В частности, выступающий отметила, что данный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных его положений. При этом, обратите внимание, положения статьи 9 закона (нормы о приватизации) вступили в силу уже с 1 января текущего года.
Когда речь заходит о приватизации, большинство обывателей, простых граждан думает о ней в негативном смысле.
В целом приватизация муниципального имущества (в случаях преобразования муниципальных предприятий) происходит путем преобразования последних в открытые акционерные общества со 100% акций в муниципальной собственности. Еще одним способом является преобразование в общества с ограниченной ответственностью, но такое преобразование возможно только, если активы предприятия незначительны и составляют менее 100 тыс. руб.
Сейчас существует новая редакция Гражданского кодекса, в котором такое право на имущество, как хозяйственное ведение, отсутствует. Это означает, что все муниципальные предприятия должны быть преобразованы. В этой связи органам местного самоуправления уже сейчас необходимо приступить к выработке стратегии в данном направлении.
И что еще очень важно, это ограничения в области тарифного регулирования. В настоящее время долгосрочные тарифы не устанавливаются для унитарных предприятий. Такое тарифное регулирования возможно только в отношении акционерных обществ.
И в целом весь закон о водоснабжении построен таким образом, что все унитарные предприятия каким-либо образом должны быть преобразованы в акционерные общества (или общества с ограниченной ответственностью). И далее уже муниципальные образования принимают решения о том, сколько акций и кому продавать, но контрольные пакеты таких акционерных обществ должны оставаться у муниципалитетов.
Далее, с этого года вступают в силу положения закона, согласно которым органам местного самоуправления необходимо разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения. Без наличия утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения с 2014 года не допускается принятие инвестиционных программ.
Кто должен делать схему водоснабжения? Когда принимался закон, было сломано очень много копий по поводу того, кто же должен непосредственно заниматься техническим обследованием. Были мнения, что необходим специальный технический аудитор. По результатам проведения данным лицом аудита составляется такая схема.
В итоге в закон такие нормы не были включены. В соответствии с законом эта обязанность лежит на соответствующих предприятиях, на органах местного самоуправления. Схемы составляются на основании градостроительных планов муниципальных образований и непосредственно привязаны к ним.
Какие отношения регулирует закон? Законом регулируются имущественные, экономические, договорные отношения и полномочия органов государственной и муниципальной власти.
В целом законом регулируются отношения, связанные с горячим водоснабжением через закрытые системы, частично урегулировано горячее водоснабжение посредством открытых систем. Обращаем ваше внимание, что с 2022 года снабжение потребителей горячей водой посредством открытых систем осуществляться не будет. Данный срок был установлен по результатам консультаций на этапе подготовки проекта закона и был сочтен разумным и рациональным.
Законом также полностью урегулировано холодное водоснабжение и водоотведение. Нормы закона касаются абонентов централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, подключенных и неподключенных к централизованной системе канализации.
Законом не регулируются правоотношения в сфере забора воды и сброса сточных вод, не устанавливаются требования к качеству и безопасности воды.
Частично законом также регулируются отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг и водоснабжением и водоотведением объектов оборонного назначения и безопасности.
Законом также установлены полномочия органов власти в области управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
В своем выступлении Елена Довлатова отметила, что в случае, когда имущество находится у унитарного предприятия, это имущество находится в собственности соответствующего муниципального образования. После преобразования унитарных предприятий в акционерные общества имущество перейдет в собственность данных лиц, а муниципалитет будет владеть только акциями данного предприятия. Это существенная разница.
Далее, в соответствии с нормами закона на федеральном уровне должен быть утвержден целый комплекс подзаконных актов. Всего таких нормативных правовых актов насчитывается более 25.
В целях установления единообразных схем предоставления соответствующих услуг законом предусмотрен набор общих требований к следующим видам договоров:
- горячего водоснабжения;
- холодного водоснабжения;
- водоотведения;
- единого договора холодного водоснабжения и водоотведения;
- оказания услуг по транспортировке горячей воды;
- оказания услуг по транспортировке холодной воды;
- оказания услуг по транспортировке сточных вод;
- о подключении к централизованным системам горячего водоснабжения;
- о подключении к централизованным системам холодного водоснабжения;
- о подключении к централизованным системам канализации.
