Гранты для Совета муниципальных образований

Тип: статья

Когда гранты станут реальностью

В 2012 г. Совет муниципальных образований Брянской области (далее - Со­вет) совместно с Брянским филиалом РАНХиГС получил грантовую поддержку на проведение совместного международного семинара среди глав администраций приграничных районов, членов палаты сельских поселений Брянской области и Украины. В то время наши страны дружили и плодотворно взаимодействовали во многих сферах.

Черниговская область Украины и Брянская область Российской Федерации осуществляли свое взаимодействие на уровне договора о сотрудничестве орга­нов исполнительной власти. Чернигов - побратим Брянска. Каждый год города обменивались визитами на разных уровнях исполнительной власти и местно­го самоуправления. В День молодежи проходила совместная акция на границе Украины, России и Беларуси. Были заключены договоры между образовательны­ми учреждениями, осуществлялось бизнес-партнерство, были взаимные визиты представителей общественных организаций.

Но контакты на уровне территориальных приграничных районов своди­лись, как правило, на уровень личных. Поэтому и возникла мысль провести семинар представителей приграничных муниципалитетов, чтобы разработать и реализовать совместные проекты в социально-экономической и гумани­тарной сферах.

Семинар состоялся в г. Новгород-Северский Черниговской области. С российской стороны участвовали 12 глав сельских поселений, граничащих с территорией Украины, со стороны Украины - более десяти глав сельских поселений. На семинаре была проведена совместная работа, участники уз­нали много интересного из опыта работы соседей. Были созданы проекты совместной деятельности, и они успешно реализовались до известных со­бытий на Майдане. Очень надеюсь, что нынешние смутные времена пройдут, и специалисты-практики на уровне муниципалитетов вновь будут сотрудничать и взаимно обогащаться.

Хотя речь не об этом. Дело в том, что данный грант был единственным грантом, который мы получили на реализацию проекта Совета муниципаль­ных образований Брянской области - получили не непосредственно на Совет,  а через Брянский филиал РАНХиГС. Ни до, ни после грантов на реализацию проектов Совета мы не получали. При этом заявки на гранты мы подаем регулярно, в т.ч. в Общественную палату, которая ежегодно объявляет конкурс НКО. И с такой же регулярностью нам отказывали, мотивируя тем, что учреди­тели Совета - муниципальные образования, а Советы в конкурсах на получение грантов для НКО участвовать не могут. Хотя сам по себе Совет муниципальных образований - это некоммерческая организация.

Считаем, что вопрос выделения грантов для Советов муниципальных об­разований регионов должен быть рассмотрен на высоком уровне и непре­менно с участием Общероссийского конгресса муниципальных образований (далее - ОКМО). Решение этой проблемы имеет большое значение для разви­тия муниципальных образований, так как Советы могут реализовать проекты на конкретных территориях, особенно сельских: от ремонта колодцев, в рамках программы «Чистая вода» до создания современных ситуационных центров, которые предоставляли бы возможность общения жителей села с руководством района и области. Брянский совет муниципальных образований подавал заявки на грантовую поддержку таких проектов. Однако на практике гранты до 25 млн руб. получает, например, алтайское НКО для создания организации ветеранов-боксеров, а мы заявляем грант на 1,5 млн руб. и получаем отказ.

По нашему мнению, ОКМО должен лоббировать интересы Советов му­ниципальных образований регионов (далее - советы) в этой области и, мо­жет быть, даже проводить обучающие семинары для специалистов советов, на которых те смогли бы получать информацию о том, как грамотно составлять грантовые заявки.

Финансовые возможности советов ограничены, а гранты были бы важным подспорьем в их работе. Может быть, ОКМО способно даже стать оператором по распределению грантов среди советов муниципальных образований, осу­ществляя, таким образом, поддержку инициатив советов по развитию местного самоуправления и помощь в реализации стратегий их деятельности.

