Маневр с подоходным налогом

Тип: статья

Этот механизм изложен в малоизвестном письме Департамен­та налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 января 2013 года № 03-04-06/3-17 «О представлении сведений о доходах работни­ков обособленных подразделений». СМ О Тюменской области сразу же взял его на вооружение, предложив следующий механизм реализации:

1. Привлечение организаций с целью создания на территории муници­пального образования их обособленных подразделений;

2. Обеспечение трудоустройства в обособленных подразделениях орга­низаций (желательно местного населения);

3. Достижение договоренности между органом местного самоуправления и руководителями организаций о постановке их на учет в налоговых орга­нах по месту     нахождения каждого обособленного подразделения организа­ции;

4.Постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахож­дения каждого обособленного подразделения организации        (руководителеморганизации).

По мнению специалистов СМО Тюменской области, данная практика будет способствовать достижению следующих целей:

  • рост налоговых доходов местного бюджета;
  • стимулирование органов МСУ к привлечению инвестиций и развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального об­разования;
  • увеличение доли собственных доходов местного бюджета, снижение уровня дотационности территории.

С вопросами о том, как сельское поселение «догадалось» взять на воору­жение указанное письмо Минфина, каких результатов добилось и насколь­ко достижимы заявленные цели, мы обратились к его главе.

Ренат Ильясович, как Вы узнали об этом письме Минфина?

Я ежемесячно слежу за поступлением доходов в бюджет поселения. И с нетерпением ждал открытия дополнительных производственных площадок на территории нашего поселения одной из крупнейших сель-хозорганизаций нашего района и области. Но при ощутимом росте числа рабочих мест статья доходов за счет НДФЛ не изменилась. Все дело в том, что организация зарегистрирована в районном центре и данный вид налога поступал по месту регистрации. Между тем наши расходы увеличились за счет затрат на содержание полигонов ТБО и дорог до них. Тогда я начал искать в Интернете пути решения: как оставить у нас больше налогов, которые дают эти организации. Подоходный на­лог — это у нас самая весомая доходная статья в бюджете. Он связан непосредственно с работой и развитием хозяйствующих субъектов, и если с нашей стороны отсутствуют какие-либо препятствия, если мы способствуем развитию бизнеса, то имеем право рассчитывать на отда­чу в виде роста налоговых доходов. Я изучал доступную через Интер­нет практику других муниципалитетов, и так, сайт за сайтом, вышел на письмо Минфина.

Из этого письма я узнал, что в случае, если обособленное подразде­ление организации встало на учет в налоговых органах по месту на­хождения каждого своего предприятия, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделе­ний, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого тако­го обособленного подразделения. Стало ясно, что это рабочий меха­низм, помогающий удержать деньги на территории.

Тогда я обратился к руководителям всех наших предприятий с пред­ложением зачислять НДФЛ в наш бюджет, показал им письмо Минфи­на. Они провели собственный анализ, их юристы проверили закон­ность моего предложения. Потом они встали на учет в налоговых органах по месту нахождения подразделений, и так поселение получило допол­нительные налоговые доходы.

Вы пытались привлечь на помощь областной Минфин, финансовые органы района, иные властные структуры?

Нет. Я сам поставил себе задачу, сам нашел это письмо, сам догова­ривался с руководителями наших предприятий. Надо сказать, что руко­водители всех организаций небезразличны к жизни, благоустройству и развитию наших населенных пунктов. Они с пониманием отнеслись к моей просьбе перерегистрироваться в наших налоговых органах и пошли нам навстречу.

От областного Минфина я, если честно, никакой особенной помощи и не ждал, наше поселение с ними и не общается напрямую. У меня сложилось впечатление, что об этом письме вообще мало кто знает. Что­бы его найти, я проштудировал очень много разных сайтов, и на одном меня заинтересовало сообщение о том, что городская администрация подала в суд, чтобы обязать владельцев торгового центра, который вхо­дит в крупную торговую сеть, уплачивать налоги в местный бюджет, а не по месту нахождения центрального офиса. Суд принял сторону городской власти, и в этом деле была ссылка на письмо Минфина, о ко­тором мы говорим.

Вы применяете письмо с 2013 года. Как выросли доходы бюджета поселения по статье НДФЛ?

В 2013 году я только договорился с руководителями организаций, имеющих на территории нашего поселения собственные обособлен­ные подразделения. Новая система вступила в силу с начала 2014 года. В 2013 году наши доходы от НДФЛ были 340 тыс. руб., а за девять месяцев 2014 года они составили 640 тыс. руб. За 2014 год получится прирост более чем в два раза.

Ваше поселение дотационное? Вы не боитесь снижения трансфер­тов на суммы дополнительных налоговых доходов?

Да, мы дотационные, собственных наших налогов и сборов на все необходимые нужды не хватает, поэтому трансферты из бюджетов вы­шестоящих уровней для нас остаются очень важными источниками до­ходов. Пока нам суммы трансфертов и субсидий не снизили. Я, честно говоря, жду, какой нам укажут бюджет на следующий год по расходам и доходам. Боюсь, что рост налоговых доходов будет учтен, и трансфер­ты снижены. Поэтому часть доходов была направлена на реконструк­цию уличного освещения ради дальнейшей экономии оплаты за электро­энергию, на ремонт и перепрограммирование транспортных средств администрации для уменьшения расхода топлива и на самые затратные вопросы в плане благоустройства населенных пунктов.

Я ставил этот вопрос в разговоре с исполнительным директором СМО Тюменской области Егором Игоревичем Быстровым. Он обещал оказать содействие, но как в итоге получится, сейчас сказать не могу. Здесь вступают в силу нормы федерального закона, позиция государ­ства, а против них наши пожелания мало что значат. Я добился пере­распределения части доходов от НДФЛ в пользу нашего поселения, но ведь это означает, что в другом месте нашей области доход снизится, а на областном уровне общая сумма дохода от налога вообще не изме­нится. НДФЛ сейчас мало имеет отношения к развитию на местах.

Сейчас в регионах идет обсуждение реформы местного самоуп­равления в соответствии с нормами ФЗ-136, в частности сокращение вопросов местного значения поселений за счет их передачи вместе с финансированием районам или регионам. Отслеживаете ли Вы раз­витие событий в Тюменской области? Каков Ваш прогноз относительно процента зачисления НДФЛ в связи с предполагаемой новой системой полномочий?

Насколько я знаю, в Тюменской области сельские поселения утра­тят только полномочия по обращению с отходами, поэтому существен­ных изменений в содержании нашей работы и соответственно ее фи­нансовом обеспечении не ожидается.

Если представить, что у Вас есть реальные полномочия принимать решения, которые могут повысить доходы бюджета поселения, что бы Вы сделали в первую очередь?

Я думаю, что надо увеличивать размеры налогов для поселений, но делать это следует системно, чтобы поселения были заинтересованы работать с населением, организациями, предприятиями. В рамках этих системных мер я бы, во-первых, немного повысил имущественный налог. Сейчас наши налогоплательщики платят от 24 до 200 руб. в год за объект, это очень мало. Усилия специалистов наших администраций по оказа­нию помощи жителям в постановке их недвижимости на учет, я счи­таю, не окупаются. Так, в этом году мы должны были получить 7 тыс. руб. имущественных налогов, но провели работу и получили 10 тыс. руб. Работа была проведена значительная, а налоговый прирост высок только в процентном отношении. Во-вторых, я бы увеличивал ежегод­но по определенному адресу арендную плату за выделенный админис­трацией земельный участок под строительство, чтобы люди быка заин­тересованы в скорейшем вводе в эксплуатацию жилья. В-третьих, немного повысил бы процент отчисления от НДФЛ в бюджеты поселе­ний, чтобы стимулировать власти поселений содействовать сохране­нию и приумножению рабочих мест. В-четвертых, я бы разработал такую схему распределения налоговых доходов и трансфертов, чтобы главы поселений были заинтересованы в увеличении налоговых дохо­дов и не боялись при этом сильно потерять в финансовой помощи от вышестоящих бюджетов. Потому что если тебе сокращают трансфер­ты ровно на ту сумму, на которую ты увеличил налоговые доходы, и бюд­жет остается таким же минимально необходимым на текущие расходы, то весь интерес наращивать доходы пропадает. У нас должно оставать­ся хоть что-то на развитие.

Есть мнение, что вопросы развития — строительство новых пред­приятий или расширение старых — только осложняют жизнь главам поселений. Вы как глава сельского поселения чувствуете какой-либо позитивный результат для поселения от развития предприятий?

Учреждения и предприятия дают нашим жителям работу, а для бюд­жета являются ощутимым источником дохода, а значит, приносят пользу. У нас на 2014 год запланировано 1,44 млн руб. собственных доходов, значительная их доля — акцизы. По ним нам установили план, а я так и не смог понять, откуда эти цифры взялись, чем обоснованы, как я могу повлиять на эти сборы. Кого ни спрашивал, никто не знает. По зе­мельному налогу у нас был план в 44 тыс. руб., а собрано 300 тыс. — такой большой прирост нам обеспечило расширение наших сельхоз­предприятий, они приобрели и оформили в собственность новые зе­мельные участки и теперь платят налоги.

Но есть польза и кроме рабочих мест и налогов. Мы работаем с пред­приятиями в нормальном диалоге, и это помогает нам решать недофи­нансированные вопросы содержания территории. Скажем, если тре­буется провести какие-либо инженерные работы, расчистить дорогу, вывезти мусор и т. п., предприятия нам бесплатно предоставляют свою спецтехнику. Также предприятия принимают активное участие в орга­низации культурно-массовых мероприятий. Поэтому мы, конечно, за­интересованы в том, чтобы наши предприятия продолжали работать и расширялись.

А можете ли Вы как глава сельского поселения влиять на развитие местной экономики?

Никаких рычагов прямого влияния у меня нет. Единственное, что я могу сделать — провести быстро и правильно все согласования, кото­рые предприятиям от меня требуются. Я сразу беру в работу все их предложения, запросы и вопросы, чтобы они не тратили время.

Сейчас перед муниципалитетами ставятся задачи по привлечению инвестиций. Есть ли у Вас такие возможности?

