Рисков с этим связано немало, о чем и говорили многие участники форума: начиная уже с того, что субъекты стратегического планирования не смогут договориться о единстве миссий и приоритетов, и заканчивая тем, что под давлением тех же контрольно-надзорных органов реальная стратегическая деятельность может быть подменена формальным исполнением требований закона. Предполагается, что все неясные моменты, пробелы и острые углы ФЗ-172 будут прояснены и отшлифованы в соответствующих федеральных подзаконных актах, которые должны быть приняты к 1 января 2016 года, при этом все региональные и заявленные муниципальные стратегии должны быть приняты к 1 января 2017 года.
Основные параметры работы над реализацией ФЗ-172 и отношение федерального уровня к стратегическому планированию на местах обрисовал заместитель министра экономического развития Российской Федерации Евгений Елин, выступая на первом пленарном заседании.
Во-первых, стратегирование призвано минимизировать случайные и кризисные факторы в экономическом развитии на всех уровнях, так как поможет партнерам лучше понимать приоритеты и намерения Российской Федерации, ее регионов и муниципалитетов. Поэтому система стратегических документов предполагается открытой (в той части, где это не противоречит соображениям национальной безопасности). В частности, планируется создание специализированной единой федеральной информационной сети (портала) в Интернете, в которую будут включены все стратегические документы от всех участников системы стратегического планирования. Этот портал предполагается интегрировать с иными общефедеральными ресурсами, например с порталом госзакупок. Минэкономразвития будет обеспечивать согласование региональных стратегических документов по целям и задачам с аналогичными федеральными, регионы будут делать то лее самое в отношении муниципалитетов. В то же время набор приоритетов еще не сложился в четкую систему. Докладчик указал на ряд кризисов, которые препятствуют государству самоопределиться более внятно: структурный, конъюнктурный и геополитический — на мировом и федеральном уровнях, промышленный и кадровый — на региональном уровне. Под влиянием этих кризисов в 2014 году Минэкономразвития было вынуждено трижды менять прогноз социально-экономического развития и ранее принятые решения. Точка равновесия еще не достигнута, но к ее достижению необходимо иметь четкий план повышения уровня социально-экономического развития Российской Федерации и каждого из ее регионов.
Во-вторых, ФЗ-172 создает условия для проведения сплошной корректировки и сплошного согласования стратегических документов по приоритетам и целям. Министерство уже познакомилось с рядом региональных и муниципальных стратегий, но признало многие документы запутанными и нереалистичными, следовательно, неэффективными. Эффективные стратегии, как подчеркнул замминистра, «должны быть емкими, но лаконичными, а горизонты планирования — выходить за горизонты карьеры тех, кто их создает». Разработка региональных стратегий не должна стать политической игрой, а полученный в итоге документ должен быть понятным, иметь конечный набор целей и задач, а главное — реализовываться.
В-третьих, ФЗ-172 объединит всех заинтересованных в развитии страны в единую команду, обратит внимание субъектов планирования не только на их интересы, но и на интересы соседей по территории. Именно в такую ситуацию регионы и муниципалитеты ставит увязка документов стратегического, территориального и бюджетного планирования, которая установлена законом.
В-четвертых, ФЗ-172 позволит привести программы и проекты одного уровня власти к единому знаменателю — все они должны быть учтены в стратегии. Важно достичь полной взаимосвязи социально-экономического, бюджетного, инвестиционного и территориального планирования в рамках единой стратегии, чтобы решения относительно сокращения бюджета программы отражались и на показателях социально-экономического развития, и в территориальном планировании, и в программе инвестиционной деятельности. Минэкономразвития будет настаивать на том, чтобы субъекты Федерации, рассчитывающие на реализацию капиталоемких проектов с привлечением федерального финансирования, учитывали ход и итоги данных проектов, их влияние на экономику при корректировке или разработке своих стратегий. Регионы могут не пересматривать свои ранее принятые стратегии, но только в том случае, если они не планируют привлекать бюджетные инвестиции. Если же есть желание привлекать федеральные бюджетные инвестиции, то проекты должны быть вписаны в стратегию с указанием социально-экономического эффекта от реализации проектов.
Председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ Виктор Кидяев подчеркнул необходимость дискуссии о новой экономической модели развития России, в том числе через ускорение регионального и муниципального развития, которое не может осуществляться отдельно от государственного стратегического планирования и без взаимосвязи с ним. Сработает ФЗ-172 на решение этой задачи или не сработает, зависит опять же от применения закона на местах, выработки четких, объективных и комплексных подходов по реализации закона с учетом специфики развития разных территорий. Докладчик призвал регионы и в особенности муниципалитеты активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества и финансов, привлекать частные инвестиции в муниципальную экономику, в том числе и путем муниципально-частного партнерства.
Помощник полпреда Президента России в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин предложил алгоритм создания единой стратегической системы «снизу»: регионы принимают стратегии с учетом муниципальных стратегий и программ, федеральные округа координируют стратегии регионов, «чтобы дороги, запланированные в одном субъекте, не приводили в лес, посаженный в другом», а далее Федерация координирует стратегии по федеральным округам. Однако в ФЗ-172 федеральные округа не упомянуты в числе субъектов стратегического планирования, и, по мнению Евгения Елина, Минэкономразвития более интересны стратегии для естественным образом сложившихся макрорегионов, границы которых не совпадают с границами федеральных округов.
Более-менее уверенно в создаваемой ФЗ-172 системе могут чувствовать себя те субъекты планирования, которые демонстрируют высокие показатели по отраслям, чье развитие не зависит непосредственно от федеральных решений, а связано с притоком больших внешних инвестиций в перерабатывающую и наукоемкую промышленность. К таким регионам относится Татарстан, который воспринял ФЗ-172 с энтузиазмом. В этой республике все уровни власти давно работают в режиме стратегического планирования по заданной для каждого органа исполнительной власти и для каждого уровня муниципальных образований единой системе показателей, которая увязана с системой мер поощрения. Татарстан представил свою стратегию развития на суд участников форума и получил на нее много похвальных отзывов. От принятия закона большого позитивного эффекта ждет Новосибирская область, которая давно и системно занимается привлечением инвестиций для ре-индустриализации и может похвастаться выходом своей промышленной и наукоемкой продукции на мировой рынок.
Ключевые мероприятия первого дня «Форума стратегов-2014» были посвящены вопросам реализации ФЗ-172 на всех уровнях власти. Среди них — круглые столы на темы «Федеральный закон 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации: система документов и вопросы реализации"» и «Инструменты синхронизации документов стратегического планирования регионального и муниципального уровней». Эти акции собрали наибольшее количество участников из регионов и муниципалитетов, задававших вопросы, из которых следовало, что законодатели упустили из виду многие реалии регионального и муниципального управления, а также особенности взаимодействия между уровнями публичной власти. Ведь к моменту принятия ФЗ-172 во многих регионах сложились свои практики организации системы стратегического планирования, наработан свой опыт взаимодействия между региональными и муниципальными стратегиями. К таким регионам относятся Башкортостан, Татарстан, Ленинградская, Нижегородская и Новосибирская области, Хабаровский край, Москва и Санкт-Петербург и др. На многие вопросы зала федеральные чиновники четких ответов дать не смогли, однако все вопросы были ими услышаны. Участникам из регионов и муниципалитетов обещано, что ни одно их конструктивное замечание не пропадет, а будет включено в повестку работы того блока бывшего Минрегиона, который отвечает за стратегическое и территориальное планирование и в составе ключевых разработчиков вливается в структуру Минэкономразвития.
В начале дискуссии заместитель директора Департамента стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов Минэкономразвития России Татьяна Горовая сопоставила федеральные и региональные задачи в рамках реализации ФЗ-172. Согласно статье 28, федеральные госпрограммы разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития (СЭР), отраслевых документах стратегического планирования (ДСП), стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства РФ. Указанные программы разрабатываются на период, определяемый Правительством России, и включают в себя подпрограммы, содержащие (в том числе) ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия федеральных органов государственной власти. Правительство утверждает эти программы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Региональные госпрограммы должны быть разработаны в соответствии с приоритетами, определенными стратегией СЭР субъекта РФ с учетом отраслевых ДСП РФ и стратегий СЭР макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональные госпрограммы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом. Далее закон говорит, что, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации.
