Новые условия - новые задачи
Изучение развития российских агломераций, особенно крупнейших, таких как московская, санкт-петербургская, екатеринбургская, нижегородская, свидетельствует о том, что агломерационное ядро имеет пределы роста. По мере того как внутренние ресурсы ядра иссякают, рост замедляется, начинается поиск ресурсов - территориальных, человеческих, рекреационных и некоторых других- на периферии агломерации. В этот период периферия начинает активно развиваться и брать на себя дополнительные функции.
Территориальными единицами, образующими периферию агломерации и обладающими ценными для нее ресурсами развития, выступают муниципальные образования, как правило, поселенческого уровня. Выбор методов управления, максимизирующих полезность использования ресурсов, является относительно новой для небольших муниципалитетов задачей и носит стратегический характер. Игнорирование данной задачи может привести эти муниципальные образования к сужению функционала и утрате существующих векторов развития, ухудшению коммуникации с гражданами и росту социальной напряженности, к утрате администрацией реальных рычагов управления социально-экономическим развитием территории и снижению авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.
Трансформация целеполагания происходит в тот момент, когда администрации небольших муниципальных образований начинают ставить перед собой задачи стратегического планирования. Поводом для этого обычно служат усложнение внешних факторов, возникновение новых возможностей и угроз, влияющих на развитие территории. К таким факторам в поселениях, входящих в агломерации, относятся повышение интенсивности притока жителей, рост транзитных потоков, увеличение инвестиционной активности, включение территории в крупные федеральные или региональные проекты и т. п.
В этот период перед муниципальными администрациями встают принципиальные вопросы:
- каким потенциалом социально-экономического развития обладает территория;
- какие альтернативные пути развития открываются в новой ситуации;
- как использовать имеющийся ценный для агломерации ресурс для обеспечения устойчивого развития муниципального образования?
В качестве примера территории, которая входит в крупную городскую агломерацию и в настоящее время активно занимается трансформацией целеполагания своего развития, рассмотрим сельское поселение (далее - СП) Федоскинское Мытищинского района Московской области. В 2012-2013 гг. администрация СП разработала в партнерстве с Фондом «Институт экономики города» Комплексную программу социально-экономического развития сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области до 2020 г. (далее -Комплексная программа)", которая является документом, объединяющим в себе элементы стратегического и текущего планирования. Создание Комплексной программы явилось очередным этапом деятельности администрации в области долгосрочного планирования.
Первым шагом на этом пути стала разработка и регулярная актуализация генерального плана и правил землепользования и застройки СП. В рамках разработки Комплексной программы местная администрация ставила перед собой две основные задачи:
- выявление ключевых направлений развития территории под влиянием меняющихся внешних и внутренних факторов;
- формирование системы конкретных механизмов реализации этих направлений. Комплексная программа разрабатывалась с учетом требований соответствия документам средне- и долгосрочного планирования федерального, регионального и муниципального уровня, широкого общественного участия и ориентации на использование механизмов муниципально-частного партнерства. Кроме того, учитывалась необходимость сохранения традиционного уклада жизни на территории и экологической безопасности предлагаемых направлений развития.
Для справки:
СП Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области расположено к северу от Москвы на расстоянии около 15 км. Площадь территории СП составляет более 19тыс. га. В его состав входит46 населенных пунктов - 2 села, 9 поселков и 35 деревень. СП Федоскинское входит в Московскую городскую агломерацию, размещаясь между двумя устойчивыми городскими системами расселения: Долгопрудненско-Химкинско-Красногорской и Мытищинско-Пушкинско-Щелковской. Эти системы расселения относятся к агломерациям второго порядка в рамках Московской агломерации. Таким образом, территория СП Федоскинское представляет своего рода «буферную зону» с преобладанием разреженной малоэтажной застройки между сравнительно высокоурбанизированны- ми зонами. Несколько водохранилищ на юге и юго-востоке как естественная преграда обусловливает определенную обособленность территории поселения от остальной части Мытищинского района.
По территории СП Федоскинское вблизи его западной границы проходит участок шоссе федерального значения А-104 «Москва - Дмитров - Дубна» (Дмитровское шоссе). Вместе с параллельным ей участком железнодорожной магистрали Савеловского направления Московской железной дороги они формируют своего рода полимагистраль, играющую роль одной из главных осей, вдоль которой формируется застройка территории поселения и возникают объекты сферы услуг. Роль этой оси постепенно повышается, но в целом расселение на территории поселения пока носит дисперсный характер. Альтернативными по отношению к полимагистрали локальными осями расселения являются цепочки водохранилищ на канале им. Москвы (в большей степени - Икшинское и Пестовское, в меньшей - Пяловское и Клязьминское). Вдоль водохранилищ сформированы зоны коттеджной и усадебной застройки.
