В автономную некоммерческую организацию «Лига ТОС» после принятия Федерального закона № 99-ФЗ обратился ряд органов ТОС, обеспокоенных произведенными изменениями. Отнесение ТОСов к числу общественных организаций, для которых одним из важнейших требований является формализованное членство, противоречит статусу ТОС как самоорганизации граждан, имеющей массовый характер и открытой для всех жителей соответствующей территории. Такой статус ТОС следует из части 6 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ, содержащей требования к правомочности собраний (конференций) граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления и прямо предусматривающей, что кворум на таких мероприятиях определяется от количества жителей соответствующей территории. В соответствии со статьей Федерального закона № 131-ФЗ лица в возрасте старше 16 лет имеют право участвовать в собраниях (конференциях) по вопросам организации и осуществления ТОС. Более того, кворум считается с их участием. Однако согласно статье 19 Федерального закона № 82-ФЗ членами общественных организаций могут быть граждане, достигшие 18 лет. Соответственно, обладая правом участия в ТОС, указанные лица не могут быть их членами в случае регистрации ТОСа как общественной организации. Таким образом, серьезно подрывается процесс создания и функционирования молодежных секций ТОС, которые только начали развиваться в Перми и вносят свой существенный вклад в развитие физкультуры и спорта, военно-патриотическое воспитание, занимаются уходом за пожилыми людьми, благоустройством.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ ТОСы имеют ярко выраженный территориальный характер, так как на одной территории может действовать только один ТОС, границы которого утверждаются органами местного самоуправления. В то же время на одной и той же территории могут действовать несколько общественных организаций, которые не имеют утверждаемых границ. На одной и той же территории может возникнуть неограниченное количество общественных организаций ТОС, чьи границы никто не утверждает. То есть словосочетание «территориальное» из названия ТОС исключается. Возникают просто общественные самоуправления жителей на определенной улице, в квартале, доме и т. д. Таким образом, понятие «территориальное общественное самоуправление» исчезает из обращения, нарушаются сложившиеся годами формы работы по взаимодействию с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
По смыслу функционирования территориальное общественное самоуправление не должно сводиться к работе общественной организации (например, в части работы исключительно на корпоративное благо, то есть на благо своей структуры и своих членов), а должно работать на интересы всего населения утвержденной территории.
Деятельность ТОС следует рассматривать как выражение концепции социального партнерства, точнее, муниципально-общественного партнерства. Это особый институт гражданского общества, требующий выделения в особую организационно-правовую форму путем внесения соответствующих поправок в Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 первой части Гражданского кодекса».
Данная ситуация особенно актуальна для Пермского края, где на протяжении многих лет действуют территориальные общественные самоуправления, общее количество которых в настоящее время составляет 203. Они объединяют около миллиона жителей, ведут активную работу с населением края. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества ТОСов. Перевод ТОСов в категорию общественных организаций существенно нарушит этот процесс и приведет к разрушению системы ТОС как института гражданского общества, осуществляющего функции социального партнерства, направленного на выстраивание цивилизованных отношений с органами власти. Регистрация вновь создаваемых ТОСов региональным управлением Минюста приостановлена.
По инициативе АНО «Лига ТОС» 26 марта состоялся круглый стол, посвященный развитию территориальных общественных самоуправлений в условиях изменений законодательства, в котором приняли участие представители общественной палаты Пермского края, регионального отделения ОНФ, СМО Пермского края, представители регионального управления Минюста России, депутаты законодательного собрания края, представители ТОСов. В ходе выступлений отмечалось, что, в отличие от других общественных объединений, ТОСы работают со всеми категориями населения, в этом их социальная функция. Ни одна общественная организация такими возможностями не обладает. Участники круглого стола высказались за придание ТОСам особого правового статуса, а также за принятие отдельного закона, регулирующего деятельность ТОС, в котором найдут свое отражение такие положения, как правовой статус территориального общественного самоуправления, порядок образования и деятельности, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления.
При этом необходимо предусмотреть законодательно следующую обязанность органов местного самоуправления при взаимодействии с органами ТОС: оказание финансовой (как прямых субсидий, так и на основе проведения конкурсов), имущественной (в виде предоставления бесплатных помещений), экономической (выделение в муниципальных заказах лотов специально для ТОСов, которые они могли бы реально осилить), информационно-методической, информационной и организационной поддержки в осуществлении коммуникаций с органами местной власти.
В решении круглого стола содержится рекомендация законодательному собранию Пермского края — разработать законодательную инициативу по внесению поправок в Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 первой части Гражданского кодекса РФ». Также решение круглого стола содержит поддержку предложения о принятии Федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении». АНО «Лига ТОС» отслеживает процесс подготовки и прохождения этих документов и призывает коллег из других регионов, разделяющих нашу точку зрения, поддержать данные инициативы в рамках своих возможностей.
по материалам журнала "Муниципальная Россия"