Как рассчитать стоимость услуги библиотеки?

Тип: статья

Организационные аспекты

Предложение платных услуг обусловлено естественным спросом на наиболее востребованный в современном обществе ресурс - информацию. В связи с этим воз­никает необходимость изучения эффективности платных услуг- их стоимости, каче­ства, востребованности, возможности расширения или сужения ассортимента.

На формирование стоимости платных услуг оказывают влияние следующие факторы:

  • уровень потребительского спроса и уникальность самих услуг;
  • конкурентоспособность;
  • наличие потенциальных потребителей услуг;
  • особые условия выполнения (срочность, приоритетность, сложность и т. д.);
  • затраты на оказание услуг, срок окупаемости и экономический эффект.

При изменении объективных условий, способствующих повышению комфорт­ности и качества оказываемых услуг, ранее установленные цены могут быть пере­смотрены (при повышении заработной платы исполнителей, в случае замены обо­рудования на более современное, улучшения энергооснащенности и т. д.). Как пра­вило, цены пересматриваются один раз по итогам года.

Основанием для введения платныхуслуг является устав учреждения. С целью упорядочивания работы по оказанию платных услуг разработано положение о порядке предоставления платных услуг. К нему приложены следующие документы:

  • справка о расчетном коэффициенте накладных расходов за подписью главного бухгалтера централизованной бухгалтерии;
  • расчет средней стоимости работы библиотекаря - исполнителя платной услуги, утвержденный директором МБУК"Межпоселенческая библиотека"(далее - МБ) и подписанный главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
  • калькуляция на каждую предоставляемую пользователям услугу, утвержденная директором МБУК"МБ"и подписанная главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
  • справка об использовании внутрибиблиотечного норматива времени на каждую выполняемую услугу, подписанная директором МБУК "МБ";
  • хронометраж затраченного рабочего времени на платные услуги, утвержденный директором МБУК"МБ", согласованный с отделом культуры, молодежи и спорта администрации района;
  • перечень платных услуг, утвержденный учредителем и подписанный главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
  • переченьтарифов на платные услуги, утвержденных приказом директора МБУК"МБ";
  • положение о системе оплаты и стимулировании труда работников М БУК "МБ", согласованное с заведующим отделом культуры, молодежи и спорта админи­страции района;
  • положение о премировании работников библиотеки, оказывающих платные услуги, согласованное с заведующим отделом культуры, молодежи и спорта ад­министрации района.

Каждая справка на платные услуги составляется на отдельном листе и заверяется печатью учреждения.

Расчет стоимости платных услуг

Размер платы за услугу, предлагаемую читателю, устанавливается исходя из прин­ципа самоокупаемости затрат. При установлении ценыучитывается уровень спроса, платежеспособности населения. На наш взгляд, цены на предоставляемые библиотеками района услугиприемлемы. Для определенных групп населения установлены льготы. К льготным категориям относятся дети-инвалиды, сироты, пенсионеры,сту­денты-очники. Более того, специализированная профильная библиотека-клуб "Забота"обслуживает льготные категории бесплатно.

Цена определяется исходя из плановой себестоимости услуги: себестоимость в структуре цены составляет 80%, прибыль не превышает 20%себестоимости. В пла­новую себестоимость включаются прямые затраты (заработная плата исполнителей, материальные затраты) и суммы навозмещение амортизации оборудования, инвен-гаря и других основных средств, а также соответствующая доля общехозяйственных луправленческих расходов. Цены на услуги, предоставляемые библиотеками Гороховецкого района населению, устанавливаются на основеплановых калькуляций директором МБУК"МБ" и утверждаются приказом по учреждению.

Пример:

Расчет средней стоимости работы библиотекаря на 1 января 2012 г.

  • Месячный фонд оплаты труда библиотекарей, занятых оказанием платных услуг: 3 546,89 руб.
  • Годовой фонд оплаты труда библиотекаря: 354 546,89 руб. х 12 мес = 4 254 562,68 руб.
  • С начислениями в размере 34,2%: 1 455 060,44 руб. + 4 254 562,68 руб. = 5 709 623,12 руб.
  • Количество библиотекарей, занятых оказанием платных услуг: 42 чел.
  • Норма рабочего времени в 2011 г.: 1981 ч.
  • 6.Средняя стоимость 1 часа работы библиотекаря: 5 709 623,12 руб.: 42 чел.: 1981 ч=68,62 руб.

