Особенности наследования выморочного имущества муниципальным образованием
Проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты при оформлении прав на выморочное имущество, не теряют своей актуальности. В связи с этим следует рассмотреть этот вопрос с практической точки зрения в совокупности с позицией законодателя.
Наследственное право является конституционным (п. 4 ст. 35 Конституции РФ). Правовое регулирование отношений, связанных с переходом наследственного имущества, осуществляется сегодня преимущественно ч. 3 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ).
В силу ст. 1110 ГК РФ наследование является универсальным правопреемством. Из анализа ст. 1151 ГК РФ следует, что все имущество, входящее в наследственную массу, можно разделить на жилые помещения, земельные участки, долю в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества и иное. По мнению большинства юристов, при такой законодательной позиции муниципальное образование следует относить к сингулярному правопреемнику, так как муниципальное образование наследует только отдельные права и обязанности.
Нельзя забывать о том, что муниципальное образование не может относиться к единственному наследнику. Российская Федерация всегда будет выступать в роли сонаследника и, как следствие, нести солидарную ответственность по долгам наследодателя.
В общем виде наследование определяется как переход имущества умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам). В тех случаях, когда отсутствуют наследники по завещанию и по закону, имущество умершего следует считать выморочным.
К причинам, когда имущество не было унаследовано наследниками, относят:
- физическое отсутствие всех возможных наследников по закону и по завещанию;
- если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования. Как следует из ст. 1117 ГК РФ, наследства могут быть лишены лица, которые в отношении наследодателя или же его наследников совершили противоправные деяния, а также лица, которые совершали действия, способствующие увеличению своей доли наследства (или доли других лиц) в наследуемом имуществе. Однако данные обстоятельства должны быть подтверждены в судебном порядке;
- если никто из наследников не принял наследства. Принятие наследства -одностороннее действие гражданина, имеющего право на наследство, которое направлено на приобретение всего комплекса прав и обязанностей наследодателя. Следовательно, если законодательно установленные действия по принятию наследства наследником не совершены, считается, что наследник не принял наследство;
- если наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В данном случае также имеет место действие наследника, направленное на отказ от наследства без указания иных наследников, в чью пользу совершается отказ.
При наличии указанных обстоятельств имущество автоматически приобретает статус выморочного в силу закона, при этом не требуется принятия судебного или иного акта, а также не имеет значение, по какой причине никто из наследников не может принять наследство.
Вместе с тем основания, по которым имущество может быть признано выморочным, устанавливаются лишь по истечении определенного периода времени. Надо полагать, что это время необходимо для розыска наследников, выяснения факта их отсутствия, подтверждения недостойности наследников и отсутствия у них права на наследство либо выяснения иных обстоятельств. В то же время следует отметить, что закон не предусматривает специального срока, в течение которого должен быть решен вопрос о возможности признания имущества выморочным.
По общему правилу выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Это логично, потому как именно государство выступает гарантом права наследования в соответствии с Конституцией РФ. Однако согласно ст. 1151 ГК РФ наряду с Российской Федерацией к специальным субъектам наследственных прав в отношении выморочного имущества относятся также субъекты РФ, города федерального значения и муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы в части межселенных территорий и городские округа. Все перечисленные субъекты наряду с правом приобретения выморочного имущества несут в соответствии с нормой п. 1 ст. 1175 ГК РФ и ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества. Такая ответственность наступает только после перехода такого имущества в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
Таким образом, правовым последствием признания имущества выморочным является его переход в порядке наследования по закону в собственность публичного образования. Этот переход имеет и публично-правовое значение. Во-первых, исключается бесхозяйность наследства. Во-вторых, переход выморочного имущества в виде жилых помещений в муниципальную собственность частично решает проблему нехватки жилья, предоставляемого по договору социального найма.
Сегодня гражданское законодательство содержит перечень выморочного имущества, которое в порядке наследования по закону переходит в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится. В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
- жилое помещение; в земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
- доля в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Правовое регулирование
Отсутствие специальных законов, регламентирующих вопросы наследования выморочного имущества, не является препятствием для его перехода в собственность муниципального образования. И все же на практике немаловажное значение имеет вопрос о том, какими нормативными актами следует руководствоваться при переходе выморочного имущества.
До 2001 г. выморочное имущество приобреталось в соответствии с положениями нормативных правовых актов 1980-х гг. С принятием Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ч. 3 ГК Рф законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены российским законодательством, применяются, если они не противоречат ч. 3 ГК РФ. Кдокументам нормативного и ненормативного характера, которые могут сегодня применяться при переходе выморочного имущества к публично-правовому образованию, относят:
- инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов» в Положение о порядке учета, оценки и реализации выморочного имущества, утв. постановлением Совмина СССР от 29.06.1984 № 683;
- Методические рекомендации по оформлению наследственных прав, утв. решением правления Федеральной нотариальной палаты, протокол от 27-28.02.2007 №02/07;
- письмо ФНС России от 04.12.2008 № ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе»;
- письмо Минфина России от 21.06.2006 № 08-01-02/6-27 «О порядке применения инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. № 184» и т. д.
