Народный бюджет - тренд Тульской области

Тип: статья

Из истории проекта «Народный бюджет»

В 2007 г. проект «Народный бюджет» впервые стартовал в Красноярском крае по инициативе партии «Единая Россия» в период выборной кампании. Тогда граждане, пришедшие на выборы, смогли внести предложения о том, на какие направления в первую очередь следует направить деньги муниципальных бюдже­тов. В обсуждении приняли участие около 70% избирателей. Больше всего пред­ложений граждан было направлено на решение проблем, связанных с плохими дорогами, высокими тарифами ЖКХ и нехваткой детских садов и школ. Результаты референдума «Народный бюджет» были систематизированы и направлены в ад­министрации районов Красноярья и муниципальных образований, где форми­рование муниципальных бюджетов состоялось с учетом персонализированных потребностей жителей и по принципу приоритетности решения проблем. Проект стал эффективным средством участия жителей Красноярья в социально-обще­ственной жизни края.

ДЛЯ СПРАВКИ: Всего в рамках «Народного бюджета 2007» в Красноярском крае было выделено средств по отраслям:

  • здравоохранение - 1 млрд 953 млн руб.;
  • объекты ЖКХ - 2 млрд 798 млн руб.;
  • ремонт городских и сельских дорог - 2 млрд 126 млн руб.;
  • образование - 2 млрд 367 млн руб.;
  • развитие спорта - 589,1 млн руб.;
  • культура - 925 млн руб;
  • благоустройство территорий - 837,3 млн руб.;
  • строительство социального жилья -1 млрд 22 млн руб.;
  • социальные объекты (детдома, интернаты и т. д.) - 57,9 млн руб.;

Фракция добилась включения объектов «Народного бюджета» в планы разви­тия территорий, а также обеспечила контроль за реализацией проекта на местах. Идея вовлечения граждан в обсуждение расходной части бюджета была взята на вооружение и стала применяться повсеместно. Проект «Народного бюджета» в Красноярском крае состоит из нескольких этапов:

  • первый этап - отраслевые слушания, где обсуждаются проекты главного финан­сового документа в различных профессиональных аудиториях;
  • второй этап - обсуждение бюджета в муниципалитетах, где организуются конкурсы муниципальных проектов. Самые актуальные из них включаются в «Народный бюджет»;
  • третий этап проводится в форме народных сходов, где граждане обсужда­ют бюджет и высказывают свои мнения. Итогом реализации проекта становится распределение средств по соответствующим направлениям. Опыт Красноярского регионального отделения партии «Единая Россия» оказался успешным и получил широкое распространение.

«Народный бюджет» Тульской области 2011-2013 гг.

К реализации проекта «Народный бюджет» в Тульской области приступили по инициативе губернатора B.C. Груздева в конце 2011 г. Стартовый капитал этой программы на то время составлял 17 млн руб. Это совсем небольшие деньги, если рассматривать их в масштабах области и накопленных проблем. Но они по­зволили запустить новый механизм принятия решения, взаимодействия власти и общества.

В 2012 г. на первоочередные нужды сельских поселений и рабочих посел­ков было выделено уже 109 млн руб. В бюджете Тульской области на 2013 г. фи­нансирование проекта «Народный бюджет» выросло более чем в два с половиной раза. Объем выделяемых средств составил 250 млн руб.

Проектом были охвачены сельские поселения, рабочие поселки (в т. ч. ряд административных центров районов) и поселки городского типа. Все без исключе­ния муниципалитеты численностью до 2 тыс. чел. получили фиксированную сум­му - 1 млн руб. Муниципальные образования с числом жителей более 2 тыс. чел. финансировались из расчета 500 руб. на человека.

Развитие проекта

Развитие «Народного бюджета» заключалось не только в наращивании объ­ема финансирования. В ходе проекта отрабатывались новые подходы и принципы освоения полученных средств.

ПРИМЕР: Если на референдуме или сходе принималось решение поддержать за счет собственных средств финансирование запланированных проектов, то из областного бюджета преду­сматривалось дополнительное выделение 3 руб. на каждый рубль, собранный жителями.

