Пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности

Тип: статья

Статья 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ устанавливает, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Термин «соотносительность» в данном случае, видимо, надо понимать как схожесть подходов. То есть, законодатель не устанавливает, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих и бывших гражданских должно быть одинаковым, однако определяет, что базироваться они должны на общих основах.

В развитие данной нормы ст. 24 того же закона определяет, что в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих на них в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Данное положение закона является более конкретным. Фактически оно значит, что права муниципального служащего в области пенсионного обеспечения не могут быть уменьшены по сравнению с правами государственного гражданского служащего. Последние же в Российской Федерации в настоящее время определены Федеральным законом Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и законами субъектов Российской Федерации.

Помимо общих положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовое регулирование назначения и выплаты пенсий муниципальным служащим осуществляется законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований. При этом муниципальные правовые акты в большинстве случаев содержат те же нормы, что и законы соответствующих субъектов Российской Федерации. Однако в некоторых случаях различия все же встречаются, причем в муниципальных правовых актах идет как конкретизация норм из законодательства субъектов Российской Федерации, так и их видоизменение. Учитывая же, что сами законы субъектов Российской Федерации, хотя и базируются в целом на подходах, закрепленных в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», также имеют различия (нередко довольно существенные) между собой, говорить о каком-то едином регулировании порядка установлении и выплат пенсий бывшим муниципальным служащим на территории Российской Федерации не приходится.

В результате, чтобы определить: при соблюдении каких условий и в каких размерах конкретному муниципальному служащему будет назначена пенсия, необходимо проанализировать законодательные акты субъекта Российской Федерации и муниципальные правовые акты муниципального образования, в котором он проходит службу. Поэтому в настоящей статье вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих будут рассмотрены на отдельных примерах различных муниципальный образований и субъектов Российской Федерации.

Большая часть субъектов Российской Федерации в настоящее время приняли специальные законы о пенсионном обеспечении муниципальных служащих. В качестве примеров здесь можно привести Закон Московской области от 11.11.2002 № 118/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области"; Закон Санкт-Петербурга от 10.05.2011 № 204-50 "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга"; Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2011 1012-З № 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)"; Областной закон Новгородской области от 22.10.2007 № 173-ОЗ "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, а также лиц, замещавших государственные должности и муниципальные должности в Новгородской области" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 26.09.2007 № 370-ОД); Закон Смоленской области от 29.11.2007 № 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области"; и другие.

В других субъектах условия назначения пенсии за выслугу лет устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, здесь можно привести, например, Закон Ярославской области от 27.06.2007 № 46-з "О муниципальной службе в Ярославской области".

В большинстве случаев законы субъектов Российской Федерации определяют пенсионные права не только муниципальных служащих, но и лиц, замещающих муниципальные должности. Далее в статье мы рассмотрим и те, и другие.

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

Для того, чтобы претендовать на получение пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальных должностей и (или) должностей муниципальной службы (далее в статье – пенсия для муниципальных служащих за выслугу лет), гражданин должен удовлетворять определенным условиям. Основные условия в общем виде определены в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и, в силу этого, одинаковы для всех государственных гражданских и муниципальных служащих в Российской Федерации. Таковыми условиями являются:

  • приобретение пенсионных прав в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
  • наличие определенного специального стажа;
  • увольнение со службы по определенным основаниям.

Лишь в некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях вводят дополнительные условия получения пенсии за выслугу лет, помимо приведенных выше. Так, например, ст. 2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Краснодар / утв. решением городской Думы Краснодара от 23.10.2007 № 31 п.42 устанавливает, что условием назначения пенсии за выслугу лет является, помимо прочего, наличие регистрации по месту жительства на территории муниципального образования город Краснодар.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ В СООТВЕТСТВИИ С ПЕНСИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Что касается данного условия, то в данном случае имеется в виду, что для получения пенсии по выслуге лет бывший служащий (лицо, замещавшее муниципальную должность) должен приобрести право на пенсию на общих основаниях (как обычный гражданин).

