Комплексное развитие муниципальных образований в составе крупных российских агломераций

Тип: статья

Новые условия - новые задачи

Изучение развития российских агломераций, особенно крупнейших, таких как московская, санкт-петербургская, екатеринбургская, нижегородская, свидетельствует о том, что агломерационное ядро имеет пределы роста. По мере того как внутренние ресурсы ядра иссякают, рост замедляется, начинается поиск ресурсов - территори­альных, человеческих, рекреационных и некоторых других- на периферии агломе­рации. В этот период периферия начинает активно развиваться и брать на себя до­полнительные функции.

Территориальными единицами, образующими периферию агломерации и об­ладающими ценными для нее ресурсами развития, выступают муниципальные об­разования, как правило, поселенческого уровня. Выбор методов управления, макси­мизирующих полезность использования ресурсов, является относительно новой для небольших муниципалитетов задачей и носит стратегический характер. Игнориро­вание данной задачи может привести эти муниципальные образования к сужению функционала и утрате существующих векторов развития, ухудшению коммуникации с гражданами и росту социальной напряженности, к утрате администрацией реальных рычагов управления социально-экономическим развитием территории и снижению авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.

Трансформация целеполагания происходит в тот момент, когда администрации небольших муниципальных образований начинают ставить перед собой задачи стра­тегического планирования. Поводом для этого обычно служат усложнение внешних факторов, возникновение новых возможностей и угроз, влияющих на развитие тер­ритории. К таким факторам в поселениях, входящих в агломерации, относятся повы­шение интенсивности притока жителей, рост транзитных потоков, увеличение инве­стиционной активности, включение территории в крупные федеральные или регио­нальные проекты и т. п.

В этот период перед муниципальными администрациями встают принципиальные вопросы:

  • каким потенциалом социально-экономического развития обладает территория;
  • какие альтернативные пути развития открываются в новой ситуации;
  • как использовать имеющийся ценный для агломерации ресурс для обеспечения устойчивого развития муниципального образования?

В качестве примера территории, которая входит в крупную городскую агломе­рацию и в настоящее время активно занимается трансформацией целеполагания своего развития, рассмотрим сельское поселение (далее - СП) Федоскинское Мы­тищинского района Московской области. В 2012-2013 гг. администрация СП раз­работала в партнерстве с Фондом «Институт экономики города» Комплексную про­грамму социально-экономического развития сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области до 2020 г. (далее -Комплексная программа)", которая является документом, объединяющим в себе элементы стратегического и текущего планирования. Создание Комплексной про­граммы явилось очередным этапом деятельности администрации в области долго­срочного планирования.

Первым шагом на этом пути стала разработка и регулярная актуализация гене­рального плана и правил землепользования и застройки СП. В рамках разработки Комплексной программы местная администрация ставила перед собой две основные задачи:

  • выявление ключевых направлений развития территории под влиянием меня­ющихся внешних и внутренних факторов;
  • формирование системы конкретных механизмов реализации этих направлений. Комплексная программа разрабатывалась с учетом требований соответствия документам средне- и долгосрочного планирования федерального, регионального и муниципального уровня, широкого общественного участия и ориентации на ис­пользование механизмов муниципально-частного партнерства. Кроме того, учиты­валась необходимость сохранения традиционного уклада жизни на территории и экологической безопасности предлагаемых направлений развития.

Для справки:

СП Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области располо­жено к северу от Москвы на расстоянии около 15 км. Площадь территории СП составляет более 19тыс. га. В его состав входит46 населенных пунктов - 2 села, 9 поселков и 35 дере­вень. СП Федоскинское входит в Московскую городскую агломерацию, размещаясь меж­ду двумя устойчивыми городскими системами расселения: Долгопрудненско-Химкинско-Красногорской и Мытищинско-Пушкинско-Щелковской. Эти системы расселения относят­ся к агломерациям второго порядка в рамках Московской агломерации. Таким образом, территория СП Федоскинское представляет своего рода «буферную зону» с преобладани­ем разреженной малоэтажной застройки между сравнительно высокоурбанизированны- ми зонами. Несколько водохранилищ на юге и юго-востоке как естественная преграда обусловливает определенную обособленность территории поселения от остальной части Мытищинского района.

По территории СП Федоскинское вблизи его западной границы проходит участок шоссе федерального значения А-104 «Москва - Дмитров - Дубна» (Дмитровское шоссе). Вместе с параллельным ей участком железнодорожной магистрали Савеловского направления Московской железной дороги они формируют своего рода полимагистраль, играющую роль одной из главных осей, вдоль которой формируется застройка территории поселения и возникают объекты сферы услуг. Роль этой оси постепенно повышается, но в целом рас­селение на территории поселения пока носит дисперсный характер. Альтернативными по отношению к полимагистрали локальными осями расселения являются цепочки водо­хранилищ на канале им. Москвы (в большей степени - Икшинское и Пестовское, в мень­шей - Пяловское и Клязьминское). Вдоль водохранилищ сформированы зоны коттеджной и усадебной застройки.