В 2014 г. существенно расширился круг проблем, которые можно решить на «на­родные деньги», возможность участвовать в проекте получили городские терри­тории (раньше «Народный бюджет» был достоянием только сельских поселений). С 2015 г. софинансирование от жителей и спонсоров принимается только в виде денег (ранее допускалась оплата в виде строительных материалов и «рабочих рук»), право участвовать в проекте получили садовые некоммерческие организа­ции, при условии, что на их территории находится муниципальная собственность.

Проект Тульской области - один из самых масштабных на территории РФ не только по количеству средств, выделяемых из областного бюджета, но и по кру­гу проблем, которые можно решить с помощью «народных денег». Сегодня все жители области имеют возможность отремонтировать кровли жилых домов, водо­проводов и тепловых сетей, благоустроить дворовые территории, привести в по­рядок дороги поселений и городов, мемориальные комплексы и дома культуры. Когда люди сами выбирают наиболее приоритетные направления для развития своего поселения или города резко снижаются иждивенческие настроения его жителей. Они не только вкладывают в проект собственные деньги, но и лично участвуют в его реализации. А значит, относятся к нему, как к «своему».

Ряд принципиальных положений традиционно не менялся на протяже­нии всех лет реализации проекта. Например, условие, что объекты, на кото­рые выделяются субсидии, обязательно должны быть согласованы с жителями. Активное участие жителей предполагается не только в обсуждении перечня объ­ектов в своем населенном пункте, но и в контроле над ходом работ, в приемке объектов, что позволяет людям почувствовать себя сопричастными к решению наиболее острых проблем.

В конце 2012 г. был разработан порядок согласования объектов с жителями и по­рядок народного контроля за выполнением работ по «Народному бюджету». Проекты этих документов были размещены на портале правительства Тульской области, опу­бликованы в средствах массовой информации и приняты после широкого обсуждения.

Одним из непременных условий с первого года реализации проекта являет­ся то, что средства «Народного бюджета» расходуются экономно и эффективно

ПРИМЕР: В феврале 2012 г. жители муниципального образования  Кудашевское Кимовского района приняли решение о расходовании 617 тыс. 786 руб, выделенные в рамках «Народного бюджета», на ремонт инженерных сетей водоснабжения и павильонов над артезиански­ми скважинами. К августу 2012 г. запланированный объем работ был выполнен, при этом образовался остаток денежных средств в размере 96 215 руб. Благодаря экономному расходованию денег в следующем, 2013 г. дополнительно были решены насущные вопро­сы жителей двух сел Кимовского района. В селе Краснополянье отремонтирован павильон артскважины, в селе Таболо произведена замена труб инженерных сетей.

Народный контроль «Народного бюджета»

«Народный бюджет» все годы своей реализации находится под народным контролем, депутатским контролем, а также контролем со стороны правительства области и лично губернатора.

ПРИМЕР: В городе Ефремове из числа общественных активистов сформированы рабочие группы по контролю за потребленной электроэнергией и расходованием средств «Народно­го бюджета» в сельских поселениях, а также - по контролю за проведением работ по под­готовке к отопительному сезону. На сегодняшний день сформированный актив составля­ют 249 старших по домам, 48 председателей уличных комитетов, 12 заместителей пред­седателей уличных комитетов. Сейчас администрация работает над расширением актива и обновлением состава, в т. ч. с учетом омоложения кадров актива, так как большинство общественных помощников - в возрасте от 60 лет и старше.

Губернатор области B.C. Груздев также держит проект под постоянным контролем, посещает объекты, строящиеся и реконструируемые на средства «Народного бюджета», проводит совещания с главами муниципальных образова­ний и специалистами министерства внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, которые курируют проект.

Тульская область - это единственный регион РФ, где при помощи краудфандингого проекта решается проблема с капитальным ремонтом многоквартирных домов. Порядка 36% средств «Народного бюджета - 2014» (136 млн руб.) было выделено именно на проекты по многоквартирным домам, так как изношенность жилищного фонда Тульской области очень велика. Проблема капитального ре­монта многоквартирных домов создает в обществе социальную напряженность, а проект «Народный бюджет» позволяет не только ее ослабить, но действительно эффективно решить, причем инициатива решения исходит от самих жителей.

