В законодательном плане особый подход к использованию Земли закреплен принципами земельного законодательства, к которым относятся приоритет охраны земель, как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием ее в качестве недвижимого имущества, приоритет при использовании земель охраны жизни и здоровья человека, несмотря на объемы затрат, которые для этого необходимы, приоритет общественных интересов перед интересами отдельного гражданина, дифференцированный подход к установлению правового режима земель с учетом категории земель, платность землепользования и т.д.
Эти принципы земельного законодательства выработаны не только практикой землепользования последних десятилетий, но исходя из того, что взаимосвязь людей и земли является основополагающей для человеческого существования, они отражают общечеловеческие подходы взаимодействия Человека и Природы.
Составители законопроекта «о дальневосточном гектаре» как будто забыли о том, что было наработано ранее, и предложили новый, радикальный подход к «использованию земель» на Дальнем Востоке, не представляя себе какие огромные негативные последствия принесет его реализация на практике.
Законопроект предусматривает возможность предоставления земельных участков вне зависимости от категории земель и наличия или отсутствия градостроительной документации, что нарушает одно из основополагающих требований законодательства - планирование использования земель первично – предоставление земельных участков вторично.
Предоставление по 1 га земель вне зависимости от цели предоставления разрывает единую логическую взаимосвязь между размерами земельного участка и его целевым назначением, и не позволит использовать его для любых целей, как это продекларировано законопроектом.
Законопроект не определяет в качестве обязательного условия предоставления земельного участка необходимость постоянного проживания на нем гражданина, которому он предоставлен, и не является стимулом для привлечения населения на Дальний Восток.
Законопроектом не определены условия, при которых земельный участок по истечении определенного времени, может быть предоставлен в собственность. В данной редакции, как показывает практика применения принятого в 2002 году Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», данная норма закона может трактоваться по- разному, а, следовательно, является коррупцирогенной.
Предлагаемое законопроектом бесплатное предоставление любому гражданину, для любых целей и практически в любом месте,делает правило из исключения, что нарушает принцип платности землепользования.
Учитывая, структуру земель Дальнего Востока, законопроект предполагает возможность широкого вовлечения в хозяйственный оборот земель лесного фонда для любых не свойственных для данной категории земель, целей, что негативно скажется на животном и растительном мире, повлечет за собой ухудшения среды обитания коренных малочисленных народов, увеличения лесных пожаров и т.д.
Несмотря на значительные не вовлеченные в хозяйственный оборот территории, земель, обеспеченных необходимой инфраструктурой и подготовленных для освоения, практически нет, а следовательно на практике это приведет в выводу из хозяйственного оборота значительных массивов земель, если не сказать жестче – их разбазариванию. Такие земли могут быть востребованы только обеспеченными гражданами.
Законопроектом предусматривается предоставление земельных участков для любых целей, определенных классификатором видов разрешенного использования, который включает в себя более 300 наименований. Неужели у нас есть такая жизненно важная необходимость в бесплатном предоставлении земельных участков для размещения банков, рынков, торговых центров, дискотек и ночных клубов?
В итоге принятие законопроекта приведет к существованию на Дальнем Востоке одновременно двух систем землепользования – традиционной, основанной на Земельном кодексе РФ, и так называемой «инновационной» - вне взаимосвязи с принципами и нормами земельного и градостроительного законодательства. Кроме хаоса это ни к чему не приведет.
Распоряжением Правительства РФ от 03.03. 2012 № 297-р определены основные цели использования земельного фонда России на среднесрочную перспективу. Их две – повышение эффективности использования земель и охрана земель, как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве.
Исходя из этого, надо сосредоточить свои усилия не на разбазаривание земель, а на повышение эффективности использования земель, уже вовлеченных в хозяйственный оборот.
В первую очередь необходимо:
- принять участие в подготовке разрабатываемого по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина федерального закона о новом порядке изъятия не используемых земель сельскохозяйственного назначения, который бы содержал эффективный механизм возврата их в государственную собственность;
- пересмотреть методические подходы к определению платы за землю, превратив существующую десятилетиями чисто фискальную систему сбора платы за землю, в механизм экономического стимулирования предпринимательства и охраны земель;
- привести в соответствии с новыми нормами земельного законодательства организацию работы по предоставлению земельных участков, предусмотрев жесткое соблюдение процедур и сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц.