Дело Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2013 № А55-21669/2012
УО оспорила постановление Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) об административном правонарушении по несоблюдению стандарта раскрытия информации.
ООО «Рембыт» (УО) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления ГЖИ о назначении административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 тыс. руб.
По результатам прокурорской проверки по вопросу соблюдения УО стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, ГЖИ 15 июня 2012 г. вынесено постановление о назначении административного наказания.
Судом установлено, что во исполнение постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (постановление № 731) УО после получения 23 мая 2012 г. необходимых данных для регистрации на официальном сайте Минрегиона России в тот же день разместила стандартную информацию о своей деятельности.
В целях выполнения обязанности по раскрытию информации в Интернете УО были направлены письма в адрес органов государственной власти, в т. ч. в ГЖИ. После получения ответа на запрос по выписке, необходимой для запуска программы ACT 731, УО разместила информацию на своем сайте rembit@inbox.ru.
Решение суда: решение Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу № А55-21669/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу ГЖИ Самарской области - без удовлетворения.
Комментарии: в пользу УО сыграло несколько аргументов:
- назначение штрафа ГЖИ состоялось уже после того, как УО разместила информацию в Интернете;
- отсутствовала техническая возможность размещения УО информации ранее 23 мая 2012 г. Сначала вышло постановление № 731, и только приказом Минрегиона России от 10.12.2012 № 535 определен специальный сайт Фонда реформирования ЖКХ {www.reformagkh.ru) для ее размещения;
- УО неоднократно обращалась в органы власти и в ГЖИ по проблеме реализации своей обязанности по раскрытию информации.
Дело Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2013 №А56-13770/2012
УО, представляя интересы собственников помещений МКД, выиграла иск у арендатора и собственника нежилого помещения по несанкционированной установке воздуховодов и кондиционеров на фасаде дома без решения общего собрания и проектной документации.
ООО «ЖКС № 1» (УО) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «ЛИК» (арендатору нежилого помещения) об обязании демонтировать воздуховоды и кондиционер, установленные на дворовом фасаде МКД.
ООО «Ливерпуль», являясь собственником нежилого помещения, предоставило его в аренду ООО «ЛИК» для использования под предприятие общественного питания (кафе).
В связи с обращениями граждан в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга, ГЖИ и УО об ухудшении условий их проживания по поводу того, что на фасаде дома ООО «ЛИК» вывело системы кондиционирования и вентиляции, комиссией в составе сотрудников УО в присутствии администратора ООО «ЛИК» проведен осмотр МКД, в результате которого было установлено, что ООО «ЛИК» разместило на дворовом фасаде дома воздухоотводы и кондиционер из помещения кафе, соединенные с вентиляционной шахтой дома. Данные обстоятельства отражены в акте от 26.10.2011. В предписании от 12.12.2011 УО предложила ООО «ЛИК» представить разрешительную документацию на установку названного оборудования. Поскольку ООО «ЛИК» предписание не исполнило, УО, ссылаясь на то, что установка вентиляционных коробов и кондиционера осуществлена без решения общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в МКД и в нарушение проекта его вентиляции, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры в МКД. По смыслу названных норм фасад и вентиляционное оборудование МКД находятся в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в нем. Пунктами 2 и 4 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в МКД владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в МКД; объекты общего имущества в МКД могут быть переданы в пользование иным лицам по решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников, в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу подп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД относится принятие решений о передаче в пользование общего имущества в МКД.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», передача отдельных частей здания в пользование допускается по соглашению сособственников общего имущества.
Как установлено судами обеих инстанций, собственники помещений в МКД не принимали решения о передаче в индивидуальное пользование фасадов дома для размещения вентиляционных коробов и кондиционеров. ООО «ЛИК» не представило доказательств того, что разместило названное оборудование на фасаде дома с согласия собственников жилых и нежилых помещений в нем и с разрешения уполномоченных органов.
В пункте 2.3 ст. 162 ЖК РФ обязанности УО определены как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказанию коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Согласно п. 2.1.3 договора от 07.08.2008 УО обязана осуществлять деятельность по управлению МКД в соответствии с Жилищным кодексом, с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга, регулирующими вопросы управления, содержания и ремонта МКД.
В соответствии с п. 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда, к которым в силу п. 1.1 названных Правил относятся и УО, следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, установки кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
С учетом приведенных норм гражданского и жилищного законодательства суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что УО вправе требовать устранения препятствий, затрудняющих содержание общего имущества, и правомерно удовлетворили иск.