Что касается полномочий органов государственной власти субъектов РФ, они установлены статьей 5 416-го закона. При этом часть этих полномочий может быть передана органам местного самоуправления. Это:
- установление тарифов;
- утверждение инвестиционных и производственных программ;
- выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
- согласование долгосрочных методов регулирования при заключении концессионных соглашений;
- утверждение целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение и(или) водоотведение.
Обращаю ваше внимание на то, что решения, принятые органами местного самоуправления в рамках данных передаваемых полномочий могут быть отменены органом исполнительной власти субъекта Федерации, если такие решения противоречат законодательству.
В связи с полномочиями по тарифному регулированию следует отметить и еще один немаловажный вопрос. Речь идет о возмещении тех выпадающих доходов, которые возникают при установлении тарифов, экономическое обоснование которых не верно. В настоящее время действует распоряжение Правительства РФ № 1493, принятое в июле прошлого года. В соответствии с данным распоряжением Министерству регионального развития поручено внести в Правительство проекты законов, предусматривающие, в том числе, установление механизмов компенсации за счет средств соответствующих бюджетов потерь организаций коммунального комплекса, если органы власти какого-либо уровня осуществили изменение тарифов.
Сегодня к полномочиям органов государственной власти субъектов отнесено утверждение инвестиционных программ. При этом за органами местного самоуправления сохраняется ответственность за разработку технического задания к таким программам и ответственность за разработку и утверждение схем водоснабжения и водоотведения.
Что касается формирования системы показателей эффективности работы предприятий коммунального комплекса, то это показатели:
- качества воды;
- надежности и бесперебойности водоснабжения и водоотведения;
- качества обслуживания абонентов;
- очистки сточных вод;
- эффективности использования ресурсов, в том числе сокращения потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды) при транспортировке;
- показатели соотношения цены и эффективности (улучшения качества воды или качества очистки сточных вод) реализации мероприятий инвестиционной программы.
Несмотря на то, что эти показатели утверждаются органами государственной власти, они уникальны для каждой организации и должны формироваться органами местного самоуправления. Соответственно, ответственность за формирование данных показателей лежит на органах власти муниципальных образований.
В полномочиях органов местного самоуправления, как и в 131-м законе, содержится организация водоснабжения и водоотведения. В этой связи важно понятие гарантирующего поставщика (или гарантирующей организации). Она определяется органами местного самоуправления для каждой централизованной системы по принципу наибольшего охвата абонентов. Т.е., та организация, которая предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения максимальному количеству жителей поселения или городского округа и должна быть гарантирующей. Для такой организации органы местного самоуправления также определяют границы и зоны ее ответственности. Все остальные организации, которые эксплуатируют объекты централизованных систем, должны заключить с гарантирующей организацией договоры водоснабжения и водоотведения. При этом гарантирующая организация оплачивает таким организациям водоподготовку, транспортировку воды и сточных вод, очистку сточных вод по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В части правоотношений, связанных с бесхозяйными объектами в сфере водоснабжения и водоотведения Е.В.Довлатова отметила следующее.
Органы местного самоуправления выявляют на своей территории объекты, которые используются для водоснабжения и водоотведения, не имеющие хозяина, составляют акт, простой акт передачи данных объектов организации, сети которой подключены к бесхозяйным объектам и эти объекты используются при предоставлении соответствующих услуг. Или эти объекты передаются гарантирующей организации. С момента подписания данного акта предприятие может начать тратить деньги на данные объекты и такие затраты включать в тарифы. Т.е., эти затраты коммунальных организаций должны учитываться органами тарифного регулирования при установлении тарифов.
Собственность на бесхозяйные объекты оформляется в порядке, установленном Гражданским кодексом.
Важен момент использования таких бесхозяйных объектов при поставке воды потребителям. С момента подписания акта передачи организация, осуществляющая поставки воды, имеет 2 года на приведение этих переданных объектов в надлежащее состояние. В течение этих двух лет потребителям может поставляться вода, не полностью соответствующая показателям качества, но только если она не представляет опасности.
