Олег Борисович, что в работе СМО, на Ваш взгляд, является самым главным?
Право законодательной инициативы. Мы это право получили сразу после создания Совета еще в 2006 году и всегда им активно пользовались, выходили с инициативами по изменению областных и даже федеральных законов. ФЗ-131 сузил возможности по правовому регулированию местного самоуправления, но мы не прекращаем эту работу. За весь период у нас было более 50 полноценных законодательных инициатив. Не все из них были приняты, но все подробно обсуждались и на площадке СМО, и в Мособлдуме, с которой мы активно сотрудничаем, ведь СМО самостоятельно трудно поднять свои идеи на федеральный уровень. Так проект закона «О муниципальной милиции» получил поддержку и в других СМО, и среди депутатов Мособлдумы. Потом информация распространилась и на федеральном уровне. Весной мы направляли свой законопроект в Госдуму. Наибольшую поддержку оказала фракция «Справедливая Россия», которая параллельно работала над своим проектом соответствующего федерального закона. В том документе, который в итоге был внесен в Госдуму, содержатся и некоторые наши предложения.
Также Совет вышел с законодательной инициативой о привлечении к административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Первыми о такой инициативе заявили Рязанская область и Санкт-Петербург. Мы вынесли нашу инициативу на рассмотрение Мособлдумы, оттуда наш законопроект был направлен в Госдуму депутату Елене Мизулиной — инициатору федерального законопроекта по данной проблеме. Из Госдумы мы получили письмо с благодарностью, а затем некоторые наши положения увидели уже в федеральном законе.
Следующее важное направление деятельности СМО — организация в регионе и муниципалитетах системы общественного контроля, Я возглавляю эту работу в качестве председателя комиссии по МСУ и работе с территориями подмосковной Общественной палаты, вхожу в нее от СМО. Одним из первых данную тему поднял в декабре 2013 года Президент РоссииВладимир Путин в своем Послании к Федеральному собранию, когда говорил о необходимости создания реально действующего института общественного контроля. В 2014 году мы с коллегами по СМО и областной общественной палате произвели переформатирование муниципальных общественных палат. Надо сказать, что общественная палата в области появилась задолго до образования Общественной палаты Российской Федерации, еще в 2000 году, а муниципальные общественные палаты и общественные советы действуют с 2007 — 2008 годов. Однако эти структуры так и не стали независимыми площадками согласования интересов гражданского общества с органами власти, они оставались «карманными» структурами. Их формировали муниципальные руководители, исходя из своих политических предпочтений. Поэтому люди активные, имеющие свое мнение, даже не участвующие в политической борьбе, не могли войти в муниципальные общественные палаты и работать там.
Мы же считаем, что муниципальные общественные палаты не должны быть партийными, они должны представлять интересы всего гражданского общества, а не отдельной его части. Причем прежде всего это необходимо именно самим органам местного самоуправления. Муниципалам надо иметь независимый и постоянно функционирующий источник идей, а не политическую структуру, которая активизируется только накануне выборов. Поэтому был принят новый порядок формирования муниципальных общественных палат: треть членов назначает губернатор, треть — областная Общественная палата, треть — представительный орган муниципального района или городского округа. В ходе «перезагрузки» конкуренция среди кандидатов была по 3,5 человека на место. Губернатор и областная Общественная палата опирались на результаты общественного голосования, которое проходило на специальном сайте в Интернете. В муниципалитетах были организованы встречи с участием кандидатов, органов местного самоуправления, муниципальной общественности. Я с удовольствием увидел среди своих земляков — жителей города Видное и Ленинского района — много молодых, активных, инициативных и креативных людей, которые готовы жертвовать свое время на благо развития своего города, района, поселка, деревни, готовы участвовать в реализации местных вопросов в сотрудничестве с другими общественными силами и органами власти. И сейчас у нас есть основания рассматривать муниципальные общественные палаты не только в качестве площадок общественно-публичного диалога в рамках «нулевого чтения» принимаемых публичной властью решений, но и как локальные институты общественного и территориального развития. Я думаю, что именно в этом и заключается смысл создания системы общественного контроля — когда представители общественности, не имея властных полномочий, обязательств и ограничений, накладываемых должностными инструкциями, в инициативном порядке и в постоянном режиме соучаствуют в управлении развитием на местах и добровольно несут за свои идеи и действия моральную ответственность перед своими соседями. Я изучал опыт государственного управления и местного самоуправления в разных странах, и такого института, который бы одновременно участвовал в обсуждениях решений органов власти, выдвигал собственные идеи и реализовывал их, я нигде не видел.
