Формирование и развитие системы городских конкурсов

Тип: статья

Преимущества конкурсных механизмов

Система городских конкурсов сформирована и развивается в Петрозаводском городском округе с 1991 г. Активное взаимодействие с местным сообществом позволило выявить и закрепить преимущества конкурсных механизмов перед другими видами деятельности. Они нередко при минимальных финансовых за­тратах:

  • дают возможность значительно расширить круг лиц, участвующих в достижении целей муниципальных программ;
  • обеспечивают организацию работы на принципах информационной открытости и прозрачности принимаемых решений;
  • способствуют в целом повышению эффективности предпринимаемых мер за счет поддержки инновационных проектов и выявления новых лидеров на уров­не города.

Работа конкурсных комиссий создает условия для привлечения к решению задач местного значения высококвалифицированных специалистов из разных областей.

Важным аспектом организации конкурсов является участие негосударственных некоммерческих организаций в качестве не только авторов и исполнителей проектов, но и соорганизаторов. Это значимо, так как НКО обладают четким представлением о проблемах и потребностях целевых групп, а также о необходимых им инициативах и услугах. Это позволяет представителям "третьего сектора" разрабатывать и реализовывать проекты, максимально соответствующие нуждам и ожиданиям различных групп горожан.

Действенным также является механизм презентации успешных практик и обме­на опытом - именно за счет этого инструмента система городских конкурсов стано­вится своеобразной проектной и инновационной площадкой для развития граждан­ской активности.

Тематика конкурсов

Тематика конкурсов может быть самая разнообразная, прямо или косвенно за­трагивающая вопросы местного значения. Среди основных тематических направле­ний, по которым в муниципальном образовании проводятся конкурсы, можно от­метить следующие:

  • библиотечное дело;
  • образование;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • поддержка семей, детей;
  • социальная поддержка инвалидов;
  • социальная поддержка граждан пожилого возраста, стимулирование их актив­ного образа жизни;
  • социальная поддержка лиц без определенного места жительства;
  • продвижение традиций и преемственности в профессиональной деятельности;
  • культура, искусство, историческое наследие, в т. ч. народные традиции;
  • общественное согласие;
  • продвижение и внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • ЖКХ и благоустройство города;
  • экономика города;
  • экология;
  • молодежная политика.

Цели и задачи конкурсов

Основными целями и задачами конкурсов, проводимых на территории муници­пального образования, являются:

  •  повышение профессионализма кадров и качества услуг;
  •  повышение роли муниципальных учреждений как сервисных, информационных, ресурсных и культурных центров;
  •  укрепление взаимодействия местного самоуправления и местных сообществ;
  •  стимулирование позитивных изменений;
  •  интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья;
  •  внедрение современных ИКТ;
  •  улучшение условий для профессионального развития специалистов муници­пальных учреждений;
  •  повышение престижа профессии, развитие социально-трудовых отношений;
  •  апробация и внедрение новых социальных технологий;
  •  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. молодеж­ного;
  •  стимулирование творческой и исследовательской активности детей и подрост­ков, формирование практических навыков;
  •  продвижение ценностей культурного многообразия;
  •  профилактика экстремизма, повышение степени толерантности;
  •  укрепление межнационального и межконфессионального взаимодействия;
  •  продвижение современных форм самоорганизации; в повышение качества услуг в сфере ЖКХ и развитие городской среды; О улучшение экологической обстановки;
  •  повышение инвестиционной привлекательности территории, в т. ч. создание условий для инновационной деятельности молодежи.

Категории участников, формы и методы проведения конкурсов

Основные категории участников городских конкурсов Петрозаводска - это:

  • библиотекари;
  • представители общественных объединений;
  • краеведы;
  • педагоги и специалисты образовательных учреждений;
  • специалисты муниципальных учреждений социального обслуживания;
  • представители трудовых коллективов промышленных предприятий;
  • учащиеся муниципальных образовательных учреждений;
  • организации, осуществляющие управление многоквартирными домами;
  • студенты и работающая молодежь.

