеспечения и дополнительные 22 ставки в «Центре обеспечения функционирования» для контроля за исполнением соглашения. Все это потребует 22 млн руб. ежегодно. Именно на выделение этих денег из бюджета и просила согласия депутатов мэрия. 

Председатель комиссии по бюджету Сергей Смоленский удивился, что мэрия вносит изменения в бюджет для работы по контракту, не понимая всех механизмов его исполнения и не видя выгоды для себя. Господин Смоленский предложил разобраться в предлагаемых новшествах. Он сказал, что при такой реформе важно избежать срывов поставок питания.

«Мы будем иметь давление уже не только от товарищей, которые это запускают, но и от родительского сообщества. Поскольку детишечки на своих желудках поймут, что правда-то через желудок тоже доходит иногда», — сказал господин Смоленский.

К дискуссии присоединился зампредседателя муниципалитета Олег Ненилин, который сравнил планируемую реформу с энергосервисными контрактами. Их реализация привела к проблемам с отоплением школ и жалобам учеников и родителей на холод. 

«Была ошибка совершена в свое время, которая нам сегодня стоит колоссальных денежных средств. Инвестор, вложивший 200 тыс. руб., сегодня зарабатывает по миллиону в год в течение восьми лет. Получить второй энергосервисный контракт, когда инвестор ничего не сделает, у нас ничего не поменяется, а мы будем нести дополнительные затраты в виде десятков, а то, может быть, и сотен миллионов рублей», — пояснил Олег Ненилин.

Депутат Надежда Лихачева рассказала, что принимала участие в совещании с участием поставщиков питания по вопросу заключения офсетного контракта. Депутат не поняла, на чем заключившее такой контракт предприятие сможет заработать. 

«Я одного из поставщиков спросила, а в чем корысть? Ведь бизнес состоит в плюсах. В чем же корысть? Может быть в том, что сейчас ведется эксперимент на Ярославле, а потом этот поставщик полностью зайдет в регион. На что мне было сказано: я патриот земли Ярославской, я все делаю для земли Ярославской. Мне непонятно это вообще»,— рассказала госпожа Лихачева. 

Из выступлений чиновников и депутатов следовало, что они хорошо знают структуру и ее руководителя, с которой планируется заключить офсетный контракт на питание детей. Однако на заседании никто из выступающих не назвал организацию и бизнесмена. 

Депутаты предложили рассмотреть вопрос на заседании фракции «Единая Россия» и выработать там более взвешенную позицию. Поправки в бюджет, необходимые для реализации офсетного контракта, комиссия поддержала.

Газета «Коммерсант»