А не противоречит ли данная работа миссии СМО, который должен защищать интересы своих членов — муниципальных образований? Ведь создается некий противовес местным властям...
Не стоит ставить знак равенства между муниципальными образованиями и органами местного самоуправления. Право на местное самоуправление я считаю одним из важнейших прав, которым наделен каждый гражданин страны. Поэтому миссия СМО заключается вовсе не в том, чтобы защищать глав муниципальных образований от граждан, а в том, чтобы создать такие условия, при которых и главы, и депутаты, и служащие, и все жители муниципалитета будут решать местные вопросы вместе.
Многие мудрые и опытные главы муниципалитетов только приветствуют создание системы общественного контроля и участия в решении местных вопросов, ведь на площадках общественных палат и общественных советов они получают необходимую для принятия эффективных решений информацию о насущных проблемах, о состоянии социального климата, о человеческих ресурсах своей территории. Эта информация поступает напрямую, а не через фильтры стандартного документооборота, не в рамках привычных жалоб и обращений, потому что активные граждане не жалуются и не просят. Эту информацию мудрые главы используют для подготовки решений по социально-экономическому развитию муниципалитетов, а также для работы над собственным позитивным политическим имиджем. Поэтому противоречия здесь никакого нет.
Кроме того, в рамках данной работы СМО выделил наиболее проблемное направление по созданию системы общественного контроля в сфере ЖКХ. Я являюсь председателем Совета НП «Центр общественного контроля в сфере ЖКХ», который создан в декабре 2013 года, и СМО является его соучредителем. Основная задача Центра — выстроить постоянно действующие механизмы прямой и обратной связи между органами власти и организациями, принимающими решения в сфере ЖКХ, и жителями. Центр занимается не только контролем, но и жилищным просвещением, оказывает активным жильцам консультационную, правовую и методическую поддержку, помогает создавать органы жилищного самоуправления, содействует разрешению конфликтных ситуаций. Не так давно я также возглавил рабочую группу «Качество повседневной жизни» областного отделения Общероссийского Народного фронта, где наряду с коллегами занимаюсь мониторингом реализации «майских» указов Президента по вопросам, затрагивающим жилищные интересы граждан. Мы изучаем ход реализации программ по капремонту, переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, отслеживаем деятельность управляющих организаций, планируем участвовать в работе лицензионной комиссии.
А в структуре СМО есть орган, который занимается вопросами ЖКХ?
В структуре Совета создана комиссия по вопросам реформирования ЖКХ. Информацию, поступающую от этой комиссии, мы рассматриваем на заседаниях президиума, куда входят представители всех типов муниципальных образований. В составе президиума семь человек представляют муниципальные районы, пять — городские округа, пять — сельские поселения, семь — городские поселения. Председатель Совета избирается из состава президиума, а исполнительный директор входит по должности. Решения, позицию и пожелания президиума я по каналам Центра общественного контроля, общественной палаты, ОНФ транслирую в общественное поле.
При подключении ресурсов гражданского общества многие вопросы получается решать значительно эффективнее, чем только лишь силами Совета или органов МСУ. Так, сейчас Центр общественного контроля в сфере ЖКХ взял на себя такую важную задачу, как создание советов МКД, которое отнесено к обязанностям органов МСУ. В этой работе активно участвует председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Московской области и исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева. Как оказалось, данная задача оказалась чрезвычайно сложной для подмосковных муниципалитетов. На сегодня советы МКД созданы только в каждом третьем доме, при этом большая их часть существует формально и не дает ожидаемого результата. Муниципалитеты их создали «по-быстрому» во исполнение федерального закона, но такие советы МКД не могут стать эффективным институтом в представлении и защите жилищных прав жителей. А когда та же работа проводится не властью, а гражданским обществом, скажем, тем же Центром общественного контроля, который объединяет многие общественные жилищные организации, когда эта работа сопровождается акциями по жилищному просвещению, мы получаем рабочие органы жилищного самоуправления и снижаем нагрузку на органы МСУ.
Возможно дело не столько в том, что за создание органов жилищного самоуправления берется власть, сколько в том, что у муниципалов нет необходимых знаний?
Отчасти это справедливо. В сентябре-октябре Центр общественного контроля в сфере ЖКХ совместно с Общественной палатой Московской области проводил цикл выездных зональных семинаров для муниципальных служащих и членов профильных комиссий муниципальных общественных палат, жилищной общественности, управляющих организаций (то есть мы стараемся собирать все заинтересованные стороны). На семинарах мы рассказывали о новых правовых механизмах, давали рекомендации по реализации федеральных и региональных норм в сфере ЖКХ, представляли методики по созданию совета МКД, по организации взаимодействия между советом МКД и управляющей организацией, лучшие практики, выявляли проблемные вопросы. В начале декабря планируется собрать большой областной форум с широким представительством от каждого муниципального района и городского округа, на котором будем обсуждать итоги и перспективы развития областного ЖКХ и системы общественного контроля в сфере ЖКХ.
