Делегаты съехались со всей страны: Вологда и Владивосток, Крым и Архангельск, Махачкала и Екатеринбург — в общей сложности на конференции были представлены 67 субъектов Российской Федерации. Заседание проходило в здании Государственной Думы РФ, и одно это в достаточной степени говорит о важности происходящего.
Инициатором проведения конференции выступил Общероссийский Конгресс местного самоуправления. Как подчеркнул в своем выступлении президент Конгресса, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, территориальное общественное самоуправление — один из значимых элементов системы местного самоуправления. «По своей сути ТОСы призваны содействовать реализации прав и свобод гражданина по месту жительства и формировать партнерские отношения населения и местных органов власти, — отметил Виктор Кидяев. — Именно поэтому Общероссийский Конгресс муниципальных образований как представитель всего муниципального сообщества выступил за всемерную поддержку территориального общественного самоуправления и инициировал объединение ТОСов в Общероссийскую ассоциацию».
По мнению депутата, такое объединение позволит решить сразу несколько стратегических задач: «Первое (и это лежит на поверхности) — надо систематизировать лучшие практики, накопленные территориями. Второе — адаптировать их для широкого применения во всех регионах. Полагаю, что в эту работу активно включатся и региональные советы муниципальных обра-зований». Виктор Кидяев также указал на перспективу совместной работы над федеральным законодательством и, возможно, создание государственной программы, в которой нашли бы свое отражение вопросы финансовой, консультационной и методической поддержки ТОСов. Кроме того, он привел в пример опыт работы Конгресса: «В этом направлении у нас есть серьезные наработки, и мы готовы помогать своими знаниями и опытом. Есть серьезные подвижки в направлении подготовки кадров: нами подготовлено соглашение с одним из ведущих вузов России — Российским государственным социальным университетом — о формировании специальных курсов по подготовке, переподготовке муниципальных служащих. В течение ближайшего времени пройдут семинары для специалистов исполнительных дирекций региональных советов». «Как видите, многие проблемы сообща действительно решаются быстрее и легче», — подытожил депутат.
О своем видении целей и задач территориального самоуправления рассказал полномочный представитель президента РФ в ЦФО Александр Беглов. Он высоко оценил инициативу Конгресса по проведению учредительной конференции Общероссийской ассоциации ТОСов: «Идея создания общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления появилась своевременно. Ни один орган государственной власти не может сегодня обойтись без активной общественной помощи и поддержки.
Территориальное общественное самоуправление объединяет людей инициативных, неравнодушных. Благодаря вашей активности каждый день решается множество, казалось бы, повседневных, но при этом самых насущных вопросов.
Так что это именно тот нерв, та прямая и короткая связь, которая позволяет управленцам любого уровня сверять свои действия с реальностью.
Представители ТОСов — то ядро, тот костяк, на котором держится не только конкретный дом, улица, микрорайон или поселок, но, по сути, вся Россия». Говорил Александр Беглов и об обратной связи власти с населением, приведя в пример опыт одного из регионов: «Вы знаете, что федеральный закон предоставляет ТОСам возможность вносить предложения в действующие муниципальные правовые акты. Белгородцы создали проект «Народная инициатива». И теперь местные депутаты регулярно встречаются с представителями ТОСов и обсуждают, какие именно изменения необходимо вносить в муниципальные правовые акты. Это очень важный опыт, потому что ТОСы всегда находятся на передовой. Вы первыми узнаете о проблемах жителей нашей территории, и вы же можете стать настоящими связными между жителями и органами местного самоуправления. Сегодня депутаты избираются на местном уровне. Это самая близкая власть к населению. От эффективности их работы зависит качество нашей жизни. Адекватную оценку этой работе можете дать и вы — представители ТОСов, а ваше мнение для нас очень важно. Считаю, что встречи с депутатами должны проходить регулярно не только по инициативе самих депутатов разных уровней, но и жителей, и представителей ТОСов».