ПРИМЕР: Тула приступила к реализации региональной программы «Народный бюджет» в 2014 г. По условиям участия в проекте было предусмотрено софинансирование со стороны му­ниципального образования в размере не менее 10%, администрацией города принято решение об увеличении участия муниципального бюджета до 40%. Горожанам остава­лось лишь внести лишь 15% от суммы, необходимой на проведение работ. Но и на такие «льготные» условия туляки не всегда согласны. Варианты решений проблемы в таких случаях есть - «Народный бюджет» показывает удивительную гибкость: не хотите ремонт дома - предусмотрена опция «конструктор», при которой можно включить в программу не целое жилое здание, а лишь его часть, например один-два подъезда. Одновременно было принято решение об оказании помощи участникам проекта в разработке проектно-сметной документации. Представители администрации выходили во дворы, общались с жи­телями. Проводили собрания со старшими по домам - все документы заполнялись в ин­дивидуальном порядке. В 2014 г. это позволило привлечь к участию 291 объект, конкурс­ный отбор прошли 211 заявок по 332 видам работ на общую сумму 212 млн руб. Значительную долю составили работы по капитальному ремонту многоквартирных домов (78%), работы по строительству инженерных коммуникаций к частным жилым домам (3%), капитальный ремонт здания культурного назначения (1%), по благоустройству территорий (16%), и социально значимым объектам (2%).

Выполняемые работы включали в себя ремонт кровель на 99 объектах; ремонт фасадов МКД на 26 объектах; ремонт внутридомовых систем отопления на 21 объекте; ремонт внутридомовых систем водоснабжения на 46 объектах и т. д.

Так, в доме по Одоевскому шоссе, д. 34 произведен ремонт рулонной кровли, дымовент-каналов, отопления и холодного водоснабжения. Общая стоимость выполненных работ составила более 1,7 млн руб. Дом 1970 г. постройки. С момента ввода здания в эксплуата­цию капитальный ремонт ни разу не проводился. Выполнялся только текущий ремонт. Программа «Народный бюджет» стала для жильцов настоящим спасением. Поданная за­явка прошла конкурсный отбор. Деньги собственники квартир собрали за полтора меся­ца. Осенью работы были полностью завершены. В подвале дома стало чисто, старые ржа­вые трубы заменили на металлопластиковые. Кровля больше не протекает. Удалось и жи­телям сэкономить. Весной на эти средства они планируют провести ремонт межпанельных швов.

А в доме № 3 по улице Циолковского по программе «Народный бюджет» отремонтирова­ли балконы. Дом 1959 г. постройки. Последние 7 лет балконы находились в таком состоя­нии, что представляли угрозу для жизни: металлические прутья с верхних балконов пада­ли на нижние. Управляющие организации даже запретили жильцам выходить на балконы. Для многих собственников квартир, которым 80-90 лет, означало лишиться возможности подышать свежим воздухом. Так как постоянно спускаться и подниматься на верхние эта­жи для них тяжело. Поэтому инициативу участия в «Народном бюджете» поддержали всем домом. Подрядная организация выполнила работы качественно и в установленный срок.

Глава администрации г. Тулы Евгений Авилов:

«Участие в проекте "Народный бюджет" позволяет решать важнейшие вопросы жилищно-коммуналь­ного хозяйства, при этом софинансирование со сто­роны жителей дает в т.ч. дополнительный контроль за подрядными организациями с их стороны. При формировании заявок на участие в проекте в 2015 г. особое внимание мы уделили объектам массового пребывания жителей. Это не только дво­ры, но и скверы, спортивные зоны, зоны отдыха».

Как всегда, когда проект действительно востре­бован и признан, «Народный бюджет» имеет еще и мультипликационный эффект. О нем, в частности, говорил губернатор на встрече с общественностью. Глава региона отметил, что намерен активнее при­влекать тульский бизнес, который занимается стро­ительством и ремонтом, к участию в программах капитального ремонта жилья и «Народном бюджете». Таким образом, проект будет способствовать развитию местного предпринимательства. Причем требования к тем, кто работает по контрактам «Народного бюджета», предъявляются самые жесткие.

«Ни по одному из контрактов, если подрядчик недобросовестно отнесся к выполнению заказа, работы оплачены не были. Такие работы останавливались или переносились на следующий год. По 2014 г. такой перенос составил сумму в 20 млн руб. Мы будем страховать программу, а к нерадивым подрядчикам при­менять меры в рамках закона».