Расположение в непосредственной близости от Москвы, в пределах одного из наиболее динамично и стабильно развивающихся муниципальных районов Московской области -Мытищинского, сказывается на развитии СП Федоскинское двояким образом. С одной стороны, наличие поблизости обширных рынков труда минимизирует проблему безработицы среди местного населения, а жители столицы и близлежащих крупных городов области (Мытищ, Королева и др.) обеспечивают востребованность туристических и рекреационных ресурсов поселения. С другой стороны, подобное соседство способствует оттоку из поселения квалифицированных трудовых ресурсов и денежных средств жителей, которые расходуются преимущественно за пределами поселения. Данная ситуация, впрочем, не является уникальной и характерна в большей или меньшей степени для всех муниципальных образований ближнего Подмосковья.
Факторы развития территории
СП Федоскинское в настоящее время обладает уникальным набором характеристик, которые выделяют его из множества СП Российской Федерации и отчасти Московской области. В целом они создают положительный внешний фон развития СП Федоскинское. К ним относятся:
- бюджетные возможности. В СП Федоскинское наблюдается нехарактерная для большинства СП Российской Федерации ситуация с формированием доходов местного бюджета. Основу бюджета составляют налоговые доходы, из которых 85% приходится на земельный налог, в то время как в среднем по российским поселениям эта доля не превышает 30%. При этом в последние годы бюджет СП Федоскинское практически не зависит от безвозмездных поступлений из бюджета субъекта РФ. Собственные доходы бюджета поселения в 2013 г. составили более 98%. В настоящее время доля поселений с подобным уровнем бюджетной автономии в Российской Федерации не превышает 1,5%. Более того, с 2010 г. из бюджета поселения изымаются средства в форме так называемых субсидий бюджету Московской области, и их доля в бюджете выросла с 0,7% (1,7 млн руб.) в 2010 г. до 5,1 % (14,2 млн руб.) в 2012 г. Расчет объема изъятий осуществляется исходя из размеров доходов бюджета в расчете на одного жителя. Применительно к СП Федоскинское механизм изъятий не учитывает крайнюю рассредоточенность населения СП по 46 населенным пунктам, что объективно ведет к удорожанию обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и увеличивает стоимость предоставления муниципальных услуг за счет бюджета поселения. Кроме того, при расчете суммы изъятий не учитывается то обстоятельство, что постоянное население в СП Федоскинское составляет около трети наличного населения, а интересы временного населения, которое в большинстве своем является полноценным налогоплательщиком именно налогов, формирующих местный бюджет, фактически не принимаются в расчет. Возникает парадоксальная ситуация, когда основными налогоплательщиками являются обеспеченные люди, живущие в СП Федоскинское в режиме «второгожилья»,а получателями муниципальных услуг- постоянное население, обладающее правами избирателей;
- рынок труда. В СП Федоскинское практически нет предпосылок к обострению проблемы безработицы, хотя предложение на внутрипоселенческом рынке труда ограничено довольно узким сегментом. Рабочие места в самом поселении не в полной мере соответствуют запросам местных жителеи и поэтому частично заняты приезжими. В настоящее время этот фактор не выступает источником социального напряжения, так как значительная часть трудоспособных жителей самого поселения имеет возможность трудоустроиться за его пределами. Близость и транспортная доступность мест приложения труда делают перемещения в режиме маятниковой миграции необременительными в части как временных, так и материальных затрат;
- миграционные процессы. В среднесрочной перспективе сохранится преимущественно селитебная направленность «условно миграционного» потока. Эта условность означает, что жилищный фонд поселения, в первую очередь коттеджного типа, используется в режиме «второго жилья» обеспеченными москвичами и жителями ближайших районов и поселений. Владельцы такого жилья не стремятся трудоустроиться на территории поселения. Более того, создание новых производств (с последующим увеличением нагрузки на экологию, ростом низкоквалифицированных рабочих мест и т. д.) будет восприниматься ими как фактор, снижающий привлекательность поселения. Хотя большинство представителей этой категории населения официально не зарегистрировано в качестве жителей СП, именно их налоги формируют значительную часть бюджета поселения, и муниципалитет не заинтересован в том, чтобы этот миграционный поток ослаб или поменял вектор.