Александр Беглов привел еще один пример полезной деятельности ТОСов: «В Центральной России в январе были побиты все рекорды по снегопадам. За сутки выпадала месячная норма осадков. Понятно, что в таких ситуациях власти все силы бросают на расчистку основных магистралей, чтобы не было перебоев с доставкой продуктов, работой общественного транспорта, учебных заведений, поликлиник, больниц. Ну а вот дворовые территории — просто не хватало ресурсов: ни техники, ни персонала. Пока очередь дойдет до какого-то двора, все службы будут кивать друг на друга, а в результате жители утопали бы в сугробах.
Но там, где ТОСы активно и организованно начали уборку снега, выходили жители домов, где-то привлекались добровольцы из молодежных объединений, — дворы убирались, люди привлекались и были довольны. Главное — проявить инициативу, и люди с пониманием относятся к этой инициативе, потому что это двор, это их среда обитания».
Кроме прочего в своем выступлении полномочный представитель президента РФ в ЦФО подчеркнул значимость информационной составляющей: именно активисты ТОСов должны обладать всей полнотой информации о работе органов власти и нести эту информацию населению. В противном случае актуальную повестку дня берут на вооружение оппоненты и зачастую приписывают себе все достижения. «Мы в некоторых субъектах Центрального федерального округа наблюдали очень интересные технологии, которые использовали наши оппоненты, финансируемые из-за рубежа, — объяснил свои опасения Александр Беглов. — Приходит кандидат и рассказывает все о бюджете региона 2015 и 2016 гг., выдавая это за свои собственные предложения и достижения. Говорит, я обязательно добьюсь того, чтобы все это было выполнено. И на сборе жителей не находится ни одного активиста, который бы знал этот бюджет и мог бы сказать: «Ну, парень, все это хорошо, прекрасно, но это уже все без тебя сделано и принято». Таким образом, эти бюджеты будут выполнены в муниципалитетах, но очки, конечно, заработают наши оппоненты на тех же выборах в Государственную Думу.
В ходе конференции поднималось немало злободневных тем: вопрос регистрации ТОСа в качестве юридического лица, финансовая основа деятельности ТОСа, опыт общественников на местах. Председатель комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор обратил внимание на законодательные основы деятельности ТОСа. По его словам, сегодня общественное самоуправление во многих регионах зависит от позиции губернаторов: там, где региональная власть понимает значение ТОСов и поддерживает общественников, развитие видно невооруженным глазом. Но есть и другие регионы, где все далеко не так однозначно. «К нам в Общественную палату часто обращаются руководители сельских поселений, — поделился СВОИУ опытом Игорь Шпектор. — У них закрывают все подряд: закрываются клубы, закрываются фельдшерские пункты, закрываются аптеки. Возникает вопрос — а что может сделать человек, даже не-равнодушный, если это идет с воли губернатора? Губернатор давит на не всенародно избранного мэра, а на назначенного сити-менеджера, которого можно снять. И все, круг замыкается. Поэтому для нас очень важна сегодняшняя конференция, чтобы мы могли законодательно дать возможность общественности — вам всем — работать. Тогда будет эффект, тогда власть будет знать, что нельзя закрывать фельдшерский пункт, не считаясь ни с кем».
О неравномерном распределении ТОСов говорил и представитель Министерства юстиции, принявший участие в конференции, директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Андрей Корнеев: «У нас 30 регионов из 85 вообще не используют созидательный потенциал территориально-общественного самоуправления или используют его крайне незначительно (это республики Калмыкия, Карелия, Чеченская Республика, Мурманская, Псковская области, Камчатский край). Неравномерное движение ТОСов, с одной стороны, можно объяснить географическими различиями. Сеть ТОСов плотно покрывает густонаселенные регионы Центрального, Приволжского и особенно Южного федеральных округов. Но в то же время мы зачастую видим и принципиально разную картину в соседних регионах, сходных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям. Например, в Вологодской области действуют 8 ТОСов, а в соседней Костромской — 870.
