Объединение для взаимной поддержки

Тип: статья

Делегаты съехались со всей страны: Вологда и Владивосток, Крым и Архангельск, Махачкала и Екатеринбург — в общей сложности на конферен­ции были представлены 67 субъектов Российской Федерации. Заседание проходило в здании Госу­дарственной Думы РФ, и одно это в достаточной степени говорит о важности происходящего.

Инициатором проведения конференции вы­ступил Общероссийский Конгресс местного самоуправления. Как подчеркнул в своем вы­ступлении президент Конгресса, председатель Комитета Государственной Думы по федера­тивному устройству и вопросам местного само­управления Виктор Кидяев, территориальное общественное самоуправление — один из значи­мых элементов системы местного самоуправле­ния. «По своей сути ТОСы призваны содейство­вать реализации прав и свобод гражданина по месту жительства и формировать партнерские отношения населения и местных органов вла­сти, — отметил Виктор Кидяев. — Именно поэто­му Общероссийский Конгресс муниципальных образований как представитель всего муници­пального сообщества выступил за всемерную поддержку территориального общественного самоуправления и инициировал объединение ТОСов в Общероссийскую ассоциацию».

По мнению депутата, такое объединение по­зволит решить сразу несколько стратегических задач: «Первое (и это лежит на поверхности) — надо систематизировать лучшие практики, накопленные территориями. Второе — адаптировать их для широкого применения во всех регионах. Полагаю, что в эту работу активно включатся и региональные советы муниципальных  обра-зований». Виктор Кидяев также указал на перспективу совместной работы над федеральным законодательством и, возможно, создание  государственной программы, в которой нашли бы свое отражение вопросы финансовой, консультационной и методической поддержки ТОСов. Кроме того, он привел в пример опыт работы Конгресса: «В этом направлении у нас есть серьезные наработки, и мы готовы помогать своими знаниями и опытом. Есть серьезные подвижки в направлении подготовки кадров: нами подготовлено соглашение с одним из ведущих вузов России — Российским государственным социальным университетом — о формировании специальных курсов по подготовке, переподготовке муниципальных служащих. В течение ближайшего времени пройдут семинары для специалистов исполнительных дирекций региональных советов». «Как видите, многие проблемы сообща действительно решаются быстрее и легче», — подытожил депутат.

О  своем  видении целей  и  задач территориального   самоуправления   рассказал   полномочный представитель президента РФ в ЦФО Александр Беглов. Он высоко оценил инициа­тиву Конгресса по проведению учредительной конференции Общероссийской ассоциации ТОСов: «Идея создания общероссийской ассо­циации территориального общественного само­управления появилась своевременно. Ни один орган государственной власти не может сегодня обойтись без активной общественной помощи и поддержки.

Территориальное общественное самоуправ­ление объединяет людей инициативных, нерав­нодушных. Благодаря вашей активности каждый день решается множество, казалось бы, повсед­невных, но при этом самых насущных вопросов.

Так что это именно тот нерв, та прямая и короткая связь, которая позволяет управленцам любого уровня сверять свои действия с реально­стью.

Представители ТОСов — то ядро, тот костяк, на котором держится не только конкретный дом, улица, микрорайон или поселок, но, по сути, вся Россия». Говорил Александр Беглов и об обратной связи власти с населением, приведя в пример опыт одного из регионов: «Вы знаете, что федеральный закон предоставляет ТОСам возможность вносить предложения в действу­ющие муниципальные правовые акты. Белгородцы создали проект «Народная инициатива». И теперь местные депутаты регулярно встреча­ются с представителями ТОСов и обсуждают, какие именно изменения необходимо вносить в муниципальные правовые акты. Это очень важ­ный опыт, потому что ТОСы всегда находятся на передовой. Вы первыми узнаете о проблемах жителей нашей территории, и вы же можете стать настоящими связными между жителями и органами местного самоуправления. Сегодня де­путаты избираются на местном уровне. Это са­мая близкая власть к населению. От эффектив­ности их работы зависит качество нашей жизни. Адекватную оценку этой работе можете дать и вы — представители ТОСов, а ваше мнение для нас очень важно. Считаю, что встречи с депута­тами должны проходить регулярно не только по инициативе самих депутатов разных уровней, но и жителей, и представителей ТОСов».