Минэкономразвития воспринимает госпрограмму не только как документ, но и как площадку для принятия решений, так как план госпрограммы является управленческим инструментом организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, а отчеты о реализации госпрограмм — инструментом контроля деятельности и принятия решений. Госпрограммы задают основы формирования бюджета страны, перечень госпрограмм соответствует приоритетам деятельности Правительства и определяет основы структуры федеральных органов исполнительной власти и их внутренней организации. Внедрение госпрограмм — это способ межуровневого согласования деятельности органов госвласти и ориентации бизнеса на общегосударственные цели, способ повысить результативность деятельности госслужащих путем обучения программным и проектным методам управления. Автоматизированная информационная система госпрограммы обеспечит гражданам доступ к полной информации о деятельности органов исполнительной власти. Наконец, непосредственные результаты реализации мероприятий госпрограммы могут быть подсчитаны, так как привязаны к закупкам. Минэкономразвития считает, что госпрограммы и федеральный бюджет должны разрабатываться, согласовываться, корректироваться и утверждаться одновременно и во взаимосвязи.
Вся информация о федеральных госпрограммах будет размещена на портале www.programs.gov.ru. Этот ресурс будет содержать информацию о форме представления материалов по формированию объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации, а также о предельных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета в разрезе федеральных госпрограмм. Там же будут размещены закон о федеральном бюджете в программном разрезе и паспорта федеральных госпрограмм и станут аккумулироваться предложения по формированию бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм и по уточнению госпрограмм Российской Федерации. План подготовки госпрограмм и иных стратегических документов федерального уровня утвержден постановлением Правительства № 6424п-П13 от 26 сентября 2014 года.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с ФЗ-172 рассказала заместитель директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Минрегиона Елена Рожкова. По ее данным, к настоящему моменту существует обширный набор документов стратегического характера. На федеральном уровне это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, около шестидесяти отраслевых ДСП, стратегии развития федеральных округов (макрорегионов), стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, основные направления деятельности Правительства России на период до 2018 года, а также госпрограммы и ФЦП. На региональном уровне существуют 79 стратегий развития субъектов Российской Федерации, региональные программы и прогнозы развития на среднесрочный период, целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне принято 164 стратегии и концепции развития для муниципалитетов с численностью населения свыше 100 тыс. человек, есть также планы СЭР и отдельные муниципальные программы. Весь массив документов друг с другом слабо стыкуется, на решение данной проблемы и направлен ФЗ-172.
Закон выстраивает единую систему документов по вертикали: стратегия пространственного развития Российской Федерации — стратегии развития макрорегионов (территории с единым социально-экономическим базисом, охватывающие несколько регионов) — стратегия развития субъекта Российской Федерации — долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития субъекта Российской Федерации — план мероприятий по реализации стратегии развития субъекта Российской Федерации — долгосрочная бюджетная стратегия субъекта Российской Федерации — госпрограммы субъекта Российской Федерации — муниципальные ДСП.
ФЗ-172 установил жесткие сроки для создания единой системы стратегирования. До 1 января 2015 года должен быть разработан и утвержден План подготовки предусмотренного перечня документов. До 1 января 2016 года должны быть разработаны и утверждены нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации ДСП. До 1 января 2017 года должны быть готовы сами ДСП в соответствии с планом подготовки указанных документов. На федеральный уровень возложены обязанности разработать ДСП регионального развития уровня Российской Федерации, НПА, определяющие содержание, состав, порядок разработки, согласования, корректировки и мониторинга соответствующих ДСП. Федерация также должна обеспечить методическое сопровождение ДСП субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и привести иные федеральные НПА в соответствие с нормами ФЗ-172.
В рамках стратегии пространственного развития Российской Федерации, которая, согласно логике ФЗ-172, станет «стратегией стратегий» для всех участников системы публичного управления территориями страны, должны быть распланированы перспективы пространственной организации территории Российской Федерации, разработаны предложения о совершенствовании системы расселения и о приоритетных направлениях размещения производительных сил, а также определены приоритеты регионального развития и перспективной пространственной структуры экономики и социальной сферы. По мнению Минрегиона, данная работа приведет к тому, что стратегии развития и документы территориального планирования всех уровней будут обоснованы или скорректированы в соответствии с едиными общегосударственными знаменателями. Кроме того, документы стратегического и территориального планирования всех уровней будут взаимосвязаны, что даст дополнительные обоснования к размещению крупных инвестпроектов и их инфраструктурному обеспечению. Наконец, единое стратегирование поможет выработать эффективные предложения по интеграции пространства Российской Федерации в мировое пространство.