Цели и задачи проекта

Опыт управления проектом «Народный бюджет», накопленный в Тульской об­ласти в течение 2011-2014 гг. был обобщен и послужил основой для «Методических рекомендаций по реализации проектов партисипаторного и экстра-бюджетиро­вания», которые были разработаны сотрудниками Открытого правительства РФ, Агентства прикладных коммуникаций, Всемирного банка, правительства Тульской области.

Методические рекомендации адресованы сотрудникам органов власти регио­нального и местного уровня, активным гражданам, социальным предпринимате­лям, лидерам организаций некоммерческого сектора, представителям бизнеса и другим заинтересованным группам и лицам. Цель методических рекомендаций - в понятной форме представить алгоритмы реализации двух основных типов про­ектов гражданского участия в управлении бюджетом.

В предложенных рекомендациях были изложены общие принципы осущест­вления проектов в муниципальных образованиях и прописаны процедуры их ре­ализации.

В качестве целей проекта были названы:

  • привлечение граждан к деятельности местного самоуправления, формирование активной жизненной позиции населения;
  • совершенствование механизмов взаимодействия населения и власти, повы­шение уровня доверия населения к власти путем участия граждан в выявлении острых проблем, в выборе и мониторинге программ;
  • повышение эффективности бюджетных расходов и усиление общественного контроля за действиями органов местной власти.

Главным механизмом, который позволял достичь этих целей, было опреде­лено участие населения в решении хозяйственных задач местного сообщества.

Среди первоочередных задач, которые позволял решить проект «Народ­ный бюджет» были обозначены следующие:

  • восстановление и строительство объектов коммунальной инфраструктуры в му­ниципалитетах, ремонт крыш многоквартирных жилых домов;
  • приобретение необходимых материалов для реконструкции и строительства дорожной сети - внутрипоселенческих и межпоселенческих дорог, тротуаров, придомовых территорий;
  • благоустройство центральных площадей, парков, спортивных и детских площа­док, опиловка деревьев, ремонт гидротехнических сооружений, очистка водо­емов и оборудование пляжей; восстановление объектов культуры и исторического наследия.

Принципы реализации проекта

В ходе реализации проекта были выделены пять основных принципов:

  • соревновательный подход. Этот принцип предполагает, что все проекты от­бираются на конкурсной основе по четко разработанным критериям. Финансо­вые средства предоставляются муниципальным образованиям в форме субсидий из областного бюджета;
  • активное участие жителей на всех этапах реализации проекта. Это участие предполагается на всех этапах реализации проекта. Прежде всего жители сами определяют степень приоритетности проблем местного значения. Они же участвуют в подготовке, реализации и контроле качества и в приемке работ, которые выполняются в рамках проектов. Именно жители обеспечивают по­следующее содержание и обеспечение сохранности объектов;
  • обязательность местного софинансирования проектов. Все мероприятия и объекты, которые получают средства из областного бюджета в рамках про­екта «Народный бюджет» должны иметь софинансирование в денежной фор­ме со стороны муниципалитета - получателя субсидии, жителей муниципаль­ного образования и спонсоров (юридических и физических лиц) - в денежной форме;
  • обязательность последующего сохранения результатов реализации про­ектов. В заявке, которая предоставляется на конкурс должно быть обязатель­но указано, каким образом гарантируется последующая эксплуатация и со­держание объектов «Народного бюджета», какие для этого созданы условия и есть ресурсы;
  • открытость информации. По условиям проекта получить информацию по всем вопросам, касающимся проекта «Народный бюджет» имеют право не только участники конкретных проектов, но и каждый гражданин (организация) муни­ципалитета.

Все принципы учитываются при составлении графика реализации каждого проекта.

ПРИМЕР: График реализации проекта «Благоустройство мест массового отдыха в Городском парке города Новомосковска в районе Ледового дворца и Свято-Успенского монастыря»

Подготовка заявок

Срок: 1 июня-25 сентября.

Подготовка заявок жителями проводится совместно с администрацией района.

Оценка заявок

Срок: 26 сентября - 31 октября.