Александр Беглов привел еще один пример полезной деятельности ТОСов: «В Центральной России в январе были побиты все рекорды по снегопадам. За сутки выпадала месячная норма осадков. Понятно, что в таких ситуациях власти все силы бросают на расчистку основных маги­стралей, чтобы не было перебоев с доставкой продуктов, работой общественного транспорта, учебных заведений, поликлиник, больниц. Ну а вот дворовые территории — просто не хватало ресурсов: ни техники, ни персонала. Пока оче­редь дойдет до какого-то двора, все службы будут кивать друг на друга, а в результате жители уто­пали бы в сугробах.

Но там, где ТОСы активно и организованно начали уборку снега, выходили жители домов, где-то привлекались добровольцы из молодеж­ных объединений, — дворы убирались, люди привлекались и были довольны. Главное — про­явить инициативу, и люди с пониманием отно­сятся к этой инициативе, потому что это двор, это их среда обитания».

Кроме прочего в своем выступлении полно­мочный представитель президента РФ в ЦФО подчеркнул значимость информационной со­ставляющей: именно активисты ТОСов должны обладать всей полнотой информации о работе органов власти и нести эту информацию населе­нию. В противном случае актуальную повестку дня берут на вооружение оппоненты и зачастую приписывают себе все достижения. «Мы в не­которых субъектах Центрального федерального округа наблюдали очень интересные техноло­гии, которые использовали наши оппоненты, финансируемые из-за рубежа, — объяснил свои опасения Александр Беглов. — Приходит канди­дат и рассказывает все о бюджете региона 2015 и 2016 гг., выдавая это за свои собственные пред­ложения и достижения. Говорит, я обязательно добьюсь того, чтобы все это было выполнено. И на сборе жителей не находится ни одного ак­тивиста, который бы знал этот бюджет и мог бы сказать: «Ну, парень, все это хорошо, прекрасно, но это уже все без тебя сделано и принято». Та­ким образом, эти бюджеты будут выполнены в муниципалитетах, но очки, конечно, заработают наши оппоненты на тех же выборах в Государ­ственную Думу.

В ходе конференции поднималось немало злободневных тем: вопрос регистрации ТОСа в качестве юридического лица, финансовая осно­ва деятельности ТОСа, опыт общественников на местах. Председатель комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструк­туры местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор обратил внимание на законодательные основы деятельности ТОСа. По его словам, се­годня общественное самоуправление во многих регионах зависит от позиции губернаторов: там, где региональная власть понимает значение ТОСов и поддерживает общественников, развитие видно невооруженным глазом. Но есть и другие регионы, где все далеко не так однозначно. «К нам в Общественную палату часто обращаются руководители сельских поселений, — поделился СВОИУ опытом Игорь Шпектор. — У них закрывают все подряд: закрываются клубы, закрываются фельдшерские пункты, закрываются аптеки. Возникает вопрос — а что может сделать человек, даже не-равнодушный, если это идет с воли губернатора? Губернатор давит на не всенародно избранного мэра, а на назначенного сити-менеджера, которого можно снять. И все, круг замыкается. Поэтому для нас очень важна сегодняшняя конференция, чтобы мы могли законодательно дать возможность общественности — вам всем — работать. Тогда будет эффект, тогда власть будет знать, что нельзя закрывать фельдшерский пункт, не считаясь ни с кем».

О неравномерном распределении ТОСов говорил и представитель Министерства юстиции, принявший участие в конференции, директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Андрей Корнеев: «У нас 30 регионов из 85 вообще не используют созидательный потенциал территориально-общественного самоуправления или используют его крайне незначительно (это республики Калмыкия, Карелия, Чеченская Республика, Мурманская, Псковская области, Камчатский край). Неравномерное движение ТОСов, с одной стороны, можно объяснить географическими различиями. Сеть ТОСов плотно покрывает густонаселенные регионы Центрального, Приволжского и особенно Южного федеральных округов. Но в то же время мы зачастую видим и принципиально разную картину в соседних регионах, сходных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям. Например, в Вологодской области действуют 8 ТОСов, а в соседней Костромской — 870.