Организация совместной работы органов местного самоуправления с органами исполнительной власти регионов

РОЛЬ советов муниципальных образований в развитии местного самоуправления и защите интересов органов местного самоуправления трудно переоценить. Именно советы должны инициировать совместную работу органов местного самоуправления с органами исполнительной власти регионов в едином ключе во благо жителей региона. Эта задача является определяющей в работе Брянского совета муниципальных образований. В регионе принят Закон Брянской области от 03.11.2010 № 91-3 «О полномочиях органов государственной власти Брянской области по взаимодействию с ассоциацией "Совет муниципальных образований Брянской области"». Благодаря активному взаимодействию органов местного самоуправления и органов государственной власти регионов по многим вопросам удалось наработать позитивный опыт. За девять лет, с 2006 по 2015 г., Совет стал универсальной юридической консультацией для муниципалов: руководители или специалисты каждого муниципального образования области, хоть раз, но обращались в Совет за юридической помощью. И получали эту помощь благодаря взаимодействию Совета с отделом правовой экспертизы законопроектов и правового обеспечения деятельности постоянных комитетов и комиссий Брянской областной Думы, прокуратуры Брянской области.

Вся работа исполнительной дирекции Совета ведется в тесном контакте и при поддержке региональных органов власти. Вот лишь некоторые примеры этой работы:

  • открытый диалог с губернатором;
  • совместное проведение кустовых семинаров;
  • разработка и установка программного комплекса для автоматизации работы администраций городских и сельских поселений;
  • участие в работе Координационного совета в управлении Минюста;
  • выпуск методических сборников по актуальным вопросам реформирования местного самоуправления;
  • размещение материалов на сайте администрации области.

Открытый диалог с губернатором. Нормой совместной и согласованной работы стали ежемесячные встречи и открытый диалог губернатора области с руководством совета, главами муниципальных районов и городских округов. На встречах и в ходе открытого диалога с губернатором обсуждаются наиболее актуальные проблемы местного самоуправления.

Кустовые семинары. Для повышения квалификации и повышения правовой грамотности работников муниципалитетов ежегодно организуются кустовые семинары в муниципальных образованиях области, на которых рассматриваются различные вопросы, в т. ч.:

  • о взаимодействии органов прокуратуры Брянской области и органов местного самоуправления;
  • реализации местными властями полномочий, предоставленных лесным законодательством;
  • формировании бюджета муниципальных образований области;
  • переходе на отраслевую систему оплаты труда работников бюджетной сферы. 

Разработка и установка программного комплекса для автоматизации работы администраций городских и сельских поселений. Исполнительная дирекция Совета совместно с областными структурами внедряет технические новинки, помогающие автоматизировать управленческую деятельность в муниципалитетах. Так, разработан и установлен программный комплекс для муниципальных образований области, предназначенный для автоматизации работы администраций городских и сельских поселений по исполнению собственных полномочий с возможностью централизации учета на уровне муниципального района. Все функции комплекса ориентированы на повседневную работу специалиста, поэтому программные решения максимально просты в работе.

Участие в работе Координационного совета Управления Минюста. Совместно с Управлением Минюста России по Брянской области ежегодно проводится расширенное заседание Координационного совета с участием глав администраций муниципалитетов «О взаимодействии Управления Минюста России по Брянской области с органами местного самоуправления Брянской области и оказания им методической помощи», на котором рассматриваются наиболее проблемные вопросы, в т. ч. связанные с регистрацией уставов муниципальных образований.

Выпуск методических сборников по актуальным вопросам реформирования местного самоуправления. Начиная с момента образования Совета исполнительной дирекцией в помощь муниципалитетам, издаются различные методические сборники по актуальным вопросам реформирования местного самоуправления на Брянщине. Среди них материалы по правовым, управленческим тематикам, обобщенный опыт работы муниципальных образований. 

Пример: Сборник «Модельные нормативно-правовые акты муниципалитета», «Инновационные модели государственного и муниципального управления в контексте политических и административных процессов», «Актуальные вопросы развития муниципальных образований»; «Настольная книга для муниципалов», «Правовое обеспечение местного самоуправления: муниципальные учреждения и предприятия», «Муниципальная Брянщина», «Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений». 

Регулярно издаются методические пособия по изменениям, внесенным в действующее законодательство, и другим вопросам и раздаются лично главам муниципальных образований, их заместителям для помощи в практической работе.

Размещение материалов на сайте администрации области. На официальном сайте Департамента внутренней политики Брянской области в рубрике «Местное самоуправление» размещается информация о Совете муниципальных образований Брянской области, методические рекомендации и другие материалы, необходимые для оказания информационно-методической помощи муниципалитетам. 