26 сентября -10 октября - онлайн-голосование.

Софинансирование выигравших проектов со стороны жителей и спонсоров, предоставление субсидий из бюд­жета области. Выполнение работ Срок: 15 марта -1 октября.

Подбор подрядчиков и выполнение работ под контро­лем жителей, подписание акта сдачи-приемки.

Губернатор Тульской области В. Груздев:

«Проект "Народный бюджет" - это механизм, позво­ляющий решать проблемы, накопленные годами, объединив ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципалитетов и средства жителей и спонсоров. "Народный бюджет"- это предметный шаг для раз­вития местного самоуправления, он позволяет ока­зывать дополнительную финансовую поддержку со стороны области муниципальным образованиям в реализации своих полномочий, при этом повы­шение качества жизни муниципального образования зависит в первую очередь от активности самих сель­ских и городских жителей».

Условия, предъявляемые к участникам проекта

По условиям конкурса участниками конкурсного отбора могут стать все го­родские округа, городские и сельские поселения. Каждый муниципалитет может представлять одна либо несколько инициативных групп. Число групп не ограни­чивается.

Количество победителей от одного муниципалитета не лимитируется. Победители от муниципального образования определяются на конкурсе проектов по сумме набранных баллов, которые даются за такие основные по­казатели, как объем софинансирования со стороны жителей, спонсоров и самих муниципальных образований, количество прямых и косвенных благополучателей, социальная значимость и т. д.

Инициативные группы, представляющие проекты на областной конкурс, фор­мируются по двум принципам:

  • территориальный: инициативная группа представляет интересы жителей, объ­единенных по территориальному признаку. Может быть сформирована по ре­шению собрания жителей в сельских поселениях, городских поселениях, ТОС, КТОСДСЖ;
  • социальный: инициативная группа представляет интересы жителей, объединен­ных в рамках зарегистрированных на территории Тульской области обществен­ных организаций (советы ветеранов, молодежные организации, клубы по инте­ресам и т. д.).

Инициативная группа жителей, представляющая ТОС, ТСЖ, обществен­ную организацию или сельский населенный пункт, может подать неограни­ченное количество заявок.

Условия софинансирования проектов

Финансовое обеспечение проекта «Народный бюджет» осуществляется в пре­делах выделенных субсидий из областного бюджета. Субсидирование каждый год увеличивается.

ДЛЯ СПРАВКИ: Проект «Народный бюджет» стартовал в 2011 г., тогда из бюджета Тульской области было вы­делено более 17 млн руб., в 2012 г. -109 млн руб., в 2013 - 250 млн руб., в 2014 г. - 377 млн руб. На 2015 г. зарегистрировано 1063 заявки. Конкурсный отбор прошли 465 заявок. Иници­ативным группам этих проектов на решение своих проблем областной бюджет выделил 300 млн руб.

Субсидии предоставляются муниципалитетам - победителям конкурса. Финан­совое обеспечение мероприятий проекта осуществляется в пределах выделенных субсидий из областного бюджета. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, выигравшим в конкурсе, которые, со своей стороны, должны обеспечить софинансирование программы:

  • за счет средств местного бюджета в размере не менее 10% от стоимости про­граммы;
  • со стороны населения городского округа, городского поселения не менее 8% от стоимости программы;
  • со стороны населения сельского поселения не менее 5% от стоимости программы;
  • со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей не менее 5% для сельских поселений и 8% для городских поселений и городских округов;
  • в части выполнения работ в многоквартирных домах не менее 15% от стоимости программы со стороны населения;
  • в части выполнения работ в садоводческих некоммерческих организациях со сто­роны участников организации 35%, со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей не менее 5%.  

Субсидии в 2014 г. предоставлялись на ремонт и благоустройство:

  • объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, находящихся в муници­пальной собственности;
  • автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, и придо­мовых территорий;
  • крыш, коммуникаций в подвалах, лифтов, балконов, фасадов, межпанельных швов в многоквартирных домах;
  • муниципальных учреждений культуры, в т. ч. используемых для проведения общественных и культурно-массовых мероприятий;
  • муниципальных объектов развития народного художественного творчества;
  • объектов культурного наследия муниципального значения;
  • муниципальных объектов физической культуры и спорта;
  • объектов размещения (захоронения) бытовых отходов и мусора;
  • объектов для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
  • мест погребения;
  • мест массового отдыха.