Какие еще рабочие органы созданы в составе Совета?
У нас есть комиссии по вопросам здравоохранения, по развитию МСУ, по градостроительству и земельным вопросам, по вопросам экономики и предпринимательства, по межмуниципальному сотрудничеству, по правовым вопросам и законодательной деятельности, по социальным вопросам, по финансовым и бюджетным вопросам, по проблемам ЗАТО и военных городков. Членами этих комиссий становятся главы, депутаты и специалисты органов МСУ в инициативном порядке, они готовят вопросы и инициативы к заседаниям президиума. Исполнительная дирекция Совета оказывает комиссиям поддержку в методическом плане, но основную работу комиссии организуют и проводят самостоятельно. Кроме того, при Совете созданы третейский суд и комиссия по урегулированию споров между муниципальными образованиями. Третейский суд рассматривает экономические споры, а комиссия по урегулированию споров — гражданского-правового, политического и межличностного характера. Третейский суд и комиссия по урегулированию споров были очень загружены после вступления в силу ФЗ-131, когда вместо 79 муниципалитетов у нас появилось 378. Тогда споров, особенно между поселениями и районами, у нас было очень много. Но за эти годы муниципалитеты поняли, что должны работать совместно, выработали механизмы взаимодействия, и сейчас потребность в привлечении третейского суда и комиссии по урегулированию споров практически отсутствует. Однако Совет сохраняет эти органы на всякий случай, тем более что в них состоят (в соответствии с решениями президиума) наиболее авторитетные и опытные главы муниципальных образований, признанные независимые эксперты по вопросам МСУ, есть и представители органов региональной власти. Также при СМО создан координационный совет руководителей муниципальных представительных органов.
Совет проводит конкурс среди муниципальных служащих. Насколько эта форма работы востребована сообществом муниципалов Подмосковья?
Этот конкурс у нас проводится уже седьмой год подряд. Первоначально к участию приглашались только муниципальные служащие. Затем мы расширили его линейку, и сейчас конкурс проводится на звание лучшего специалиста в сфере МСУ. К номинациям по муниципальной службе у нас добавились «лучший депутат представительного органа МСУ» и «лучший руководитель органа ТОС». С каждым годом конкурс набирает обороты, в 2014 году у нас в среднем было уже более пяти претендентов на призовые места. Мы награждаем денежными призами из средств Совета за первое место; за второе и третье предусмотрены ценные призы. Награждение происходит в торжественной обстановке с участием региональных руководителей и представителей от каждого муниципалитета. Также в обязательном порядке мы сообщаем о победе в конкурсе руководству того органа МСУ, в котором работает лауреат, чтобы поощрение происходило и по линии муниципалитета.
Мы следим за карьерой наших лауреатов и стараемся им помогать, продвигать, ходатайствовать за них в случае решения карьерных вопросов. Победители нашего конкурса получают мощный карьерный импульс. Так, нынешние глава администрации Рузского района Максим Тарханов и глава городского округа Реутов Сергей Юров — лауреаты нашего конкурса прошлых лет.
Как происходит отбор на этом конкурсе?
Мы рассылаем по муниципалитетам объявления о начале конкурса, публикуем информацию на нашем сайте. Любой желающий, если он подходит по условиям номинации, может от себя лично подать заявку и в свободной форме рассказать о своих достижениях, приложить к этому, например, публикации в СМИ или копии документов по своим проектам. Мы также просим прислать вместе с заявкой ходатайство от руководителя органа МСУ, и эту информацию также учитываем при выборе победителей.
Конкурсная комиссия Совета состоит как из представителей Совета, так и из представителей различных органов Московской области, экспертного сообщества. Конкурсный отбор производится в два этапа. Сначала мы рассматриваем документы, поданные на конкурс, рассылаем их каждому члену комиссии. Члены комиссии выставляют конкурсантам баллы, и по совокупности набранных баллов мы определяем первых трех по каждой номинации. Второй этап заключается в очных заседаниях конкурсной комиссии, на которые для собеседования приглашаются претенденты на призовые места. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что человек действительно «в теме», а не взял чьи-то наработки и подал их от себя на конкурс. На втором этапе и определяется, кто займет первое место, кто — второе, кто — третье.
В 2014 году СМО совместно с фондом «Устойчивое развитие» реализовывал проект по развитию ТОС. Почему Совет обратил внимание на эту тему?