Несостоятелен довод жалобы о том, что к участию в деле следовало привлечь собственников жилых помещений в названном доме. Именно УО осуществляет управление общим имуществом МКД и вправе предъявлять иски к лицам, нарушающим порядок содержания общего имущества. К тому же непривлечение собственников жилых помещений к участию в деле не может нарушать прав и законных интересов ответчика, поскольку, как видно из материалов дела, граждане - собственники квартир в названном доме обращались с письмами в администрацию Центрального района и в УО с просьбой устранить нарушение их прав - незаконное размещение вентиляционного оборудования и кондиционеров на фасаде.
Решение суда: решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу № А56-13770/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «ЛИК» - без удовлетворения.
Комментарии: собственники и арендаторы нежилых помещений часто осуществляют их перепланировку и переобустройство, которые затрагивают общее имущество МКД. При этом решение общего собрания собственников помещений, принятое не менее 2/3 голосов собственников МКД и разрешающее данные работы, часто отсутствует, а УО либо не могут повлиять на ситуацию, либо по разным причинам не хотят вмешиваться. Данный пример доказывает, что совместными действиями УО и жители МКД могут навести порядок в вопросах использования общего имущества.
Дело Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2012 № Ф09-11301/12
УО оспорила у ТСЖ право управления МКД, отказавшись передать ТСЖ техническую документацию на основании повторного избрания ее на общем собрании собственников.
ТСЖ «Пушкинская-373» (ТСЖ) обратилось в суд с иском к ООО «Ижкомцентр» (УО) об обязании передать техническую документацию на дом.
Как установлено судом, в г. Ижевске в апреле 2010 г. было проведено общее собрание собственников помещений МКД в форме заочного голосования, на котором было принято решение о выборе в качестве способа управления ТСЖ. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ТСЖ было зарегистрировано в качестве юридического лица 21 мая 2010 г.
ТСЖ в адрес УО направило уведомление о передаче технической документации на МКД. Но УО проигнорировала это требование, в связи с чем ТСЖ обратилось в суд.
В этот период 17 августа 2010 г. собственники на общем собрании изменили способ управления домом на управление той же УО.
Суд, исходя из того, что способ управления может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений МКД и на момент судебного заседания действует способ управления по последнему решению собственников, а также что это решение не было обжаловано и недействительным не признано, принял сторону УО.
Решение суда: решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.10.2011 по делу № А71-9997/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ - без удовлетворения.
Комментарии: редкий пример, когда, несмотря на то что судебное решение принято в пользу УО, в действиях самой УО просматриваются нарушения Жилищного кодекса. Согласно законодательству УО обязана была передать в ТСЖ документацию на дом и только после того, как на общем собрании собственники при изменении способа управления выбрали ее для управления домом вновь, затребовать документацию у ТСЖ обратно.
Дело Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.11.2012 №А12-9107/2012
УО выиграла спор с ГЖИ об отмене штрафа по административному правонарушению о несоблюдении Стандарта раскрытия информации.
ООО «ЖЭК» (УО) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления ГЖИ Волгоградской области о привлечении УО к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23.1 КоАП РФ, ввиду малозначительности правонарушения. Решением судов штраф в 250 тыс. руб. заменен на устное замечание УО. В кассационной жалобе ГЖИ просит отменить судебные акты по делу, ссылаясь на доказанность нарушений.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.03.2012 № 715 сотрудниками ГЖИ 15 марта 2012 г. проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения УО требований законодательства о раскрытии информации, установленных постановлением № 731.
По результатам проверки составлен акт от 16.03.2012. ГЖИ вынесено постановление от 27.03.2012 № 715-2 о привлечении УО к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23.1 КоАП РФ, УО назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 тыс. руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения УО административного правонарушения. Вместе с тем суд счел возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признать правонарушение малозначительным. Суд указал на то, что действия УО, хотя формально и содержат признаки состава вменяемого ей административного правонарушения, однако в результате ее действий вредных последствий не наступило, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Пленум ВАС РФ в п. 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах применение в данной ситуации нормы ст. 2.9 КоАП РФ соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства ввиду нерациональности применения в отношении общества в данном случае административных мер, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, учитывая, что факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
Решение суда: решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 по делу № А12-9107/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комментарии: как правильно указали суды, применение в рассматриваемом случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины УО. В Кодексе об административных правонарушениях просматривается явная диспропорция между наказанием и нарушением: штраф 250-300 тыс. руб. за несоблюдение постановления№ 731 и штраф 5-10 тыс. руб. за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Дело Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2012 № Ф03-2219/2012
УО, представляя интересы собственников помещений МКД, выиграла спор у Комитета по приватизации и управлению о взыскании денежных средств от сдачи в аренду помещения, входящего в состав общего имущества.