Параллельно происходят процессы стихийной и часто нелегальной трудовой миграции, однако в СП Федоскинское этот процесс, по крайней мере пока, не стал источником конфликтов и серьезной угрозой для планомерного развития территории, как это случилось в некоторых других районах, прилегающих к Москве. В целом нахождение СП Федоскинское в первом поясе Московской агломерации в части формирования миграционных потоков способствует развитию поселения, создает условия для реализации его потенциала;
- природный фактор. СП Федоскинское обладает уникальным набором природно-ландшафтных характеристик, которые востребованы не только местным населением, но и жителями близлежащих районов и Москвы. На территории поселения природный фактор легко конвертируется в набор рекреационных услуг, рассчитанных на широкий круг интересов и уровней платежеспособного спроса. Спрос на рекреационные услуги устойчив и имеет тенденции к росту по мере расширения перечня предоставляемыхуспуг. Природные ресурсы гармонично дополняются возможностями использования для туристических целей сохранившихся объектов культурного наследия и действующих музеев; транспортная инфраструктура. Намеченное расширение Дмитровского шоссе и существенное увеличение его пропускной способности позволят повысить транспортную доступность СП Федоскинское. В результате привлекательность поселения как ближайшего пригорода Москвы вырастет, причем не только сточки зрения реализации его поселенческой функции, но и развития на придо-рожныхтерриторияхмногофункциональных центров обслуживания населения. Все эти факторы неизбежно приведут к росту стоимости недвижимости поселения и соответственно повысят его бюджетный потенциал.
Риски развития территории
В то же время инерционное развитие поселения, не предполагающее активных изменений в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями, может привести к обострению ряда рисков. К важнейшим среди них относятся:
- деформация специализации поселения. Близость рынков сбыта и удобная транспортная инфраструктура могут привести к появлению на территории поселения производств, деятельность которых вступит в конфликт с рекреационными и селитебными функциями территории. Рост экономической активности на территории поселения сегодня сдерживается характеристиками трудового потенциала. Поэтому новые производства будуториентированы на привлечение внешней рабочей силы, в т. ч. из ближнего зарубежья. Поскольку жилищные и инфраструктурные возможности поселения очевидно не готовы кувеличению потока трудовых мигрантов, возможны конфликты интересов местного населения и прибывающих трудовых мигрантов, что наблюдается во многих районах Москвы и Московской области;
- риски бюджетного характера. В условиях нарастания доли «дачного» населения можно прогнозировать несоответствие в формировании доходной части бюджета по «душевым» нормативам на количество зарегистрированного населения и реальной нагрузкой на местную инфраструктуру и частично на социальную сферу. Кроме того, вероятно постоянное увеличение оттока налоговых поступлений поселения в бюджет Московской области через механизм межбюджетных субсидий. Нарастающий разрыв между реальным доходным потенциалом бюджета СП Федоскинское и располагаемыми финансовыми ресурсами для решения вопросов местного значения приведет к отставанию темпов роста объема и качества предоставляемых муниципальных услуг от уровня ожиданий населения;
- нарастание разобщенности населения СП Федоскинское. К естественной для мелкопоселковой и дисперсной системе расселения территориальной разобщенности будет добавляться имущественная и социальная разобщенность. Уже сейчас между отдельными населенными пунктами поселения значительна дифференциация по показателям плотности и качества жилой застройки, благоустройства, обеспеченности социальными объектами. У различных групп населения формируются разные представления о направлениях совершенствования качества муниципальной среды, способах и источниках финансирования решения проблем поселения. Бюджетный потенциал поселения, сформированный за счет имущественных налогов и доходов от продажи земли, будет и в дальнейшем распределяться в интересах зарегистрированной части жителей поселения. Прочие налогоплательщики будут по-прежнему решать проблемы организации своей жизни на территории поселения за собственный счет. Для них произойдет фактическое замещение муниципального сектора частным, что может стать источником возрастающего недовольства и социальной напряженности;
- экологические риски. Увеличение транспортного потока приведет к расширению участков экологического неблагополучия вдоль полимагистрали, сформированной Дмитровским шоссе и железнодорожной магистралью Савеловского направления. Ожидаемый рост антропогенной нагрузки в прибрежных зонах, на территории других природных объектов может потребовать дополнительных мер по сохранению природного потенциала поселения. Точками напряженности могут стать противоречия интересов постоянного населения СП Федоскинское и временно пребывающих неорганизованных потоков туристов и отдыхающих, которые, как правило, не отличаются высокими стандартами экологического поведения.
