Представительная демократия: «ее могуществу стал приходить конец»
Механизмы так называемой прямой и партиципативной демократии как на местном, так и на государственном уровне в современном обществе приобретают все большую значимость. С чем это связано?
Представительная демократия, хотя и действующая от имени народа как источника власти, предполагает в качестве механизма осуществления этой власти делегирование гражданами властных полномочий избираемым лицам. В силу в первую очередь технической сложности реализации механизмов прямой демократии на больших территориях и при большой численности населения представительная демократия со временем получила широкое распространение, став основой политического устройства не только республик, но и монархий. И хотя она долгое время сохраняла свои лидирующие позиции в соревновании политических режимов, однако, по справедливому замечанию ряда экспертов, «ее могуществу, похоже, стал постепенно приходить конец».
«В конце XX века простое делегирование властных полномочий через систему выборности перестало устраивать граждан многих демократических государств. Рост уровня образования населения стал одним из факторов, способствовавших таким переменам. Разочарование в политике, проводимой правительствами, нарастание недовольства, связанного с ограниченностью возможностей напрямую повлиять на действия властей, стали одной из основ протестных движений 60-70-х годов, а также выразились в снижении уровня участия граждан в выборных процессах. На этом фоне стала развиваться новая система взаимоотношений между гражданами и избранными ими представителями, одним из названий которой стала партиципативная демократия. Этот новый, постепенно укрепляющийся вид демократии стал ответом на несовершенство существующей системы представительства и нереализуемость прямой демократии в рамках современного государства. Прямым следствием распространения принципов партиципативной демократии стало постепенное распространение в странах Запада практик согласования локальными властями с населением проводимой ими политики, вовлечения граждан в процесс принятия и реализации решений».
В недавних документах Конгресса местных и региональных властей Совета Европы отмечается, что «последние события в Европе и в соседних странах продемонстрировали, что роль граждан и гражданского общества меняется и что людям необходимы эффективные формы выражения своего мнения и участия в демократических процессах. Расширение участия общественности в процессах принятия решений и предоставление населению возможности выражать свой выбор, предпочтения и взгляды, а также напрямую участвовать в управлении на местном и региональном уровне может улучшить транспарентность и повысить уровень доверия граждан к демократическим процессам».
Российская политика в последнее время также стала все чаще обращаться к теме участия граждан в местном самоуправлении: только за несколько месяцев заседания и круглые столы с соответствующей повесткой дня были проведены советами по местному самоуправлению при председателях обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, профильными комитетами обеих палат; тема все чаще становится предметом обсуждения на различных форумах и конференциях. В то же время ознакомление с документами подобных мероприятий и опыт личного участия в них свидетельствуют об отсутствии порой системного и комплексного подхода к проблематике участия жителей в местном самоуправлении, недостаточном внимании к существующим тенденциям развития форм и механизмов такого участия.
В рамках исследования, проведенного авторским коллективом Высшей школы государственного управления РАНХиГС в 2015 г., сделана попытка преодолеть эти недостатки, проанализировать существующие возможности участия жителей в местном самоуправлении и выработать рекомендации по их совершенствованию. На основе исследования российского законодательства, изучения российской и зарубежной практики гражданского участия, а также современных тенденций в этом направлении был подготовлен ряд предложений для российских законодателей и практиков местного самоуправления, заинтересованных жителей.
Открытый перечень форм непосредственной демократии
Открытый перечень форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления установлен Конституцией РФ. При этом основной закон государства не содержит положений, предопределяющих установление форм непосредственного и опосредованного осуществления местного самоуправления законом.
Таким образом, исходя из конституционных принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации законодательный перечень форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления, если и может вводиться, должен являться открытым для обеспечения возможности учитывать исторические и иные местные традиции. Ограничения при использовании тех или иных форм прямого волеизъявления (равно как и реализации гражданами своего права на осуществление местного самоуправления) могут быть обусловлены только конституционно значимыми целями.
Сами формы осуществления власти населения должны быть конституированы, что требует при осуществлении местного самоуправления их регулирования в уставе муниципального образования. При этом для обеспечения легитимности и общеобязательности решений, принятых населением при реализации форм прямого волеизъявления, требуется законодательное регулирование этих форм, включая установление обязательных процедур, правил, гарантий, позволяющих реализовывать любым гражданином в любом муниципальном образовании свои права на осуществление власти и защищать эти права граждан, в т. ч. с применением мер государственного воздействия.
Правовое регулирование форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления
Одним из первых и исключительно важных требований к осуществлению правового регулирования форм прямого волеизъявления и форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления является точное определение используемых терминов, а в отношении понятия, используемого в разных ситуациях и для обозначения как конституированных форм прямого волеизъявления, так и различных форм самодеятельности граждан (например, термин «сход») - точное указание на случаи возможной реализации той или иной формы.
Формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления в различных муниципальных образованиях могут характеризоваться существенным разнообразием как по видам, так и по порядку реализации, используемым процедурам, гарантиям для участников, по обязанностям органов местного самоуправления и правовым последствиям. Такое многообразие форм не может быть урегулировано исчерпывающим образом законами (федеральными и (или) законами субъектов РФ). Формы, порядок и гарантии участия граждан в осуществлении местного самоуправления должны устанавливаться уставом муниципального образования. При этом необходимо учитывать, что граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления, реализовывать собственные инициативы в вопросах жизнеобеспечения не только в формах, определенных законом и (или) уставом муниципального образования, но и любым иным способом, не запрещенным Конституцией РФ и федеральными законами.
Определение субъекта отношений в сфере участия в местном самоуправлении
Определяя субъект отношений в сфере участия в местном самоуправлении, российское законодательство оперирует преимущественно понятием «граждане», а не «жители». Это касается всех установленных Федеральным законом № 131-ФЗ форм осуществления местного самоуправления (ст. 22-25) и участия в нем (ст. 25.1-32), за исключением участия в публичных слушаниях (ст. 28). С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ подобный подход означает, что проживающие на территории муниципальных образований иностранцы и лица без гражданства лишены возможности участвовать в решении общих дел, в местном самоуправлении на законных основаниях. В современных условиях, когда на территории значительного числа российских муниципалитетов проживает немало иностранцев (в первую очередь из так называемого ближнего зарубежья), причем многие из них живут и работают в России долгое время, представляется уместным обсудить вопрос о предоставлении им права на участие в местном самоуправлении в тех или иных формах. Так, к примеру, представляется допустимым и целесообразным участие постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования иностранцев и лиц без гражданства в местном самоуправлении в таких формах, как территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания и конференции, опросы, обращения в органы местного самоуправления. В настоящее время встречаются случаи предоставления права на участие граждан отдельных государств в муниципальных выборах и местных референдумах на основании межгосударственных соглашений. Также целесообразно изучить на предмет возможности применения зарубежный опыт вовлечения иностранцев в местное самоуправление через их участие в так называемых советах по интеграции.
Участие жителей в производстве общественных услуг на местном уровне
Жители муниципального образования, с одной стороны, являются потребителями (муниципальных) услуг и с этой точки зрения должны иметь возможность контролировать качество и эффективность предоставления этих услуг и реагировать на некачественные или неэффективно организованные муниципальные услуги. В системе муниципального управления им, по сути, отводится роль стороны, принимающей к сведению решения и действия местных властей. А это, в свою очередь, культивирует патернализм и иждивенчество, социальную апатию, а иногда и противопоставление себя местной власти.
С другой стороны, местное самоуправление представляет собой самостоятельное, под свою ответственность решение вопросов местного значения самими жителями непосредственно и через создаваемые ими органы местного самоуправления, а это означает, что жители могут выступать, в частности, и как производители (или соисполнители) тех или иных муниципальных услуг, и как (со-) участники процесса управления на местах.