Кроме того, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают документы, регламентирующие порядок принятия, учета и передачи в муниципальную собственность выморочного имущества. В большинстве случаев утверждаются положения, но нередко и административные регламенты. В любом случае нормативно-правовой документ устанавливает сроки и процедуры при организации деятельности по принятию в муниципальную собственность выморочного имущества.
Особенности наследования выморочного имущества публичным образованием заключаются в следующем. Во-первых, как установлено ст. 1151 ГКРФ, принятие такого наследства не требуется: в соответствии сданной нормой переход имущества к публичному образованию не ставится законодателем в зависимость от совершения каких-либо действий, таких как фактическое принятие наследства. Во-вторых, согласно ст. 1157 ГК РФ отказ от такого имущества не допускается.
Регулирование отношений, связанных с переходом выморочного имущества к публичному образованию, неразрывно связано с определением органа, который уполномочен заниматься не только учетом и оформлением прав на такое имущество, но и управлением, а также распоряжением им в дальнейшем. Как устанавливает ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно в рамках их компетенции, установленной актами, которые определяют статус этих органов.
От имени Российской Федерации органом, уполномоченным принимать имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, включая выморочное, выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в лице его территориальных органов.
Так, в соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Правительства РФ от05.06.2008 № 432, данный орган принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Аналогичной компетенцией только в пределах территории определенного субъекта РФ наделены территориальные органы Росимущества.
В муниципальных образованиях такими полномочиями в пределах муниципального образования, как правило, наделены департаменты, комитеты, отделы, секторы либо специалисты по управлению муниципальным имуществом.
На сегодняшний день существуют два варианта перехода выморочного имущества в муниципальную собственность- во внесудебном (нотариальном) и судебном порядке.
Оформление прав на выморочное имущество в нотариальном порядке
Статья 1162 ГК РФ устанавливает единый порядок выдачи свидетельства о праве на наследство, который распространяется и на выдачу свидетельства о переходе выморочного имущества в порядке наследования по закону к публичному образованию. В соответствии со ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника. Заявление о выдаче такого свидетельства направлено в первую очередь на получение официального документа, который подтверждает данный переход.
Как устанавливает ст. 70 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, выдача свидетельства о праве на наследство производится в установленные сроки. Такие сроки сегодня указаны в ст. 1163 ГК РФ. Так, по общему правилу свидетельство о праве на наследство выдается в любое время по истечении шести месяцев со дня его открытия. Однако такое свидетельство может быть выдано и до истечения шести месяцев, но только в том случае, когда имеются достоверные данные об отсутствии иных наследников, имеющих право на наследство, кроме лица, обратившегося за выдачей свидетельства.
При этом следует отметить, что законодательством не определены критерии отнесения данных к достоверным, поэтому оценку достоверности дает сам нотариус с учетом конкретных обстоятельств. Следует иметь в виду, что досрочная выдача свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью нотариуса. Свидетельство о праве на наследство может быть выдано нотариусом наследникам досрочно по решению суда.
Таким образом, при оформлении наследственных прав, в т. ч. и на выморочное имущество, законодательно определен порядок совершения нотариальных действий, которые осуществляются при предъявлении всех необходимых и отвечающих требованиям законодательства документов, посредством которых проверяется ряд обстоятельств:
- факт смерти наследодателя и время открытия наследства. Подтверждается свидетельством о смерти, которое выдается органом ЗАГС. В исключительных случаях это справка, выданная органом ЗАГС на основании актовой записи. Следует также помнить, что вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина умершим не может служить доказательством смерти наследодателя, а является лишь основанием для внесения соответствующей записи и выдаче свидетельства о смерти. Хотя день смерти гражданина, указанный в таком решении суда, будет являться днем открытия наследства;
- место открытия наследства. Как правило, это последнее постоянное место жительство наследодателя, что может быть подтверждено справкой жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации либо выпиской из домовой книги, поквартирной карточки и т. п. Когда место жительства наследодателя неизвестно либо не может быть подтверждено документально, место открытия наследства согласно ст. 30 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 15.03.2000 № 91, подтверждается решением суда об установлении места открытия наследства. Как показывает судебная практика, при принятии решений по такой категории дел, руководствуясь постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суды устанавливают место открытия наследства по месту нахождения недвижимого имущества, входящего в состав наследственной массы;
- факт, подтверждающий право собственности наследодателя на наследственное имущество. По смыслу ст. 1112 ГК РФ право собственности на объекты имущества будет говорить о его принадлежности наследодателю при жизни. Именно это требование является основанием для включения имущества в наследственную массу. Этот факт подтверждается одним из следующих документов: договор купли-продажи, договор на передачу квартиры в собственность граждан, свидетельство на право собственности и т. д. Причем должны быть предоставлены оригиналы этих документов. Что касается земельных участков, то к правоустанавливающим документам, в частности на ранее возникшие права, следует относить также нормативный правовой акт органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка в собственность граждан;
- состав и место нахождения наследственного имущества подтверждаются документами, предоставление которых является обязательным: справка о наличии, местоположении, составе, физическом износе, оценке и принадлежности недвижимого имущества (форма 1 -РП), кадастровый паспорт на жилое помещение либо земельный участок и т. д.