Основные функции территории
С учетом проанализированных факторов и рисков были сформированы основные направления развития территории СП Федоскинское. В качестве стратегической цели в Комплексной программе было выбрано «обеспечение комфортной среды для жизни, работы и отдыха населения на основе устойчивого развития территории поселения». Достижение этой цели в перспективе до 2020 г. предполагает, с одной стороны, сохранение традиционной специализации СП Федоскинское на поселенческой, туристско-рекреационной и сервисной функциях, а с другой - придание этим функциям ряда новых характеристик:
- поселенческая функция. Продолжится процесс активного «разрастания» существующих сельских населенных пунктов с возникновением новыхжилых зон, привязанных в первую очередь к водным ресурсам. Групповые системы населенных мест, жилые комплексы и территории объектов рекреации сформируют сплошные непрерывные «ленты» застройки вдоль системы водохранилищ канала им. Москвы. Большинство из них возникнет на базе исторически сложившихся приречных населенных пунктов. Также продолжится процесс замены типичной до недавнего времени сельской деревянной усадебной застройки на коттеджную.
Для целей жилищного строительства будут использованы участки, выводимые из категории земель сельскохозяйственного назначения. Формирующиеся новые территории жилищного и рекреационного назначения будут обеспечиваться необходимыми социально-бытовыми и культурно-досуговыми объектами и отвечать современным стандартам организации жилой, рекреационной среды. Комплексная застройка таких территорий, наряду с повышенной комфортностью в части инженерной инфраструктуры, позволит обеспечить единство объемно-пространственных архитектурных решений и преодолеть эклектичность, характерную для индивидуального коттеджного строительства.
Реорганизация местной транспортной сети будет способствовать преодолению функционально-планировочной разобщенности территории поселения и расположенных здесь населенных пунктов, облегчит доступ к местам проживания, приложения труда, объектам туристско-рекреационного комплекса, предприятиям и учреждениям сферы обслуживания.
Создание благоприятной среды для проживания населения в условиях сохранения традиционного жизненного уклада и низкой плотности расселения потребует эффективной пространственной организации сферы обслуживания. Каждая из отраслей социальной сферы будет иметь свою программу пространственной организации, в основе которой лежит «ступенчатый подход». Суть данного подхода состоит в приближении первичныхуслуг,нетребующих привлечения специалистов высокой квалификации, к населению и концентрации наиболее квалифицированных услуг и расширении их состава в административном центре -с. Марфино. Расширится практика предоставления дистанционных услуг с использованием коммуникационных сетей поселения;
- туристско-рекреационная функция. Основными направлениями развития туристической сферы станут повышение качества обслуживания действующей рекреационной инфраструктуры, а также расширение разнообразия форм предлагаемых услуг, в т. ч. на объектах спортивно-оздоровительного назначения в составе многофункциональных комплексов.
Зонирование прибрежных территорий, локализация потока приезжающих на выходные дни жителей Москвы и Московской области в специально оборудованных зонах отдыха и на летних базах позволят поддерживать баланс интересов местного населения и временно пребывающих отдыхающих и туристов, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Лесные массивы на территории поселения приобретут свойства организованных парков. Работа по развитию паркового потенциала поселения будет включать в себя выбор мест отдыха и маршрутов походов, обустройство дорог, троп и стоянок, меры сопровождения и строгого контроля за правилами поведения туристов. На территории парка туристам будет оказываться широкий набор информационных, экскурсионных, консультационных услуг.
Для реализации туристического потенциала поселения потребуется развитие всех составляющих его элементов: природного комплекса, объектов историко-культурного наследия, включая Федоскинские народные промыслы, средств размещения, предприятий питания и индустрии развлечений, транспорта, предприятий, производящих сувенирную продукцию. Их объединение посредством системы туристских маршрутов позволит сформировать комплексный туристский продукт, способный удовлетворять разнообразные запросы туристической аудитории;
- сервисная функция. Реализация сервисной функции будет локализована главным образом на придорожных территориях вдоль Дмитровского шоссе. Активное освоение этих территорий предполагает создание многофункциональных комплексов, включающих объекты общественно-делового, административного, торгово-развлекательного и иного назначения.