Директор МУК"МБ"   _________________________________(ФИО)       

Главный бухгалтер  ____________________________(ФИО)

При определении расценки платной услуги применяется внутрибиблиотечный норматив рабочего времени, поэтому к пакету документов поплатным услугам при­лагается приказ директора МУК"МБ" «О создании комиссии по определению хроно­метража затраченного рабочеговремени на платные услуги в МУК"МБ"». Приказом директора в комиссию включаются главный бухгалтер, главный экономист отдела культуры, заведующая инновационно-методическим отделом МУК"МБ", директор учреждения.

Составленный и подписанный членами комиссии протокол хронометража за­траченного рабочего времени на платные услуги являетсяосновой для расчета ве­личины основной заработной платы.

Пример:

Протокол хронометража затраченного рабочего времени на платные услуги

  • Выдача литературы, приобретенной на средства из внебюджетных источников, с або­немента (платный абонемент) - 9 мин.
  • Выдача литературы на дом из читального зала на ночь, выходные и праздничные дни (ночной абонемент) - 9 мин.
  • Выполнение сложного библиографического запроса: количество источников от 3 до 5 - 22 мин, от б до 10 - 37 мин.
  • Поиск информации в справочно-правовой системе"КонсультантПлюс" (1 запрос) - 15 мин.
  • Предоставление пользователям персонального компьютера для самостоятельной ра­боты берется в расчете из 1 мин рабочего времени библиотекаря.
  • Услуги электронной почты (1 заказ) - 7 мин.
  • Набор текста пользователя на компьютере (шрифтTimes New Roman, 14, интервал 1,5, формат А4) - 25 мин.
  • Выполнение ксерокопии (двусторонней) - 5 мин.
  • Выполнение ксерокопии (односторонней) - 3 мин.
  • Печать на принтере черно-белая (А4) - 5 мин.
  • Печать на принтере черно-белая (A3) - 7 мин.
  • Печать текста на принтере цветная (А4) - 8 мин.
  • Печать текста на принтере цветная (A3) -10 мин.
  • Печать на принтере цветная (А4) полноцветная -15 мин.
  • Печать на принтере цветная (A3) полноцветная - 20 мин.
  • Печать на принтере цветная - фотография 10x15 - 5 мин.
  • Сканирование фотографии, рисунка без обработки - 5 мин.
  • Сканирование фотографии, рисунка с обработкой - 7 мин.
  • Сканирование текста без распознавания (1 лист А4) - 5 мин.
  • Сканирование текста с распознаванием (1 лист А4) - 7 мин.
  • Сканирование текста с распознаванием и форматированием (1 лист А4) (сотрудник сверяет сканированный текст с электронной версией, устраняет несоответствия, нечита­емые знаки, редактирует пробелы и пр.) -10 мин.
  • Перевод текстового файла на дискету или флеш-карту пользователя (или с учетом сто­имости дискеты) - 3 мин.
  • Запись информации на CD-R и DVD-R пользователя (или с учетом стоимости диска) -5 мин.
  • Редактирование текста пользователя (1 лист, шрифт Times New Roman, 14, интервал 1,5, (формат А4) - 5 мин.
  • Редактирование текста пользователя по содержанию (1 лист, шрифт Times New Roman,14, интервал 1,5, формат А4) -12 мин.
  • Написание текста (1 лист, шрифт Times New Roman, 14, интервал 1,5, формат А4) -42 мин.
  • Подготовка слайдовых презентаций с готовым материалом пользователя (в программе Movie Maker) 1 слайд- 12 мин.
  • Подготовка слайдовых презентаций без готового материала пользователя (в програм­ме Movie Maker) 1 слайд - 15 мин.
  • Подготовка слайдовых презентаций с готовым материалом пользователя (в программе Power Point) 1 слайд-17 мин.
  • Подготовка слайдовых презентаций без готового материала пользователя (в програм­ме Power Point) 1 слайд - 42 мин.