Расположение в непосредственной близости от Москвы, в пределах одного из наиболее динамично и стабильно развивающихся муниципальных районов Московской области -Мытищинского, сказывается на развитии СП Федоскинское двояким образом. С одной стороны, наличие поблизости обширных рынков труда минимизирует проблему безра­ботицы среди местного населения, а жители столицы и близлежащих крупных городов области (Мытищ, Королева и др.) обеспечивают востребованность туристических и рекреа­ционных ресурсов поселения. С другой стороны, подобное соседство способствует от­току из поселения квалифицированных трудовых ресурсов и денежных средств жителей, которые расходуются преимущественно за пределами поселения. Данная ситуация, впро­чем, не является уникальной и характерна в большей или меньшей степени для всех му­ниципальных образований ближнего Подмосковья.

Факторы развития территории

СП Федоскинское в настоящее время обладает уникальным набором характери­стик, которые выделяют его из множества СП Российской Федерации и отчасти Мо­сковской области. В целом они создают положительный внешний фон развития СП Фе­доскинское. К ним относятся: 

  • бюджетные возможности. В СП Федоскинское наблюдается нехарактерная для большинства СП Российской Федерации ситуация с формированием доходов местного бюджета. Основу бюджета составляют налоговые доходы, из которых 85% приходится на земельный налог, в то время как в среднем по российским поселениям эта доля не превышает 30%. При этом в последние годы бюджет СП Федоскинское практически не зависит от безвозмездных поступлений из бюджета субъекта РФ. Собственные доходы бюджета поселения в 2013 г. соста­вили более 98%. В настоящее время доля поселений с подобным уровнем бюд­жетной автономии в Российской Федерации не превышает 1,5%. Более того, с 2010 г. из бюджета поселения изымаются средства в форме так называемых субсидий бюджету Московской области, и их доля в бюджете выросла с 0,7% (1,7 млн руб.) в 2010 г. до 5,1 % (14,2 млн руб.) в 2012 г. Расчет объема изъятий осуществляется исходя из размеров доходов бюджета в расчете на одного жителя. Применительно к СП Федоскинское механизм изъятий не учитывает крайнюю рассредоточенность населения СП по 46 населенным пунктам, что объективно ведет к удорожанию обеспечения жизнедеятельности населения муниципаль­ного образования и увеличивает стоимость предоставления муниципальных услуг за счет бюджета поселения. Кроме того, при расчете суммы изъятий не учитывается то обстоятельство, что постоянное население в СП Федоскинское составляет около трети наличного населения, а интересы временного населения, которое в большинстве своем является полноценным налогоплательщиком именно налогов, формирующих местный бюджет, фактически не принимаются в расчет. Возникает парадоксальная ситуация, когда основными налогоплатель­щиками являются обеспеченные люди, живущие в СП Федоскинское в режиме «второгожилья»,а получателями муниципальных услуг- постоянное население, обладающее правами избирателей;
  • рынок труда. В СП Федоскинское практически нет предпосылок к обострению проблемы безработицы, хотя предложение на внутрипоселенческом рынке труда ограничено довольно узким сегментом. Рабочие места в самом поселении не в полной мере соответствуют запросам местных жителеи и поэтому частично заняты приезжими. В настоящее время этот фактор не выступает источником социального напряжения, так как значительная часть трудоспособных жителей самого поселения имеет возможность трудоустроиться за его пределами. Бли­зость и транспортная доступность мест приложения труда делают перемещения в режиме маятниковой миграции необременительными в части как временных, так и материальных затрат;
  • миграционные процессы. В среднесрочной перспективе сохранится преиму­щественно селитебная направленность «условно миграционного» потока. Эта ус­ловность означает, что жилищный фонд поселения, в первую очередь коттедж­ного типа, используется в режиме «второго жилья» обеспеченными москвичами и жителями ближайших районов и поселений. Владельцы такого жилья не стре­мятся трудоустроиться на территории поселения. Более того, создание новых производств (с последующим увеличением нагрузки на экологию, ростом низ­коквалифицированных рабочих мест и т. д.) будет восприниматься ими как фак­тор, снижающий привлекательность поселения. Хотя большинство представи­телей этой категории населения официально не зарегистрировано в качестве жителей СП, именно их налоги формируют значительную часть бюджета посе­ления, и муниципалитет не заинтересован в том, чтобы этот миграционный по­ток ослаб или поменял вектор.

Параллельно происходят процессы стихийной и часто нелегальной трудовой миграции, однако в СП Федоскинское этот процесс, по крайней мере пока, не стал источником конфликтов и серьезной угрозой для планомерного развития тер­ритории, как это случилось в некоторых других районах, прилегающих к Москве. В целом нахождение СП Федоскинское в первом поясе Московской агломерации в части формирования миграционных потоков способствует развитию поселения, создает условия для реализации его потенциала;

  • природный фактор. СП Федоскинское обладает уникальным набором природно-ландшафтных характеристик, которые востребованы не только местным населением, но и жителями близлежащих районов и Москвы. На территории поселения природный фактор легко конвертируется в набор рекреационных услуг, рассчитанных на широкий круг интересов и уровней платежеспособного спроса. Спрос на рекреационные услуги устойчив и имеет тенденции к росту по мере расширения перечня предоставляемыхуспуг. Природные ресурсы гармо­нично дополняются возможностями использования для туристических целей сохранившихся объектов культурного наследия и действующих музеев; транспортная инфраструктура. Намеченное расширение Дмитровского шос­се и существенное увеличение его пропускной способности позволят повысить транспортную доступность СП Федоскинское. В результате привлекательность поселения как ближайшего пригорода Москвы вырастет, причем не только сточ­ки зрения реализации его поселенческой функции, но и развития на придо-рожныхтерриторияхмногофункциональных центров обслуживания населения. Все эти факторы неизбежно приведут к росту стоимости недвижимости посе­ления и соответственно повысят его бюджетный потенциал.

Риски развития территории

В то же время инерционное развитие поселения, не предполагающее активных изменений в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями, может привести к обострению ряда рисков. К важнейшим среди них относятся:

  • деформация специализации поселения. Близость рынков сбыта и удобная транспортная инфраструктура могут привести к появлению на территории по­селения производств, деятельность которых вступит в конфликт с рекреацион­ными и селитебными функциями территории. Рост экономической активности на территории поселения сегодня сдерживается характеристиками трудового потенциала. Поэтому новые производства будуториентированы на привлечение внешней рабочей силы, в т. ч. из ближнего зарубежья. Поскольку жилищные и инфраструктурные возможности поселения очевидно не готовы кувеличению потока трудовых мигрантов, возможны конфликты интересов местного населе­ния и прибывающих трудовых мигрантов, что наблюдается во многих районах Москвы и Московской области;
  • риски бюджетного характера. В условиях нарастания доли «дачного» населе­ния можно прогнозировать несоответствие в формировании доходной части бюджета по «душевым» нормативам на количество зарегистрированного на­селения и реальной нагрузкой на местную инфраструктуру и частично на со­циальную сферу. Кроме того, вероятно постоянное увеличение оттока налоговых поступлений поселения в бюджет Московской области через механизм меж­бюджетных субсидий. Нарастающий разрыв между реальным доходным по­тенциалом бюджета СП Федоскинское и располагаемыми финансовыми ресур­сами для решения вопросов местного значения приведет к отставанию темпов роста объема и качества предоставляемых муниципальных услуг от уровня ожиданий населения;
  • нарастание разобщенности населения СП Федоскинское. К естественной для мелкопоселковой и дисперсной системе расселения территориальной разобщенности будет добавляться имущественная и социальная разобщенность. Уже сейчас между отдельными населенными пунктами поселения значительна дифференциация по показателям плотности и качества жилой застройки, благоустройства, обеспеченности социальными объектами. У различных групп на­селения формируются разные представления о направлениях совершенство­вания качества муниципальной среды, способах и источниках финансирования решения проблем поселения. Бюджетный потенциал поселения, сформиро­ванный за счет имущественных налогов и доходов от продажи земли, будет и в дальнейшем распределяться в интересах зарегистрированной части жите­лей поселения. Прочие налогоплательщики будут по-прежнему решать про­блемы организации своей жизни на территории поселения за собственный счет. Для них произойдет фактическое замещение муниципального сектора частным, что может стать источником возрастающего недовольства и социаль­ной напряженности;
  • экологические риски. Увеличение транспортного потока приведет к расши­рению участков экологического неблагополучия вдоль полимагистрали, сфор­мированной Дмитровским шоссе и железнодорожной магистралью Савелов­ского направления. Ожидаемый рост антропогенной нагрузки в прибрежных зонах, на территории других природных объектов может потребовать допол­нительных мер по сохранению природного потенциала поселения. Точками напряженности могут стать противоречия интересов постоянного населения СП Федоскинское и временно пребывающих неорганизованных потоков тури­стов и отдыхающих, которые, как правило, не отличаются высокими стандарта­ми экологического поведения.

