Начиная с 1988 года локальные организации активных жителей получили в России название «территориального общественного самоуправления» — ТОС. Новый термин был впервые закреплен в Законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В дальнейшем Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» определил основные понятия и основы функционирования территориального общественного самоуправления. Позже они были зафиксированы в законах о местном самоуправлении 1995 и 2003 годов.
Появление этих организаций в начале 1990-х годов привело к росту гражданских инициатив, демократического сознания и веры в возможные демократические преобразования. Появление таких новых для нашей страны локальных организаций было обусловлено, с одной стороны, резким кризисом, изменением системы управления городским хозяйством, определенным перестроечным безвластием. С другой — демократическими изменениями в жизни нашего общества, новым отношением к этим организациям со стороны властных структур.
Исследователи периода начала 1990-х оценивали ТОС как новую возможность гражданского участия и новую форму демократии.
В первую очередь речь шла о «разрешенных» тогда экологических вопросах, а также социальной защите, потому что первые ТОСы были активно вовлечены в распределение гуманитарной помощи, которая поступала тогда в Россию из многих стран. Кроме того, в самом начале ТОС также занимались вопросами организации досуга жителей и благоустройства своей территории.
Природа ТОС того периода — это, безусловно, волонтерская работа. Речь не шла ни о зарплатах, ни о субсидиях. Максимум, что делали в тот период муниципалитеты для «своих» ТОСов — бесплатно предоставляли им помещения для работы.
Дальнейшая история развития территориального общественного самоуправления имеет свои вехи и события.
В 1988 году был создан первый ТОС «Братеево», Москва.
В этот период сформировались основные направления деятельности ТОС, к которым можно отнести:
- защитную,
- правоохранную,
- информационную,
- просветительскую,
- социальную,
- культурную,
- разрешения конфликтов,
- лоббистскую,
- воспитательную,
- контрольную деятельность.
ТОСы занимаются благоустройством и социальной защитой, досугом и жилищными проблемами, работают с детьми, пожилыми людьми, безработными и инвалидами.
Во всех этих сферах они тесно взаимодействуют с работниками муниципальных структур, бизнес-сообществом, другими общественными организациями.
В период с 1997 по 2002 год не только сформировались муниципалитеты — лидеры по развитию ТОС, были реализованы различные программы поддержки ТОС в разных регионах России.
В ряде городов ТОСы стали объединяться в ассоциации, которые, в свою очередь, выступали как информационные, методические центры развития территориального общественного самоуправления на своих территориях. Появились ассоциации ТОС и близкие им структуры в Саратове, Перми, Нижнем Новгороде, Рязани, Обнинске, а также областные объединения ТОС в Ивановской, Воронежской, Свердловской, Омской областях.
В России развитие ТОС продолжалось и продолжается, однако «портрет ТОС», природа, деятельность очень сильно изменились, как изменились и основные направления деятельности, которые в условиях реформы ЖКХ все чаще становятся центрами пересечения жилищных интересов и интересов собственности, особенно в борьбе за землю и управление коммунальными потоками.
2 июня 2009 году после большого перерыва прошли слушания по ТОС Комитета Госдумы по МСУ. «Там, где нет ТОС, там нет и местного самоуправления», — заявил тогда руководитель Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ Виталий Шипов.
Сам факт такого обсуждения и весьма представительного собрания в целом позитивно отразился на развитии ТОС. Во многих муниципалитетах России снова «вспомнили» про ТОСы, «заметили» их работу, «подкинули средств». Однако все эти подвижки на практике уже не изменили тех тенденций, которые наметились в этом направлении.
Во-первых, там, где еще недавно самоорганизация жителей была их правом, — она стала обязанностью и необходимостью.
Во-вторых, можно говорить о росте профессионализации работы лидеров ТОС на локальном уровне — 27 лет не прошли бесследно.
В-третьих, все реже ТОСы создаются по инициативе жителей, если только это не «протестные ТОСы», которые борются с местной властью по разным вопросам защиты своей территории.
Резко сокращается волонтерская деятельность в этой сфере. Все меньше и меньше возникает реальных «инициатив» жителей. Все меньше у жителей времени, сил и желания для такой работы, к тому же все меньше получающей общественного признания и одобрения. Кроме того, во многих городах, где местная власть сильна и достаточно грамотна, жителям уже не приходится «самим латать дыры». Муниципалитеты действуют на опережение, предлагая свои проекты и программы, улучшающие качество городской среды и качество жизни В результате уже зачастую нет нужды привозить с дачи цветы, чтобы сделать цветник у подъезда: его раньше жителей сделает управляющая компания, уже нет заботы о детских площадках — типичном поле участия молодых родителей: красивые и современные площадки ставят во дворах местные власти.
