Этот механизм изложен в малоизвестном письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 января 2013 года № 03-04-06/3-17 «О представлении сведений о доходах работников обособленных подразделений». СМ О Тюменской области сразу же взял его на вооружение, предложив следующий механизм реализации:
1. Привлечение организаций с целью создания на территории муниципального образования их обособленных подразделений;
2. Обеспечение трудоустройства в обособленных подразделениях организаций (желательно местного населения);
3. Достижение договоренности между органом местного самоуправления и руководителями организаций о постановке их на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации;
4.Постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации (руководителеморганизации).
По мнению специалистов СМО Тюменской области, данная практика будет способствовать достижению следующих целей:
- рост налоговых доходов местного бюджета;
- стимулирование органов МСУ к привлечению инвестиций и развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального образования;
- увеличение доли собственных доходов местного бюджета, снижение уровня дотационности территории.
С вопросами о том, как сельское поселение «догадалось» взять на вооружение указанное письмо Минфина, каких результатов добилось и насколько достижимы заявленные цели, мы обратились к его главе.
Ренат Ильясович, как Вы узнали об этом письме Минфина?
Я ежемесячно слежу за поступлением доходов в бюджет поселения. И с нетерпением ждал открытия дополнительных производственных площадок на территории нашего поселения одной из крупнейших сель-хозорганизаций нашего района и области. Но при ощутимом росте числа рабочих мест статья доходов за счет НДФЛ не изменилась. Все дело в том, что организация зарегистрирована в районном центре и данный вид налога поступал по месту регистрации. Между тем наши расходы увеличились за счет затрат на содержание полигонов ТБО и дорог до них. Тогда я начал искать в Интернете пути решения: как оставить у нас больше налогов, которые дают эти организации. Подоходный налог — это у нас самая весомая доходная статья в бюджете. Он связан непосредственно с работой и развитием хозяйствующих субъектов, и если с нашей стороны отсутствуют какие-либо препятствия, если мы способствуем развитию бизнеса, то имеем право рассчитывать на отдачу в виде роста налоговых доходов. Я изучал доступную через Интернет практику других муниципалитетов, и так, сайт за сайтом, вышел на письмо Минфина.
Из этого письма я узнал, что в случае, если обособленное подразделение организации встало на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего предприятия, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения. Стало ясно, что это рабочий механизм, помогающий удержать деньги на территории.
Тогда я обратился к руководителям всех наших предприятий с предложением зачислять НДФЛ в наш бюджет, показал им письмо Минфина. Они провели собственный анализ, их юристы проверили законность моего предложения. Потом они встали на учет в налоговых органах по месту нахождения подразделений, и так поселение получило дополнительные налоговые доходы.
Вы пытались привлечь на помощь областной Минфин, финансовые органы района, иные властные структуры?
Нет. Я сам поставил себе задачу, сам нашел это письмо, сам договаривался с руководителями наших предприятий. Надо сказать, что руководители всех организаций небезразличны к жизни, благоустройству и развитию наших населенных пунктов. Они с пониманием отнеслись к моей просьбе перерегистрироваться в наших налоговых органах и пошли нам навстречу.
От областного Минфина я, если честно, никакой особенной помощи и не ждал, наше поселение с ними и не общается напрямую. У меня сложилось впечатление, что об этом письме вообще мало кто знает. Чтобы его найти, я проштудировал очень много разных сайтов, и на одном меня заинтересовало сообщение о том, что городская администрация подала в суд, чтобы обязать владельцев торгового центра, который входит в крупную торговую сеть, уплачивать налоги в местный бюджет, а не по месту нахождения центрального офиса. Суд принял сторону городской власти, и в этом деле была ссылка на письмо Минфина, о котором мы говорим.
Вы применяете письмо с 2013 года. Как выросли доходы бюджета поселения по статье НДФЛ?
В 2013 году я только договорился с руководителями организаций, имеющих на территории нашего поселения собственные обособленные подразделения. Новая система вступила в силу с начала 2014 года. В 2013 году наши доходы от НДФЛ были 340 тыс. руб., а за девять месяцев 2014 года они составили 640 тыс. руб. За 2014 год получится прирост более чем в два раза.
Ваше поселение дотационное? Вы не боитесь снижения трансфертов на суммы дополнительных налоговых доходов?
Да, мы дотационные, собственных наших налогов и сборов на все необходимые нужды не хватает, поэтому трансферты из бюджетов вышестоящих уровней для нас остаются очень важными источниками доходов. Пока нам суммы трансфертов и субсидий не снизили. Я, честно говоря, жду, какой нам укажут бюджет на следующий год по расходам и доходам. Боюсь, что рост налоговых доходов будет учтен, и трансферты снижены. Поэтому часть доходов была направлена на реконструкцию уличного освещения ради дальнейшей экономии оплаты за электроэнергию, на ремонт и перепрограммирование транспортных средств администрации для уменьшения расхода топлива и на самые затратные вопросы в плане благоустройства населенных пунктов.