Подключение к сетям холодного водоснабжения и канализации.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время идет своего рода война между строителями и поставщиками, когда первые обращаются для подключения возводимых объектов к инженерным сетям. Коммунальные организации зачастую говорят, что не имеют достаточных мощностей для подключения объектов и предлагают застройщикам оплатить или построить дополнительные объекты для бесперебойного водоснабжения и водоотведения. Строители, естественным образом, закладывают эти расходы в стоимость квадратного метра помещения. Коммунальные организации предлагают решение данного вопроса за счет включения соответствующих расходов в тарифы.
При разработке закона решение проблемы было предложено. Оно, конечно, не идеальное, но оно есть.
Предусмотрено, что при обращении заявителя к коммунальной организации (или гарантирующей) она не может отказать в подключении объекта к сетям, если есть техническая возможность и необходимые мощности. Если таковых нет, но мероприятия по соответствующему развитию сетей предусмотрены в инвестиционной программе, то подключение осуществляется в сроки, после осуществления данных мероприятий. Данные сроки устанавливаются в правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством РФ.
Если мероприятия по развитию инженерных сетей не предусмотрены в инвестиционной программе, то организация коммунального комплекса обращается в орган, утверждающий инвестиционные программы о соответствующей корректировке программы. Данный орган в течение 30 дней рассматривает заявление и принимает решение о корректировке программы или отказе в ее корректировке. Если в течение 30 дней ответа на заявление коммунальной организации из уполномоченного органа не поступило, обращение такой организации считается согласованным.
Основания для отказа в согласовании обращения коммунальной организации установлены статьей 18 416-ФЗ.
Плата за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Если уровень запрашиваемой нагрузки превышает установленный предельный уровень, то плата за подключение устанавливается органами регулирования тарифов индивидуально в порядке, определенном основами ценообразования, утверждаемыми Правительством РФ.
Целевые показатели деятельности организаций коммунального комплекса включают в себя показатели качества воды, бесперебойности водоснабжения, качества обслуживания абонентов, очистки вод и т.д.
Правила формирования показателей и их перечень устанавливается на федеральном уровне. На уровне субъектов РФ устанавливаются уже конкретные целевые показатели. Методом установления таких показателей является сравнение с фактическими показателями лучших организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.
Целевые показатели утверждаются на период действия инвестиционных программ.
В части тарифного регулирования выступающая отметила, что согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат).
Сроки действия тарифов, установленных методами индексации и доходности инвестируемого капитала, составляют 5 лет (или 3 года при первом применении данных методов), тарифы, установленные остальными методами действуют не менее 1 года.
Тарифному регулированию подлежат:
- холодное водоснабжение: устанавливаются тарифы на питьевую и техническую воду, транспортировку воды (подвоз воды) и тарифы на подключение к централизованным сетям;
- горячее водоснабжение: тариф на горячую воду, транспортировку горячей воды и тариф на подключение к централизованной системе.
- водоотведение: аналогично устанавливаются тарифы на водоотведение, транспортировку и подключение к централизованной системе.
Все остальные виды деятельности не регулируются и осуществляются в соответствии с соглашениями.
По поводу тарифного регулирования Е.В.Довлатова кратко рассказала о дифференцированных тарифах.
Если с одноставочными тарифами все более или менее ясно, то с двухставочными дело представляется несколько сложнее. Двухставочные тарифы включают в себя две составляющих: первая - это непосредственно плата за потребленный объем, а вторая - плата за пользование ресурсом, или, как это отражено в методических рекомендациях, утвержденных приказом Минрегиона № 47 в феврале прошлого года, плата за содержание системы водоснабжения.
Двухставочный тариф действительно решает проблему в тех населенных пунктах, где ярко выражена сезонность пребывания жителей. В основном, это дачные поселки, когда то пусто, то густо, что называется. Для крупных городов применение двухставочного тарифа несколько затруднено из-за проблем в определении присоединенной мощности.
Далее докладчик обратила внимание участников семинара на нормативные правовые акты Правительства, принятые в развитие данного закона. Это постановление № 253 от 28 марта текущего года, которым установлены требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и постановление № 258 той же даты, которым изложены полностью в новой редакции правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.