Главной ее целью является содействие становлению гражданского общества путем развития территориального общественного самоуправления, осуществления функций социального партнерства, направленного на выстраивание цивилизованных отношений с органами местного самоуправления, в формате гражданского контроля, гражданского диалога и гражданского участия.
Основные виды деятельности:
- поддержка и развитие общественных организаций и общественных инициатив;
- формирование единых и согласованных действий органов местного самоуправления, общества и организаций в реализации программ развития территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций;
- организация семинаров, конференций, круглых столов, форумов и иных мероприятий для некоммерческих организаций;
- оказание содействия развитию территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций путем консолидации средств субсидий из бюджетов различных уровней и других источников;
- оказание методической помощи гражданам, разработка методик и технологий проведения бесед, лекций, направленных на реализацию, предоставленных им законом прав.
Юридический термин «территориальное общественное самоуправление» был впервые закреплен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля1990 года. В дальнейшем Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года определил основные понятия и основы функционирования территориального общественного самоуправления. Ныне правовую основу территориального общественного самоуправления в стране и конкретно в Пермском крае составляют:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 27 «Территориальное общественное самоуправление»).
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.
- Устав Пермского края от 27 апреля 2007 года № 32-ПК:
Статья 33. Осуществление гражданами Российской Федерации конституционного права на местное самоуправление.
Местное самоуправление в Пермском крае осуществляется в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Пермского края в следующих формах: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления и иных формах, не противоречащих законодательству.
- Местные нормативные акты: уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления (в городе Перми деятельность ТОС регламентируется «Положением о территориальном общественном самоуправлении», утвержденном решением Пермской городской думы от 29 января 2008 года № 26, иными нормативными актами).
АНО «Лига ТОС» на протяжении пяти лет ведет активную деятельность по развитию ТОС Пермского края и других регионов РФ. За это время проведено более 300 семинаров, более 4500 консультаций для государственных и муниципальных служащих, общественно активных граждан в территориях края по вопросам организации и развития территориального общественного самоуправления. Проведены обучающие семинары по тиражированию пермского опыта развития ТОС в Ижевске, Омске, Кирове, Нижнем Тагиле. Подготовлены методические материалы для активных граждан и муниципальных служащих. При участии АНО «Лига ТОС» создано территориальное общественное самоуправление в Соликамске, Чернушке, Осе, Краснокамском, Пермском, Кишертском, Добрянском и ряде других районов Пермского края. Проведен
мониторинг деятельности ТОС в городе Перми. Организованы форум общественности города Перми, конкурс «Серебряная черепаха» на лучшую управляющую компанию, определяемую ТОС, стажировки активистов ТОС Пермского края в других регионах России. Проведены межрегиональная конференция по развитию ТОС и общественных центров, семинары для муниципальных служащих Прикамья, конкурсы «Лучший ТОС города Перми» и «Лучший ТОС по работе с молодежью», опрос населения на тему «Осведомленность населения о предоставлении социальных услуг НКО города Перми», круглые столы по вопросам развития рынка социальных услуг с участием НКО города Перми, успешно работающих на рынке социальных услуг, и представителей органов местного самоуправления, семинар по обсуждению общественного заказа НКО и общественного контроля. На базе ТОС созданы 36 информационно-консультационных пунктов; оказана практическая помощь собственникам помещений во взаимодействии с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, органами местного самоуправления, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.
Один из часто встречающихся вопросов при создании ТОС — подготовка устава организации. Надо отметить, что основным муниципальным правовым актом, гарантирующим и регулирующим право на ТОС в муниципальном образовании, является устав муниципального образования — им определяются формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления.
Уставом муниципального образования регулируются следующие положения о территориальном общественном самоуправлении:
1. Принципы организации и деятельности ТОС.
Принципы ТОС: законность; защита прав, свобод и законных интересов граждан; свободное волеизъявление граждан на собраниях (сходах), конференциях; свобода выбора гражданами форм ТОС; добровольное участие граждан, проживающих на территории ТОС, в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации; выборность и подконтрольность гражданам органов ТОС; гласность и учет общественного мнения; сочетание интересов ТОС и интересов муниципального образования в целом; взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования.
2. Понятие территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
3. Положения о правах граждан на участие в ТОС. Право на участие в ТОС имеют:
- граждане, проживающие на территории ТОС, достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на этой территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности (в форме участия в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса);
- иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории ТОС, достигшие 16-летнего возраста.
В части 3 статьи 27 ФЗ-131 в качестве территорий, в пределах которых может осуществляться ТОС, называются территории проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Перечень не является исчерпывающим. Соответственно представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами территорий проживания граждан. В качестве сельского населенного пункта, не являющегося поселением, могут выступать поселок, село, железнодорожная станция, другие сельские населенные пункты, если они не являются муниципальными образованиями. К иным территориям проживания граждан могут быть отнесены:
- жилой квартал — территория проживания граждан площадью, как правило, от 1 до 5 га, ограниченная улицами, дорогами, пешеходными аллеями, естественными рубежами и включающая наряду с жилыми домами встроенные или отдельно стоящие объекты культурно-бытового и обслуживающего назначения;
- жилой район — формируется как группа кварталов или микрорайонов в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами;
- площадь жилого района, как правило, от 80 до 120 га, но не более 250 га.
В городе Перми в настоящий момент созданы и активно работают 97 (с учетом поселка Новые Ляды) ТОС, еще два находятся на стадии согласования и регистрации. Территориальное общественное самоуправление в Перми существует в границах микрорайонов как многоэтажной, так и индивидуальной застройки. Количество жителей в пределах ТОС составляет от 5000 до 20 000 человек, на территории некоторых ТОСов — даже более того, что характерно для многоэтажных жилых массивов. Среднее количество жителей составляет около 8000 человек, общий охват населения — более 790 тыс. человек.
В уставе муниципального образования следует закрепить право граждан на учреждение ТОСа в качестве юридического лица, которое может быть реализовано не иначе, как в порядке, определенном в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Граждане, не являющиеся полностью дееспособными, не имеют права учреждать ТОС как юридическое лицо, участвовать в учредительном собрании, принимать устав ТОС, избирать и быть избранными в органы ТОС.
АНО «Лига ТОС» взаимодействует с действующими ТОСами, с активными жителями, с муниципалитетами Пермского края, с депутатами всех уровней, экспертами и лидерами ТОС в других субъектах РФ.
Самые распространенные форматы взаимодействия — это выездные консультации, проведение круглых столов. И, конечно, сопровождение организации ТОСов «с нуля» или «под ключ»: начиная с общения с заинтересованными активистами, через процесс проведения собраний, конференций до регистрации ТОСа в Минюсте. Так, в 2015 году с помощью АНО «Лига ТОС» созданы четыре ТОСа в сельской местности: в деревне Фадеята, в поселениях Майское, Оверята и Нижние Муллы.
АНО «Лига ТОС», по сути, уже давно перешагнула рамки Пермского края, мы активно выезжаем как эксперты на форумы, посвященные вопросам ТОС, в разные субъекты РФ. Но самым главным всегда останется уровень «территория ТОС»: микрорайон, квартал, улица, поселение. Именно на этом уровне и происходит самая важная работа, реализуется суть территориального общественного самоуправления.
по материалам журнала "Муниципальная Россия"