На крупные инвестиции мы и не рассчитываем. А мелкие — воз­можно. Это вполне могут быть мини-цеха по производству пищевых полуфабрикатов, мини-пекарни, небольшие производства строймате­риалов. Есть у нас пустующие здания бывших объектов соцкультбыта, которые вполне можно реконструировать под нужды таких производств, и мы готовы их предоставить предпринимателям бесплатно. Такие же ресурсы есть и в других поселениях нашего района. Проблема в том, что никто не идет. У меня есть помещение под хлебопекарню, которое даже не требует серьезной реконструкции. Мы могли бы помочь орга­низовать там хлебобулочное производство, чтобы полностью обеспе­чить наших жителей хлебом (сейчас мощностей районного хлебозавода не хватает).

Кроме того, у нас по областной программе развития АПК строятся фермы, откормочные площадки, и мы могли бы создать свои небольшие производства стройматериалов для этих строек и для буду­щего строительства ИЖС. Я предлагал заняться этим активным жите­лям села, гарантировал, что создам все условия для сбыта их продук­ции, организую все необходимые согласования и переговоры, говорил, что мы могли бы выйти со своей продукцией и на городские рынки. В по­селении есть свои предприниматели, но им хватает хлопот со своими делами, а другие люди боятся заниматься предпринимательством, и мне пока никак не удается их заинтересовать. Причем среди наших жите­лей есть и такие, которые уже пытались вести свое дело, но потом им это надоело или они устали работать без выходных и праздников, по­стоянно общаться с проверяющими структурами — перешли на более спокойную работу в предприятия и учреждения. То есть нам своих инвесторов еще надо вырастить.

Могут ли помочь в этом отношении какие-либо целенаправленные действия со стороны района, региона, СМО Тюменской области?

Если ко мне придет человек и скажет, что хочет взять одно из на­ших пустующих зданий и создать там свое производство, то я приведу этого человека к главе района, и, уверен, будет оказана всевозможная поддержка, вся документация будет оформлена оперативно, все будет согласовано. Думаю, что и со стороны областных структур будет оказа­но содействие. Но вопрос вопросов — где такого человека найти, если он сам не приходит? Во-первых, сельское население боится брать на себя ответственность за открытие и развитие своего дела. Во-вторых, для любого начинания одним из приоритетов является наличие дороги с твердым покрытием.

В нашем райцентре открыт центр поддержки предпринимательства. Насколько я знаю, там выдают субсидии, проводят обучение, консуль­тируют, помогают оформлять все необходимые документы. В райцент­ре предпринимательство более-менее развивается. От нашего поселе­ния он довольно далеко, и наши люди туда редко обращаются.

И все же, на мой взгляд, кроме структур поддержки предпринима­телей и оказания им консультационной и финансовой помощи нужны еще и системные решения со стороны власти в рамках отраслевых программ. Сейчас по этим программам создаются очень нужные новые объекты экономики, но было бы полезнее предусматривать сразу ком­плексы таких объектов, промышленные площадки. Скажем, по про­грамме предусмотрено строительство в поселении птицефабрики. Это принесет большую пользу народному хозяйству, создаст новые рабо­чие места, даст налоги.

Но одновременно можно предусмотреть разви­тие сопутствующих мини-производств вокруг этого нового предприя­тия, которые бы поставляли птицефабрике корма, перерабатывали птичий помет в удобрение, использовали пух и перо и т. д. Опять же строим птицефабрику, а рядом можно поставить небольшой цех по производству стройматериалов. Или, например, стоит молокозавод, который возит упаковку для своей продукции издалека, а мог бы заку­пать ее на соседнем небольшом предприятии. Как правило, вокруг одного среднего предприятия вполне могут развиваться несколько малых, выпускающих востребованную здесь же продукцию или ока­зывающих востребованные услуги.

Специалисты по инвестициям сейчас говорят муниципалам: «Фор­мируйте инвестиционные портфели». Вы этим занимаетесь или пока просто разговариваете с потенциальными предпринимателями из числа местных жителей?

Пока только разговариваю. Инвестиционные портфели нужны для приезжих более-менее крупных инвесторов, а мы пытаемся вовлечь в предпринимательство местное население. Я вижу, кто из наших жи­телей сможет вести дело, кто не сможет, знаю, у кого какой опыт был. К сожалению, с ранее накопленным негативным опытом я ничего по­делать не могу. Я изучал, как работают другие главы поселений в на­шем и в соседних районах — там все так же. Если где удалось привлечь инвестора, то это заслуга не главы поселения, а главы района или даже губернатора. Они общаются с совсем иным уровнем бизнеса, и у этого бизнеса совсем иные интересы. Ни я, ни мои коллеги не станем возра­жать, если к нам со стороны района или области зайдет инвестор, ока­жем всевозможное содействие. Но мы ведь понимаем, что реальные договоренности у этого инвестора будут «наверху», наша роль здесь очень маленькая. Инвесторы это также понимают. А нам бы хотелось пристроить своих жителей, обеспечить занятость своим людям.

По материалам журнала "Муниципальная Россия"