ООО «Феникс» (УО) обратилось с иском к Комитету по приватизации и управлению имуществом Ванинского муниципального района Хабаровского края (Комитет) о незаконности действий Комитета при сдаче в аренду помещения общего имущества МКД, в связи с чем полученная Комитетом арендная плата в размере 931 327 руб. 86 коп. является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с него на основании ст. 1102, 1107 ГК РФ.
Суд установил, что в период с 01.07.2008 по 30.06.2011 Комитет сдавал в аренду предпринимателю Д.Н. Зуб находящееся в подвальном этаже МКД помещение общей площадью 265,1 кв. м, которое относится к общему имуществу МКД. Поскольку у Комитета отсутствовали правовые основания для сдачи помещения в аренду, то полученная от предпринимателя арендная плата является для Комитета неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с него на основании ст. 246, 247, 249, 290, 301, 608, 617, 1102, 1103 ГК РФ по иску ОУ, обратившейся в арбитражный суд на основании решения собственников помещений МКД от 16.10.2010.
Комитет возражал о взыскании неосновательного обогащения в пользу УО, признавая ее ненадлежащим истцом по настоящему спору. Однако суд учел, что согласно п. 4.2.12 договора на управление МКД УО вправе представлять интересы собственников в любых учреждениях, органах милиции, прокуратуры, а также в судах общей юрисдикции и арбитражных судах при рассмотрении дел и споров, касающихся общедомового имущества МКД, находящегося в управлении. Общим собранием собственников помещений МКД принято решение от 16.10.2010 поручить УО взыскание с Комитета денежных средств, незаконно полученных от сдачи спорного помещения в аренду.
Из заключения ООО «Востокрегионстрой» о результатах технического обследования спорного помещения следует, что данное помещение расположено в подвальном этаже МКД, который является техническим этажом. В помещении находится тепловой и водомерный узел, через него проходят общедомовые инженерные сети: питающие линии электростояков, магистральныетрубопроводы сетей отопления, сети водопровода и канализации, которые предназначены для обслуживания всех квартир МКД. Доступ для их обслуживания осуществляется через помещения магазина.
Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 02.03.2010 № 13391/09, правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в МКД. Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество МКД.
Исходя из этого, суды пришли к правильному выводу о том, что спорное помещение относится к общему имуществу собственников помещений МКД, в связи с чем у Комитета в силу ст. 608 ГК РФ отсутствует право распоряжаться этим помещением, в т. ч. путем сдачи его в аренду.
Доводы Комитета о том, что спорное помещение относится к казне Ванинского муниципального района на основании постановления главы Ванинского муниципального района Хабаровского края от 31.01.1994 № 42, также подлежат отклонению, поскольку согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 12.07.2011 № 07/004/2011-242 в Едином государственном реестре прав собственности отсутствует запись о регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение.
Решение суда: решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.12.2011, постановление Шестого арбитражного апелляци-онного суда от 28.02.2012 по делу № А73-8770/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комментарии: случай использования нежилых помещений госучреждением, представляющим государственную собственность в МКД, не единичный. Подвальные технические нежилые помещений уполномоченным госучреждением часто продаются через конкурс, и в этом случае вернуть их в состав общего имущества практически невозможно. В связи с чем собственникам помещений МКД при содействии УО необходимо утвердить решением общего собрания свободные нежилые помещения в качестве общей долевой собственности и отразить это в технической документации БТИ во избежание сделок по ним. В интересах УО максимально содействовать этому, поскольку она может:
- использовать данные помещения в эксплуатационных целях;
- иметь доступ к инженерным сетям и оборудованию, расположенным в данных технических помещениях.
Дело Московского областного суда от 20.11.2012 № 33-23192/2012
В качестве собственника квартиры дома № 53 в г. Серпухове П. обратилась в суд с требованием обязать ООО ПФ «Фрегат» (УО) произвести указанные в заявлении ремонтные работы в доме № 53 и возложить на администрацию г. Серпухова субсидиарную ответственность по производству работ, связанных с капитальным ремонтом дома № 53.
Собственники дома № 53 выбрали способ управления своим домом - управление указанной УО. Решением общего собрания собственников помещений от 07.11.2011 утвержден перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД на 2012 г., согласно которому имеется необходимость в проведении ремонта изношенных частей каркаса крыши и ее кровельного покрытия.
Между тем истцом не представлено доказательств того, что УО участвовала в осмотре общего имущества, ремонт которого просит произвести истец, а также доказательств того, что составлен акт осмотра проверяемого общего имущества, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
После указанного собрания собственников помещений, которое проходило в заочной форме, по заказу П. в январе 2012 г. для обращения в суд было составлено заключение эксперта по результатам письменной консультации, согласно которому было проведено исследование МКД на предмет наличия недостатков и установлена необходимость проведения срочных и обязательных работ без составления какой-либо сметы и определения стоимости таких работ.