Конкурсы проводятся с использованием следующих основных форм и ме­тодов:

  • аккумуляция и внедрение передового опыта через проектную деятельность;
  • ярмарка;
  • отбор проектов на конкурсной основе и их реализация;
  • чествование;
  • конкурс профессионального мастерства, конкурс творческих работ;
  • конкурс экспонатов;
  • классные часы, встречи, экскурсии, викторины, анкетирование;
  • презентация достижений, обмен опытом.

Важным достижением является то, что шесть конкурсов, проводимых на терри­тории Петрозаводска (конкурс социальных проектов в рамках реализации городской целевой программы "Забота", конкурс общественных инициатив в сфере толерант­ности, конкурсы "Зеленый сад-зеленый город" и "Северные мотивы", конкурс про­ектов общественных молодежных организаций и конкурс граффити "Полоса отвода"), предполагают именно реализацию победивших проектов за счет средств городско­го бюджета.

Развитие системы городских конкурсов

Система городских конкурсов должна развиваться. На конкурсной основе в муниципальном образовании должны претворяться в жизнь как можно больше проектов (мероприятий в рамках проектов) различной тематической направлен­ности. Практика проведения конкурсов должна всесторонне анализироваться, методика проведения конкурсов на основе этого анализа улучшаться, совершен­ствоваться.

Так, практика проведения конкурсов на постоянной основе начала склады­ваться в Петрозаводске с 1991 г., когда состоялся первый конкурс "Я - мэр моего любимого города". Молодые люди проходят целую систему творческих состязаний, разрабатывают и защищают свои проекты по развитию города, и по итогам выби­рается "молодежный вице-мэр". Конкурс решает задачи содействия процессу раз­вития инновационных форм проведения культурных мероприятий для молодежи, создания предпосылок к формированию целостного взгляда и индивидуального подхода к решению проблем социальной адаптации молодежи, развития творче­ского потенциала молодежи, поиска оригинальных идей и новых решений в соз­дании проектов в различных сферах деятельности посредством современных технологий.

С 1996 г. в городском округе проводится конкурс "Учитель года", который раз­вивается в ногу со временем - меняется число участников (2009 г. - 61, 2010 г. - 81, 2011 г.-75) и их состав, виды конкурсных заданий. Так, в 2009 г. к традиционным но-минациям"Учитель года", "Воспитатель года","Классный руководитель", "Учитель- пре­подаватель основ безопасности жизнедеятельности"добавились новые:"Дебют" (для молодых учителей) и "Специалист года" (для педагогов-психологов, логопедов и со­циальных педагогов). В 2010 г. номинация "Классный руководитель" переросла в но-минацию"Воспитать человека", участниками стали нетолько классные руководители, но и педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы. В 2011 г. пе­дагогов дополнительного образования объединила номинация "Сердце отдаю детям", а также участниками конкурса впервые стали заместители директора по воспитатель­ной работе и воспитатели группы продленного дня.

С 1999 г. в рамках международного зимнего фестиваля "Гиперборея" прово­дится (с перерывами) Международный конкурс снежных и ледовых скульптур по номинациям "Ледовая скульптура", "Снежная скульптура", "Снежная детская скульп­тура". На протяжении всего времени существования конкурса его участниками были скульпторы - как профессиональные, так и самодеятельные - из России, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Литвы. Конкурс становится брендовым для Респуб­лики Карелия.

С 2000 г. востребован конкурс проектов общественных молодежных организаций Петрозаводского городского округа, который проводится в рамках мероприятий муниципальной целевой программы "Молодежь Петрозаводска". Около 40 обще­ственных объединений являются исполнителями мероприятий программы молодеж­ной политики города.

С 2001 г. проводится конкурс "Творческая инициатива"- не только серьезное творческое испытание для библиотекарей, но и площадка освоения новых идей, кон­цепций, технологий.