В условиях проекта строго оговорены объекты, на которые финансирование не выделяется. Эти ограничения были выработаны в ходе реализации проекта, и каждое ограничение вполне объяснимо. Так, не рассматриваются для финан­сирования объекты частной коммерческой деятельности. Не предоставляется финансирование на ремонт или строительство церквей, мечетей и т. д., не суб­сидируется религиозное обучение, издание религиозной литературы и т. д. Также не принимаются заявки на проекты, которые служат интересам отдельных этни­ческих групп и создают риск межэтнических конфликтов, отклоняются проекты, которые могут иметь негативное влияние на окружающую среду.

Условиями проекта также не предусматриваются ремонт или строительство административных зданий, закупка оборудования или транспортных средств для нужд администрации поселения и общественных организаций.

Не финансируются проекты, направленные на удовлетворение потребно­стей так называемых групп по интересам, таких как жители дачных поселков, не зарегистрированные постоянно на территории Тульской области.

Порядок предоставления субсидий

Субсидии муниципалитетам - участникам проекта предоставляются на ос­новании отдельного распоряжения правительства Тульской области в преде­лах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных сводной бюджетной росписью бюджета области на текущий финансовый год. Как указывалось ранее, средства из областного бюджета выделяются после подтверждения софинансирования со стороны муниципальных образований, жителей и спонсоров.

Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Тульской области на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» для перечисления в доход соответствующего бюджета.

Учет операций, связанных с использованием субсидий, осуществляется на ли­цевых счетах получателей средств местных бюджетов, открытых в территориальных отделениях управления Федерального казначейства или в финансовых органах администраций муниципалитетов.

Если выявляется нецелевое использование субсидий, то они подлежат взысканию в доход областного бюджета, как того требует бюджетное законодательство РФ.

Остатки субсидий, которые не были использованы в текущем финансовом году, могут быть использованы муниципальными образованиями в очередном финансовом году на те же цели в соответствии с законом области о бюджете области на очередной финансовый год и плановый период.

Участие населения в проекте «Народный бюджет»

Участие населения - это наиболее существенное условие, предъявляемое к инициаторам конкурсной заявки. В ходе реализации проекта администрация области, муниципальные власти стремились привлечь граждан к участию в «Народ­ном бюджете». Поэтому большое внимание уделялось информированию населения области в целом и каждого муниципалитета в частности о целях, возможностях и механизмах реализации проекта «Народный бюджет».

Управление, координация и реализация проектов в рамках «Народного бюд­жета», возложены на министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, министерство финансов Тульской области, инспекцию Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, органы местного самоуправления области. Участниками проекта являются сельские поселения, рабочие поселки и городские округа Тульской области, посе­ления, население муниципального образования, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели.

Для вступления в проект прежде всего необходимо провести собрание граж­дан, на котором жители определяют приоритетные для их города, поселения и т.д. проблемы и решение которых находится в ведении данного муниципального образования. Далее выбирается одна из наиболее важных задач; определяется сумма, которую граждане готовы собрать для софинансирования проекта, вы­бирается инициативная группа, ее председатель и казначей проекта.

Инициативная группа совместно с работниками органов местного самоуправления муниципальных образований готовят комплект документов для участия в конкурсе на получение субсидий из областного бюджета. Комплект документов направля­ется через сайт www.openregion71.ru в конкурсную комиссию, образованную при правительстве области. Каждое поселение может подать неограниченное количество заявок. Проекты-победители определяются в результате областного конкурса, при этом балльная система оценки гарантирует объективность принимаемых конкурс­ной комиссией решений. Формируется перечень победителей конкурсного отбора, реализация которых производится при поддержке областного бюджета. Общая сто­имость проекта с учетом всех источников софинансирования не может превышать 2 млн руб для сельских поселений и 3 млн руб. для городских поселений и округов.

Следует отметить, что главной составляющей проекта является не только активное участие населения муниципальных образований в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, но и в осуществлении контроля качества и в приемке выполненных работ, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов. Также реализацию проекта с начала и до его завершения контролирует инициативная группа. Без подписей членов инициативной группы акты приемки-сдачи работ по проекту не принимаются к оплате из областного бюджета.

