Сделки с недвижимостью. Как избежать проблем

Тип: статья

Для регистрации сделки требуется ряд документов. Основным документом будет являться непосредственно сам договор купли-продажи, в котором подробно описывается предмет договора, стороны договора (реквизиты продавца и покупателя), цена договора, а так же иные условия, которые стороны определили для себя как существенные. Договор купли-продажи составляется в нескольких экземплярах, но не менее чем в трех. Как правило, по одному экземпляру получают стороны договора – то есть продавец и покупатель, а один экземпляр передается на вечное хранение в регистрирующий орган. Необходимо знать, что специалисты управления Федеральной регистрационной службы составлением договоров не занимаются, этот документ должен быть подготовлен заранее.

Пакет документов, который необходимо представить в регистрационную службу, может быть в 2-х вариантах.

Вариант 1. Если права продавца еще не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав, но были учтены ранее в бюро технической инвентаризации.

В этом случае одновременно со сделкой необходимо будет пройти перерегистрацию ранее возникших прав, подав об этом заявление и приложив необходимые документы. Вот что вам понадобится:

• документы, устанавливающие право на объект недвижимости (договор купли-продажи, мены, приватизации, свидетельство о праве не наследство и др.);

• документ, содержащий описание объекта недвижимости (кадастровый паспорт), справка из БТИ о подтверждении зарегистрированного права, если права на недвижимое имущество возникли до 01.09.1996 г. – эти документы заявитель как может представить самостоятельно так и орган осуществляющий государственную регистрацию может запросить в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов.

Также следует оплатить госпошлину, приготовить документы, удостоверяющие личность, а заявление помогут составить в регистрационной службе;

Вариант 2: Ваша квартира уже зарегистрирована в регистрационной службе.

Тогда все обстоит совсем просто. С покупателем приходите по адресу  управления Федеральной регистрационной службы Вашего муниципального образования со следующими документами:

• Договор купли-продажи

• Квитанция об уплате госпошлины

• Документ, удостоверяющий личность

Что может потребоваться еще?

Помимо этого предоставляется справка, в которой должен быть определен круг лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении на момент совершения сделки.

Если собственником жилого помещения является в том числе и несовершеннолетний ребенок, то орган опеки и попечительства должен дать разрешение на такую сделку. Может потребоваться согласие супруга на продажу жилого помещения. В случае продажи доли в праве собственности на помещение или при отчуждении комнаты в коммунальной квартире должно быть соблюдено право преимущественной покупки сособственника.

Как продавцу защитить свои права?

Принято считать, что при совершении сделки с недвижимостью рискует покупатель. Однако и продавец может пострадать, например, квартиру продать, а денег так и не получить. Вот несколько простых советов, которые следует помнить:

• Во избежание недоразумений при передаче денег можно воспользоваться услугами банка. Многие банки, видя потребность клиентов в услуге по передаче денег из рук в руки, открыли «депозитарий». Говоря простым языком – это камеры хранения на охраняемой территории. Условия доступа к ячейкам могут быть разными. Они оговариваются в договоре с банком письменно. В одном случае к ячейке допустят и продавца и покупателя, в другом – деньги может забрать только продавец, после того, как предъявит банку уже зарегистрированный (т.е. вступивший в силу) договор купли-продажи.

• Не расписывайтесь в получении денег, пока не получите сумму полностью. Поверив обещаниям «отдать позже», можете своих денег так и не увидеть.

• Прежде чем подписывать договор купли-продажи, внимательно его прочитайте: все договоренности между продавцом и покупателем должны быть отражены в этом документе. Если вас уверяют, что «юстиция» (т.е. управление регистрационной службы) принимает только типовой договор – не верьте. Моменты, которые вы считаете существенными, можно и нужно прописать. Какую сумму вам заплатят, когда, целиком или частями – все это реально отразить в документе. Помните, что юридическую силу имеет только то, что написано в договоре, никакие устные договоренности во внимание не принимаются.

• Никому не давайте ваш паспорт, военный билет или иной документ, удостоверяющий личность. Обратите внимание, что в тексте договора не должно быть пропущенных мест, чтобы ничего нельзя было дописать. На документе обязательно должна стоять дата его составления, внимательно изучайте документы.

Все проверили? Удачной вам сделки!

В.В.Гончар и.о.начальника Нижнеамурского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю