Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания

Тип: статья

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. Прежде чем говорить о создании указанных условий, необходимо конкретизировать, что именно следует понимать под услугами бытового обслуживания, поскольку Федеральный закон № 131-ФЗ ничего об этом не говорит.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятому и введенному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к бытовым услугам относятся:

  •  ремонт, окраска и пошив обуви;
  •  ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • изготовление и ремонт мебели;
  • химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
  • ремонт и строительство жилья и других построек;
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
  • услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги;
  • услуги бань, душевых и саун;
  • парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения;
  • услуги предприятий по прокату;
  • ритуальные, обрядовые услуги;
  • транспортные услуги, в т. ч. услуги пассажирского и грузового транспорта, а также транспортной экспедиции;
  • услуги связи;
  • услуги по ремонту телефонных аппаратов;
  • услуги радиофикации;
  • услуги электронной связи;
  • услуги телевидения;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • услуги учреждений культуры;
  • туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;
  • услуги физической культуры и спорта;
  • медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги;
  • услуги правового характера;
  • услуги банков;
  • услуги в области образования;
  • услуги торговли;
  • услуги в области страхования;
  • услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом;
  • услуги частной детективной и охранной деятельности.

Часть указанных услуг имеет собственное нормативное регулирование в Федеральном законе № 131-ФЗ и прочих законодательных актах (например, услуги физической культуры и спорта и т. д.). И об организации их предоставления говорить следует отдельно, поскольку они не подразумеваются в положении п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Что же касается бытовых услуг, прямо не предусмотренных в Федеральном законе № 131-ФЗ, то здесь органам местного самоуправления поселений следует иметь в виду следующее.

Бытовые услуги будут являться таковыми только в том случае, когда они оказываются гражданам, т. е. физическим лицам. Исключение составляют лишь услуги ломбардов и по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ). Если же указанные услуги оказываются юридическому лицу, они автоматически перестают быть бытовыми и, следовательно, относящимися к компетенции органов местного самоуправления поселений.

Федеральным законом № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возлагается обязанность организовать предоставление бытовых услуг, а не обязанность непосредственно данные услуги предоставлять. В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово “организовать” означает “подготовить, наладить”. Следовательно, органы местного самоуправления поселения обязаны лишь подготовить необходимые условия для оказания на своей территории бытовых услуг населению. И здесь у каждого органа местного самоуправления в соответствии с законодательно предоставленными обязанностями свои задачи. Остановимся на них подробнее.

Представительный орган местного самоуправления

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления осуществляет муниципальное нормотворчество и муниципальный контроль в рамках действующего законодательства и муниципальных правовых актов.

Главное, что необходимо сделать представительному органу в сфере бытовых услуг, – это принять муниципальный правовой акт (решение), регулирующий порядок организации предоставления бытовых услуг жителям поселения.

Контрольные полномочия представительного органа в данной сфере могут быть предусмотрены уставом поселения. В этом случае устав поселения (муниципальный правовой акт) должен устанавливать порядок осуществления муниципального контроля.

Местная администрация

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обязана заниматьсянепосредственной организацией предоставления бытовых услуг населению. В рамках данных обязанностей местная администрация:

  • изучает состояние и развитие потребительского рынка товаров и услуг с целью создания благоприятного климата для привлечения на территорию поселения субъектов бизнеса для более полного удовлетворения спроса жителей района в бытовых услугах;
  • организует комплексный экономический анализ деятельности предприятий бытового обслуживания;
  • способствует организации и развитию организации частного бизнеса, предпринимательства в сфере бытовых услуг;
  • сохраняет и поддерживает действующие предприятия бытового обслуживания населения;
  • вводит в эксплуатацию объекты бытового обслуживания на территории поселения;
  • взаимодействует с субъектами бизнеса по вопросам насыщения потребительского рынка качественными и безопасными бытовыми услугами;
  • обеспечивает для населения необходимые условия приобретения бытовых услуг на всей территории поселения, содействует открытию предприятий службы быта, оказывающих социально значимые бытовые услуги;
  • осуществляет контроль за соблюдением правил бытового обслуживания населения на территории поселения, контроль качества и безопасности бытовых услуг;
  • взаимодействует (в т. ч. путем проведения рейдов) с территориальными органами федеральных органов власти на территории поселения по вопросам предупреждения и выявления правонарушений на потребительском рынке;
  • защищает права потребителей в пределах действующего законодательства и полномочий;
  • создает информационную базу предприятий бытового обслуживания, ведет реестр объектов потребительского рынка товаров и услуг, расположенных на территории поселения;
  • организует и проводит конкурсы профессионального мастерства, содействует профессиональной подготовке специалистов сферы бытовых услуг;
  • оказывает методическую, консультативную и организационную помощь предприятиям бытового обслуживания населения всех форм собственности по вопросам, относящимся к организации бытового обслуживания;
  • работает с жалобами населения по вопросам оказания некачественных услуг в сфере бытового обслуживания, рассматривает заявления, предложения граждан по вопросам совершенствования организации и улучшения качества бытового обслуживания;
  • принимает и реализует муниципальные целевые программы поселения, направленные на развитие рынка бытовых услуг. Сегодня согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные (т. е. принимаемые на период более одного календарного года) целевые программы утверждаются не представительным органом местного самоуправления, как это было ранее, а местной администрацией. Таким образом, ответственность местной администрации поселения в вопросе развития рынка бытовых услуг теперь существенно повышается.