Конкурсный отбор для предоставления субсидии

Население определяет перечень объектов, на которые будут выделены суб­сидии. Отбор объектов для реализации проекта в каждом муниципальном об­разовании проходит на собраниях жителей.

Непосредственные исполнители (поставщики, подрядчики) по всем меро­приятиям проекта отбираются с учетом законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Далее на уровне области - специалистами министерства, курирующего этот проект, а именно министерства внутренней политики и развития местного само­управления, происходит конкурсный отбор программ, на которые будут предоставлены субсидии в рамках проекта. Конкурсный отбор осуществляется на осно­вании заявок для участия в конкурсном отборе от муниципальных образований.

Управление проектом

Управление проектом, координацию проектов в рамках «Народного бюджета» осуществляют министерство внутренней политики и развития местного само­управления, министерство финансов, министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Тульской области, конкурсная комиссия, администрации муниципальных образований.

Министерство внутренней политики и развития местного самоуправления:

  • готовит совместно с министерством финансов и министерством строительства и ЖКК консультантов, которые оказывают содействие в проведении собраний жителей, общественных организаций, консультируют при подготовке конкурс­ной документации и вместе с инициативными группами контролируют ход и при­емку работ, осуществляемых в рамках проекта «Народный бюджет»;
  • разрабатывает и вносит на рассмотрение правительства Тульской области нор­мативные правовые акты, которые регламентируют порядок реализации про­грамм и распределение субсидий по итогам конкурсного отбора;
  • определяет дату и организует конкурсный отбор;
  • рассылает муниципалитетам извещения о проведении конкурсного отбора;
  • принимает, учитывает и хранит заявки на участие в конкурсе;
  • обеспечивает деятельность конкурсной комиссии, предоставляет членам ко­миссии необходимую информацию по конкурсным заявкам, а также обработку и предварительную оценку заявок;
  • устанавливает значения показателей по каждому критерию и количество соот­ветствующих им баллов для конкурсного отбора программ;
  • осуществляет во взаимодействии с министерством строительства и ЖКК и мини­стерством финансов проверку выполнения муниципальными образованиями условий, установленных для предоставления субсидий из областного бюджета в рамках реализации «Народного бюджета - 2014»;
  • доводит до сведения участников конкурсного отбора его результаты;
  • осуществляет мониторинг реализации реализуемых в рамках проекта меропри­ятий.

  Для мониторинга и оценки хода реализации проекта со стороны прави­тельства области используется следующий инструментарий: 

  • периодические посещения муниципальных образований, которые участвуют в проекте, и регулярное наблюдение за ходом выполнения заявки сотрудни­ками министерства внутренней политики и развития местного самоуправле­ния в Тульской области, инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору;
  • регулярные отчеты, предоставляемые муниципальными образованиями.

Министерство финансов Тульской области:

  • обеспечивает финансирование проекта из бюджета области; 0 разрабатывает, утверждает, заключает соглашения с муниципальными образо­ваниями Тульской области на получение субсидий;
  • учитывает операции, связанные с использованием субсидий; 0 контролирует целевое использование субсидий в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строи­тельному надзору помогает муниципалитетам организовать аукционы на про-изводство работ, обеспечить контроль за их исполнением, принять выполненные работы.

Конкурсная комиссия создается при правительстве Тульской области, ее состав утверждается распоряжением правительства.

Конкурсная комиссия:

  • рассматривает и осуществляет экспертную оценку конкурсных заявок; 
  • проверяет соответствие заявок требованиям конкурсной документации, 
  • проверяет достоверность документов, которые представляются одновременно с конкурсной заявкой;
  • разрешает допуск муниципалитетов к участию в конкурсном отборе; 
  • определяет итоговую балльную оценку заявок муниципалитетов и конечный перечень муниципальных образований, прошедших конкурсный отбор; 
  • выявляет победителей конкурсного отбора среди муниципальных образований по предоставлению субсидий.