Развитая система придорожных сервисов (мотелей, объектов автосервиса, кафе, торговых центров и т. п.) будет не только осуществлять обслуживание транзитного потока, но и создавать центры притяжения потребительского спроса со стороны Москвы и близлежащих районов Московской области;
- прочие функции. Сельскохозяйственное производство сохранится главным образом в форме личных подсобных хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия будут реорганизованы и реструктуризированы с целью повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов. Изменение функционального назначения сельхозземель будет производиться главным образом в интересах развития населенных пунктов и расширения их границ. Формирование новых производственных зон с учетом преобладающей рекреационно-жилой функциональной направленности территории поселения в перспективном периоде не предусматривается. Отдельные предприятия, привлекаемые на территорию поселения, будут отбираться исходя из минимизации ущерба окружающей среде.
Основные направления развития СП Федоскинское
Достижение стратегической цели осуществляется по основным направлениям социально-экономического развития СП Федоскинское, в рамках каждого из них сформирована система основных задач.
Направление «Эффективное экономическое развитие» ориентировано в основном на развитие сфер, призванных генерировать экономическую и, в частности, налоговую базу поселения, создавать рабочие места. В рамках этого направления решаются следующие задачи:
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории СП Федоскинское;
- формирование инвестиционной политики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, увеличение притока инвестиций в экономику поселения.
Направление «Создание комфортной среды» имеет целью значительно улучшить параметры среды проживания и осуществления деятельности на территории поселения. К таким параметрам относятся коммунальная инфраструктура, жилищная сфера, сфера транспорта и дорожной сети, благоустройство территории. Улучшение параметров среды ориентировано на удовлетворение как жителей (постоянных и временных), так и представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования. Задачи, решаемые в рамках направления, достаточно многочисленны и включают:
- поддержание и улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории СП Федоскинское; в повышение эффективности управления многоквартирными домами;
- привлечение инвестиций и повышение эффективности управления коммунальным комплексом поселения;
- развитие объектов коммунальной инфраструктуры поселенческого значения; 0 улучшение санитарного состояния контейнерных площадок, обеспечение своевременного вывоза твердых бытовых отходов;
- организацию мониторинга качества среды с привлечением общественности и др.
Задачи направления «Развитие социокультурной сферы» ориентируются прежде всего на удовлетворение потребностей жителей поселения в социальных услугах. Анализ практики показывает, что развитие данной сферы становится одним из факторов комплексного развития территории. Задачи этого направления охватывают различные отрасли социальной сферы:
- создание условий для развития сферы образования и повышения качества образовательных услуг;
- развитие сферы досуга, физкультуры и массового спорта для взрослых, пропаганда здорового образа жизни. Развитие инфраструктуры дополнительного образования детей спортивной, танцевальной, музыкальной и художественной направленности;
- содействие профилактике заболеваемости и пропаганда здорового образа жизни;
- вовлечение населения в реализацию социально значимых проектов.
Направление «Маркетинг территории и туризм» нацелено на формирование образа поселения как территории, комфортной для постоянного проживания, обладающей высокой инвестиционной привлекательностью, богатыми природными и туристско-рекреационными ресурсами, и активное продвижение интересов поселения «вовне». В рамках направления решаются три основные задачи:
- создание организационно-правовыхусловий для маркетингового продвижения, развития туристско-рекреационного комплекса;
- создание современного маркетингового и туристско-рекреационного продукта, отвечающего складывающемуся спросу;
- продвижение маркетингового и туристско-рекреационного продукта.
В Комплексной программе описаны мероприятия, которые будут реализованы для решения задач, с указанием сроков, ресурсов, исполнителей, механизмов, а также показателей их реализации. К ним относятся муниципальные целевые программы и основные внепрограммные мероприятия муниципального образования, которые планируется реализовать до 2020 г. Программа содержит перечень приоритетных инвестиционных проектов, которые предполагается реализовать в СП Федоскинское в среднесрочной перспективе, и раздел управления ее реализацией, включая систему контроля, мониторинга и оценки.
Следует также отметить, что инструменты и механизмы, которые ранее не использовались для развития территории или недостаточно активно использовались администрацией СП Федоскинское, сейчас вошли в Комплексную программу в качестве важных новаций. Рассмотрим их подробнее.