Так, например, ст. 11 Закона Ярославской области "О муниципальной службе в Ярославской области" устанавливает, что пенсия для муниципальных служащих за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В Законе Московской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» это правило сформулировано шире. Пенсия для муниципальных служащих за выслугу лет, согласно московскому областному закону, назначается:

  • к трудовой пенсии по старости или к трудовой пенсии по инвалидности I, II группы, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
  • к пенсии по старости или к пенсии по инвалидности I, II группы, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
  • к пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при условии, что лицо достигло возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, установленного в статье 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
  • к пенсии по инвалидности I, II группы, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • к пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (ст. 2).

А вот, например, Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Краснодар, напротив, перечень случаев, когда бывший муниципальный служащий (лицо, занимавшее муниципальную должность) получает право на пенсию за выслугу лет, сужает. В соответствии с п. 3 указанного Положения пенсия для муниципальных служащих за выслугу лет назначается бывшим муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, если им в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" назначена хотя бы одна из следующих трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности, но не любой, а только связанной с состоянием здоровья, препятствующим продолжению муниципальной службы.

При применении вышеуказанных норм следует иметь в виду, что упомянутый в них Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2015 года не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и в части, не противоречащей этому закону. Соответственно, при обращении к нормам, например, Закона Московской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области», содержащем указание на назначение и выплату трудовых пенсий, в случае назначения пенсии после 1 января 2015 года необходимо руководствоваться не Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а к Федеральным законом «О страховых пенсиях» до тех пор, пока соответствующие положения регионального закона не будут приведены в соответствие с новыми требованиями и терминологией федерального. Аналогичная ситуация имеет место сейчас и с законами о пенсиях муниципальных служащих (лиц, замещающих муниципальные должности) других субъектов Российской Федерации.

В этом плане более удачным решением выглядит норма, содержащаяся в Положении о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Саратове / утв. решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-287, согласно которой пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, обладающим правом на ее установление, при условии назначения пенсии в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральный закон «О страховых пенсиях», также, как и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержит условия назначения пенсий по старости, по инвалидности и в связи с потерей кормильца, при этом, в старом и новом законе они в некоторых аспектах отличаются.

Условиями назначения страховой пенсии по старости являются:

  • достижение пенсионного возраста (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет);
  • наличие стразового стажа не менее 15 лет;
  • наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Некоторые муниципальные правовые акты также прямо закрепляют указанный возраст в качестве условия получения пенсии по выслуге лет (например, Постановление администрации г. Кемерово от 11.04.2007 № 39 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Кемерово").

Условием назначения страховой пенсии по инвалидности является признание гражданина инвалидом I, II или III группы.

Условием назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца является потеря кормильца нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, состоявшими на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Кроме того, одному из родителей, супругу или другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Только, если бывший муниципальный служащий (лицо, занимавшее муниципальную должность) удовлетворяет этим условиям, ему может быть назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Также различные пенсии ему могут быть назначены в соответствии с законами «О государственном пенсионном обеспечении», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и «О занятости населения в Российской Федерации».

Только в таких случаях можно считать, что гражданин удовлетворяет требованию о приобретении пенсионных прав в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТАЖА

Помимо общего стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости и некоторых других пенсий, для получения пенсии за выслугу лет бывший муниципальный служащий (лицо, замещавшее муниципальную должность) должен иметь специальный стаж, связанный со службой в муниципальном образовании.

Под специальным стажем применительно к рассматриваемому вопросу понимается стаж муниципальной службы либо стаж замещения муниципальных должностей. Надо сказать, что большинство субъектов Российской Федерации устанавливает ту же продолжительность минимального стажа муниципальной службы, необходимого для получения пенсии за выслугу лет, что и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - 15 лет (в случае увольнения по собственному желанию 25 лет). Однако встречаются примеры и уменьшения этого стажа.