Органы местного самоуправления муниципальных образований:

  • принимают решение о готовности муниципалитета участвовать в проекте и объеме софинансирования; 
  • регулярно информируют жителей о реализации проекта; 
  • готовят и проводят собрания, организуют участие населения в реализации проекта;
  • совместно с инициативными группами готовят и подают заявки на участие в кон­курсном отборе;
  • подписывают соглашения с министерством финансов Тульской области о полу­чении субсидии; 
  • обеспечивают софинансирование программы;
  • проводят на конкурсной основе отбор исполнителей (поставщиков, подряд­чиков) для выполнения работ;
  • осуществляют надзор за выполнением работ и их при­емку, привлекают жителей к контролю на всех этапах реа­лизации проекта, в т. ч. к приемке объектов; в по окончании проекта совместно с жителями обеспечи­вают содержание и эксплуатацию объектов. 

Инициативная группа:

  • информирует население о ходе подготовки и реализации проекта;
  • участвует в подготовке конкурсной заявки, разработке конкурсной документации, организует мероприятия по сбору средств населения, определенных на общем собрании для софинансирования программы; 
  • осуществляет мониторинг реализации программ; 
  • участвует в сдаче-приемке работ и вместе с администра­цией муниципального образования обеспечивает по­следующую эксплуатацию и содержание объекта.

Глава администрации Узловского района Н.Терехов (из интервью ИА «Тульская пресса»):

«"Народный бюджет" - это тренд Тульской об­ласти. Благодаря губернатору, его позиции мы можем показывать жителям, что только с их участием, активной позицией людей мож­но добиться успеха. Область софинансирует работы на 50%. Большинство жителей понима­ет, что данным способом можно решать свои проблемы. Но все-таки довольно многие еще инертны. Поэтому считаю одной из приоритет­ных задач - убедить жителей в том, что они должны сами участвовать в получении тех благ, о которых ходатайствуют».

Документы для участия в конкурсном отборе

Для участия в конкурсном отборе в рамках проекта «Народный бюджет» готовится пакет документов. В их числе:

  • конкурсная заявка по определенной форме, которая утверждается постанов­лением правительства Тульской области;
  • выписка из бюджета муниципального образования, которая подтверждает сред­ства местного бюджета на реализацию программы в объеме не менее 10% от об­щего объема средств на реализацию программы с указанием статей расходов;
  • протокол собрания жителей муниципалитета, в котором указываются выбранная программа, сумма вклада жителей, сумма вклада спонсоров, состав инициатив­ной группы, количество жителей: присутствовавших на собрании, проголосо­вавших за реализацию программы, общее количество жителей муниципального образования;
  •  документы, удостоверяющие право муниципальной собственности на объект, где будут вестись работы в рамках проекта.

Если для реализации программы следует провести строительные работы, то не­обходимо иметь соответствующую расчетную документацию (локальную смету, сметный расчет и др.). Проектно-сметная документация разрабатывается после получения официального уведомления о победе на конкурсе. К заявке также прилагаются предварительные согласования и разрешения, необходимые для проведения работ.

Разработанная и согласованная программа представляется населению муни­ципального образования. Для этого соответствующие материалы размещаются на специальных информационных стендах, доводятся до жителей через районные СМИ и интернет-ресурсы муниципального образования.

Технадзор и приемка объектов проекта

Муниципальное образование совместно с инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору обеспечивают строительный надзор за ходом работ. Если работы технически сложны и специа­листы администрации не могут компетентно контролировать ход работ, они на­нимают для этих целей специалиста или специализированную организацию. Необходимость в таком техническом надзоре должна быть указана заранее, в конкурсной заявке, тогда технадзор может осуществляться за счет средств проекта.

На своих собраниях население выбирает своих представителей и уполно­мочивает их участвовать в процессе технического надзора и приемки работ.

Процедура сдачи-приемки завершенного объекта проводится в соответ­ствии с законодательством и строительными нормами и правилами. На собра­нии/сходе население выбирает представителей из числа участников собрания и уполномочивает их участвовать в процедуре сдачи-приемки в качестве членов комиссии, подпись которых в акте приема-сдачи объекта является обязательным условием оплаты работ.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

О.Ю. Кирюнина, руководитель пресс-службы управления пресс-службы правительства Тульской области Н.Н. Хамешина, зам. главы администрации, руководитель аппарата админи­страции г. Тулы