Данных о проведении общего собрания собственников жилья в МКД, на котором были бы утверждены перечень указанных в заключении работ и их стоимость, а также определен порядок финансирования таких работ, не имеется.
Разрешая настоящий спор, суд с учетом положений ст. 210, 290 ГК РФ, ст. 36, 44, 158, 162 ЖК РФ правомерно постановил решение, которым в иске отказал.
При этом суд обоснованно исходил из того, что для осуществления ремонта общего имущества МКД за счет средств собственников МКД необходимо решение общего собрания собственников, однако доказательств того, что такое решение собственниками было принято в установленном порядке, суду не представлено.
Кроме того, истицей не представлено доказательств о согласовании с УО срока начала ремонта, необходимого объема работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Решение суда: решение Серпуховского городского суда Московской области от 30.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Комментарии: нередки случаи, когда собственники помещений МКД и сотрудники ГЖИ требуют от УО проведения ремонтных работ капитального характера, стоимость которых не входит в плату за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц. Именно собственники помещений МКД на общем собрании не менее 2/3 голосов всех собственников помещений МКД должны утвердить перечень и объем работ по капремонту, а главное - порядок их финансирования. Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ в Жилищный кодекс внесен раздел 9, посвященный формированию фонда капитального ремонта МКД. Согласно данным поправкам денежные средства собственников помещений МКД на капитальный ремонт аккумулируются не на счете УО, а на счете госучреждения (регионального оператора), которое и будет распоряжаться данными средствами.
Дело Московского городского суда от 24.10.2012 № 11-3188
УО выиграла спор у собственника квартиры на предмет обеспечения доступа в нее сотрудников УО для выполнения ремонтных работ.
ГУП ДЕЗ Тимирязевского района г. Москвы (УО) обратилось в суд с иском к собственнику квартиры Н., чтобы Н. не чинил препятствий и обеспечил доступ в квартиру представителям УО для проведения ремонтных работ по устранению нарушений в конструкции стояка горячего водоснабжения.
В доме была нарушена циркуляция горячей воды в результате заужения стояка горячего водоснабжения, проходящего через квартиру ответчика. Ответчику неоднократно направлялись предписания о допуске в квартиру, однако он игнорирует предписания и не принимает мер по допуску сотрудников УО для выполнения необходимых ремонтных работ, в связи с чем истец просит обязать ответчика не чинить препятствий и обеспечить доступ представителям УО.
В судебное заседание Н. явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что у него в квартире нарушений нет, стояк, проходящий через его квартиру, никак не связан с нижерасположенными квартирами, в связи с чем полагал, что ремонтные работы проводить не следует.
Разрешая спор, суд сослался на положения Правил содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и правильно указал, что УО и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Решение суда: решение Коптевского районного суда г. Москвы от 27.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.
Комментарии: большинство собственников квартир исходят из нормы о неприкосновенности частного жилья, позволяющей не допускать в квартиру посторонних лиц, в т. ч. сотрудников УО. Однако применительно к квартирам в МКД это некорректно, так как через них проходят общедомовые системы (стояк отопления, вентиляционная шахта, стояки канализации и водоснабжения), от функционирования которых зависят все жители подъезда и за которые несет ответственность УО
Дело Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2013 № А27-12491/2012
УО выиграла спор у собственника нежилого помещения по задолженности за управление и эксплуатацию МКД.
ООО «РЭУ-21» (УО) подало иск о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с собственника нежилого помещения - муниципального образования «Город Кемерово» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (Комитет).
Суд исходил из того, что бремя содержания и ремонта общедомового имущества возложено на ответчика как собственника нежилого помещения. Комитет в кассационной жалобе ссылался на то, что в соответствии с п. 2.2.8 договора аренды от 02.09.2004 № 8866, заключенного между Комитетом и ООО «СибРесурс», на последнее возложена обязанность по заключению с УО договора на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг, а также содержание и ремонт мест общего пользования.
Ссылка заявителя жалобы на то, что такая обязанность арендатора вытекает из п. 2.2.8 договора аренды, является неосновательной, поскольку этот договор регулирует отношения собственника и арендатора. Между тем собственник помещения в МКД не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома, и договор аренды не порождает обязательств ООО «СибРесурс» перед истцом - УО.
Решение суда: решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.09.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу № А27-1 2491/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комментарии: на практике действительно зачастую в силу договора найма или договора аренды ЖКУ оплачивает наниматель или арендатор. Однако если возникает ситуация с неоплатой ЖКУ арендатором, обязанность погасить задолженность УО возвращается к собственнику помещения как в силу закона, так и согласно условиям договора управления, который может быть заключен только между УО и собственником помещения.
По материалам журнала "Управление многоквартирным домом"