С 2003 г. действует система конкурсов "Город, устремленный в будущее". Поста­новлением администрации Петрозаводского городского округа по представлению организационного комитета ежегодно утверждается перечень, который включает следующие номинации: "Инвестиционная программа года", "Проект года в области культуры и искусства", "Благотворительная программа года", "Женская общественная инициатива года", "Проект года в области архитектуры и градостроительства","Ин­формационный проект года", "Туристский проект года", "Экологический проект года", "Инновация года","Лучшие образовательные практики столицы", "Лучший проект в сфере укрепления мира и согласия", "Лучшие муниципальные практики в области здравоохранения", "Лучшие практики в сфере жилищного хозяйства", "Лучшие прак­тики и проекты в области физической культуры и спорта", "Международная инициа­тива года". Появление новых номинаций связано с важными событиями, происходя­щими в городе и стране. Например, в 2009 г., в Год молодежи, была включена номи­нация "Молодежная инициатива". Победителей конкурса в каждой номинации определяет Общественный совет системы конкурсов, который за девять лет суще­ствования конкурса рассмотрел 1173 заявки.

В 2004 г. стартовал конкурс социальных проектов в рамках реализации город­ской целевой программы "Забота". Все проекты, заявляемые на конкурс и поддер­живаемые к реализации, ориентированы на организацию различных видов со­циальных услуг для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. С этого же года проводится конкурс 'Экодар", участниками которого вносится весомый вклад в озеленение и благоустройство города: озеленены городские территории - улицы, территории школ, газоны, расположенные у памятных знаков, социальных и куль­турных учреждений. В рамках конкурса проводится большое количество допол­нительных экологических мероприятий - анкетирование школьников по вопросам охраны окружающей среды, конкурсы, викторины на экологические темы, эколо­гические десанты и др.

С 2005 г. петрозаводчане принимают участие в конкурсе "3еленый сад - зеленый город" (в 2010 г. "Зеленая планета детства"). В муниципальных дошкольных образова­тельных учреждениях проводятся различные мероприятия по природоохранной тематике, среди которых: праздники, посвященные основным экологическим датам, экскурсии на природу, выставки рисунков, фотовыставки, выставки поделок из при­родного материала. Педагогами и родителями ведется работа по формированию эколого-развивающей среды: создание уголков природы, оборудованных для ухода за растениями, для детей разных возрастов, оформление календарей наблюдения за изменением погоды, растений и животных. Ежегодно участие принимают коллективы педагогов и родительской общественности 25-30 муниципальных дошкольных об­разовательных учреждений.

С 2005 г. в Петрозаводске проводится конкурс "Бум? Ага!" (с 2009 г. - "Вторая жизнь бумажного листа"). Цель акции-конкурса - возродить традицию сбора ма­кулатуры учащимися как одного из способов экологически целесообразной дея­тельности, которая способствует формированию экологического знания у школь­ников.

2006 г. положил начало традиции проведения конкурса-фестиваля ландшафтно­го дизайна. Основной его целью стала выработка общей стратегии в благоустройстве городских территорий, а также создание новых культурных традиций современного Петрозаводска.

Конкурс активно поддержан инициативами жителей города, торговых предпри­ятий, организаций и учреждений, расположенных на его территории, а также про­фессиональных дизайнеров и дизайнерских коллективов. В рамках подготовки к конкурсу проводятся международные семинары по ландшафтному дизайну, в которых принимают участие профессионалы по благоустройству и озеленению, ландшафтные архитекторы, садовые скульпторы, биотехнологи, проектировщики, представители муниципалитетов из районов Карелии, а также специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и дальнего зарубежья.

Конкурс проходит по следующим номинациям: "Городской цветник", "Парадный вход" (ландшафтный дизайн территории, прилегающей к офисам и предприятиям потребительского рынка), "Дворовая территория", "Цветочное оформление фасадов и балконов", "Лучший газон", "Свой дом" (благоустройство придомовых территорий индивидуальной и блокированной застройки).