Так, например, Закон Московской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» определяет, что бывшим муниципальным служащим, а также лицам, замещавшим муниципальную должность менее 1 года, пенсия за выслугу лет назначается при наличии на дату увольнения из органа местного самоуправления не менее 10 лет стажа муниципальной службы у женщин и 12,5 лет стажа муниципальной службы у мужчин (ст. 4). Если же лицо замещало муниципальную должность более одного года, пенсия за выслугу лет ему будет назначена независимо от времени этого замещения, стажа муниципальной службы в таком случае не требуется вовсе. Так что в данном аспекте законодательство Московской области устанавливает для муниципальных служащих лучшие условия для получения пенсии за выслугу лет, чем это предусмотрено для федеральных гражданских служащих. Однако для гражданских служащих Московской области необходимый стаж определен в том же размере: 10 лет стажа государственной службы у женщин и 12,5 лет стажа гражданской (государственной) службы у мужчин (ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 12.07.2002 № 66/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственным служащим Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области".

А вот, например, Закон Санкт-Петербурга "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" закрепляет минимальный стаж муниципальной службы, необходимый для получения указанной доплаты – 10 лет и для женщин, и для мужчин. В то же время, минимально необходимый стаж замещения муниципальных должностей на постоянной основе в Санкт-Петербурге составляет 6 лет, то есть, больше, чем в Московской области. Правда, лица, имеющие стаж замещения муниципальных должностей на постоянной основе менее 6 лет, все же, могут претендовать на доплату, в случае если в совокупности с замещением должностей муниципальной службы общий их специальный стаж составляет более 10 лет.

Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Например, в Московской области действует Закон Московской области от 31.10.2008 № 164/2008-ОЗ "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области". В соответствии с данным законом в стаж муниципальной службы, помимо собственно замещения должностей муниципальной службы, включается также стаж государственной службы всех видов, периоды замещения государственных должностей, муниципальных должностей, а также ряд других периодов работы.

Следует иметь в виду, что в стаж муниципальной службы включаются все периоды замещения должностей муниципальной службы целиком, независимо от того: находился ли в какие-то моменты муниципальный служащий в отпуске, на больничном и т.п.

В то же время на практике у кадровиков органов местного самоуправления и у самих служащих иногда возникают сомнения в отношении включения в стаж муниципальной службы некоторых отпусков, в частности, отпуска по уходу за ребенком. Они вызываются, в том числе, положениями ст. 256 ТК РФ, в соответствии с которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Здесь надо обратить внимание на то, муниципальная пенсия по выслуге лет, как мы уже указывали выше, назначается только при условии наличия прав на иную пенсию (в том числе, страховую пенсию по старости). Соответственно, стаж муниципальной службы (стаж для получения муниципальной пенсии), в отличие от некоторых других видов стажа работы по специальности (например, педагогического), не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Таким образом, ст. 256 ТК РФ не может рассматриваться в качестве препятствия для включения времени нахождения муниципального служащего в отпуске по уходу за ребенком в его стаж муниципальной службы.

При определении вопроса о стаже муниципальной службы перед кадровиком может также встать вопрос о включении в стаж периода отпуска по уходу за ребенком, в котором служащий находился в период прохождения не муниципальной, а государственной службы, либо осуществления иной трудовой деятельности, включаемой в стаж. Вопрос такой может появиться достаточно редко, но, если он все же встает, следует иметь в виду, что здесь необходимо руководствоваться документами, регламентирующими порядок включения в этот стаж различных периодов работы. В большинстве случаев отпуск по уходу за ребенком (также, как и другие отпуска) включается в него включается.

Попытки не включать стаж службы отпуска по уходу за ребенком (как правило, они делаются не кадровыми службами органов власти, а Пенсионным фондом РФ), признаются судом незаконными (см. например: решение Октябрьского районного суда г. Архангельска дело № 2-3861/2010 02 ноября 2010 года).

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

Чаннов С.Е., заведующий кафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина доктор юридических наук, профессор