Малообеспеченные местные бюджеты не позволяют сегодня поселениям иметь специальные целевые программы, направленные только на развитие рынка бытовых услуг. Однако местные администрации вполне могут разработать и утвердить такие программы, которые дадут возможность воздействовать на указанный рынок хотя бы опосредованно.

Пример 

Муниципальная программа восстановления водовода, позволяющая решить проблему обеспечения жителей поселения водой, одновременно предоставит возможность субъектам малого и среднего бизнеса организовать пункты бытового обслуживания, деятельность которых напрямую зависит от наличия достаточного количества чистой воды (частные прачечные, бани, автомойки и т. д.).

Если какому-либо поселению “в наследство” от прежних времен достались предприятия бытового обслуживания, местная администрация может предпринять определенные шаги для сохранения такого предприятия, хотя делать это не всегда выгодно. Если муниципальных предприятий бытового обслуживания нет, местная администрация обязана создавать на территории поселения условия для привлечения субъектов, оказывающих бытовые услуги населению.

Одним из основных направлений в деятельности местной администрации в рассматриваемой сфере является защита прав потребителей бытовых услуг и контроль за их оказанием. При этом следует иметь в виду следующие требования, предъявляемые законом к исполнителям бытовых услуг:

  • исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наи­менование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юри­дический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске. Исполнитель-индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наи­менования зарегистрировавшего его органа.

В случае временного приостановления деятельности организации для прове­дения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан инфор мировать потребителей о дате приостановления и времени, в течение которого организация не будет осуществлять свою деятельность.

Если вид деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензиро­ванию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицен­зии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию;

  • исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необхо­димую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обяза­тельном порядке должна содержать:
  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соот­ветствовать услуги (работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять рабо­ту), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);
  • гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотре­ны обычаем делового оборота;
  • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты услуги;
  • сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным тре­бованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его  выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
  • исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:
  • адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа мест­ного самоуправления, если такое подразделение имеется;
  • образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выпол­нении работ);
  • образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т. п.;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а так­же перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Указанная информация должна находиться в удобном для обозрения месте;

  • исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю инфор­мацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслужива­ние осуществляется вне постоянного места нахождения организации - во вре­менных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными брига­дами и т. п.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов Российской Федерации;

  • исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предо­ставляется потребителю по его требованию;
  • договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в пись­менной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
  • фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (ра­бота) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью)
     потребителя;
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесен­ном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • даты приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федераль­ными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или дого­вором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потреби­теля, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т. п.;

  • изделие, указанное в документе, подтверждающем заключение договора об оказании услуги (выполнении работы), в случае утраты этого докумен­та выдается на основании письменного заявления потребителя по предъ­явлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя.

Дополнительно местные администрации могут в целях создания условий для обеспечения жителей поселений услугами бытового обслуживания осуществлять следующую деятельность:

  • разработка и реализация нормативно-правовой базы функционирования пред­приятий бытового обслуживания;
  • взаимодействие с субъектами малого и среднего бизнеса в целях насыщения отребительского рынка в поселении качественными бытовыми услугами;
  • принятие дополнительных мер (в рамках закона) для продвижения на рынок бытовых услуг местных производителей;
  • поощрение (в т. ч. награждение почетными грамотами, благодарственными письмами и т. д.) работников и коллективы предприятий бытового обслуживания, внесших большой вклад в развитие отрасли;
  • организация проведения льготного бытового обслуживания жителей посе­ления;
  • привлечение предприятия бытового обслуживания в выездном и стационарном обслуживании при проведении внутрипоселенческих праздничных меропри­ятий;
  • оказание организационной и методической помощи при открытии предприятий бытового обслуживания;
  • регулярное обследование объектов бытового обслуживания на их соответствие требованиям нормативных правовых актов в рамках муниципального контроля; содействие развитию выездного обслуживания, самообслуживания и других прогрессивных форм обслуживания;
  • содействие профессиональной подготовке специалистов бытового обслужива­ния (в т. ч. содействие организации обучения на профессиональных краевых и региональных семинарах, фестивалях, конкурсах);
  • рассмотрение заявлений и предложений жителей поселения по вопросам со­вершенствования организации и улучшения качества бытового обслуживания;
  • оказание содействия в формировании и организации деятельности обществен­ных объединений субъектов бизнеса в сфере бытового обслуживания.

П.В. Гулидов, юрист