Организационно-методическая работа

Съезды и правления Совета. Кроме совместной деятельности с органами и структурами федеральной и региональной власти, Совет проводит самостоя¬тельную работу по развитию местного самоуправления в регионе. За прошедшие девять лет проведено 10 съездов и 45 правлений Совета, которые, по сути, стали широкими площадками, где ведется постоянная дискуссия о путях развития муниципальной власти, ее взаимоотношений с органами государственной власти, повышения качества жизни населения.

Для справки

В начале текущего года состоялся 11-й съезд Совета муниципальных образований Брянской области. По отзывам участников, съезд стал важной встречей, где можно было не только говорить о наболевшем, но и рассчитывать на понимание коллег, решение конкретной проблемы.

С годами Совет стал экспертной площадкой в сфере местного самоуправления, где можно ознакомиться с практикой правоприменения и дать оценку реализации законов на местах.

Совет постоянно внедряет новые формы работы, которые не являются обязательными, но позволяют адаптировать новые требования законодательства в повседневную практику управленческой деятельности на муниципальном уровне.

Курсы повышения квалификации. Ежегодно в целях повышения квалификации муниципальных служащих проводятся выездные семинары, в работе которых принимают участие сотрудники Межотраслевого центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Брянского филиала ОРАГС, представители исполнительной дирекции ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области» и работники администраций муниципальных районов. Между Брянским филиалом академии госслужбы и Ассоциацией муниципальных образований Брянской области 12 декабря в юбилейный год принятия Конституции РФ состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве. Также в рамках реализации Программы развития Брянской государственной инженерно-технологической академии, повышения качества и целевой направленности подготовки специалистов для нужд народного хозяйства области, повышения эффективности экономики территории заключен договор о сотрудничестве между ассоциацией и указанной академией.

Взаимодействия с другими Советами. Исполнительная дирекция Совета организует его взаимодействие с другими региональными советами муниципальных образований (Тульской, Орловской, Липецкой, Московской и др. областями) в сфере обмена информацией по направлениям деятельности советов.

Работа по реализации нового законодательства. Безусловно, самой масштабной за последний год стала работа Совета по реализации федерального законодательства, изменившего некоторые основы организации местного самоуправления в России. Анализируя принятые в Брянской области решения, с учетом сегодняшней ситуации, можно утверждать, что они оптимальны, так как не допускают кардинального изменения структур управления и перекраивания штатов.

Как показала практика, муниципалитеты оказались не готовы к передаче полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена по объективным причинам - отсутствие ставок и специалистов, особенно в сельских поселениях. Есть много спорных вопросов, связанных с подготовкой правового обоснования и документов по распоряжению земельными участками. В настоящее время мы прорабатываем вопрос по организации данной работы через районные казенные учреждения либо посредством заключения Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве по обеспечению эффективного использования земельных ресурсов.

Конкурсы. Главные направления работы Совета - оказание содействия органам местного самоуправления в реализации их полномочий, объединение всех муниципальных образований в решении стоящих перед ними задач, организация межмуниципального сотрудничества, защита и отстаивание интересов муниципалитетов, обобщение и распространение передовых методов и опыта работы. В рамках данной работы Советом совместно с Департаментом внутренней политики Брянской области ежегодно проводится конкурс «Лучшее муниципальное образование». За время проведения конкурса более 170 городских и сельских поселений из 256 признавались победителями и призерами, получая ценные призы, в т. ч. 24 автомобиля.

Также Советом за счет собственных средств уже в течение четырех лет проводится конкурс «Лучший специалист в сфере местного самоуправления Брянской области» по восьми номинациям. Финалистами данного конкурса стали 37 чел., им вручены дипломы и ценные призы.

День консультаций. В деятельности Совета активно используется такая форма работы, как «День консультаций», предполагающая индивидуальные консультации по конкретным ситуациям. Такие встречи дают муниципалитетам возможность получать наиболее точные достоверные сведения для принятия обоснованных управленческих решений.

Рассмотрение жалоб жителей. Сотрудники исполнительной дирекции Совета с самого начала его возникновения рассматривают жалобы жителей муниципалитетов на глав администраций и муниципальных служащих. Совет выступает в качестве третейского судьи в урегулировании споров или отдельных разногласий, содействует выработке сторонами решений по существу споров. При этом наиболее приемлемой формой альтернативного урегулирования конфликтов и снижения социальной напряженности мы считаем медиативные соглашения.