План подготовки подзаконных федеральных НПА утвержден поручением Правительства России от 26 сентября 2014 года № ИШ-П13-7299. План подготовки предусмотренных в ФЗ-172 федеральных ДСП в Правительстве ждут к 1 декабря 2014 года.
Стратегия СЭР макрорегиона должна базироваться на основах государственной политики регионального развития Российской Федерации, а также на стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и стратегии СЭР Российской Федерации. В стратегии СЭР макрорегиона должны быть учтены генеральные схемы размещения объектов госкорпораций, госкомпаний и акционерных обществ с государственным участием, прогноз СЭР на долгосрочный период и отраслевые стратегии, госпрограммы Российской Федерации, сформированные по территориальному принципу, стратегии СЭР субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион.
Стратегия развития субъекта РФ должна венчать собой всю управленческую деятельность органов региональной власти, формироваться и корректироваться на основании прогнозов развития, которые, в свою очередь, разрабатываются с учетом итогов исполнения плана мероприятий по реализации стратегии. Исполнение плана должно быть заложено в долгосрочной бюджетной стратегии субъекта Российской Федерации, направленной на реализацию госпрограмм субъекта Российской Федерации. Указанные госпрограммы должны вырастать из схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Про муниципальное стратегирование ФЗ-172 говорит лишь то, что подготовка муниципальных ДСП предусмотрена для муниципальных районов и городских округов, решение о подготовке стратегии развития принимают органы местного самоуправления, муниципальные ДСП разрабатываются, утверждаются и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом.
Видно, что в предложенной схеме самое запутанное место — это уровень субъектов Федерации, а самое малоразработанное — уровень муниципальных образований. Чтобы обеспечить прозрачность процесса, планируется образовать межведомственную комиссию по стратегическому планированию регионального развития. Комиссия будет обеспечивать согласование стратегических приоритетов развития России и ее субъектов по предметам совместного ведения, а также согласованность процессов стратегического и территориального планирования регионального развития. Кроме того, комиссия будет рассматривать документы и их проекты стратегического и территориального планирования Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. То есть работа предстоит титаническая, и в интересах создания условий для ее выполнения неплохо было бы выделить в составе госпрограммы «Региональная политика и федеративные отношения» отдельную подпрограмму «Формирование системы стратегического планирования регионального развития», а также организовать подготовку Комментария к ФЗ-172. (Судя по вопросам и замечаниям присутствующих, комментарий должен получиться многотомным.)
Минрегион предлагает субъектам Федерации выполнить следующие шаги: образовать коллегиальный орган по стратегическому планированию, актуализировать или разработать и утвердить региональный закон о стратегическом планировании и утвердить региональный план реализации ФЗ-172. План должен включать: анализ действующих ДСП, организацию подготовки либо корректировки региональных ДСП, а также мероприятия по методическому обеспечению подготовки ДСП, приведению региональных НПА в соответствие с нормами ФЗ-172, обеспечению согласования региональных ДСП с Правительством Российской Федерации.
Однако, как указывали многие участники, закон заложил сильное напряжение между организацией системы ДСП по «вертикали» и едиными сроками подготовки указанных документов для всех уровней публичной власти. С одной стороны, работа должна идти параллельно, а с другой — закон устанавливает приоритет именно федеральных ДСП над всеми прочими. Особенную тревогу вызывает отсутствие предусмотренных законом федеральных ДСП: регионы и муниципалитеты вынуждены ждать их утверждения, а потом успеть уложиться в установленные ФЗ-172 сроки. Как отметила Елена Рожкова, разрабатывать или корректировать что-то свое в отсутствие федеральных ДСП не имеет смысла. Между тем прокуратура никогда не отслеживает соблюдение органами федеральной власти ими же установленных сроков подготовки и принятия документов, полноту подготовленных перечней документов. Сейчас власти регионального и муниципального уровней обязаны выполнять требования закона в полном объеме, независимо от результатов работы федеральных властей.