Фонд местных сообществ
В Комплексную программу включено решение о создании общественного фонда СП Федоскинское. Общественные фонды, или фонды местных сообществ (от англ. community foundation), - хорошо зарекомендовавшая себя в США и европейских государствах форма общественного участия в местных делах. Общественный фонд -это благотворительный фонд, работающий на конкретной территории и аккумулирующий местные благотворительные средства предпринимателей, частных жертвователей - граждан, административные и финансовые ресурсы муниципалитетов. Эти ресурсы фонд распределяет на конкурсной основе среди некоммерческих общественных и муниципальных организаций региона, инициативных групп граждан и оказывает финансовую поддержку их проектов. Финансируемые фондом программы не могут быть направлены на достижение коммерческого результата. Планируется, что общественный фонд СП Федоскинское будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- проведение переговоров между представителями органов власти, бизнеса и общественности по актуальным вопросам социально-экономического и культурного развития муниципального образования, в т. ч. по участию бизнеса в развитии территорий своего присутствия;
- организация и проведение ярмарок и конкурсов социально-культурных проектов;
- предоставление возможности для обмена опытом и мнениями по вопросам общественного партнерства, технологиям участия некоммерческого сектора в предоставлении социально-культурных услуг населению и др. На текущий момент администрацией поселения и специалистами Фонда «Институт экономики города» разработана Концепция Общественного фонда «Поддержка социально-культурных инициатив муниципального образования "Сельское поселение Федоскинское"» (далее - Фонд), проект устава Фонда и проект протокола учредительного собрания по созданию Фонда. Ряд мероприятий с участием Фонда был включен непосредственно в Комплексную программу. Среди них: в стимулирование развития предпринимательства и некоммерческого сектора в сфере оказания социально значимых услуг, в т. ч. услуг дошкольного воспитания;
- вовлечение населения и предпринимателей поселения в мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений и объектов культуры поселенческого уровня, в т. ч. за счет механизмов общественного участия (волонтерство) и благотворительной помощи;
- использование Фонда как инструмента общественного участия (добровольные пожертвования) в решении проблем благоустройства и развития территории муниципального образования.
В попечительский совет Фонда, помимо администрации СП, которая будет выступать гарантом его работы, войдут представители бизнес-элиты и наиболее известные и уважаемые граждане поселения.
Формирование маркетингового и туристско-рекреационных продуктов
Систематизация работы по продвижению имиджа поселения начнется с разработки маркетинговой стратегии. Для СП Федоскинское аудиторией маркетинговой стратегии являются прежде всего жители, которых нужно удержать либо привлечь на собственную территорию. Для этого одним из направлений маркетинговой стратегии должно стать продвижение образа поселения кактерритории, комфортной для постоянного проживания. Другое направление маркетинговой стратегии, ориентированное на позиционирование в среде бизнеса и предпринимательства, связано с продвижением СП Федоскинское кактерритории с высокой инвестиционной привлекательностью.
Особое место в маркетинговой стратегии СП Федоскинское уделяется туризму. В случае успеха туризм способен стать серьезным импульсом для развития территории, кардинально изменить саму организацию местного сообщества, оказывая огромное влияние не только на все сферы хозяйства, но и на социальную жизнь в целом. Туризм является в то же время одной из наиболее сложных отраслей, так как его развитие не ограничивается только собственно туристическими объектами, а требует комплексного подхода, охватывающего благоустройство, организацию гостиничного хозяйства, общественного питания и целый ряд других мероприятий.
В СП Федоскинское существуют значительные предпосылки для развития туризма и рекреационной сферы. СП обладает значительным природно-культурным потенциалом и развитой рекреационной инфраструктурой. В СП Федоскинское присутствует высокий спрос на туристические услуги, обусловленный непосредственным соседством с Москвой, которая формирует большую и постоянно возрастающую востребованность в туристических и рекреационных ресурсах поселения. По оценкам в летний период общий поток отдыхающих с учетом дачников и неорганизованных туристов может достигать 35-45 тыс. чел.