Этот же год стал точкой отсчета для развития конкурса - церемонии признания "Синяя птица", проводимого в целях создания условий личностного роста воспитан­ников подростковых клубов, поддержки молодежных инициатив, выявления и раз­вития лидерских качеств, содействия в активной общественной жизни. Ежегодно в мае педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования представ­ляют на право обладания титулом "Синяя птица" трех номинантов от каждого из 14 под­ростковых клубов города. Комиссия анализирует представления на номинантов, их эссе, рекомендации педагогов и выбирает 14 обладателей титула. Среднее количество участников - около 120 человек.

В 2009 г. стартовало несколько впоследствии ставших ежегодными конкурсов:

  • городской конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" (в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок");
  • конкурс лучших педагогических работников муниципальной системы образо­вания "Симфония звезд" (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование");
  • конкурс "Лучший по профессии" (среди продавцов продовольственных товаров и поваров, среди продавцов непродовольственных товаров - представителей торговых предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпри­нимательства городского округа), проводится в рамках реализации долгосроч­ной муниципальной целевой программы "Развитие и муниципальная поддерж­ка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петроза­водского городского округа на 2009-2014 годы" при содействии Колледжа технологии и предпринимательства, торговых организаций и организаций общественного питания;
  • конкурс "Мой язык - моя родина", став ежегодным, открыл много новых юных талантов, помог юным горожанам познать ценности культурного и языкового многообразия мира. В представленных работах участники конкурса рассказы­вали о своем понимании культуры и народных традиций, поднимали волнующие их проблемы, связанные с сохранением языка коренных народов, затрагивали вопросы прав человека. Как сохранить бережное отношение к языку, по-разному показали в видеосюжетах участники конкурса - команды школы № 33, Петров­ской школы, технологического лицея, медицинского колледжа, лесотехниче­ского техникума, Петрозаводского государственного университета и консерва­тории (в 2011 г.). Например, в номинации "Многоликий Петрозаводск: языки, история, культура" команда Петрозаводского государственного университета представила социальную рекламу "Я такой же, как и Вы". В номинации  «Храним язык родного края» лучшей стала команда Петровской школы с сюжетом о ка­рельском танце "Кассарейка". Социальный ролик студентов Петрозаводского базового медицинского колледжа одержал победу в номинации "Народная дружба и братство дороже всякого богатства";
  • в целях популяризации исторического наследия прибалтийско-финских на­родов администрацией Петрозаводского городского округа организован кон­курс "Карелы, вепсы, финны. У семейного очага". Горожане представили пред­меты, связанные с культурой карельских, вепсских или финских семей, - фото­графии, кухонную утварь, орудия труда, одежду и обувь, украшения, печатные издания и многие другие вещи. 54 экспоната были включены в план выставки, которая открыла свои двери в городской библиотеке № 22. Посетители голо­совали за понравившийся предмет, кроме того, во время работы выставки про­водились классные часы, встречи лидеров общественных объединений, мастер-классы. Конкурс "Карелы, вепсы, финны. У семейного очага" показал, что в по­добных несложных по форме конкурсах возможно участие не только знатоков финно-угорской культуры, но и неравнодушных к данной теме горожан. Такие мероприятия развивают общественное партнерство на территории города путем расширения круга участников - наряду с администрацией в проведении конкурса были задействованы библиотеки, ветеранские, национально-куль­турные и женские общественные объединения, творческие коллективы, детские сады и школы, коммерческие предприятия, предоставившие подарки для по­бедителей;
  • в рамках осуществления социального партнерства совместно с Союзом рабо­тодателей Петрозаводска, Координационным советом организаций профсоюзов с 2010 г. проводится конкурс"Лучшая трудовая династия";
  • в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы на 2009-2011гг. "Петрозаводск - территория толерантности" в этом же году стартовал конкурс концепций учебных программ по толерантности "Многоликий Петрозаводск", который проводится совместно с Советом национальных общественных объ­единений при главе Петрозаводского городского округа и Карельским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Пре­зиденте РФ в Петрозаводске. Главные его задачи - разработка образовательных технологий по формированию в обществе толерантного сознания и профилак­тике экстремизма в различных сферах жизнедеятельности города. На конкурс поступило 11 проектов от экспертов и авторских коллективов. Конкурс позволил систематизировать современные педагогические технологии обучения толе­рантности разных целевых групп и передать на вооружение практикующим преподавателям.