Нередки случаи, когда нотариус отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство выморочного имущества. Причинами отказа могут быть отсутствие правоуста-навливающих документов на имущество либо документов, доказывающих выморочность имущества, в т. ч. отсутствие информации о наследниках, и т. п. Если муниципалитет считает, что отказ нотариуса незаконен, его можно обжаловать в судебном порядке.
ПРИМЕР: Нотариус г. Обнинска вынес постановление об отказе в совершении нотариального действия по тому основанию, что администрация г. Обнинска не представила решение суда, устанавливающее факт выморочности имущества. Нотариус указал, что действующее законодательство не наделяет его полномочиями, позволяющими в бесспорном порядке установить отсутствие наследников всех очередей, претендующих на наследственное имущество, поскольку тот факт, что никто из предусмотренных наследников не подал нотариусу заявление о принятии наследства, не свидетельствует об отсутствии наследников, принявших наследство в порядке п. 2 ст. 1153 ГК РФ.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 17.02.2010 по делу № 2-281 /2010 отказ нотариуса признан незаконным, так как нормы гражданского законодательства и законодательства о нотариате не содержат указания на то, что при наследовании выморочного имущества государством либо муниципальным образованием факт отсутствия наследников должен быть подтвержден исключительно в судебном порядке.
Признание права на выморочное имущество в судебном порядке
В качестве сторон в гражданском процессе по делам о наследовании выморочного имущества могут выступать: наследники с требованием признать имущество подлежащим наследованию, государственные органы, органы местного самоуправления, которые в интересах государства либо муниципального образования отстаивают выморочность этого имущества, а также заинтересованные лица. Состав участников при разрешении наследственных споров в суде определяется с учетом конкретной правовой ситуации.
Муниципальное образование приобретает выморочное имущество, перечисленное в п. 2 ст. 1151 ГК РФ, как наследник и поэтому в соответствии с нормами гражданского законодательства наряду с другими правами наделяется правом на предъявление иска о признании имущества выморочным и признании права на это имущество.
Судебная практика по делам о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество еще не сформирована в полном объеме. Поэтому у муниципалитетов возникает немало вопросов и трудностей при обращении в суд, и связано это в первую очередь с отсутствием определенности в нормативном регулировании.
Выморочность имущества не всегда возможно подтвердить документально и бесспорно, в результате возникают споры о праве на выморочное имущество, которые разрешаются исключительно в судебном порядке.
Как правило, обращаясь в суд, муниципалитет преследует сразу две цели: признать имущество выморочным и признать право муниципальной собственности на данное имущество. При этом именно признание недвижимого имущества выморочным является основополагающим, так как выморочность - это юридический факт, который является единственным основанием для перехода имущества в собственность муниципального образования.
В судебном порядке выяснению подлежат следующие обстоятельства:
- имущество, входящее в наследство;
- отсутствие наследников по закону либо завещанию;
- признание всех наследников недостойными наследниками;
- отсутствие у наследников права на принятие наследства;
- отказ наследников от наследства без указания наследников, в пользу которых заявлен отказ, и т. д.
Нотариус при проверке указанных фактов истребует доказательства, оформленные и отвечающие требованиям законодательства о нотариате, и принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства о наследстве. В судебном порядке исследуются любые полученные в законном порядке сведения и информация, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств и т. д. В результате суд своим решением удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении требований истца.
Предоставление доказательств возложено на стороны. Оценка доказательств производится судом, исходя из их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В судебном порядке часто рассматриваются споры, когда наследник фактически принял наследство, но не оформил наследственные права в установленном порядке. В этих случаях суды отказывают в признании имущества выморочным.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности:
- вступил во владение или управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По данному вопросу Пленум Верховного Суда РФ в п. 35 своего постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» высказывает следующую позицию: наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом). При этом под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать, в частности: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в т. ч. без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработку наследником земельного участка, подачу в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ (п. 36).
ПРИМЕР: Решением суда р. п. Ржакса Тамбовской области от 29.04.2013 по делу № 2-135/2013 по иску администрации Золотовского сельского совета на земельную долю, образованную в счет невостребованных долей, ранее принадлежавшую М.Г.А., было отказано в связи стем, что в судебном заседании достоверно установлено и сторонами не опровергнуто, что B.C. Черников, единственный наследник первой очереди, после смерти матери М.Г.А. фактически принял наследство: распорядился личными вещами умершей, в т. ч. сдал земельную долю матери в арендное пользование СХПК «Прогресс», где она использовалась по прямому назначению.
Таким образом, в тех случаях, когда наследник фактически принял наследство, но не оформил наследственные права в установленном порядке, суды отказывают в признании имущества выморочным.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"