"Лига ТОС" перешагнула границы Пермского края

Тип: статья

Главной ее целью является содействие становлению гражданского общества путем развития территориального общественного самоуправления, осуществления функ­ций социального партнерства, направленного на выстраивание цивилизо­ванных отношений с органами местного самоуправления, в формате граж­данского контроля, гражданского диалога и гражданского участия.

Основные виды деятельности:

  • поддержка и развитие общественных организаций и общественных инициатив;
  • формирование единых и согласованных действий органов местного самоуправления, общества и организаций в реализации программ разви­тия территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций;
  • организация семинаров, конференций, круглых столов, форумов и иных мероприятий для некоммерческих организаций;
  • оказание содействия развитию территориального общественного само­управления и некоммерческих организаций путем консолидации средств субсидий из бюджетов различных уровней и других источников;
  • оказание методической помощи гражданам, разработка методик и тех­нологий проведения бесед, лекций, направленных на реализацию, предо­ставленных им законом прав.

Юридический термин «территориальное общественное самоуправ­ление» был впервые закреплен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля1990 года. В дальнейшем Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года определил основные понятия и основы функционирования территориального общественного самоуправления. Ныне правовую основу территориального общественного самоуправ­ления в стране и конкретно в Пермском крае составляют:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 27 «Территориаль­ное общественное самоуправление»).
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 ян­варя 1996 года № 7-ФЗ.
  • Устав Пермского края от 27 апреля 2007 года № 32-ПК:

Статья 33. Осуществление гражданами Российской Федерации конститу­ционного права на местное самоуправление.

Местное самоуправление в Пермском крае осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Пермского края в следующих формах: местный референдум; му­ниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципаль­ного образования, преобразования муниципального образования; сход граж­дан; правотворческая инициатива граждан; территориальное обществен­ное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления и иных формах, не противоречащих законода­тельству.

  • Местные нормативные акты: уставы муниципальных образова­ний, положения представительных органов местного самоуправления (в городе Перми деятельность ТОС регламентируется «Положением о территориальном общественном самоуправлении», утвержденном ре­шением Пермской городской думы от 29 января 2008 года № 26, иными нормативными актами).

АНО «Лига ТОС» на протяжении пяти лет ведет активную деятель­ность по развитию ТОС Пермского края и других регионов РФ. За это время проведено более 300 семинаров, более 4500 консультаций для государственных и муниципальных служащих, общественно активных граждан в территориях края по вопросам организации и развития тер­риториального общественного самоуправления. Проведены обучающие семинары по тиражированию пермского опыта развития ТОС в Ижев­ске, Омске, Кирове, Нижнем Тагиле. Подготовлены методические мате­риалы для активных граждан и муниципальных служащих. При участии АНО «Лига ТОС» создано территориальное общественное самоуправле­ние в Соликамске, Чернушке, Осе, Краснокамском, Пермском, Кишертском, Добрянском и ряде других районов Пермского края. Проведен

мониторинг деятельности ТОС в городе Перми. Организованы форум общественности города Перми, конкурс «Серебряная черепаха» на лучшую управляющую компанию, определяемую ТОС, стажировки активистов ТОС Пермского края в других регионах России. Проведе­ны межрегиональная конференция по развитию ТОС и обществен­ных центров, семинары для муниципальных служащих Прикамья, конкурсы «Лучший ТОС города Перми» и «Лучший ТОС по работе с молодежью», опрос населения на тему «Осведомленность населения о предоставлении социальных услуг НКО города Перми», круглые сто­лы по вопросам развития рынка социальных услуг с участием НКО города Перми, успешно работающих на рынке социальных услуг, и представителей органов местного самоуправления, семинар по об­суждению общественного заказа НКО и общественного контроля. На базе ТОС созданы 36 информационно-консультационных пунктов; оказана практическая помощь собственникам помещений во взаимо­действии с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, органами мес­тного самоуправления, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

Один из часто встречающихся вопросов при создании ТОС — под­готовка устава организации. Надо отметить, что основным муници­пальным правовым актом, гарантирующим и регулирующим право на ТОС в муниципальном образовании, является устав муниципального образования — им определяются формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправле­ния.