С другой стороны, развитие туризма и рекреационной сферы на территории СП Федоскинское сталкивается с серьезными проблемами. Прежде всего это отсутствие или недостаточность сформированных по современным стандартам, конкурентоспособных туристических и рекреационных продуктов, ориентированных на разнообразный спрос, несоответствие цены и качества предлагаемых туристических услуг. Состояние многих туристических и рекреационных объектов СП Федоскинское, особенно памятников и исторических зон, далеко от идеального, а в ряде случаев - критическое. Недостаточное развитие пока получили современные многофункциональные и специализированные туристические комплексы. Качество обслуживания в большинстве секторов туристической индустрии не соответствует необходимым стандартам. Слабо развита транспортная и гостиничная инфраструктура, не хватает предприятий общественного питания и туристических агентств. Недостаточно развитая система управления сектором приводит к тому, что не все существующие и потенциальные туристические и рекреационные объекты учтены, не в полной мере развиты организационно-правовые и экономические механизмы, стимулирующие развитие туризма и рекреации. Наконец отсутствует система продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Вопросам развития туристско-рекреационной сферы СП и его позиционирования посвящена значительная часть мероприятий Комплексной программы. Для решения этой задачи предлагается среди прочего разработать предложения для администрации Мытищинского района по вхождению в долгосрочную целевую программу Московской области «Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы» с целью софинансирования расходов на развитие объектов туристической инфраструктуры.
Кроме того, в Комплексной программе обосновывается необходимость создания современного маркетингового и туристско-рекреационного продукта, отвечающего складывающемуся спросу. Для этого предлагается разработать и осуществить продвижение бренда территории СП Федоскинское, организовать маршруты отдыха «выходного дня», ориентированные на поток приезжающих жителей Москвы и Московской области, организовать тематический туристический маршрут историко-музейного направления с использованием объектов историко-культурного наследия.
Наконец, формируемый маркетинговый и туристско-рекреационный продукт должен обладать эффективной системой продвижения. Наиболее действенным способом для этого является создание туристического раздела на сайте СП Федоскинское или отдельного интернет-ресурса. Обязательным элементом такого сайта должна стать интерактивная карта поселения с основными историческими, культурными, рекреационными, инфраструктурными (кафе, гостиницы, места отдыха) и прочими объектами и информацией о них.
Создание межмуниципального ремесленного бизнес-инкубатора
Одной из существенных характеристик СП Федоскинское, определенных в результате анализа социально-экономического развития территории, является наличие богатого самобытного историко-производственного потенциала, а именно:
- многовековые традиции развития на территории поселения уникального искусства - федоскинской лаковой миниатюры, ставшего важным элементом образа поселения;
- востребованность искусства федоскинской лаковой миниатюры в России и за ее пределами;
- в возникновение на отдельных территориях поселения семейных институтов и традиций передачи навыков живописи, династий художников;
- наличие уникального Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи, которое готовит художников для Федоскинской фабрики миниатюрной живописи, Жостовской фабрики декоративной росписи и фабрики «Ростовская финифть»;
- интерес к занятию промыслом у молодых людей.
Развитие малого предпринимательства было выбрано в качестве наиболее эффективного способа снижения вышеперечисленных рисков и капитализации высокого, но недостаточно используемого производственного потенциала. Сложность при этом состояла в том, что на текущий момент масштабы оказания поддержки малого бизнеса в СП незначительны, инфраструктура данной поддержки фактически отсутствует. Поэтому было принято решение о создании на территории поселения бизнес-инкубатора, который смог бы оказывать услуги в сфере комплексного развития бизнеса.
Пространственное развитие территории: формирование урбанизированной территории «Микрорайон Сухареве»
В число инвестиционных проектов Комплексной программы было включено формирование урбанизированной территории «Микрорайон Сухарево». Целью данного проекта является создание административного и культурно-досугового центра муниципального образования. Развитие микрорайона Сухарево, формирование урбанизированной инфраструктуры и последующее увеличение численности постоянного населения СП Федоскинское создадут благоприятные условия для изменения административного статуса территории с СП до городского округа. В перспективе данный шаг позволит муниципальной администрации существенно расширить перечень своих полномочий и ресурсов, а также реализовывать собственную политику, направленную на включение территории в реализацию проектов и программ Московской области.
Кроме того, в Комплексную программу заложен ряд мероприятий, непосредственно связанных с реализацией данного проекта, например формирование муниципального жилищного фонда в рамках строительства микрорайона Сухарево с последующей передачей квартир муниципального жилищного фонда молодым специалистам социально значимых сфер деятельности по договорам социального найма. Данное мероприятие позволит привлечь в поселение молодых специалистов, работающих в социально значимых отраслях (образование, здравоохранение и др.).