Основные функции территории

С учетом проанализированных факторов и рисков были сформированы основные направления развития территории СП Федоскинское. В качестве стратегической цели в Комплексной программе было выбрано «обеспечение комфортной среды для жиз­ни, работы и отдыха населения на основе устойчивого развития территории поселе­ния». Достижение этой цели в перспективе до 2020 г. предполагает, с одной стороны, сохранение традиционной специализации СП Федоскинское на поселенческой, туристско-рекреационной и сервисной функциях, а с другой - придание этим функциям ряда новых характеристик:

  • поселенческая функция. Продолжится процесс активного «разрастания» су­ществующих сельских населенных пунктов с возникновением новыхжилых зон, привязанных в первую очередь к водным ресурсам. Групповые системы насе­ленных мест, жилые комплексы и территории объектов рекреации сформируют сплошные непрерывные «ленты» застройки вдоль системы водохранилищ ка­нала им. Москвы. Большинство из них возникнет на базе исторически сложив­шихся приречных населенных пунктов. Также продолжится процесс замены типичной до недавнего времени сельской деревянной усадебной застройки на коттеджную.

Для целей жилищного строительства будут использованы участки, выводимые из категории земель сельскохозяйственного назначения. Формирующиеся новые территории жилищного и рекреационного назначения будут обеспечиваться необходимыми социально-бытовыми и культурно-досуговыми объектами и отвечать современным стандартам организации жилой, рекреационной среды. Комплексная застройка таких территорий, наряду с повышенной комфортностью в части инженерной инфраструктуры, позволит обеспечить единство объемно-пространственных архитектурных решений и преодолеть эклектичность, харак­терную для индивидуального коттеджного строительства.

Реорганизация местной транспортной сети будет способствовать преодолению функционально-планировочной разобщенности территории поселения и рас­положенных здесь населенных пунктов, облегчит доступ к местам проживания, приложения труда, объектам туристско-рекреационного комплекса, предприя­тиям и учреждениям сферы обслуживания.

Создание благоприятной среды для проживания населения в условиях сохране­ния традиционного жизненного уклада и низкой плотности расселения потре­бует эффективной пространственной организации сферы обслуживания. Каждая из отраслей социальной сферы будет иметь свою программу пространственной организации, в основе которой лежит «ступенчатый подход». Суть данного под­хода состоит в приближении первичныхуслуг,нетребующих привлечения специ­алистов высокой квалификации, к населению и концентрации наиболее квали­фицированных услуг и расширении их состава в административном центре -с. Марфино. Расширится практика предоставления дистанционных услуг с использованием коммуникационных сетей поселения;

  • туристско-рекреационная функция. Основными направлениями развития туристической сферы станут повышение качества обслуживания действующей рекреационной инфраструктуры, а также расширение разнообразия форм пред­лагаемых услуг, в т. ч. на объектах спортивно-оздоровительного назначения в составе многофункциональных комплексов.

Зонирование прибрежных территорий, локализация потока приезжающих на выходные дни жителей Москвы и Московской области в специально оборудо­ванных зонах отдыха и на летних базах позволят поддерживать баланс интересов местного населения и временно пребывающих отдыхающих и туристов, мини­мизировать негативное воздействие на окружающую среду. Лесные массивы на территории поселения приобретут свойства организованных парков. Работа по развитию паркового потенциала поселения будет включать в себя выбор мест отдыха и маршрутов походов, обустройство дорог, троп и сто­янок, меры сопровождения и строгого контроля за правилами поведения тури­стов. На территории парка туристам будет оказываться широкий набор инфор­мационных, экскурсионных, консультационных услуг.

Для реализации туристического потенциала поселения потребуется развитие всех составляющих его элементов: природного комплекса, объектов историко-культурного наследия, включая Федоскинские народные промыслы, средств размещения, предприятий питания и индустрии развлечений, транспорта, пред­приятий, производящих сувенирную продукцию. Их объединение посредством системы туристских маршрутов позволит сформировать комплексный туристский продукт, способный удовлетворять разнообразные запросы туристической аудитории;

  • сервисная функция. Реализация сервисной функции будет локализована глав­ным образом на придорожных территориях вдоль Дмитровского шоссе. Активное освоение этих территорий предполагает создание многофункциональных комплексов, включающих объекты общественно-делового, административного, торгово-развлекательного и иного назначения.

