Почву под ТОС надо укрепить законом

Тип: статья

В автономную некоммерческую организацию «Лига ТОС»  после принятия Федерального закона № 99-ФЗ обратился ряд органов ТОС, обеспокоенных произведенными изменениями. Отнесение ТОСов к числу общественных организаций, для которых одним из важнейших требований является формализованное членство, противоречит стату­су ТОС как самоорганизации граждан, имеющей массовый характер и открытой для всех жителей соответствующей территории. Такой ста­тус ТОС следует из части 6 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ, содержащей требования к правомочности собраний (конференций) граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления и прямо предусматривающей, что кво­рум на таких мероприятиях определяется от количества жителей соот­ветствующей территории. В соответствии со статьей Федерального за­кона № 131-ФЗ лица в возрасте старше 16 лет имеют право участвовать в собраниях (конференциях) по вопросам организации и осуществле­ния ТОС. Более того, кворум считается с их участием. Однако согласно статье 19 Федерального закона № 82-ФЗ членами общественных орга­низаций могут быть граждане, достигшие 18 лет. Соответственно, об­ладая правом участия в ТОС, указанные лица не могут быть их членами в случае регистрации ТОСа как общественной организации. Таким об­разом, серьезно подрывается процесс создания и функционирования молодежных секций ТОС, которые только начали развиваться в Перми и вносят свой существенный вклад в развитие физкультуры и спорта, военно-патриотическое воспитание, занимаются уходом за пожилыми людьми, благоустройством.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ ТОСы имеют ярко выра­женный территориальный характер, так как на одной территории мо­жет действовать только один ТОС, границы которого утверждаются органами местного самоуправления. В то же время на одной и той же территории могут действовать несколько общественных организаций, которые не имеют утверждаемых границ. На одной и той же террито­рии может возникнуть неограниченное количество общественных орга­низаций ТОС, чьи границы никто не утверждает. То есть словосочета­ние «территориальное» из названия ТОС исключается. Возникают просто общественные самоуправления жителей на определенной ули­це, в квартале, доме и т. д. Таким образом, понятие «территориальное общественное самоуправление» исчезает из обращения, нарушаются сложившиеся годами формы работы по взаимодействию с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

По смыслу функционирования территориальное общественное са­моуправление не должно сводиться к работе общественной организа­ции (например, в части работы исключительно на корпоративное бла­го, то есть на благо своей структуры и своих членов), а должно работать на интересы всего населения утвержденной территории.

Деятельность ТОС следует рассматривать как выражение концеп­ции социального партнерства, точнее, муниципально-общественного партнерства. Это особый институт гражданского общества, требующий выделения в особую организационно-правовую форму путем внесения соответствующих поправок в Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесе­нии изменений в главу 4 первой части Гражданского кодекса».

Данная ситуация особенно актуальна для Пермского края, где на про­тяжении многих лет действуют территориальные общественные само­управления, общее количество которых в настоящее время составляет 203. Они объединяют около миллиона жителей, ведут активную работу с населением края. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества ТОСов. Перевод ТОСов в категорию общественных орга­низаций существенно нарушит этот процесс и приведет к разрушению системы ТОС как института гражданского общества, осуществ­ляющего функции социального партнерства, направленного на выст­раивание цивилизованных отношений с органами власти. Регистра­ция вновь создаваемых  ТОСов региональным управлением Минюста приостановлена.

По инициативе АНО «Лига ТОС» 26 марта состоялся круглый стол, посвященный развитию территориальных общественных самоуправле­ний в условиях изменений законодательства, в котором приняли учас­тие представители общественной палаты Пермского края, регионально­го отделения ОНФ, СМО Пермского края, представители регионального управления Минюста России, депутаты законодательного собрания края, представители ТОСов. В ходе выступлений отмечалось, что, в отличие от других общественных объединений, ТОСы работают со всеми кате­гориями населения, в этом их социальная функция. Ни одна обществен­ная организация такими возможностями не обладает. Участники круг­лого стола высказались за придание ТОСам особого правового статуса, а также за принятие отдельного закона, регулирующего деятельность ТОС, в котором найдут свое отражение такие положения, как правовой статус территориального общественного самоуправления, порядок об­разования и деятельности, порядок взаимодействия с органами мест­ного самоуправления.

При этом необходимо предусмотреть законодательно следующую обязанность органов местного самоуправления при взаимодействии с органами ТОС: оказание финансовой (как прямых субсидий, так и на основе проведения конкурсов), имущественной (в виде предоставле­ния бесплатных помещений), экономической (выделение в муниципаль­ных заказах лотов специально для ТОСов, которые они могли бы реаль­но осилить), информационно-методической, информационной и организационной поддержки в осуществлении коммуникаций с орга­нами местной власти.

В решении круглого стола содержится рекомендация законодатель­ному собранию Пермского края — разработать законодательную иници­ативу по внесению поправок в Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесе­нии изменений в главу 4 первой части Гражданского кодекса РФ». Также решение круглого стола содержит поддержку предложения о принятии Федерального закона «О территориальном общественном самоуправле­нии». АНО «Лига ТОС» отслеживает процесс подготовки и прохожде­ния этих документов и призывает коллег из других регионов, разделяю­щих нашу точку зрения, поддержать данные инициативы в рамках своих возможностей.

по материалам журнала "Муниципальная Россия"