Участие жителей в производстве общественных услуг на местном уровне и в самом процессе управления, с одной стороны, приводит к расширению спектра услуг, которые оказываются на местном уровне (в частности, появляется возможность оказания таких услуг, которые органы местной власти не могли бы оказывать либо в силу отсутствия ресурсов, либо в силу государственного регулирования), а также к повышению их устойчивости (меньшей зависимости от сиюминутной конъюнктуры и различных изменений) и - что крайне важно - степени восприятия их самим сообществом. С другой стороны, вовлеченность жителей в управление и оказание услуг в определенной мере позволяет сохранить и развивать в них и окружающих чувство места, идентификацию жителей со своим муниципалитетом, упрочивает связь между жителями и властью, способствует формированию и развитию гражданского общества. А это предполагает, что одной из основных задач местной власти является постоянное и разностороннее взаимодействие с жителями, их широкое вовлечение в решение общих дел, с одной стороны, и превращение органов местного самоуправления в площадку по поиску консенсуса, взаимоувязывания различных интересов жителей - с другой.
Активные граждане - благо для местной власти
Активность людей должна стимулироваться, а не подавляться, а правовое регулирование участия населения в осуществлении местного самоуправления должно быть направлено на создание необходимых гарантий участия граждан в осуществлении местной власти и обеспечения сбалансированности прав при реализации различными группами граждан своих интересов. Местное самоуправление должно быть чрезвычайно заинтересовано в активности гражданского общества как минимум из меркантильных соображений. Опыт в первую очередь зарубежных стран свидетельствует о том, что многие публичные услуги не могли бы оказываться вообще либо стоили бы гораздо дороже, если бы в их оказании не участвовали сами жители (так, к примеру, экономический вклад жителей в предоставление социальных услуг в Германии ок. 75 млрд евро, а в Великобритании - до 150 млрд евро).
В то же время привлекательность муниципалитета для жителей в немалой степени определяется возможностью их самореализации, в т. ч. в политической и общественной жизни, и в частности возможностью участвовать в решении общих дел, вносить вклад в общее дело. Это касается наиболее активных жителей, которым небезразлична судьба самого муниципалитета и сообщества.
Невозможность реализоваться в своем муниципалитете - как в профессиональном плане, так и в общественной и политической жизни нередко является одной из основных причин миграции людей в крупные города или за границу. В этой связи органам местного самоуправления следует создавать необходимые условия для максимально широкого участия населения в развитии муниципалитета, формировании и реализации местной политики. При этом требуются новые, соответствующие реалиям современного общества подходы к выстраиванию взаимоотношений власти и жителей для обеспечения участия жителей в принятии решений, управлении местными делами, предоставлении услуг.
Принцип невмешательства в процесс самоорганизации жителей
Органы власти, в т. ч. местного самоуправления, не должны вмешиваться и пытаться оказывать давление на процесс самоорганизации жителей, ибо специфика мотивации граждан не терпит внешнего принуждения и вмешательства со стороны. Подобные попытки, как правило, лишь порождают обратный эффект. В то же время власть может в разумных цивилизованных формах стимулировать соответствующие процессы. Жителям, гражданскому обществу, как правило, важно признание их роли и значения как обществом (его отдельными сегментами или в целом), так и властью. Взаимоотношения между гражданским обществом и властью должны ориентироваться на создание отношений доверия, но без «взаимного проникновения». Расширение участия жителей в местном самоуправлении, превращение их в активных соучастников процесса управления не должны рассматриваться органами местного самоуправления в качестве обременительного и, по сути, излишнего ритуала, как дань традиции и буквальному толкованию сущности понятия «самоуправление». Активное участие жителей должно расцениваться как потенциал и путь повышения эффективности муниципального управления, расширения спектра муниципальных услуг, роста их качества и устойчивости предоставления.
Существующие порой скепсис по поводу целесообразности расширения вовлечения граждан в муниципальное управление и противопоставление демократизации местного самоуправления и эффективности муниципального управления, на наш взгляд, отражают довольно распространенное заблуждение. Накопленный опыт (в т. ч. международный) позволяет сделать вывод о том, что эти тренды не только не разнонаправленны, но и могут удачно дополнять друг друга и обеспечивать развитие муниципалитета в современных условиях.
Представляем ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования местного самоуправления и практик вовлечения граждан (жителей) в местное самоуправление.