Уставом муниципального образования регулируются следующие положения о территориальном общественном самоуправлении:

1. Принципы организации и деятельности ТОС.

Принципы ТОС: законность; защита прав, свобод и законных интересов граждан; свободное волеизъявление граждан на собраниях (сходах), конфе­ренциях; свобода выбора гражданами форм ТОС; добровольное участие граждан, проживающих на территории ТОС, в разработке и принятии ре­шений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации; выборность и подконтрольность гражданам орга­нов ТОС; гласность и учет общественного мнения; сочетание интересов ТОС и интересов муниципального образования в целом; взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования.  

2. Понятие территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граж­дан по месту их жительства на части территории муниципального образо­вания для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

3. Положения о правах граждан на участие в ТОС. Право на участие в ТОС имеют:

  • граждане, проживающие на территории ТОС, достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на этой территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве соб­ственности (в форме участия в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса);
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на тер­ритории ТОС, достигшие 16-летнего возраста.

В части 3 статьи 27 ФЗ-131 в качестве территорий, в пределах кото­рых может осуществляться ТОС, называются территории проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский насе­ленный пункт, не являющийся поселением; иные территории прожи­вания граждан.

Перечень не является исчерпывающим. Соответственно предста­вительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами территорий проживания граждан. В качестве сельско­го населенного пункта, не являющегося поселением, могут выступать поселок, село, железнодорожная станция, другие сельские населенные пункты, если они не являются муниципальными образованиями. К иным территориям проживания граждан могут быть отнесены:

  • жилой квартал — территория проживания граждан площадью, как правило, от 1 до 5 га, ограниченная улицами, дорогами, пеше­ходными аллеями, естественными рубежами и включающая наряду с жилыми домами встроенные или отдельно стоящие объекты культурно-бытового и обслуживающего назначения;
  • жилой район — формируется как группа кварталов или микро­районов в пределах территории, ограниченной городскими магист­ралями, линиями железных дорог, естественными рубежами;
  • пло­щадь жилого района, как правило, от 80 до 120 га, но не более 250 га.

В городе Перми в настоящий момент созданы и активно работают 97 (с учетом поселка Новые Ляды) ТОС, еще два находятся на стадии согласования и регистрации. Территориальное общественное самоуп­равление в Перми существует в границах микрорайонов как много­этажной, так и индивидуальной застройки. Количество жителей в пре­делах ТОС составляет от 5000 до 20 000 человек, на территории некоторых ТОСов — даже более того, что характерно для многоэтаж­ных жилых массивов. Среднее количество жителей составляет около 8000 человек, общий охват населения — более 790 тыс. человек.

В уставе муниципального образования следует закрепить право граж­дан на учреждение ТОСа в качестве юридического лица, которое может быть реализовано не иначе, как в порядке, определенном в Федераль­ном законе «О некоммерческих организациях». Граждане, не являю­щиеся полностью дееспособными, не имеют права учреждать ТОС как юридическое лицо, участвовать в учредительном собрании, принимать устав ТОС, избирать и быть избранными в органы ТОС.

АНО «Лига ТОС» взаимодействует с действующими ТОСами, с ак­тивными жителями, с муниципалитетами Пермского края, с депутата­ми всех уровней, экспертами и лидерами ТОС в других субъектах РФ.

Самые распространенные форматы взаимодействия — это выезд­ные консультации, проведение круглых столов. И, конечно, сопровож­дение организации ТОСов «с нуля» или «под ключ»: начиная с обще­ния с заинтересованными активистами, через процесс проведения собраний, конференций до регистрации ТОСа в Минюсте. Так, в 2015 году с помощью АНО «Лига ТОС» созданы четыре ТОСа в сельской местности: в деревне Фадеята, в поселениях Майское, Оверята и Ниж­ние Муллы.

АНО «Лига ТОС», по сути, уже давно перешагнула рамки Пермско­го края, мы активно выезжаем как эксперты на форумы, посвященные вопросам ТОС, в разные субъекты РФ. Но самым главным всегда оста­нется уровень «территория ТОС»: микрорайон, квартал, улица, посе­ление. Именно на этом уровне и происходит самая важная работа, ре­ализуется суть территориального общественного самоуправления.

по материалам журнала "Муниципальная Россия"