Внедрение различных форм реструктуризации. В настоящее время исполнительная дирекция Совета разработала и внедряет в муниципальных образованиях области различные способы реструктуризации муниципальных унитарных предприятий. Реструктуризация в первую очередь проводится в целях упрощения процессов оказания услуг населению и повышения качества предоставляемых услуг.

Методические материалы по реформированию ЖКХ. Совет регулярно издает методические материалы, посвященные той или иной отрасли. Так, например мы подготовили методические материалы по теме: «Организационные, правовые аспекты реформирования отрасли ЖКХ Дятьковского района Брянской области, создание холдинга в ЖКХ». Основными целями такого реформирования отрасли ЖКХ стали:

  • выход на уровень безубыточной деятельности, в т. ч. и за счет снижения затрат путем централизации ряда функций, оптимизации налогообложения, дальнейшее достижение финансового результата деятельности не ниже определенного размера рентабельности;
  • обеспечение максимальной мобильности производственных ресурсов, при их строгом учете и возможности перераспределения из управляющего центра;
  • удовлетворение потребностей населения в высоком качестве жилищно-коммунальных услуг.

Задача создаваемых холдингов в сфере ЖКХ - образование группы взаимосвязанных организаций, обеспечивающих предоставление услуг населению по водоснабжению и водоотведению на территории муниципалитета, в которой одна из них (управляющая организация) будет иметь возможность руководить на стратегическом уровне другими участниками группы. Пример структуры холдинга в сфере ЖКХ в прикрепленном файле. 

Стратегические задачи советов муниципальных образований и ОКМО

В условиях сегодняшней «экономической непогоды» ОКМО и советам муниципальных образований регионов необходимо решить четыре главные задачи: 

  • обеспечить максимальную эффективность бюджетных расходов и их прозрачность;
  • определить точки роста каждой территории и акцентировать на них внимание чиновников, бизнес-сообщества, граждан;
  • защитить людей от необоснованного роста цен, тарифов, сохранить общественно-политическое спокойствие;
  • вести постоянный диалог с жителями Брянской области, быть ближе к людям и их проблемам.

В целях их решения считаем необходимым активизировать работу по следующим направлениям:

  • противодействие принятию законов субъектов РФ, предусматривающих увеличение расходных обязательств органов местного самоуправления без указания источника их финансирования и порядка исполнения новых видов расходных обязательств, порядка передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы;
  • создание общественных советов по повышению эффективности взаимодействия надзорных органов и органов местного самоуправления;
  • формирование кадрового резерва на замещение должностей в органах власти различного уровня.

Что касается дальнейшего развития местного самоуправления, то муниципальное сообщество Брянщины в этом отношении связывает все свои надежды с ОКМО. После расформирования Минрегиона России ОКМО должен взять на себя, с одной стороны, постановку задач и определение стратегии развития местного самоуправления, а с другой - формировать предложения от советов Правительству РФ. Так, в настоящее время представляется необходимым решить вопрос освобождения органов местного самоуправления от гигантской отчетности, восстановив службу муниципальной статистки Росстата; обеспечить защиту лидеров местного самоуправления, реализующих проекты развития, от произвола «силовой бюрократии».

Советы могут и должны представлять государственной власти важную объективную информацию, необходимую для принятия обоснованных, практически выверенных решений. Поэтому ОКМО предстоит работать над восстановлением доверия органов государственной власти субъектов РФ и федерального руководства к системе Советов муниципальных образований регионов.

Вопрос укрепления экономической базы Советов в настоящее время наиболее актуален. В этих целях представляется возможным рассмотреть закрепление в федеральном законодательстве вопроса об обязательности уплаты членских взносов на осуществление деятельности советов. Однако для того чтобы это произошло, и советы, и ОКМО должны доказать свою значимость и необходимость, осуществляя эффективную деятельность по защите и поддержке местного самоуправления.

по материалам журнала "Практика муниципального управления"

Н.В. Пригара, исполнительный ди­ректор ассоциации «Совет муниципаль­ных образований Брянской области»