ТОСы научились писать проекты и зарабатывать деньги

Тип: статья

Начиная с 1988 года локальные организации активных жителей получили в России название «территориального общественного самоуправления» — ТОС. Новый термин был впервые закреплен в Законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В дальнейшем Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» определил основные понятия и основы функционирования территори­ального общественного самоуправления. Позже они были зафиксирова­ны в законах о местном самоуправлении 1995 и 2003 годов.

Появление этих организаций в начале 1990-х годов привело к росту гражданских инициатив, демократического сознания и веры в возмож­ные демократические преобразования. Появление таких новых для нашей страны локальных организаций было обусловлено, с одной сто­роны, резким кризисом, изменением системы управления городским хозяйством, определенным перестроечным безвластием. С другой — демократическими изменениями в жизни нашего общества, новым от­ношением к этим организациям со стороны властных структур.

Исследователи периода начала 1990-х оценивали ТОС как новую возможность гражданского участия и новую форму демократии.

В первую очередь речь шла о «разрешенных» тогда экологических вопросах, а также социальной защите, потому что первые ТОСы были активно вовлечены в распределение гуманитарной помощи, которая поступала тогда в Россию из многих стран. Кроме того, в самом начале ТОС также занимались вопросами организации досуга жителей и бла­гоустройства своей территории.

Природа ТОС того периода — это, безусловно, волонтерская рабо­та. Речь не шла ни о зарплатах, ни о субсидиях. Максимум, что делали в тот период муниципалитеты для «своих» ТОСов — бесплатно предо­ставляли им помещения для работы.

Дальнейшая история развития территориального общественного самоуправления имеет свои вехи и события.

В 1988 году был создан первый ТОС «Братеево», Москва.

В этот период сформировались основные направления деятельнос­ти ТОС, к которым можно отнести:

  • защитную,
  • правоохранную,
  • информационную,
  • просветительскую,
  • социальную,
  • культурную,
  • разрешения конфликтов,
  • лоббистскую,
  • воспитательную,
  • контрольную деятельность.

ТОСы занимаются благоустройством и социальной защитой, досу­гом и жилищными проблемами, работают с детьми, пожилыми людьми, безработными и инвалидами.

Во всех этих сферах они тесно взаимодействуют с работниками муниципальных структур, бизнес-сообществом, другими общественны­ми организациями.

В период с 1997 по 2002 год не только сформировались муниципали­теты — лидеры по развитию ТОС, были реализованы различные про­граммы поддержки ТОС в разных регионах России.

В ряде городов ТОСы стали объединяться в ассоциации, которые, в свою очередь, выступали как информационные, методические цент­ры развития территориального общественного самоуправления на своих территориях. Появились ассоциации ТОС и близкие им структуры в Са­ратове, Перми, Нижнем Новгороде, Рязани, Обнинске, а также област­ные объединения ТОС в Ивановской, Воронежской, Свердловской, Омской областях.

В России развитие ТОС продолжалось и продолжается, однако «портрет ТОС», природа, деятельность очень сильно изменились, как изменились и основные направления деятельности, которые в услови­ях реформы ЖКХ все чаще становятся центрами пересечения жилищ­ных интересов и интересов собственности, особенно в борьбе за зем­лю и управление коммунальными потоками.

2 июня 2009 году после большого перерыва прошли слушания по ТОС Комитета Госдумы по МСУ. «Там, где нет ТОС, там нет и местно­го самоуправления», — заявил тогда руководитель Департамента госу­дарственного управления, регионального развития и местного самоуп­равления Правительства РФ Виталий Шипов.

Сам факт такого обсуждения и весьма представительного собрания в целом позитивно отразился на развитии ТОС. Во многих муниципа­литетах России снова «вспомнили» про ТОСы, «заметили» их работу, «подкинули средств». Однако все эти подвижки на практике уже не изменили тех тенденций, которые наметились в этом направлении.

Во-первых, там, где еще недавно самоорганизация жителей была их правом, — она стала обязанностью и необходимостью.

Во-вторых, можно говорить о росте профессионализации работы лидеров ТОС на локальном уровне — 27 лет не прошли бесследно.

В-третьих, все реже ТОСы создаются по инициативе жителей, если только это не «протестные ТОСы», которые борются с местной влас­тью по разным вопросам защиты своей территории.

Резко сокращается волонтерская деятельность в этой сфере. Все меньше и меньше возникает реальных «инициатив» жителей. Все мень­ше у жителей времени, сил и желания для такой работы, к тому же все меньше получающей общественного признания и одобрения. Кроме того, во многих городах, где местная власть сильна и достаточно гра­мотна, жителям уже не приходится «самим латать дыры». Муниципа­литеты действуют на опережение, предлагая свои проекты и програм­мы, улучшающие качество городской среды и качество жизни В результате уже зачастую нет нужды привозить с дачи цветы, чтобы сделать цветник у подъезда: его раньше жителей сделает управляющая компания, уже нет заботы о детских площадках — типичном поле уча­стия молодых родителей: красивые и современные площадки ставят во дворах местные власти.