Развитая система придорожных сервисов (мотелей, объектов автосервиса, кафе, торговых центров и т. п.) будет не только осуществлять обслуживание транзит­ного потока, но и создавать центры притяжения потребительского спроса со стороны Москвы и близлежащих районов Московской области;

  • прочие функции. Сельскохозяйственное производство сохранится главным образом в форме личных подсобных хозяйств. Сельскохозяйственные предприя­тия будут реорганизованы и реструктуризированы с целью повышения эконо­мической эффективности использования земельных ресурсов. Изменение функционального назначения сельхозземель будет производиться главным образом в интересах развития населенных пунктов и расширения их границ. Формирование новых производственных зон с учетом преобладающей рекреационно-жилой функциональной направленности территории поселения в пер­спективном периоде не предусматривается. Отдельные предприятия, привле­каемые на территорию поселения, будут отбираться исходя из минимизации ущерба окружающей среде.

Основные направления развития СП Федоскинское

Достижение стратегической цели осуществляется по основным направлениям социально-экономического развития СП Федоскинское, в рамках каждого из них сформирована система основных задач.

Направление «Эффективное экономическое развитие» ориентировано в ос­новном на развитие сфер, призванных генерировать экономическую и, в частности, налоговую базу поселения, создавать рабочие места. В рамках этого направления решаются следующие задачи:

  • создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпри­нимательства на территории СП Федоскинское;
  • формирование инвестиционной политики, направленной на создание благо­приятного инвестиционного климата, увеличение притока инвестиций в эко­номику поселения.

Направление «Создание комфортной среды» имеет целью значительно улуч­шить параметры среды проживания и осуществления деятельности на территории поселения. К таким параметрам относятся коммунальная инфраструктура, жилищ­ная сфера, сфера транспорта и дорожной сети, благоустройство территории. Улуч­шение параметров среды ориентировано на удовлетворение как жителей (посто­янных и временных), так и представителей малого и среднего бизнеса, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования. Задачи, решаемые в рамках направления, достаточно многочисленны и включают:

  • поддержание и улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории СП Федоскинское; в повышение эффективности управления многоквартирными домами;
  • привлечение инвестиций и повышение эффективности управления коммуналь­ным комплексом поселения;
  • развитие объектов коммунальной инфраструктуры поселенческого значения; 0 улучшение санитарного состояния контейнерных площадок, обеспечение свое­временного вывоза твердых бытовых отходов;
  • организацию мониторинга качества среды с привлечением общественности и др.

Задачи направления «Развитие социокультурной сферы» ориентируются преж­де всего на удовлетворение потребностей жителей поселения в социальных услугах. Анализ практики показывает, что развитие данной сферы становится одним из фак­торов комплексного развития территории. Задачи этого направления охватывают различные отрасли социальной сферы:

  • создание условий для развития сферы образования и повышения качества об­разовательных услуг;
  • развитие сферы досуга, физкультуры и массового спорта для взрослых, пропаганда здорового образа жизни. Развитие инфраструктуры дополнительного образования детей спортивной, танцевальной, музыкальной и художественной направленности;
  • содействие профилактике заболеваемости и пропаганда здорового образа жизни;
  • вовлечение населения в реализацию социально значимых проектов.

Направление «Маркетинг территории и туризм» нацелено на формирование образа поселения как территории, комфортной для постоянного проживания, об­ладающей высокой инвестиционной привлекательностью, богатыми природными и туристско-рекреационными ресурсами, и активное продвижение интересов по­селения «вовне». В рамках направления решаются три основные задачи:

  • создание организационно-правовыхусловий для маркетингового продвижения, развития туристско-рекреационного комплекса;
  • создание современного маркетингового и туристско-рекреационного продук­та, отвечающего складывающемуся спросу;
  • продвижение маркетингового и туристско-рекреационного продукта.

В Комплексной программе описаны мероприятия, которые будут реализованы для решения задач, с указанием сроков, ресурсов, исполнителей, механизмов, а так­же показателей их реализации. К ним относятся муниципальные целевые программы и основные внепрограммные мероприятия муниципального образования, которые планируется реализовать до 2020 г. Программа содержит перечень приоритетных инвестиционных проектов, которые предполагается реализовать в СП Федоскинское в среднесрочной перспективе, и раздел управления ее реализацией, включая систе­му контроля, мониторинга и оценки.

Следует также отметить, что инструменты и механизмы, которые ранее не ис­пользовались для развития территории или недостаточно активно использовались администрацией СП Федоскинское, сейчас вошли в Комплексную программу в каче­стве важных новаций. Рассмотрим их подробнее.

