Для регистрации сделки требуется ряд документов. Основным документом будет являться непосредственно сам договор купли-продажи, в котором подробно описывается предмет договора, стороны договора (реквизиты продавца и покупателя), цена договора, а так же иные условия, которые стороны определили для себя как существенные. Договор купли-продажи составляется в нескольких экземплярах, но не менее чем в трех. Как правило, по одному экземпляру получают стороны договора – то есть продавец и покупатель, а один экземпляр передается на вечное хранение в регистрирующий орган. Необходимо знать, что специалисты управления Федеральной регистрационной службы составлением договоров не занимаются, этот документ должен быть подготовлен заранее.
Пакет документов, который необходимо представить в регистрационную службу, может быть в 2-х вариантах.
Вариант 1. Если права продавца еще не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав, но были учтены ранее в бюро технической инвентаризации.
В этом случае одновременно со сделкой необходимо будет пройти перерегистрацию ранее возникших прав, подав об этом заявление и приложив необходимые документы. Вот что вам понадобится:
• документы, устанавливающие право на объект недвижимости (договор купли-продажи, мены, приватизации, свидетельство о праве не наследство и др.);
• документ, содержащий описание объекта недвижимости (кадастровый паспорт), справка из БТИ о подтверждении зарегистрированного права, если права на недвижимое имущество возникли до 01.09.1996 г. – эти документы заявитель как может представить самостоятельно так и орган осуществляющий государственную регистрацию может запросить в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов.
Также следует оплатить госпошлину, приготовить документы, удостоверяющие личность, а заявление помогут составить в регистрационной службе;
Вариант 2: Ваша квартира уже зарегистрирована в регистрационной службе.
Тогда все обстоит совсем просто. С покупателем приходите по адресу управления Федеральной регистрационной службы Вашего муниципального образования со следующими документами:
• Договор купли-продажи
• Квитанция об уплате госпошлины
• Документ, удостоверяющий личность
Что может потребоваться еще?
Помимо этого предоставляется справка, в которой должен быть определен круг лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении на момент совершения сделки.
Если собственником жилого помещения является в том числе и несовершеннолетний ребенок, то орган опеки и попечительства должен дать разрешение на такую сделку. Может потребоваться согласие супруга на продажу жилого помещения. В случае продажи доли в праве собственности на помещение или при отчуждении комнаты в коммунальной квартире должно быть соблюдено право преимущественной покупки сособственника.
Как продавцу защитить свои права?
Принято считать, что при совершении сделки с недвижимостью рискует покупатель. Однако и продавец может пострадать, например, квартиру продать, а денег так и не получить. Вот несколько простых советов, которые следует помнить:
• Во избежание недоразумений при передаче денег можно воспользоваться услугами банка. Многие банки, видя потребность клиентов в услуге по передаче денег из рук в руки, открыли «депозитарий». Говоря простым языком – это камеры хранения на охраняемой территории. Условия доступа к ячейкам могут быть разными. Они оговариваются в договоре с банком письменно. В одном случае к ячейке допустят и продавца и покупателя, в другом – деньги может забрать только продавец, после того, как предъявит банку уже зарегистрированный (т.е. вступивший в силу) договор купли-продажи.
• Не расписывайтесь в получении денег, пока не получите сумму полностью. Поверив обещаниям «отдать позже», можете своих денег так и не увидеть.
• Прежде чем подписывать договор купли-продажи, внимательно его прочитайте: все договоренности между продавцом и покупателем должны быть отражены в этом документе. Если вас уверяют, что «юстиция» (т.е. управление регистрационной службы) принимает только типовой договор – не верьте. Моменты, которые вы считаете существенными, можно и нужно прописать. Какую сумму вам заплатят, когда, целиком или частями – все это реально отразить в документе. Помните, что юридическую силу имеет только то, что написано в договоре, никакие устные договоренности во внимание не принимаются.
• Никому не давайте ваш паспорт, военный билет или иной документ, удостоверяющий личность. Обратите внимание, что в тексте договора не должно быть пропущенных мест, чтобы ничего нельзя было дописать. На документе обязательно должна стоять дата его составления, внимательно изучайте документы.
Все проверили? Удачной вам сделки!