Главное богатство Кубани - это плодородная земля. При грамотном использовании она может давать рекордные урожаи и соответственно серьезные поступления в бюджет. Регулирование процессов социально-экономического развития агропромышленного комплекса Краснодарского края и его муниципальных образований базируется на широком, комплексном использовании возможностей современных информационных и геоинформационных технологий, реализации принципов формирования электронного правительства региона.
Эффективным инструментом, обеспечивающим высококачественное решение поставленных задач, является созданный в крае ситуационный центр АПК. Теперь появилась возможность для анализа и поддержки принятия управленческих решений как оперативного, так и стратегического характера, оценки положения дел в целом по краю, сравнения показателей с общероссийскими, отслеживания динамики развития каждого района. Благодаря использованию в качестве информационно-аналитической информации высокодетальных и актуальных космических снимков руководитель в любой момент сможет увидеть и оценить реальную картину всего, что делается на Кубани, - начиная отхода уборочной кампании и заканчивая движением машин, доставляющих урожай до мест хранения и переработки.
Все большее применение в АПК находит космический мониторинг с использованием технологий дистанционного зондирования Земли (далее-ДЗЗ), который позволяет проводить инвентаризацию и картографирование сельхозугодий, оперативный контроль за состоянием посевов различных культур, оценку всхожести, раннее прогнозирование характеристик урожайности, полный мониторинг темпов уборки урожая сельскохозяйственных культур.
Использование высокодетальных мультиспектральных данных со специально разработанной для решения мониторинговых задач группировки спутников RapidEye позволяет получать независимую и объективную информацию, в т. ч. об объемах продуктов растениеводства с высокой степенью точности (5-10%) по конкретным полям и хозяйствам.
Для решения задач мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в крае внедрен государственный информационный ресурс, построенный на базе ГИС "АгроУправление". Объектом мониторинга являются все земли сельскохозяйственного назначения Краснодарского края независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.
Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения их выбытия, сохранения и вовлечения в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании.
Основными видами информации, формируемой на основе государственного информационного ресурса о сельскохозяйственных землях Краснодарского края с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные, на данный момент являются данные о границах сельскохозяйственных земель (участков, сельскохозяйственных полигонов, контуров), их площади, хозяйственного использования,потенциальной продуктивности.
В рамках государственной информационной системы в каждом муниципальном образовании Краснодарского края установлена распределенная база данных с возможностью самостоятельной работы по мониторингу земель сельскохозяйственного назначения. Обучены специалисты (агрономы, экономисты) во всех 44 районных муниципальных образованиях. В дальнейшем планируется подключить к информационной системе и обучить специалистов в сельских поселениях, что позволит осуществлять более качественный наземный мониторинг.
Полученные данные предоставили возможность получить числовой ряд распределения по площадным характеристикам. Основная площадь земель сельскохозяйственного назначения - это поля от 50 до 150 га.
Собрана информация о севообороте, структуре посевных площадей, плановой и фактической урожайности в разрезе каждого поля и хозяйствующего субъекта. До конца года в муниципальных образованиях соберут данные о фактической урожайности.
За несколько лет наблюдений можно сформировать историю полей каждого хозяйства. Это даст возможность оценить соблюдение севооборота землепользователями, например проследить сроки возврата посевов подсолнечника на конкретном поле.
Взаимодействие департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, региональным органом Государственной статистики, использование данных ДЗЗ различного пространственного разрешения, получаемых с помощью отечественных и зарубежных космических аппаратов, а также навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, позволили уже сейчас выявить факты неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Пример По отчетности хозяйств в 2009 г. посевная площадь одного из районов составила 35,1 тыс. га, по данным ЦСУ - 35,2 тыс., а по результатам спутникового мониторинга - 44,7 тыс. га (разница - почти 10 тыс. га). |
Внедренная государственная информационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения уже позволяет получать следующие сведения:
О сельскохозяйственных землях:
- выведенных из сельскохозяйственного оборота, включая границы, площади, состояние;
- введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, включая границы, площади, состояние, вид хозяйственного использования, потен
циальную продуктивность, продолжительность пребывания в залежном состоянии в последние годы;
- аналитическая информация с различной степенью агрегирования (Краснодарский край, муниципальный район/городской округ, сельское/городское поселение), подготовленная в соответствии с потребностями пользователей.
В дальнейшем планируется, например, что расчет потребности и контроль выдачи субсидируемого топлива, выделяемого государством, будут осуществляться на основании расчета по технологическим картам, разработанным Кубанским государственным аграрным университетом в соответствии с фактической структурой посевных площадей каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя.
При этом каждый производитель может получить экономический расчет затрат на возделывание сельскохозяйственной культуры в разрезе каждого поля на 1 га, себестоимость 1 т продукции, а также данные о потребности в удобрениях на заданную урожайность с учетом агрохимического обследования почвы. Это позволяет органам управления сельским хозяйством на всех уровнях получать прогнозы по продуктивности и проводить объективно обоснованные расчеты продовольственных балансов Краснодарского края, а сельскохозяйственным товаропроизводителям - иметь агрономические и экономические расчеты, столь необходимые в их повседневной деятельности.
Собранные путем мониторинга земель сельскохозяйственного назначения материалы служат основанием для принятия необходимых управленческих решений в части использования и охраны плодородия кубанского чернозема, а также обеспечения экологической безопасности населения.
Многоуровневое использование геоинформационной системы поможет повысить эффективность деятельности государственных органов, осуществляющих контроль за использованием земель, и обеспечить баланс социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края за счет увеличения поступления доходов в консолидированный бюджет края, вывода земель из теневого оборота и увеличения объемов производства сельскохозяйственных культур.