Я ставил этот вопрос в разговоре с исполнительным директором СМО Тюменской области Егором Игоревичем Быстровым. Он обещал оказать содействие, но как в итоге получится, сейчас сказать не могу. Здесь вступают в силу нормы федерального закона, позиция государства, а против них наши пожелания мало что значат. Я добился перераспределения части доходов от НДФЛ в пользу нашего поселения, но ведь это означает, что в другом месте нашей области доход снизится, а на областном уровне общая сумма дохода от налога вообще не изменится. НДФЛ сейчас мало имеет отношения к развитию на местах.
Сейчас в регионах идет обсуждение реформы местного самоуправления в соответствии с нормами ФЗ-136, в частности сокращение вопросов местного значения поселений за счет их передачи вместе с финансированием районам или регионам. Отслеживаете ли Вы развитие событий в Тюменской области? Каков Ваш прогноз относительно процента зачисления НДФЛ в связи с предполагаемой новой системой полномочий?
Насколько я знаю, в Тюменской области сельские поселения утратят только полномочия по обращению с отходами, поэтому существенных изменений в содержании нашей работы и соответственно ее финансовом обеспечении не ожидается.
Если представить, что у Вас есть реальные полномочия принимать решения, которые могут повысить доходы бюджета поселения, что бы Вы сделали в первую очередь?
Я думаю, что надо увеличивать размеры налогов для поселений, но делать это следует системно, чтобы поселения были заинтересованы работать с населением, организациями, предприятиями. В рамках этих системных мер я бы, во-первых, немного повысил имущественный налог. Сейчас наши налогоплательщики платят от 24 до 200 руб. в год за объект, это очень мало. Усилия специалистов наших администраций по оказанию помощи жителям в постановке их недвижимости на учет, я считаю, не окупаются. Так, в этом году мы должны были получить 7 тыс. руб. имущественных налогов, но провели работу и получили 10 тыс. руб. Работа была проведена значительная, а налоговый прирост высок только в процентном отношении. Во-вторых, я бы увеличивал ежегодно по определенному адресу арендную плату за выделенный администрацией земельный участок под строительство, чтобы люди быка заинтересованы в скорейшем вводе в эксплуатацию жилья. В-третьих, немного повысил бы процент отчисления от НДФЛ в бюджеты поселений, чтобы стимулировать власти поселений содействовать сохранению и приумножению рабочих мест. В-четвертых, я бы разработал такую схему распределения налоговых доходов и трансфертов, чтобы главы поселений были заинтересованы в увеличении налоговых доходов и не боялись при этом сильно потерять в финансовой помощи от вышестоящих бюджетов. Потому что если тебе сокращают трансферты ровно на ту сумму, на которую ты увеличил налоговые доходы, и бюджет остается таким же минимально необходимым на текущие расходы, то весь интерес наращивать доходы пропадает. У нас должно оставаться хоть что-то на развитие.
Есть мнение, что вопросы развития — строительство новых предприятий или расширение старых — только осложняют жизнь главам поселений. Вы как глава сельского поселения чувствуете какой-либо позитивный результат для поселения от развития предприятий?
Учреждения и предприятия дают нашим жителям работу, а для бюджета являются ощутимым источником дохода, а значит, приносят пользу. У нас на 2014 год запланировано 1,44 млн руб. собственных доходов, значительная их доля — акцизы. По ним нам установили план, а я так и не смог понять, откуда эти цифры взялись, чем обоснованы, как я могу повлиять на эти сборы. Кого ни спрашивал, никто не знает. По земельному налогу у нас был план в 44 тыс. руб., а собрано 300 тыс. — такой большой прирост нам обеспечило расширение наших сельхозпредприятий, они приобрели и оформили в собственность новые земельные участки и теперь платят налоги.
Но есть польза и кроме рабочих мест и налогов. Мы работаем с предприятиями в нормальном диалоге, и это помогает нам решать недофинансированные вопросы содержания территории. Скажем, если требуется провести какие-либо инженерные работы, расчистить дорогу, вывезти мусор и т. п., предприятия нам бесплатно предоставляют свою спецтехнику. Также предприятия принимают активное участие в организации культурно-массовых мероприятий. Поэтому мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы наши предприятия продолжали работать и расширялись.
А можете ли Вы как глава сельского поселения влиять на развитие местной экономики?
Никаких рычагов прямого влияния у меня нет. Единственное, что я могу сделать — провести быстро и правильно все согласования, которые предприятиям от меня требуются. Я сразу беру в работу все их предложения, запросы и вопросы, чтобы они не тратили время.
Сейчас перед муниципалитетами ставятся задачи по привлечению инвестиций. Есть ли у Вас такие возможности?