Инициаторами создания ТОСов сейчас выступают муниципалитеты и созданные специально для этих целей муниципальные учреждения, периодически активны политические партии - особенно перед избирательными кампаниями. Особую роль в создании ТОСов сейчас играют жилищные управляющие компании, при этом нарушается про­цедура создания ТОСов и весь принцип самоорганизации граждан. Старшие по домам и подъездам «назначаются» управляющей компа­нией, чтобы иметь «своих» представителей населения при приеме проведенных работ. Таким образом, ТОС превращается в представи­теля УК. Одновременно в самых передовых в отношении развития территориального общественного самоуправления городах именно ТОСы выступают защитниками интересов жителей перед управляю­щими компаниями. Этому в частности способствуют и просветитель­ские программы ТОСов, и контрольные функции, которые они в ряде городов берут на себя.

Чего стоит принятое в 2008 году в Новосибирске, а в 2009 году и в Омске «Положение о Знаке доверия населения организации, управ­ляющей объектами жилищного фонда в городе». О таком Знаке дове­рия перед городской властью может ходатайствовать именно комитет территориального общественного самоуправления. Причем комитет, созданный жителями, а не управляющей компанией. Это способствует отработке инструментов оценки деятельности УК со стороны жителей, ответственности и механизмов отчетности УК перед жителями.

В-четвертых, изменилась и работа самих ТОСов там, где они еще есть.

Идет переход от самодеятельности и общественной работы к вы­полнению муниципального заказа. Многие ТОСы научились писать проекты и зарабатывать деньги, получать гранты на выполнение этих проектов, активно участвуют в муниципальных конкурсах. Деньги, которые через конкурсы социальных проектов и муниципальный заказ проходят через ТОС, с каждым годом все увеличиваются. И это, безус­ловно, очень хорошо. Однако, как правило, это чаще всего «заказ горо­да», а не реализация инициатив жителей. Кроме того, управление эти­ми проектами и средствами также требует профессионализации сотрудников, их постоянной работы, весьма далекой от «собственных инициатив» и «волонтерства».

ТОСы ставятся в прямую зависимость от органов местного само­управления, а отнюдь не от жителей, чьи интересы они должны пред­ставлять.

Далее можно говорить о создании широкой «инфраструктуры» вокруг ТОС.

Возникают принципиально новые структуры в этой сфере. Так, для решения многочисленных вопросов деятельности и развития террито­риального общественного самоуправления в Пермском крае была со­здана автономная некоммерческая организация «Лига ТОС». Главной ее целью является содействие становлению гражданского общества путем развития территориального общественного самоуправления, осуществления функций социального партнерства, направленное на выстраивание цивилизованных отношений с органами местного само­управления в формате гражданского контроля, гражданского диалога и гражданского участия.

АНО «Лига ТОС» на протяжении пяти лет ведет активную деятель­ность по развитию ТОС Пермского края и других регионов РФ. За это время проведено более 300 семинаров, более 4500 консультаций для государственных и муниципальных служащих, общественно активных граждан по вопросам организации и развития территориального обще­ственного самоуправления. Проведены обучающие семинары по тира­жированию пермского опыта развития ТОС в Ижевске, Омске, Киро­ве, Нижнем Новгороде. Подготовлены методические материалы для активных граждан и муниципальных служащих. При участии АНО «Лига ТОС» создано территориальное общественное самоуправление в горо­дах Соликамск, Чернушка, Оса, Краснокамск, в Пермском, Кишерт-ском, Добрянском и ряде других районов Пермского края.

В настоящее время возникает необходимость сформировать комп­лексную систему активизации населения, способную объединить раз­личные площадки, подходы и ресурсы, а также создать универсальные инструменты, способные эффективно влиять на повышение социаль­ной активности граждан.

Поиски этих новых форм сегодня идут весьма активно, что показала межрегиональная конференция «Общественные центры — основа развития инициативных граждан по решению проблем местных сооб­ществ», которая прошла в сентябре 2014 года в Перми.

«Центры активных людей» работают в Нижнем Новгороде. В Пер­ми развиваются общественные центры, в Кирове — «центры местной активности». Они стали новыми инструментами в деятельности ТОС и новыми площадками взаимодействия населения и местных властей.

Сегодня ТОС и муниципальные и государственные власти должны не только найти новые, отвечающие современным реалиям формы взаимодействия, но и сохранить лучшие примеры самоорганизации и самоуправления.

На современном этапе развития территориального общественного самоуправления вплотную встал вопрос о создании в стране Ассоциа­ции ТОС России. Создание Ассоциации позволит активнее лоббиро­вать интересы территориального общественного самоуправления в ор­ганах законодательной и исполнительной власти РФ, в частности, принятие закона о ТОС, стратегии развития ТОС в РФ в рамках феде­ральной программы «Поддержка и развитие ТОС — основной элемент гражданского общества в РФ».

Для обсуждения этих вопросов необходимо провести I съезд терри­ториального общественного самоуправления России.

Необходимо участие депутатов Государственной думы, представи­тельных органов субъектов Российской Федерации, органов исполни­тельной власти всех уровней, а также всех заинтересованных лиц, включая научное сообщество, представителей регионов и — самое глав­ное — делегаций ТОС со всей страны.

по материалам журнала "Муниципальная Россия"

Г. Мелюхин, эксперт в области территориального общественного самоуправления