В рамках проведения конкурса общественных инициатив в 2012 г. в сфере толе­рантности из 26 конкурсных заявок на финансирование были поддержаны 14 него­сударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в раз­ных областях. Так, например, к проведению мероприятий по формированию культу­ры мира и согласия подключились Карельское республиканское общественное движение дружбы "Карелия - Норвегия", Карельская региональная общественная организация русской культуры"Русский Север", Карельское региональное общественное молодежное движение 'Традиция" и др. Однако уже сейчас можно отметить, что конкурс способствовал росту количества публичных мероприятий в сфере толерант­ности на территории города, а соответственно, и расширению круга участников раз­личных целевых групп, появлению инновационных подходов работы и формированию новых партнерских сообществ.

Живой интерес вызывает конкурс граффити "Полоса отвода", который прово­дится в рамках мероприятий муниципальной целевой программы «Молодежь Петро­заводска». На конкурсной основе проводится отбор работ молодых художников, вы­полненных в специально отведенных местах - на глухих бетонных заборах. В 2010 г. основной тематикой было 60-летие Великой Победы. В 2011 г. конкурс пополнился номинациями "PTZ OLD. Страницы истории", "Мой город PTZ","PTZ. Перезагрузка", "PTZ - город Поколения будущего. Вместе мы можем больше!". Кроме того что моло­дежная субкультура, что называется, выходит из подполья, произведения молодых авторов вносят оригинальный колорит в городскую среду.

С 2011 г. в рамках осуществления социального партнерства совместно с Союзом работодателей Петрозаводска, Координационным советом организаций профсоюзов проводится конкурс "Профессия в лицах".

В рамках реализации ведомственных программ комитета здравоохранения, эко­логии и социального развития 'Экологическое просвещение населения Петрозавод­ского городского округа"на 2011-2013 гг. проводится конкурс "Экогалерея" (по итогам в здании администрации города оформляется городская выставка),"Развитие и со­хранение зеленых насаждений Петрозаводского городского округа" на 2011 -2013 гг. – конкурс "Северные мотивы".

Ландшафтные проекты, победившие по итогам конкурса, реализуются на практике. Так, один из самых свежих реализованных проектов - "Языческая поляна" (автор Юрий Фефилатьев, исследователь культуры древних саамов) на территории Ботани­ческого сада Петрозаводского государственного университета.

В Карелии сохранилось более 2000 артефактов валунной культуры древних са­амов. Они находятся в труднодоступных местах и поэтому сохранились в первоздан­ном виде. Это лабиринты и сейды ("священные" валуны). Воссоздание, хотя и в зна­чительно уменьшенном виде, подобного лабиринта в Петрозаводске позволит по­знакомить жителей города и его гостей с самобытной тысячелетней историей Карелии, а также привлечет посетителей в Ботанический сад, где собрана богатейшая коллекция древесных растений. Проект также поддержан Карельским государствен­ным краеведческим музеем. Поляна имеет все шансы стать туристическим объектом не только городского, но и республиканского значения. Карельская земля богата своей культурой, традициями и людьми, которые воплощают душу Севера, собира­ют вещественные факты некогда живших племен и народов, справедливо считая, что без памяти о них история человечества будет не такой яркой и многообразной. Реконструкцию таких самобытных явлений полезно демонстрировать людям ны­нешнего времени.

Таким образом, система городских конкурсов, грамотно сформированная с уче­том наиболее актуальных общественных тенденций и развивающаяся под воздей­ствием вносимых корректив, играет огромную роль в процветании города, стимули­рует профессиональный рост в обществе, способствует взаимодействию органов местной власти и местного сообщества.

Н.И. Левин, глава Петрозавод­ского городского округа