На крупные инвестиции мы и не рассчитываем. А мелкие — возможно. Это вполне могут быть мини-цеха по производству пищевых полуфабрикатов, мини-пекарни, небольшие производства стройматериалов. Есть у нас пустующие здания бывших объектов соцкультбыта, которые вполне можно реконструировать под нужды таких производств, и мы готовы их предоставить предпринимателям бесплатно. Такие же ресурсы есть и в других поселениях нашего района. Проблема в том, что никто не идет. У меня есть помещение под хлебопекарню, которое даже не требует серьезной реконструкции. Мы могли бы помочь организовать там хлебобулочное производство, чтобы полностью обеспечить наших жителей хлебом (сейчас мощностей районного хлебозавода не хватает).
Кроме того, у нас по областной программе развития АПК строятся фермы, откормочные площадки, и мы могли бы создать свои небольшие производства стройматериалов для этих строек и для будущего строительства ИЖС. Я предлагал заняться этим активным жителям села, гарантировал, что создам все условия для сбыта их продукции, организую все необходимые согласования и переговоры, говорил, что мы могли бы выйти со своей продукцией и на городские рынки. В поселении есть свои предприниматели, но им хватает хлопот со своими делами, а другие люди боятся заниматься предпринимательством, и мне пока никак не удается их заинтересовать. Причем среди наших жителей есть и такие, которые уже пытались вести свое дело, но потом им это надоело или они устали работать без выходных и праздников, постоянно общаться с проверяющими структурами — перешли на более спокойную работу в предприятия и учреждения. То есть нам своих инвесторов еще надо вырастить.
Могут ли помочь в этом отношении какие-либо целенаправленные действия со стороны района, региона, СМО Тюменской области?
Если ко мне придет человек и скажет, что хочет взять одно из наших пустующих зданий и создать там свое производство, то я приведу этого человека к главе района, и, уверен, будет оказана всевозможная поддержка, вся документация будет оформлена оперативно, все будет согласовано. Думаю, что и со стороны областных структур будет оказано содействие. Но вопрос вопросов — где такого человека найти, если он сам не приходит? Во-первых, сельское население боится брать на себя ответственность за открытие и развитие своего дела. Во-вторых, для любого начинания одним из приоритетов является наличие дороги с твердым покрытием.
В нашем райцентре открыт центр поддержки предпринимательства. Насколько я знаю, там выдают субсидии, проводят обучение, консультируют, помогают оформлять все необходимые документы. В райцентре предпринимательство более-менее развивается. От нашего поселения он довольно далеко, и наши люди туда редко обращаются.
И все же, на мой взгляд, кроме структур поддержки предпринимателей и оказания им консультационной и финансовой помощи нужны еще и системные решения со стороны власти в рамках отраслевых программ. Сейчас по этим программам создаются очень нужные новые объекты экономики, но было бы полезнее предусматривать сразу комплексы таких объектов, промышленные площадки. Скажем, по программе предусмотрено строительство в поселении птицефабрики. Это принесет большую пользу народному хозяйству, создаст новые рабочие места, даст налоги.
Но одновременно можно предусмотреть развитие сопутствующих мини-производств вокруг этого нового предприятия, которые бы поставляли птицефабрике корма, перерабатывали птичий помет в удобрение, использовали пух и перо и т. д. Опять же строим птицефабрику, а рядом можно поставить небольшой цех по производству стройматериалов. Или, например, стоит молокозавод, который возит упаковку для своей продукции издалека, а мог бы закупать ее на соседнем небольшом предприятии. Как правило, вокруг одного среднего предприятия вполне могут развиваться несколько малых, выпускающих востребованную здесь же продукцию или оказывающих востребованные услуги.
Специалисты по инвестициям сейчас говорят муниципалам: «Формируйте инвестиционные портфели». Вы этим занимаетесь или пока просто разговариваете с потенциальными предпринимателями из числа местных жителей?
Пока только разговариваю. Инвестиционные портфели нужны для приезжих более-менее крупных инвесторов, а мы пытаемся вовлечь в предпринимательство местное население. Я вижу, кто из наших жителей сможет вести дело, кто не сможет, знаю, у кого какой опыт был. К сожалению, с ранее накопленным негативным опытом я ничего поделать не могу. Я изучал, как работают другие главы поселений в нашем и в соседних районах — там все так же. Если где удалось привлечь инвестора, то это заслуга не главы поселения, а главы района или даже губернатора. Они общаются с совсем иным уровнем бизнеса, и у этого бизнеса совсем иные интересы. Ни я, ни мои коллеги не станем возражать, если к нам со стороны района или области зайдет инвестор, окажем всевозможное содействие. Но мы ведь понимаем, что реальные договоренности у этого инвестора будут «наверху», наша роль здесь очень маленькая. Инвесторы это также понимают. А нам бы хотелось пристроить своих жителей, обеспечить занятость своим людям.
По материалам журнала "Муниципальная Россия"