"Молодежная журналистика как эффективный инструмент влияния на развитие общественных инициатив в г. Амурске"

Тип: статья

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка.

Молодежь – самая активная часть общества, в силу своей восприимчивости наиболее подвержена влиянию и быстрым изменениям. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ.

В формировании молодого поколения важную роль играют средства массовой информации. Через них даются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы.

Молодёжная журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Специфика журналистики для молодежи определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными этой аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой). Молодежной печати свойственно более активное привлечение различных групп аудитории к производству массовой информации.

В сентябре 2003 года, ученики 6 Б класса средней школы № 5 города Амурска решили организовать детскую студию. Увлечение самостоятельным кинопроизводством объединило не только учеников класса, но и родителей, учителей. В очередь «за ролью» выстраивалась вся школа. Итогом первого года занятий стал школьный фестиваль «Хит сезона». Яркому и необычному детскому общественному объединению «Хит сезона» удалось выйти за рамки школы. Представив свои работы на районном слёте детских и молодёжных общественных объединений, они смогли заинтересовать и других ребят и руководителей. По просьбам заинтересованных ребят, объединение «Хит сезона» провели ряд мастер-классов по кинопроизводству. Итогом большой заинтересованности кино стало активное участие молодёжи в производстве не только игрового кино, но и социальных видеороликов, документальных зарисовок. С 2005 года стал проходить Амурский открытый фестиваль детского и юношеского кино и телевидения «Хит сезона».

С 2008 по 2013 года в Амурске родились ещё несколько детских общественных объединений, направлениями работы которых стали журналистика. Это объединения - «Телевизионная служба школьных новостей «Жираф», «Творческая студия «Диалог», «Кактус», «Молодёжный пресс центр».

Руководители этих объединений – это общественные деятели, которые готовы заниматься с детьми и молодёжью, отталкиваясь от их интересов.

Деятельность общественных объединений отражена в информационном реестре детских и молодёжных общественных объединений, действующих на территории Хабаровского края, в информационном сборнике «Презентация детских и молодёжных общественных объединений г. Амурска Хабаровского края».

Инициативы общественных объединений направлены на:

  • привлечение общественности к проблемам местного сообщества,
  • мониторинг решения обозначенных проблем,
  • формирование активной гражданской позиции у молодёжи,
  • формирование диалог между местной властью и молодёжью. 

Цели и задачи 

Целью развития молодёжной журналистики в г. Амурске является формирование и поддержка социальной активности учащейся и работающей молодёжи.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  • информационная поддержка гражданских инициатив, направленных на социально-экономическое развитие города;
  • поддержать активных руководителей общественных объединений;
  • обучить активы общественных объединений журналистской работе и работе с местными СМИ;
  • обучить молодых людей современным подходам в журналистике (газетная журналистика, телевизионная журналистика, сетевая журналистика);
  • сформировать в молодежной среде навыков продвижения социально-значимых проектов, направленных на решение проблем местного сообщества;
  • сформировать в молодёжной среде позитивный образ местной власти;
  • повышение гражданской активности молодежи;
  • оказать методическую, информационную и иную поддержку детским и молодежным общественным объединениям, действующим на территории города Амурска;
  • осуществление межмуниципальных связей в области реализации интересов молодежи. 

Для достижения поставленных целей необходимо

  • Привлекать молодежные и детские общественные организации (объединения) к активному участию в общественной жизни города.
  • Проведение мероприятий, способствующих развитию молодёжной журналистики.
  • Организация сотрудничества между молодыми журналистами и местными средствами массовой информации.
  • Привлечение средств массовой информации для формирования позитивного отношения горожан по вопросам реализации молодежной политики, деятельности общественных организаций.
  • Привлечение молодых журналистов к решению социальных проблем в г. Амурске. 

Полученные результаты, затраты на внедрение

  • Охват молодёжи, заинтересованной журналисткой деятельностью (опубликовавшие свои материалы в различных СМИ) – более 100 человек.
  • Охват потребителей информации, представленной молодыми журналистами – практически все жители города.
  • Охват средств массовой информации молодыми журналистами: 

1/ Газеты: «Амурская заря», «Наш город Амурск», «Амурский вестник», молодёжное приложение «Велосипед», краевая ежеквартальная газета Молодёжной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края «Новый формат»;

2/ Телевидение: телерадиокомпания «Амурск»,

3/ Радио: «Лав радио Амурск»;

4/ Интернет ресурс: официальный сайт администрации г. Амурска, краевой молодёжный портал «Ты в центре».

При реализации инициативы «Молодёжная журналистика – как эффективный инструмент влияния на развитие общественных инициатив в г. Амурске» организаторы столкнулись с проблемой разрозненности молодых журналистов и отсутствие информации у них о мероприятиях, проходящих на территории г. Амурска. Для решения данной проблемы был создан организационный комитет из руководителей и лидеров общественных объединений, занимающихся журналистикой, которые своевременно получают информацию и сами являются организаторами мероприятий, касающихся молодёжной журналистики.

Следующей проблемой является частое обновление состава юных журналистов, т.к. ребята выпускаются из школ и уезжают учиться в ВУЗы. Для обучения состава молодых журналистов предусмотрены мастер-классы, конкурсы, учебно-игровые сборы.

Характеристика факторов, способствующих успешному решению проблемы

  • Понимание органов местного самоуправления значимости общественного движения.
  • Достаточный уровень активности общественных деятелей. (Привлечение внимания общественности, социальное партнёрство).
  • Интерес молодёжи к журналистике, умение молодёжи использовать новые технологии в работе.
  • Количество молодёжи, включённой в социально- значимую деятельность.
  • Молодёжь увидела возможность реализации собственных инициатив.