Директор МУК "МБ"  ____________________________              

Главный бухгалтер  _____________________________    

Главный экономист ______________________________    

Зав. методическим отделом МУК"МБ"____________________ 

  Стоимость платных услуг формируется с учетом накладных расходов.

Пример:

Справка (расчетный коэффициент накладных расходов на 1 января 2012 г.)

Настоящая справка подтверждает, что расчетный коэффициент накладных расходов по МУК "МБ"за 2011 г. равен 0,50.

Хозяйственные затраты МУК "МБ" в 2011 г. по данным годового отчета составили 2 753 859,60 руб., в т.ч.:

  • Материалыдлятекущихихозяйственныхцелей, канцелярскиепринадлежности - 438 600,00 руб.
  • Оплата коммунальных услуг, техническое обслуживание помещений, прочие расходы на содержание учреждения - 2 187 425,00 руб.
  • Услуги связи - 115 834,68 руб.
  • Командировочные расходы -12 000,00 руб.

Основная заработная плата работников МУК"МБ"в 2011 г. составила 5 526 568,51 руб.

Директор МУК"МБ" _______________________________________________                                                                                                       

Главный бухгалтер________________________________________________

Коэффициент накладных расходов исчисляется путем деления затрат на содер­жание на сумму основной заработной платы штата учреждения. За основу расчета берутся данные годового отчета и по хозяйственным расходам, и по основной зара­ботной плате.

Приведем расчет тарифа на платную услугу "ночной абонемент".

Пример:

Калькуляция 1

выдача литературы на дом из читального зала на ночь,

выходные и праздничные дни (ночной абонемент) -1 издание

1.   Время, необходимое на выполнение данной услуги, - 9 мин:

  • заполнение формуляра-4 мин;
  • подборка и размещение по алфавиту фамилий читателей в учетно-регистрационных карточках-1 мин;
  • выписка квитанции-2 мин;
  • ознакомление читателя с правилами пользования ночным абонементом - 2 мин.

2. Величина основной заработной платы: 68,62 руб. х 0,15 ч = 10,29 руб.

3. Дополнительная заработная плата: 10,29 руб. х 0,1 = 1,03 руб.

4. Накладные расходы: 10,29 руб. х 0,5 = 5,15 руб.

5. Итого себестоимость: 10,29 руб. +1,03 руб. + 5,15 руб. = 16,47 руб.

6. Прибыль: 16,47 руб. х 20% = 3,29 руб.

Итого общая стоимость услуги: 16,47 руб. + 3,29 руб. = 19,76 руб. или 20 руб. 00 коп.
Главный бухгалтер        (Ф.И.О.)       (подпись)

 Также приведем расчет тарифа на выполнение ксерокопии.

Калькуляция 2

на выполнение ксерокопии (односторонняя) -1 страница

1. Время, необходимое на выполнение данной услуги (в т. ч. выписка квитанции 2 мин), - 3 мин                  .

2. Величина основной заработной платы: 68,62 руб. х 0,05 ч = 3,43 руб.

3. Дополнительная заработная плата: 3,43 х 0,1 = 0,34 руб.

4. Накладные расходы: 3,43 руб. х 0,5 = 1,72 руб.

5. Итого себестоимость: 3,43 руб. + 0,34 руб. + 1,72 руб. = 5,49 руб.

6. Прибыль: 5,49 руб. х 20% = 1,10 руб.

Итого общая стоимость услуги: 5,49 руб. + 1,10 руб. = 6,59 руб. или 6 руб. 50 коп.
Главный бухгалтер        (Ф.И.О.)      (подпись)

Основанием для пересмотра стоимости платных услуг являются увеличение по­требительского спроса, рост (снижение) затрат на оказание услуг, вызванные внеш­ними факторами, более чем на 5%, изменение системы, формы и принципа оплаты труда работников, занятых в производстве конкретных услуг. Наличие хотя бы одно­го из перечисленных факторов является основанием для рассмотрения вопроса об изменении цен на платные услуги.

Автор Н.В. Белозерова, директор МБУК "Межпоселенческая библиотека" Гороховецкого района Владимир­ской области