В Тверской области действуют 2 ТОСа, в Новгородской — 243. 29 ТОСов — в Липецкой области и 755 — в Тамбовской. Тут, на наш взгляд, есть над чем подумать и органам власти субъектов, и создаваемой общественной Ассоциации территориального общественного самоуправления, одну из важнейших задач которой мы видим в активизации обмена опытом и содействия в распространении положительных практик».
За практиками на конференции дело не стало. О своем опыте по развитию территориального общественного самоуправления и решению насущных проблем жителей рассказали представители Астрахани, Вологды, Воронежа, Липецка, Приморья и других территорий. С небольшой лекцией о теоретических основах работы ТОСа выступила профессор Высшей школы экономики Елена Шомина. Она напомнила о существовании термина «соседское сообщество»: «ТОСы это одна из форм существования такого соседского сообщества. Но это не просто объединение людей по месту жительства — для меня это структура поддержки инициатив жителей. При
этом нельзя забывать, что любая структура нуждается в поддержке, в создании инфраструктуры.
ТОСы — не исключение. Независимо от того, идет ли речь о маленькой организации, насчитывающей несколько активистов, или о большой
ассоциации, включающей десятки объединений, для эффективной деятельности, для получения нужного результата необходимо создать инфра
структуру. Что я имею в виду? Я говорю обо всем, что помогает развитию и поддерживает существование ТОСов: это организация, информация,
пространство, связи.
На муниципальном уровне уже довольно много лет существуют структуры, которые работают с ТОСами и оказывают им информационную, методическую, финансовую, организационную помощь. И неважно, какими показателями, какой статистикой оперируют специалисты, — реально складывается так, что там, где существуют отделы, департаменты по поддержке территориального общественного самоуправления, там ТОСы и процветают. Та же Пермь с многолетней структурой на уровне городской власти, тот же Новосибирск, где есть такие структуры, — везде, где власть заявляет о своей поддержке ТОСов, жители проявляют больше инициатив
и больше заинтересованы в их реализации. Не могу не вспомнить: много лет назад в Биробиджане (город-то небольшой, и ТОСов там было
немного) на первом этаже администрации было написано: «Центр по поддержке ТОСов». И любой человек со своей инициативой мог прийти туда, открыть дверь и рассказать о своем деле. Его встречали с распростертыми объятиями и вручали ему специально сформированную папку, где был обзор законодательства, где были часы работы и правила приема, как попасть к мэру города, кто и как может помочь». Елена Шомина перечислила еще несколько форм поддержки ТОСов: «У нас есть прекрасные примеры: Киров, Сургут, Ангарск, Пермь — это города, где у нас сегодня есть центры по поддержке территориального самоуправления. Но не могу не сказать, что в принципе на разных территориях и в разных городах разные формы поддержки территориального общественного самоуправления. Посмотрите: и Советы территорий в Белгороде, Рязани; и фонды развития, и фонды поддержки ТОСов, и региональный центр в Орловской области. Во многих городах при органах местного самоуправления организуются координационные советы, депутатские группы и т. д. Обобщая, можно сказать: самые разные структуры помогают становлению и развитию территориального общественного самоуправления».
Тем для обсуждения и желающих высказаться было так много, что времени, отведенного по регламенту, не хватило, и его решено было продлить. Выступающие говорили о своем опыте в организации территориального общественного самоуправления, приводили примеры деятельности ТОСов на местах.
Но главным итогом дня стало учреждение Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления, принятие Устава ассоциации, избрание ее правления и председателя. Председателем правления ассоциации единогласно был избран президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Обязанности по управлению исполнительной дирекцией ассоциации (которую еще только предстоит создать) были возложены на руководителя Центра по взаимодействию с муниципальными образованиями ОКМО Захария Юдина. В ближайшее время Устав ассоциации будет зарегистрирован в Минюсте России, а правление соберется на свое второе собрание, чтобы утвердить основные направления деятельности вновь созданного объединения.