Решение проблем социальной сферы
Социальная сфера в СП Федоскинское развивается достаточно динамично и эффективно. Реализуется собственная политика поселения в областях работы с молодежью, культуры, физической культуры и спорта, оказания социальной поддержки, в основе которой лежат программно-целевые принципы управления. В ближайшие годы планируется создание спортивной (ФОК) и культурно-досуговой (ДК) инфраструктуры, расширение перечня оказываемых муниципальных услуг. Активная коттеджная застройка поселения привела к распространению частных услуг в таких сферах, как дошкольное, общее и дополнительное образование, спорт и досуг. При этом значительная часть потенциала территории пока не используется и может быть в дальнейшем включена в социокультурную жизнь поселения.
Исходя из результатов опроса жителей СП Федоскинское, проводившегося входе подготовки Комплексной программы, наиболее актуальными проблемами социальной сферы выступают медицинское обслуживание и молодежная политика (рисунок). Таким образом, перед руководством муниципального образования была поставлена задача содействия профилактике заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни.
На текущий моменту администрации СП фактически отсутствуют рычаги влияния на предоставление услуг в сферах образования и здравоохранения, так как данные отрасли находятся вне полномочий органов местного самоуправления поселения.
В то же время игнорирование представленных проблем приведет к резкому снижению качества человеческого потенциала поселения.
Для решения обозначенных проблем было решено включить в Комплексную программу два направления мероприятий. Первое -создание условий для развития сферы образования и повышения качества образовательных услуг- включает ряд следующих мероприятий:
- реализация мер социальной поддержки (грантовой, имущественной и т. д.) молодых специалистов, занимающих должности в социально значимых сферах деятельности;
- реализация мер социальной поддержки талантливых детей, получивших признание на районных, региональных и российских олимпиадах, в конкурсах, соревнованиях, и их тренеров;
- стимулирование родительских комитетов Марфинской СОШ к выдвижению инициативы формирования попечительского совета школы с участием известных и уважаемых людей СП Федоскинское;
- обращение в Управление образования Мытищинского района с инициативой о проведении эксперимента по организации сетевого взаимодействия образовательной школы и организаций физкультурно-оздоровительного направления (ФОК) (при проведении физкультурных занятий и соревнований).
Второе направление ориентировано на профилактику заболеваемости и пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, администрация СП намерена обратиться от имени жителей СП Федоскинское в Управление здравоохранения Мытищинского района (и губернатору Московской области) с предложением об открытии врачебной практики на наиболее плотно населенных территориях (например, д. Строитель). В случае отказа в выделении рабочего места врача общей практики возможно открытие частной врачебной практики из бюджетных средств поселения.
В заключение следует отметить, что опыт разработки Комплексной программы социально-экономического развития СП Федоскинское интересен как свидетельство меняющихся подходов к стратегическому планированию на местном уровне.
Не секрет, что механизмы муниципального стратегического планирования в стране работают не очень успешно. Для муниципальных образований разных типов на первый план выходят различные причины. Так, администрации городских округов и крупных городских поселений, как правило, обременены политическим давлением и вынуждены принимать во внимание слишком большое число разнонаправленных интересов, что до известной степени связывает им руки в выработке нестандартных путей управления долгосрочным развитием. В результате весьма реальна угроза превращения их стратегий в неработоспособные, выхолощенные декларации «за все хорошее». Небольшие муниципальные образования, и в особенности СП, в этом смысле обладают большей степенью свободы для претворения в жизнь «прорывных» стратегий, однако для них существенным ограничителем являются ресурсы - как на разработку стратегии, так и на ее реализацию.
СП Федоскинское представляет собой пример малого, но экономически самодостаточного муниципального образования, что позволяет в какой-то мере избежать отмеченных проблем. Но здесь возникает другая сложность: в условиях относительного экономического благополучия местных руководителей непросто заинтересовать подготовкой стратегии - зачем «искать добра от добра», если и так все в порядке? Заслуга администрации СП Федоскинское в том, что ей удалось оценить реальные риски сохранения статус-кво в долгосрочной перспективе и наметить пути интенсификации использования существующего потенциала.
Отчасти к активным действиям СП Федоскинское подтолкнуло его расположение в первом поясе московской агломерации. Эти территории сейчас претерпевают особенно динамичную трансформацию (в т. ч. из-за экспансии Москвы), которая далеко не всегда протекает в потенциально благоприятном для муниципальных образований ключе. Поэтому и вопрос определения или пересмотра (при их наличии) приоритетов долгосрочного развития для «пригородных» поселений стоит особенно остро. Можно заключить, что разработка стратегий развития небольших муниципальных образований, расположенных в зонах городских агломераций, представляется одним из наиболее перспективных направлений развития технологий стратегического планирования.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"