В этой связи предлагается как можно быстрее принять поправки к закону, переносящие сроки реализации статьи 47 ФЗ-172 на год для регионов и на два — для муниципалитетов. Также следует создать рабочую группу при Минэкономразвития с участием представителей региональных и местных властей, активно проводить методические совещания по вопросам реализации ФЗ-172 и создать на сайте Минэкономразвития специальную рубрику для получения консультаций специалистов министерства по вопросам реализации ФЗ-172. В целом докладчица считает необходимым задействовать все возможные площадки для обсуждения вопросов реализации ФЗ-172 и разработки ДСП всех уровней: федерального, регионального и муниципального. Если же у субъекта Федерации имеется своя стратегия (как в случае с Нижегородской областью, где в составе ДСП рассматривают также инвестиционную стратегию) и она полностью устраивает субъект Федерации по приоритетам и результатам, то в срочном порядке ее переписывать или принимать новую не нужно. Можно дождаться выхода федеральных ДСП и в рабочем режиме скорректировать региональные документы, если возникнет такая необходимость.
Советник губернатора Камчатского края, управляющий партнер компании «ФОК» Моисей Фурщик предупредил, что в отсутствие методических рекомендаций от заинтересованного федерального ведомства регионы, которые будут спешить уложиться в намеченные сроки, скорее всего воспримут перечень ДСП, указанный в законе, как указание на порядок их принятия. В результате стратегия СЭР и документы терпланирования окажутся рассогласованы (такая проблема и сейчас наблюдается во многих регионах). Докладчик предложил следующую последовательность разработки ДСП. На первом этапе разрабатываются и утверждаются региональный прогноз СЭР на долгосрочный период и бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период. На втором — стратегия СЭР субъекта Российской Федерации и схема его терпланирования, которые желательно разрабатывать в одном пакете (в рамках единого контракта). На третьем — все остальные документы, порядок разработки которых уже не важен. Докладчик также отметил, что в настоящее время многие собственные региональные стратегии СЭР не реализуются, так как регионы заинтересованы в получении дополнительного федерального финансирования, а это возможно только при вхождении в госпрограмму. Госпрограммы, в свою очередь, отражают узкие интересы различных ведомств, а не приоритеты единой федеральной стратегии. Если ФЗ-172 призван создавать единую и реализуемую систему ДСП на всех уровнях власти, необходимо привести ведомственные госпрограммы к единому стратегическому знаменателю. Аналогичные рекомендации докладчик дал также и регионам.
О высоких рисках недостижения целей ФЗ-172 говорил заместитель премьер-министра правительства Республики Башкортостан Евгений Маврин. Описав сложившуюся в республике систему стратегического планирования, которая должна быть существенно скорректирована под требования ФЗ-172, он спросил: «Не получим ли мы к 1 января 2017 года красиво формализованную, методически выверенную, но неработающую систему планирования с набором правильных, но неработающих стратегических документов» По мнению докладчика, минимизировать риск можно в первую очередь путем развития кадрового потенциала органов власти, вовлечения современных технологий работы с персоналом в управленческие процессы на региональном и муниципальном уровнях. Затем в Российской Федерации требуется преодолеть отчуждение между властью и обществом, между властью и бизнесом, между властью и домохозяйствами, между региональными и муниципальными властями, между региональными властями и федеральной властью. Попытки к преодолению указанных отчуждений предпринимаются в рамках «открытого правительства», однако на данный момент они не приносят ощутимого результата, тормозят процесс принятия решений и при этом не транслируют во властные решения позицию общества. Свою долю негатива вносит изначально заложенное в ФЗ-44 недоверие федеральных властей к коллегам в субъектах Федерации и муниципалитетах. Евгений Маврин также отметил, что состоявшийся в связи с ФЗ-136 «секвестр» муниципальных полномочий ограничивает муниципальные возможности по стратегированию. Решение вопроса на уровне субъектов Федерации (путем увязки региональных и муниципальных документов) не может полностью решить эту проблему, так как муниципальное стратегирование привязано к Бюджетному кодексу, что не позволяет муниципалитетам составлять средне- и долгосрочные прогнозы СЭР. Иными словами, основная нагрузка и ответственность по реализации ФЗ-172 на местах ложится на органы регионального уровня, и эта логика «вертикали» лишает муниципалитеты мотивации к управлению развитием своих территорий.