Фонд местных сообществ

В Комплексную программу включено решение о создании общественного фон­да СП Федоскинское. Общественные фонды, или фонды местных сообществ (от англ. community foundation), - хорошо зарекомендовавшая себя в США и европейских го­сударствах форма общественного участия в местных делах. Общественный фонд -это благотворительный фонд, работающий на конкретной территории и аккумули­рующий местные благотворительные средства предпринимателей, частных жертво­вателей - граждан, административные и финансовые ресурсы муниципалитетов. Эти ресурсы фонд распределяет на конкурсной основе среди некоммерческих обще­ственных и муниципальных организаций региона, инициативных групп граждан и оказывает финансовую поддержку их проектов. Финансируемые фондом програм­мы не могут быть направлены на достижение коммерческого результата. Планируется, что общественный фонд СП Федоскинское будет осуществлять деятельность по сле­дующим направлениям:

  • проведение переговоров между представителями органов власти, бизнеса и общественности по актуальным вопросам социально-экономического и куль­турного развития муниципального образования, в т. ч. по участию бизнеса в раз­витии территорий своего присутствия;
  • организация и проведение ярмарок и конкурсов социально-культурных про­ектов;
  • предоставление возможности для обмена опытом и мнениями по вопросам общественного партнерства, технологиям участия некоммерческого сектора в предоставлении социально-культурных услуг населению и др. На текущий момент администрацией поселения и специалистами Фонда «Инсти­тут экономики города» разработана Концепция Общественного фонда «Поддержка социально-культурных инициатив муниципального образования "Сельское поселе­ние Федоскинское"» (далее - Фонд), проект устава Фонда и проект протокола учре­дительного собрания по созданию Фонда. Ряд мероприятий с участием Фонда был включен непосредственно в Комплексную программу. Среди них: в стимулирование развития предпринимательства и некоммерческого сектора в сфере оказания социально значимых услуг, в т. ч. услуг дошкольного воспи­тания;
  • вовлечение населения и предпринимателей поселения в мероприятия по укре­плению материально-технической базы учреждений и объектов культуры по­селенческого уровня, в т. ч. за счет механизмов общественного участия (волонтерство) и благотворительной помощи;
  • использование Фонда как инструмента общественного участия (добровольные пожертвования) в решении проблем благоустройства и развития территории муниципального образования.

В попечительский совет Фонда, помимо администрации СП, которая будет вы­ступать гарантом его работы, войдут представители бизнес-элиты и наиболее из­вестные и уважаемые граждане поселения.

Формирование маркетингового и туристско-рекреационных продуктов

Систематизация работы по продвижению имиджа поселения начнется с разра­ботки маркетинговой стратегии. Для СП Федоскинское аудиторией маркетинговой стратегии являются прежде всего жители, которых нужно удержать либо привлечь на собственную территорию. Для этого одним из направлений маркетинговой стра­тегии должно стать продвижение образа поселения кактерритории, комфортной для постоянного проживания. Другое направление маркетинговой стратегии, ориенти­рованное на позиционирование в среде бизнеса и предпринимательства, связано с продвижением СП Федоскинское кактерритории с высокой инвестиционной при­влекательностью.

Особое место в маркетинговой стратегии СП Федоскинское уделяется туриз­му. В случае успеха туризм способен стать серьезным импульсом для развития территории, кардинально изменить саму организацию местного сообщества, ока­зывая огромное влияние не только на все сферы хозяйства, но и на социальную жизнь в целом. Туризм является в то же время одной из наиболее сложных отрас­лей, так как его развитие не ограничивается только собственно туристическими объектами, а требует комплексного подхода, охватывающего благоустройство, организацию гостиничного хозяйства, общественного питания и целый ряд других мероприятий.

В СП Федоскинское существуют значительные предпосылки для развития туриз­ма и рекреационной сферы. СП обладает значительным природно-культурным по­тенциалом и развитой рекреационной инфраструктурой. В СП Федоскинское при­сутствует высокий спрос на туристические услуги, обусловленный непосредственным соседством с Москвой, которая формирует большую и постоянно возрастающую востребованность в туристических и рекреационных ресурсах поселения. По оцен­кам в летний период общий поток отдыхающих с учетом дачников и неорганизован­ных туристов может достигать 35-45 тыс. чел.

С другой стороны, развитие туризма и рекреационной сферы на территории СП Федоскинское сталкивается с серьезными проблемами. Прежде всего это от­сутствие или недостаточность сформированных по современным стандартам, конкурентоспособных туристических и рекреационных продуктов, ориентиро­ванных на разнообразный спрос, несоответствие цены и качества предлагаемых туристических услуг. Состояние многих туристических и рекреационных объектов СП Федоскинское, особенно памятников и исторических зон, далеко от идеаль­ного, а в ряде случаев - критическое. Недостаточное развитие пока получили со­временные многофункциональные и специализированные туристические ком­плексы. Качество обслуживания в большинстве секторов туристической индустрии не соответствует необходимым стандартам. Слабо развита транспортная и гости­ничная инфраструктура, не хватает предприятий общественного питания и тури­стических агентств. Недостаточно развитая система управления сектором приво­дит к тому, что не все существующие и потенциальные туристические и рекреа­ционные объекты учтены, не в полной мере развиты организационно-правовые и экономические механизмы, стимулирующие развитие туризма и рекреации. Наконец отсутствует система продвижения туристического продукта на внутрен­нем и внешнем рынках.