В Тверской области действуют 2 ТОСа, в Новго­родской — 243. 29 ТОСов — в Липецкой области и 755 — в Тамбовской. Тут, на наш взгляд, есть над чем подумать и органам власти субъектов, и соз­даваемой общественной Ассоциации территори­ального общественного самоуправления, одну из важнейших задач которой мы видим в активиза­ции обмена опытом и содействия в распростране­нии положительных практик».

За практиками на конференции дело не стало. О своем опыте по развитию территориального общественного самоуправления и решению на­сущных проблем жителей рассказали представи­тели Астрахани, Вологды, Воронежа, Липецка, Приморья и других территорий. С небольшой лекцией о теоретических основах работы ТОСа выступила профессор Высшей школы экономи­ки Елена Шомина. Она напомнила о существо­вании термина «соседское сообщество»: «ТОСы это одна из форм существования такого сосед­ского сообщества. Но это не просто объедине­ние людей по месту жительства — для меня это структура поддержки инициатив жителей. При
этом нельзя забывать, что любая структура нуждается в поддержке, в создании инфраструктуры.
ТОСы — не исключение. Независимо от того, идет ли речь о маленькой организации, насчи­тывающей несколько активистов, или о большой
ассоциации, включающей десятки объединений, для эффективной деятельности, для получения нужного результата необходимо создать инфра­
структуру. Что я имею в виду? Я говорю обо всем, что помогает развитию и поддерживает суще­ствование ТОСов: это организация, информация,
пространство, связи.

На муниципальном уровне уже довольно мно­го лет существуют структуры, которые работают с ТОСами и оказывают им информационную, методическую, финансовую, организационную помощь. И неважно, какими показателями, ка­кой статистикой оперируют специалисты, — ре­ально складывается так, что там, где существуют отделы, департаменты по поддержке террито­риального общественного самоуправления, там ТОСы и процветают. Та же Пермь с многолет­ней структурой на уровне городской власти, тот же Новосибирск, где есть такие структуры, —        везде, где власть заявляет о своей поддержке ТОСов, жители проявляют больше инициатив
и больше заинтересованы в их реализации. Не могу не вспомнить: много лет назад в Биробид­жане (город-то небольшой, и ТОСов там было
немного) на первом этаже администрации было написано: «Центр по поддержке ТОСов». И лю­бой человек со своей инициативой мог прийти туда, открыть дверь и рассказать о своем деле. Его встречали с распростертыми объятиями и вручали ему специально сформированную пап­ку, где был обзор законодательства, где были часы работы и правила приема, как попасть к мэру города, кто и как может помочь». Елена Шомина перечислила еще несколько форм поддержки ТОСов: «У нас есть прекрасные примеры: Киров, Сургут, Ангарск, Пермь — это города, где у нас сегодня есть центры по под­держке территориального самоуправления. Но не могу не сказать, что в принципе на разных территориях и в разных городах разные формы поддержки территориального общественного самоуправления. Посмотрите: и Советы терри­торий в Белгороде, Рязани; и фонды развития, и фонды поддержки ТОСов, и региональный центр в Орловской области. Во многих городах при органах местного самоуправления органи­зуются координационные советы, депутатские группы и т. д. Обобщая, можно сказать: самые разные структуры помогают становлению и развитию территориального общественного самоуправления».

Тем для обсуждения и желающих высказаться было так много, что времени, отведенного по ре­гламенту, не хватило, и его решено было прод­лить. Выступающие говорили о своем опыте в организации территориального общественного самоуправления, приводили примеры деятель­ности ТОСов на местах.

Но главным итогом дня стало учреждение Общероссийской ассоциации территориально­го общественного самоуправления, принятие Устава ассоциации, избрание ее правления и председателя. Председателем правления ассоци­ации единогласно был избран президент Обще­российского Конгресса муниципальных образо­ваний, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Обя­занности по управлению исполнительной ди­рекцией ассоциации (которую еще только пред­стоит создать) были возложены на руководителя Центра по взаимодействию с муниципальными образованиями ОКМО Захария Юдина. В бли­жайшее время Устав ассоциации будет зареги­стрирован в Минюсте России, а правление собе­рется на свое второе собрание, чтобы утвердить основные направления деятельности вновь соз­данного объединения.

по материалам журнала "Муниципальная Россия"