Замечания и вопросы от Союза российских городов представил руководитель экспертной группы СРГ Андрей Максимов. Он указал на то, что обозначенный в ФЗ-172 предмет муниципальных стратегий недостаточно ясен. По мнению экспертов СРГ, целевое назначение муниципальных стратегических документов предполагает рассмотрение муниципалитета как целостной социальной системы, требует планирования развития экономики и социальной среды определенной территории в их системном единстве. В то же время некоторые нормы закона ограничивают предмет муниципальных стратегий только вопросами, отнесенными к полномочиям органов местного самоуправления. Докладчик считает, что это значительно сужает возможности стратегического планирования на муниципальном уровне. Кроме того; в ФЗ-172 не регламентирован четко механизм координации и обеспечения согласованности содержания и действий по разработке и реализации стратегий СЭР муниципального образования с государственными документами стратегического планирования. Непонятно, на каких правовых основаниях приоритеты муниципальных стратегий могут быть учтены в стратегических документах более высокого уровня, также не определены пределы вмешательства государства в процессы муниципального стратегирования. Остается открытым и вопрос обязательности согласования проекта стратегии муниципального образования с органами государственной власти субъекта РФ.
СРГ беспокоит и тот факт, что ФЗ-172 обозначил сроки действия документов кратко-, средне- и долгосрочного планирования, но не обозначил порядок синхронизации этих сроков. Непонятен и механизм разрешения правовой коллизии пункта 2 части 3 и части 4 статьи 47 ФЗ-172, то есть между требованием привести документы стратегического планирования в соответствие с законом и сохранением в силе документов, принятых до вступления закона в силу. Не установлено, требуется ли на уровне муниципальных образований разработка плана подготовки документов стратегического планирования, предусмотренного частью 1 статьи 47 закона.
На пленарном заседании во второй день форума выступали уже не чиновники, а эксперты. Так, ректор РАНХиГС Владимир May сделал экскурс в советскую историю, сравнив планирование по ФЗ-172 с советскими пятилетками. Он отметил, что в СССР было плановое хозяйство, но не было закона о планировании, а в Российской Федерации — все наоборот. Докладчик призвал воздержаться от сравнения советской плановой экономики с той системой планирования, которую создает ФЗ-172. Все достоинства и недостатки ФЗ-172, по мнению Владимира May, объясняются тем, что законодатели хотели, с одной стороны, удовлетворить сторонников планируемого и прогнозируемого развития экономики, а с другой — не напугать сторонников свободного рынка. С другой стороны, любой закон должен сопровождаться его реализацией, а пока остается непонятно, обязательно ли всем уровням публичной власти в этом процессе участвовать. Кроме того, в истории и СССР, и современной России немало фактов, когда программы и планы принимались, но не исполнялись, так как само по себе принятие документов планирования или отчеты по их выполнению выдавались за решение проблем, ради которых они и принимались.
Президент Фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Княгинин также призвал отказаться от планирования в рамках бухгалтерского учета, перестать сводить экономическое развитие к сокращению бюджетных расходов. Он призвал выделять в деятельности по планированию в качестве отдельных, но взаимосвязанных направлений прогнозирование, собственно разработку программ и проектов и их последующую корректировку с учетом достигнутых результатов и дальнейших перспектив. Планировать также следует и сам процесс выбора целей. Увязка стратегических приоритетов с показателями эффективности деятельности (они у каждого региона должны быть свои, исходя из целей развития), инвестиционной политикой и политикой пространственного развития (территориальным планированием) должна проводиться не в программах и проектах, принимаемых для реализации стратегии, а уже на стадии подготовки концепции для будущей стратегии.
Все эксперты сошлись во мнении, что основной риск ФЗ-172 заключается в том, что субъекты планирования не проведут полноценной подготовительной работы и примут документы лишь «для отчетности» и «в соответствии с инструкцией», лишь бы получить дополнительные средства из федерального бюджета. Такой подход сведет к нулю все усилия авторов закона.
по страницам журнала "Муниципальная Россия"