Я всегда интересовался этой темой, участвовал во всех трех всероссийских семинарах в Волгограде, изучал опыт и других регионов. Мне обидно, что в нашей Московской области при колоссальном человеческом капитале не наблюдается такой высокой активности по самоорганизации. Если в Волгоградской области ТОСов более 1,5 тысяч, то в Подмосковье их не более ста. Активных людей, как я уже говорил, много, но жителей в целом очень трудно сплотить в сообщество, которое бы взялось за благоустройство своей жизни. Даже если речь идет о жилой собственности (казалось бы, очевидная мотивация!), все равно очень трудно, а мы хотим, чтобы люди занимались не только благоустройством, но и формировали общественный заказ на муниципальные решения, сообща содействовали развитию своих территорий.
Сейчас Совет проводит опрос среди муниципалитетов, чтобы установить численность ТОСов и выявить механизмы взаимодействия с ними. Оказалось, что многие представители муниципального сообщества даже не знают о том, что такое ТОС, не могут его отличить от ТСЖ. Помимо элементарной нехватки знаний есть и объективные причины. После 2000 года в администрации Московской области был упразднен отдел по развитию ТОС, который оказывал большую методическую помощь и муниципалам, и активистам. До этого момента в Подмосковье было более пятисот ТОСов, но сейчас в органах исполнительной власти власти не осталось ни одного специалиста по данному вопросу. Кроме того, долгие годы многие руководители органов МСУ с опаской относились к ТОС. Были случаи, когда местные оппозиционные муниципальной власти политики возглавляли ТОСы, направляя все силы на противодействие местным властям или на борьбу за победу на следующих выборах, и, достигнув результата, такие «лидеры» теряли интерес к ТОС. В конце концов муниципалитеты или вообще забыли об этом институте, или стали считать ТОСы площадками для формирования деструктивной оппозиции.
Когда мы приступили к созданию системы общественного контроля, то поняли, что для полноценного гражданского участия нам надо возрождать этот институт, а в некоторых территориях — начинать работу с чистого листа. Мы сейчас стараемся донести до органов местного самоуправления идею о том, что ТОСы, если правильно выстроить механизмы их поддержки, дадут местным властям оперативное информирование о состоянии дел, возьмут на себя ряд функций по содержанию и социальному развитию территорий, обеспечат надежный контакт органов власти с жителями. Наконец, ТОСы могут оказывать поддержку в ходе избирательных кампаний, обеспечивать согласование интересов при реализации различных проектов.
Совместно с фондом «Устойчивое развитие» мы подали заявку на президентский грант, и нам удалось выиграть этот конкурс. На средства гранта проведено обучение 25 активистов в «Школе ТОС» на базе учебного центра «Нахабино», в рамках ежегодного конкурса СМО проведен конкурс для лидеров ТОС, победители получили небольшие гранты на реализацию своих локальных проектов, проведена определенная информационная работа среди муниципалитетов и населения, которую мы планируем продолжать и впредь, намереваемся создать при СМО Ассоциацию ТОСов Подмосковья, которая возьмет на себя выявление и распространение положительного опыта тосовской работы.
А как аппарату Совета удается обеспечивать работу по всем указанным направлениям? Сколько человек работает в исполнительной дирекции?
Работы действительно много. Я очень благодарен сотрудникам нашей дирекции за их энтузиазм и помощь, ведь они берут на себя исполнение многих функций как по линии Совета, так и по линиям общественной деятельности. Кроме меня в нашем штате сейчас работают шесть человек. Большинство сотрудников заняты в юридическом блоке: мой заместитель по правовым вопросам, один специалист по вопросам МСУ, один специалист по вопросам ЖКХ. Есть также мой заместитель по организационно-кадровым вопросам, офис-менеджер и советник по связям с общественностью, который также ведет наш сайт.
Хватает ли членских взносов на содержание аппарата и реализацию всех задуманных проектов?
Конечно, денег много не бывает, но наши взносы достаточно адекватны нашим задачам. У нас каждое муниципальное образование платит взносы в зависимости от собственных доходов местного бюджета —в размере 0,015% от собственных доходов местных бюджетов. Бюджеты у муниципалитетов в области неплохие, поэтому нам в принципе хватает. Правда, с уходом далеко не самой бедной части территории Московской области в Москву наша смета стала меньше, и я не знаю, что будет дальше, ведь идет процесс перераспределения полномочий, который отразится и на доходах местных бюджетов.
Насколько сильно работа аппарата Совета зависит от поддержки области?
