Сегодняшняя реальность такова, что многие свои полномочия сельские поселения России не в состоянии исполнить из-за отсутствия финансовых средств, что, конечно, не способствует развитию их самостоятельности. Но муниципалам нельзя уповать на помощь со стороны, а нужно и самим создавать новые источники пополнения местных бюджетов. Одним из них, безусловно, является самообложение граждан или разовые платежи для решения конкретных вопросов местного значения. Такая возможность предусмотрена в статье 41 Бюджетного кодекса РФ и статьях 55-56 Федерального закона ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации≫. Решение о самообложении может принять сход или референдум жителей муниципального образования, если за него проголосовало более 50% участников, при этом в голосовании должны участвовать свыше половины совершеннолетних жителей поселения. Так что даже подготовительная работа, как можно видеть, требует настойчивости, значительных организационных усилий, юридических знаний. Опытом своего региона (по данным Минюста России — ≪передовика≫ в деле самообложения в РФ) делится СМО Республики Татарстан. Идея самообложения сама по себе не нова и восходит к советским временам. Она как форма обровольного участия населения в расходах на местное хозяйственное и культурное строительство стала активно применяться в период коллективизации сельского хозяйства. В тридцатые годы политика государства была направлена на то, чтобы побудить жителей деревень вступать в колхозы. Сборы, уплачиваемые в порядке самообложения, практически повторяли сельскохозяйственный налог, но расходовались на местные нужды: строительство и ремонт дорог, мостов, больниц, школ.
В 2012 году Советом муниципальных образований Республики Татарстан был изучен опыт Пермского края, а также Кировской области по вопросу самообложения граждан. Тогда же этот вопрос был вынесен на рассмотрение президиума Совета. В январе 2013 года была начата работа по инициированию проведения референдумов по вопросу самообложения граждан в сельских поселениях, во все муниципальные районы республики были направлены рекомендации по их подготовке и проведению.
Первое время у муниципалитетов возникало много вопросов по порядку проведения референдумов, сбору средств у населения и получению софинансирования из республиканского бюджета. Для их решения проводились совещания с участием глав муниципальных районов и представителей министерств и ведомств, одновременно велась индивидуальная разъяснительная работа с работниками органов местного самоуправления районов.
В результате работы специалистов Совета с кабинетом министров Республики Татарстан, правительством республики было принято постановление от 22 ноября 2013 года № 909 ≪Об утверждении Порядка представления из бюджета Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения≫. В нем было решено на один рубль собранных населением денег выделять из регионального бюджета еще четыре рубля. Надо сказать, что программа самообложения в республике в настоящее время только разворачивается. На старте проекта в 2013 году референдумы по самообложению состоялись в 93 сельских поселениях шести муниципальных районов региона, а реально от населения было собрано 3,7 млн руб. Резервный фонд профинансировал эту сумму еще почти на 15 млн руб. Одним из первых в республике в реализацию программы самообложения включилось в 2013 году Новоимянское сельское поселение Сармановского района. Собранные деньги здесь потратили на ремонт моста через речку Камышлы в селе Кутемели, прокладку дороги к кладбищу соседней деревни, приведение в порядок свалок, очистку улиц сельского поселения в зимний период. Кроме того, закупили для двух деревень мотопомпы и электрический отбойный молоток. Большим подспорьем самообложение стало для сельского поселения при организации централизованного вывоза на санкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В 2014 году референдумы прошли уже в 655 муниципальных образованиях республики, общая сумма собранных средств населением составила 80,3 млн руб., а республиканский бюджет со своей стороны добавил к ним более 314 млн руб. Большинство, а именно 40,7% поселений,__ в которых прошли референдумы, решили направить деньги на ремонт и содержание дорог внутри населенных пунктов, в том числе мостов, 19% — на ремонт и содержание кладбищ, 17,5% посчитали наиболее нужным благоустройство территории поселения, 12,3% — решение вопросов, связанных с водоснабжением, благоустройством родников, 4,4% поселений потратили средства на установку и реконструкцию памятников. Остальные средства были направлены на содержание полигонов ТБО, мероприятия, направленные на пожарную безопасность, постройку и содержание детских и спортивных площадок, зон отдыха, озеленение территорий сельских поселений, очистку рек и озер и т. д.
Старокырлайское сельское поселение Арского района благодаря программе самообложения пополнило свой бюджет в 2014 году дополнительно на 800 тыс. руб. (из них 160 тыс. руб. — деньги населения). Осваиваются они в текущем году — на них благоустроят погосты и прилегающие к ним территории, приведут в порядок местные родни-ки. «Средства самообложения, подкрепленные республиканским бюджетом, — говорит глава муниципального образования Фаргать Сиразутдинов, — стали для нас очень хорошим подспорьем. Поэтому решили данную практику продолжить и в этом году». Заинтересованы в дальнейшей реализации программы самообложения и другие муниципалитеты. На начало июля 2015 года референдумы по самообложению уже провели 716 муниципальных образований республики. Планируемая сумма сбора средств с населения составляет свыше 120 млн руб.
Председатель СМО Республики Татарстан Минсагит Шакиров: Более выгодных условий, чем те, что предложены населению сегодня, нет. Тем более что состояние социальных объектов на местах оставляет желать много лучшего. Все эти средства находятся под жестким контролем. Глава поселения раз в год должен отчитываться перед населением о целевом использовании средств по самообложению. С другой стороны, референдумы позволяют мобилизовать сельчан. Не надо забывать, что, решая путем самообложения конкретную хозяйственную задачу, мы одновременно вовлекаем в процесс управления территорией самих жителей, приучаем их рачительно относиться ко всему сделанному на муниципальные деньги. Справедливости ради нужно признать, что на деле при внедрении принципов самообложения на местах возникает немало сложностей. Не все желают платить из своего кармана на общие нужды, мотивируя это тем, что и так платят налоги. Что делать в этой ситуации? По мнению Минсагита Шакирова, здесь самое главное — более активно разъяснять населению суть самообложения, убеждать, советоваться с жителями, думать, куда направить средства в первую очередь и как вести отчет за каждую потраченную копейку. Лишь в этом случае самообложение на местах может стать доброй традицией.
по материалам журнала "Муниципальная Россия"