Местный референдум
Анализ правового регулирования и практики показал наличие определенных коллизий норм избирательного законодательства и законодательства о местном самоуправлении. Так, избирательное законодательство предусматривает, что на местные референдумы выносятся только вопросы местного значения, Законодательство о местном самоуправлении предусматривает проведение референдума по вопросу самообложения граждан, а во вновь образованных муниципальных образованиях - о структуре органов местного самоуправления, Оба вопроса не отнесены к вопросам местного значения.
Кроме того, на практике возникают коллизии между использованием форм представительной и непосредственной демократии. Согласно Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Никаких оговорок или ограничений в конституционной норме нет, В то же время Конституционный Суд РФ и правоприменители фактически запрещают выносить соответствующий вопрос на референдум. Сфера применения местных референдумов заметно сокращается и законодателем. Так, в частности, Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» голосование жителей по вопросу об объединении двух и более поселений, не влекущем изменения границ иных муниципальных образований, было заменено на решение этого вопроса представительными органами каждого из объединяемых поселений.
Анализ практики референдумов о самообложении показывает, что затраты на проведение голосования часто несоразмерны с той суммой денежных средств в порядке самообложения, которую можно собрать с граждан; плохо отработаны механизмы исполнения принятого на референдуме решения; зачастую приходится обращаться в суд, использовать механизм исполнительного производства; самообложение вводится только в сельских поселениях, в которых и так живут не очень богатые люди; в городских поселениях и городских округах эта практика получила слабое распространение.
Муниципальные выборы
Как свидетельствует анализ, наиболее существенным параметром, влияющим на качественный состав представительных органов, является размер муниципального образования, который предопределяет вид используемой избирательной системы, размер избирательных округов, т. е. влияет на особенности сбора подписей, проведение избирательной кампании и т. п.
Таким образом, относительная целесообразность участия политических партий и избирательных объединений в муниципальных выборах, использования пропорциональной избирательной системы усматривается только в крупных муниципальных образованиях с числом распределяемых мандатов более 20. В соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении этому критерию отвечают муниципальные образования с числом жителей более 100 тыс. (это, как правило, городские округа и крупные муниципальные районы).
Определенные коллизии законодательства и сложности правоприменения прогнозируемы в связи с введением в действие Федерального закона от 03.02.2015 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», допускающего придание статуса главы муниципального образования главе местной администрации, выбранному по конкурсу. Поскольку глава муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц, то предъявление к кандидатам на эту должность дополнительных профессиональных или иных требований, как это предусмотрено для главы местной администрации, является недопустимым. Данная конструкция еще не получила достаточно широкого распространения на практике, однако очевидно, что здесь усматриваются определенные противоречия между нормами избирательного законодательства и нормами законодательства о местном самоуправлении.
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица
Наблюдаемые в последние годы тенденции развития российского избирательного законодательства и законодательства о местном самоуправлении порождают новые проблемы, связанные с институтом отзыва в условиях действия пропорциональной избирательной системы, формирования представительных органов муниципальных районов путем делегирования. Возникает вполне закономерный вопрос: можно ли отозвать выборное должностное лицо, избранное на основе пропорциональной избирательной системы? В этой связи важно иметь в виду, что в законодательстве до настоящего времени отсутствуют юридические процедуры отзыва избирателями депутатов, избранных в представительные органы власти на основе пропорциональной избирательной системы. Попытки соответствующего регулирования демонстрируют очевидную нестыковку голосования по отзыву с процедурой избрания депутатов, так как на выборах избиратели голосовали за список кандидатов, а не за конкретного кандидата.
Неясность существует и в вопросе о допустимости и механизме отзыва лиц, входящих в состав представительного органа муниципального района или городского округа с внутригородскими муниципальными образованиями, сформированного путем делегирования. Кто и каким образом может отозвать депутата муниципального района? Можно ли прекратить только его полномочия как депутата районного уровня? Предполагается, что депутат представительного органа муниципального района может быть отозван избирателями того округа, в котором он был изначально избран в качестве депутата представительного органа поселения. При этом возможность и процедура отзыва указанной категории депутатов должны быть прописаны в уставе муниципального образования с учетом особенности их избрания.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"