Область нам предоставляет помещение в здании своей администрации, мы не платим за коммунальные услуги, телефонную связь по Москве и интернет. В этом помещении проходит основная работа с документами, отсюда мы взаимодействуем с органами государственной власти и муниципалитетами. Совет также арендует второй офис ближе к центру Москвы, мы используем его для взаимодействия с общественными организациями и СМИ.
Ни копейки из областного бюджета на наше содержание не выделяется и никогда не выделялось — не было и нет оснований для нашего финансирования с областного уровня, скажем, в виде областной программы развития МСУ или программы развития муниципальных территорий. Если мы хотим реализовать какой-то проект, на который не хватает средств нашей сметы, мы можем участвовать наравне с другими общественными организациями в различных грантовых конкурсах. В этом году с проектом по развитию ТОС мы решили участвовать в конкурсе на получение губернаторской премии «Наше Подмосковье». Однако Общественная палата Московской области утвердила меня членом совета по присуждению премии, и нашу заявку пришлось отозвать.
Подходит к концу работа над региональными законами по реализации ФЗ-136. В СМИ сообщают, что муниципалитеты Подмосковья в итоге утратят такое важное полномочие, как градостроительное регулирование. СМО Московской области участвовал в дискуссии по данному вопросу? Какова Ваша личная позиция?
Совет участвовал, и активно. Вместе с председателем Совета, руководителем администрации городского округа Коломна Валерием Шуваловым я вхожу в состав рабочей группы Мособлдумы по перераспределению полномочий. Было много заседаний и дискуссий. Подходы к реализации ФЗ-136 неоднократно обсуждались на заседании президиума Совета, к нам с докладом приходила начальник Главного управления территориальной политики, ныне заместитель председателя Правительства Московской области Эльмира Хаймурзина. Кроме того, когда рассматривались предложения по законопроекту, были организованы отдельные площадки в муниципалитетах, где велись горячие споры. То есть обсуждение было проведено в самом широком формате.
Сейчас регион пришел к тому, что у муниципальных образований надо изъять градостроительные и иные полномочия. Конечно, есть недовольные, в основном из числа тех, чьи муниципалитеты расположены у границы с Москвой, где все эти годы идет масштабное строительство жилых многоэтажек, зачастую без социальной инфраструктуры, дорожно-транспортной сети и т. д. Критики ссылаются на опыт Европы и Америки, где муниципалитеты имеют все полномочия, необходимые для социально-экономического и территориального развития. Но вот что я всегда говорю в ответ на такую критику — в Европе и Америке система местного самоуправления шлифовалась веками. Там не только органы наделены полномочиями, там и граждане знают, как эти полномочия реализуются, знают, как они могут на это повлиять. Гражданское участие — это необходимая составляющая местного самоуправления, которой у нас, к сожалению, пока повсеместно не наблюдается. В начале 1990-х годов местное самоуправление было создано и затем развивалось путем написания законов, а общество так и осталось неготовым. Были созданы органы местного самоуправления, но они остались и остаются в гордом одиночестве, не получая, в отличие от европейских коллег, необходимой помощи и поддержки от общества. Любой закон должен фиксировать сложившиеся общественные отношения, а если этих общественных отношений нет или они не развиты, бессмысленно писать законы. Поэтому государство пришло к тому, что надо оставить муниципалитетам необходимый набор полномочий, чтобы они могли эффективно их реализовывать. Кроме того, система регионального регулирования допускает точечную передачу полномочий обратно на муниципальный уровень, причем уже с финансированием, с методиками, но и с контролем исполнения. Мы будем ходатайствовать об этом для тех муниципалитетов, где есть кадровая, нормативная, управленческая база, где приняты решения о комплексном развитии территорий, программы, стратегии. Поэтому ничего страшного в том, что градостроительные, земельные и некоторые другие полномочия муниципалитетов возьмет на себя область, я не вижу.
СПРАВКА МР
Олег Борисович ИВАНОВ — исполнительный директор СМО Московской области (с 2006 года); член общественной палаты Московской области, председатель комиссии по местному самоуправлению и информационной политике (с 2009 года); председатель совета НП «ЖКХ Контроль Московской области» (с 2013 года). С 2000 года работал в комитете по делам территориальных образований, общественных и территориальных связей Московской области, в том числе занимая должности начальника управлений: организационного и правового обеспечения, по развитию МСУ, по общественным связям и МСУ. До этого был помощником депутата Госдумы, первым заместителем руководителя представительства правительства Саратовской области при Правительстве РФ. Окончил Поволжскую академию государственной службы; Академический правовой университет при Институте государства и права РАН. Родился в 1972 году в Саратовской области.
по страницам журнала "Муниципальная Россия"