Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка.
Молодежь – самая активная часть общества, в силу своей восприимчивости наиболее подвержена влиянию и быстрым изменениям. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ.
В формировании молодого поколения важную роль играют средства массовой информации. Через них даются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы.
Молодёжная журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
Специфика журналистики для молодежи определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными этой аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой). Молодежной печати свойственно более активное привлечение различных групп аудитории к производству массовой информации.
В сентябре 2003 года, ученики 6 Б класса средней школы № 5 города Амурска решили организовать детскую студию. Увлечение самостоятельным кинопроизводством объединило не только учеников класса, но и родителей, учителей. В очередь «за ролью» выстраивалась вся школа. Итогом первого года занятий стал школьный фестиваль «Хит сезона». Яркому и необычному детскому общественному объединению «Хит сезона» удалось выйти за рамки школы. Представив свои работы на районном слёте детских и молодёжных общественных объединений, они смогли заинтересовать и других ребят и руководителей. По просьбам заинтересованных ребят, объединение «Хит сезона» провели ряд мастер-классов по кинопроизводству. Итогом большой заинтересованности кино стало активное участие молодёжи в производстве не только игрового кино, но и социальных видеороликов, документальных зарисовок. С 2005 года стал проходить Амурский открытый фестиваль детского и юношеского кино и телевидения «Хит сезона».
С 2008 по 2013 года в Амурске родились ещё несколько детских общественных объединений, направлениями работы которых стали журналистика. Это объединения - «Телевизионная служба школьных новостей «Жираф», «Творческая студия «Диалог», «Кактус», «Молодёжный пресс центр».
Руководители этих объединений – это общественные деятели, которые готовы заниматься с детьми и молодёжью, отталкиваясь от их интересов.
Деятельность общественных объединений отражена в информационном реестре детских и молодёжных общественных объединений, действующих на территории Хабаровского края, в информационном сборнике «Презентация детских и молодёжных общественных объединений г. Амурска Хабаровского края».
Инициативы общественных объединений направлены на:
- привлечение общественности к проблемам местного сообщества,
- мониторинг решения обозначенных проблем,
- формирование активной гражданской позиции у молодёжи,
- формирование диалог между местной властью и молодёжью.
Цели и задачи
Целью развития молодёжной журналистики в г. Амурске является формирование и поддержка социальной активности учащейся и работающей молодёжи.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- информационная поддержка гражданских инициатив, направленных на социально-экономическое развитие города;
- поддержать активных руководителей общественных объединений;
- обучить активы общественных объединений журналистской работе и работе с местными СМИ;
- обучить молодых людей современным подходам в журналистике (газетная журналистика, телевизионная журналистика, сетевая журналистика);
- сформировать в молодежной среде навыков продвижения социально-значимых проектов, направленных на решение проблем местного сообщества;
- сформировать в молодёжной среде позитивный образ местной власти;
- повышение гражданской активности молодежи;
- оказать методическую, информационную и иную поддержку детским и молодежным общественным объединениям, действующим на территории города Амурска;
- осуществление межмуниципальных связей в области реализации интересов молодежи.
Для достижения поставленных целей необходимо
- Привлекать молодежные и детские общественные организации (объединения) к активному участию в общественной жизни города.
- Проведение мероприятий, способствующих развитию молодёжной журналистики.
- Организация сотрудничества между молодыми журналистами и местными средствами массовой информации.
- Привлечение средств массовой информации для формирования позитивного отношения горожан по вопросам реализации молодежной политики, деятельности общественных организаций.
- Привлечение молодых журналистов к решению социальных проблем в г. Амурске.
Полученные результаты, затраты на внедрение
- Охват молодёжи, заинтересованной журналисткой деятельностью (опубликовавшие свои материалы в различных СМИ) – более 100 человек.
- Охват потребителей информации, представленной молодыми журналистами – практически все жители города.
- Охват средств массовой информации молодыми журналистами:
1/ Газеты: «Амурская заря», «Наш город Амурск», «Амурский вестник», молодёжное приложение «Велосипед», краевая ежеквартальная газета Молодёжной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края «Новый формат»;
2/ Телевидение: телерадиокомпания «Амурск»,
3/ Радио: «Лав радио Амурск»;
4/ Интернет ресурс: официальный сайт администрации г. Амурска, краевой молодёжный портал «Ты в центре».
При реализации инициативы «Молодёжная журналистика – как эффективный инструмент влияния на развитие общественных инициатив в г. Амурске» организаторы столкнулись с проблемой разрозненности молодых журналистов и отсутствие информации у них о мероприятиях, проходящих на территории г. Амурска. Для решения данной проблемы был создан организационный комитет из руководителей и лидеров общественных объединений, занимающихся журналистикой, которые своевременно получают информацию и сами являются организаторами мероприятий, касающихся молодёжной журналистики.
Следующей проблемой является частое обновление состава юных журналистов, т.к. ребята выпускаются из школ и уезжают учиться в ВУЗы. Для обучения состава молодых журналистов предусмотрены мастер-классы, конкурсы, учебно-игровые сборы.
Характеристика факторов, способствующих успешному решению проблемы
- Понимание органов местного самоуправления значимости общественного движения.
- Достаточный уровень активности общественных деятелей. (Привлечение внимания общественности, социальное партнёрство).
- Интерес молодёжи к журналистике, умение молодёжи использовать новые технологии в работе.
- Количество молодёжи, включённой в социально- значимую деятельность.
- Молодёжь увидела возможность реализации собственных инициатив.