Вопросам развития туристско-рекреационной сферы СП и его позиционирова­ния посвящена значительная часть мероприятий Комплексной программы. Для ре­шения этой задачи предлагается среди прочего разработать предложения для адми­нистрации Мытищинского района по вхождению в долгосрочную целевую программу Московской области «Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы» с целью софинансирования рас­ходов на развитие объектов туристической инфраструктуры.

Кроме того, в Комплексной программе обосновывается необходимость создания современного маркетингового и туристско-рекреационного продукта, отвечающе­го складывающемуся спросу. Для этого предлагается разработать и осуществить продвижение бренда территории СП Федоскинское, организовать маршруты от­дыха «выходного дня», ориентированные на поток приезжающих жителей Москвы и Московской области, организовать тематический туристический маршрут историко-музейного направления с использованием объектов историко-культурного наследия.

Наконец, формируемый маркетинговый и туристско-рекреационный продукт должен обладать эффективной системой продвижения. Наиболее действенным спо­собом для этого является создание туристического раздела на сайте СП Федоскинское или отдельного интернет-ресурса. Обязательным элементом такого сайта должна стать интерактивная карта поселения с основными историческими, культурными, рекреационными, инфраструктурными (кафе, гостиницы, места отдыха) и прочими объектами и информацией о них.

Создание межмуниципального ремесленного бизнес-инкубатора

Одной из существенных характеристик СП Федоскинское, определенных в ре­зультате анализа социально-экономического развития территории, является наличие богатого самобытного историко-производственного потенциала, а именно:

  • многовековые традиции развития на территории поселения уникального ис­кусства - федоскинской лаковой миниатюры, ставшего важным элементом об­раза поселения;
  • востребованность искусства федоскинской лаковой миниатюры в России и за ее пределами;
  • в возникновение на отдельных территориях поселения семейных институтов и традиций передачи навыков живописи, династий художников;
  • наличие уникального Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи, которое готовит художников для Федоскинской фа­брики миниатюрной живописи, Жостовской фабрики декоративной росписи и фабрики «Ростовская финифть»;
  • интерес к занятию промыслом у молодых людей.

Развитие малого предпринимательства было выбрано в качестве наиболее эф­фективного способа снижения вышеперечисленных рисков и капитализации высо­кого, но недостаточно используемого производственного потенциала. Сложность при этом состояла в том, что на текущий момент масштабы оказания поддержки малого бизнеса в СП незначительны, инфраструктура данной поддержки фактически отсутствует. Поэтому было принято решение о создании на территории поселения бизнес-инкубатора, который смог бы оказывать услуги в сфере комплексного раз­вития бизнеса.

Пространственное развитие территории: формирование урбанизированной территории «Микрорайон Сухареве»

В число инвестиционных проектов Комплексной программы было включено формирование урбанизированной территории «Микрорайон Сухарево». Целью дан­ного проекта является создание административного и культурно-досугового центра муниципального образования. Развитие микрорайона Сухарево, формирование ур­банизированной инфраструктуры и последующее увеличение численности посто­янного населения СП Федоскинское создадут благоприятные условия для изменения административного статуса территории с СП до городского округа. В перспективе данный шаг позволит муниципальной администрации существенно расширить пере­чень своих полномочий и ресурсов, а также реализовывать собственную политику, направленную на включение территории в реализацию проектов и программ Мо­сковской области.

Кроме того, в Комплексную программу заложен ряд мероприятий, непосред­ственно связанных с реализацией данного проекта, например формирование му­ниципального жилищного фонда в рамках строительства микрорайона Сухарево с последующей передачей квартир муниципального жилищного фонда молодым специалистам социально значимых сфер деятельности по договорам социального найма. Данное мероприятие позволит привлечь в поселение молодых специали­стов, работающих в социально значимых отраслях (образование, здравоохранение и др.).

Решение проблем социальной сферы

Социальная сфера в СП Федоскинское развивается достаточно динамично и эф­фективно. Реализуется собственная политика поселения в областях работы с моло­дежью, культуры, физической культуры и спорта, оказания социальной поддержки, в основе которой лежат программно-целевые принципы управления. В ближайшие годы планируется создание спортивной (ФОК) и культурно-досуговой (ДК) инфра­структуры, расширение перечня оказываемых муниципальных услуг. Активная кот­теджная застройка поселения привела к распространению частных услуг в таких сферах, как дошкольное, общее и дополнительное образование, спорт и досуг. При этом значительная часть потенциала территории пока не используется и может быть в даль­нейшем включена в социокультурную жизнь поселения.