Инициаторами создания ТОСов сейчас выступают муниципалитеты и созданные специально для этих целей муниципальные учреждения, периодически активны политические партии - особенно перед избирательными кампаниями. Особую роль в создании ТОСов сейчас играют жилищные управляющие компании, при этом нарушается процедура создания ТОСов и весь принцип самоорганизации граждан. Старшие по домам и подъездам «назначаются» управляющей компанией, чтобы иметь «своих» представителей населения при приеме проведенных работ. Таким образом, ТОС превращается в представителя УК. Одновременно в самых передовых в отношении развития территориального общественного самоуправления городах именно ТОСы выступают защитниками интересов жителей перед управляющими компаниями. Этому в частности способствуют и просветительские программы ТОСов, и контрольные функции, которые они в ряде городов берут на себя.
Чего стоит принятое в 2008 году в Новосибирске, а в 2009 году и в Омске «Положение о Знаке доверия населения организации, управляющей объектами жилищного фонда в городе». О таком Знаке доверия перед городской властью может ходатайствовать именно комитет территориального общественного самоуправления. Причем комитет, созданный жителями, а не управляющей компанией. Это способствует отработке инструментов оценки деятельности УК со стороны жителей, ответственности и механизмов отчетности УК перед жителями.
В-четвертых, изменилась и работа самих ТОСов там, где они еще есть.
Идет переход от самодеятельности и общественной работы к выполнению муниципального заказа. Многие ТОСы научились писать проекты и зарабатывать деньги, получать гранты на выполнение этих проектов, активно участвуют в муниципальных конкурсах. Деньги, которые через конкурсы социальных проектов и муниципальный заказ проходят через ТОС, с каждым годом все увеличиваются. И это, безусловно, очень хорошо. Однако, как правило, это чаще всего «заказ города», а не реализация инициатив жителей. Кроме того, управление этими проектами и средствами также требует профессионализации сотрудников, их постоянной работы, весьма далекой от «собственных инициатив» и «волонтерства».
ТОСы ставятся в прямую зависимость от органов местного самоуправления, а отнюдь не от жителей, чьи интересы они должны представлять.
Далее можно говорить о создании широкой «инфраструктуры» вокруг ТОС.
Возникают принципиально новые структуры в этой сфере. Так, для решения многочисленных вопросов деятельности и развития территориального общественного самоуправления в Пермском крае была создана автономная некоммерческая организация «Лига ТОС». Главной ее целью является содействие становлению гражданского общества путем развития территориального общественного самоуправления, осуществления функций социального партнерства, направленное на выстраивание цивилизованных отношений с органами местного самоуправления в формате гражданского контроля, гражданского диалога и гражданского участия.
АНО «Лига ТОС» на протяжении пяти лет ведет активную деятельность по развитию ТОС Пермского края и других регионов РФ. За это время проведено более 300 семинаров, более 4500 консультаций для государственных и муниципальных служащих, общественно активных граждан по вопросам организации и развития территориального общественного самоуправления. Проведены обучающие семинары по тиражированию пермского опыта развития ТОС в Ижевске, Омске, Кирове, Нижнем Новгороде. Подготовлены методические материалы для активных граждан и муниципальных служащих. При участии АНО «Лига ТОС» создано территориальное общественное самоуправление в городах Соликамск, Чернушка, Оса, Краснокамск, в Пермском, Кишерт-ском, Добрянском и ряде других районов Пермского края.
В настоящее время возникает необходимость сформировать комплексную систему активизации населения, способную объединить различные площадки, подходы и ресурсы, а также создать универсальные инструменты, способные эффективно влиять на повышение социальной активности граждан.
Поиски этих новых форм сегодня идут весьма активно, что показала межрегиональная конференция «Общественные центры — основа развития инициативных граждан по решению проблем местных сообществ», которая прошла в сентябре 2014 года в Перми.
«Центры активных людей» работают в Нижнем Новгороде. В Перми развиваются общественные центры, в Кирове — «центры местной активности». Они стали новыми инструментами в деятельности ТОС и новыми площадками взаимодействия населения и местных властей.
Сегодня ТОС и муниципальные и государственные власти должны не только найти новые, отвечающие современным реалиям формы взаимодействия, но и сохранить лучшие примеры самоорганизации и самоуправления.
На современном этапе развития территориального общественного самоуправления вплотную встал вопрос о создании в стране Ассоциации ТОС России. Создание Ассоциации позволит активнее лоббировать интересы территориального общественного самоуправления в органах законодательной и исполнительной власти РФ, в частности, принятие закона о ТОС, стратегии развития ТОС в РФ в рамках федеральной программы «Поддержка и развитие ТОС — основной элемент гражданского общества в РФ».
Для обсуждения этих вопросов необходимо провести I съезд территориального общественного самоуправления России.
Необходимо участие депутатов Государственной думы, представительных органов субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти всех уровней, а также всех заинтересованных лиц, включая научное сообщество, представителей регионов и — самое главное — делегаций ТОС со всей страны.
по материалам журнала "Муниципальная Россия"