Исходя из результатов опроса жителей СП Федоскинское, проводившегося входе подготовки Комплексной программы, наиболее актуальными проблемами социаль­ной сферы выступают медицинское обслуживание и молодежная политика (рисунок). Таким образом, перед руководством муниципального образования была поставле­на задача содействия профилактике заболеваемости и пропаганды здорового об­раза жизни.

На текущий моменту администрации СП фактически отсутствуют рычаги влияния на предоставление услуг в сферах образования и здравоохранения, так как данные отрасли находятся вне полномочий органов местного самоуправления поселения.

В то же время игнорирование представленных проблем приведет к резкому снижению качества человеческого потенциала поселения.

Для решения обозначенных проблем было решено включить в Комплексную программу два направления мероприятий. Первое -создание условий для раз­вития сферы образования и повышения качества образовательных услуг- вклю­чает ряд следующих мероприятий:

  • реализация мер социальной поддержки (грантовой, имущественной и т. д.) мо­лодых специалистов, занимающих должности в социально значимых сферах деятельности;
  • реализация мер социальной поддержки талантливых детей, получивших при­знание на районных, региональных и российских олимпиадах, в конкурсах, со­ревнованиях, и их тренеров;
  • стимулирование родительских комитетов Марфинской СОШ к выдвижению инициативы формирования попечительского совета школы с участием извест­ных и уважаемых людей СП Федоскинское;
  • обращение в Управление образования Мытищинского района с инициативой о проведении эксперимента по организации сетевого взаимодействия образо­вательной школы и организаций физкультурно-оздоровительного направления (ФОК) (при проведении физкультурных занятий и соревнований).

Второе направление ориентировано на профилактику заболеваемости и про­паганду здорового образа жизни. Кроме того, администрация СП намерена обра­титься от имени жителей СП Федоскинское в Управление здравоохранения Мыти­щинского района (и губернатору Московской области) с предложением об открытии врачебной практики на наиболее плотно населенных территориях (например, д. Строи­тель). В случае отказа в выделении рабочего места врача общей практики возможно открытие частной врачебной практики из бюджетных средств поселения.

В заключение следует отметить, что опыт разработки Комплексной программы социально-экономического развития СП Федоскинское интересен как свидетельство меняющихся подходов к стратегическому планированию на местном уровне.

Не секрет, что механизмы муниципального стратегического планирования в стра­не работают не очень успешно. Для муниципальных образований разных типов на первый план выходят различные причины. Так, администрации городских округов и крупных городских поселений, как правило, обременены политическим давлением и вынуждены принимать во внимание слишком большое число разнонаправленных интересов, что до известной степени связывает им руки в выработке нестандартных путей управления долгосрочным развитием. В результате весьма реальна угроза пре­вращения их стратегий в неработоспособные, выхолощенные декларации «за все хорошее». Небольшие муниципальные образования, и в особенности СП, в этом смыс­ле обладают большей степенью свободы для претворения в жизнь «прорывных» стратегий, однако для них существенным ограничителем являются ресурсы - как на разработку стратегии, так и на ее реализацию.

СП Федоскинское представляет собой пример малого, но экономически само­достаточного муниципального образования, что позволяет в какой-то мере избежать отмеченных проблем. Но здесь возникает другая сложность: в условиях относитель­ного экономического благополучия местных руководителей непросто заинтересовать подготовкой стратегии - зачем «искать добра от добра», если и так все в порядке? Заслуга администрации СП Федоскинское в том, что ей удалось оценить реальные риски сохранения статус-кво в долгосрочной перспективе и наметить пути интенси­фикации использования существующего потенциала.

Отчасти к активным действиям СП Федоскинское подтолкнуло его расположение в первом поясе московской агломерации. Эти территории сейчас претерпевают осо­бенно динамичную трансформацию (в т. ч. из-за экспансии Москвы), которая далеко не всегда протекает в потенциально благоприятном для муниципальных образований ключе. Поэтому и вопрос определения или пересмотра (при их наличии) приоритетов долгосрочного развития для «пригородных» поселений стоит особенно остро. Мож­но заключить, что разработка стратегий развития небольших муниципальных об­разований, расположенных в зонах городских агломераций, представляется одним из наиболее перспективных направлений развития технологий стратегического пла­нирования.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

Г.Ю. Ветров, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики города и муниципального управления факуль­тета государствен­ного и муниципаль­ного управления НИУ «Высшая школа экономики»