Прямое участие населения в принятии управленческих решении органами местного самоуправления, органически вплетаясь в архитектуру муниципального управления, повышая практическую результативность последнего, благоприятно влияет на эффективность управленческих процессов как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельно взятого муниципального образования. Неслучайно высшим руководством страны перманентно ставятся задачи по развитию института непосредственной демократии, повышению уровня и качества народного представительства, которые тесным образом связаны с низовыми первичными уровнями публичной власти и управления.
Очевидно, что чем активнее реализуются разнообразии формы непосредственного осуществления населением и его участия в осуществлении местного самоуправления, тем более эффективно и грамотно выстроен механизму муниципального управления, поскольку опирается на структурированное местное сообщество, а значит, в конечном счете полнее реализуются в решениях органов местного самоуправления интересы жителей соответствующей территории. Кроме того разнообразные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления служат массовой опорой органов местного самоуправления, укрепляют связи управленческого аппарата с населением, стимулируют гражданскую инициативу последнего, питаемую устойчивыми интересами различных общественных групп, наконец, трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу на благо процветания муниципалитета.
Одной из ключевых форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на организации граждан по месту их жительства, выступает территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС), в наибольшей степени отвечающее сущности и предназначению института самоуправления.
ТОС является тем атрибутом общественной коммуникации, который позволяет формировать рациональные отношения с властью и наилучшим образом сглаживать дистанцию между органами местного самоуправления и населением. На сегодняшний день объединения ТОС выполняют двойную нагрузку: с одной стороны, это важнейший инструмент муниципальной демократии, позволяющий учитывать мнения и предложения жителей в процессе разработки и принятия решений по ключевым вопросам развития локальной территории, иметь "живой" канал обратной связи с людьми, для которых и во благо которых призвана функционировать вся система публичной власти, а с другой - это сплоченный коллектив единомышленников, чей личный авторитет среди жителей соответствующей территории в большинстве случаев неоспорим. Это гражданская активность снизу, движимая общими интересами жителей, когда забота об общественном благе становится не менее важной частью жизни, чем личные заботы.
В муниципальном образовании "Город Рязань" важность акцентирования направления ТОС в деятельности органов местного самоуправления осознается всеми субъектами общественно-властного взаимодействия, а всесторонняя поддержка и развитие объединений ТОС являются приоритетами муниципальной политики. Модель ТОС, выстроенную в Рязани, можно охарактеризовать как партнерскую, предполагающую тесную кооперацию объединений ТОС и органов местного самоуправления, что достигается прежде всего посредством активной интеграции объединений ТОС в процесс разработки и принятия решений в роли инициаторов предложений, общественных экспертов. В свою очередь понимание и оценка ТОС со стороны муниципальной власти как одного из важнейших механизмов общественного участия в вопросах развития муниципалитета позволяют обеспечить открытость и понятность городской политики жителям, а также оперативно решать помимо непосредственно управленческих задачи, требующие мобилизации и высокой степени информированности населения.
При этом отдельные рязанские практики, в т. ч. нормативное сопровождение процедуры создания и текущей деятельности ТОС, заслуженно входят в библиотеку лучшего общероссийского опыта в сфере ТОС.
В этой связи следует отметить, что вопросы правового регулирования создания и деятельности ТОС в федеральном законодательстве получили лишь рамочное отражение. Так, абз. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит норму о том, что "границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории", ч. 5 ст. 27 - "территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения".
Все остальные вопросы касательно установления порядка регистрации устава, opганизации и осуществления ТОС, а также условий и порядка выделения необходим средств из местного бюджета переданы на муниципальный уровень и отнесены к сфере регулирования устава и (или) нормативных правовых актов представительно органа муниципального образования.
В Рязани имеет место смешанный вариант схемы правового сопровождения сферы ТОС, поскольку устав муниципального образования, хоть и отводит ТОС отдельную статью, но, почти полностью повторяя формулировки федерального законодателя делегирует нормативное решение обозначенных выше вопросов представительному органу г. Рязани - Рязанской городской Думе.
Анализ названных нормативных документов, включая конкретизирующее Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Рязани позволяет говорить о том, что ТОС - это обособленная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, имеющая собственную нормативную правовую базу, особый порядок учреждения, механизмы текущего функционировав и прекращения деятельности, отличные от привычных понятий общественных организаций как организационно-правовой формы некоммерческих организаций.
Так, согласно ст. 7,8 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Рязани процедуру создания ТОС в сжатом виде можно представить следующим образом:
- письменное обращение инициативной группы граждан численностью не менее пяти человек в профильное подразделение администрации г. Рязани, занимающееся вопросами регистрации органов ТОС, с предложением утвердить границы территории ТОС и с обязательным приложением описания территории, на которой предполагается осуществление ТОС;
- регистрация инициативной группы и проведение проверки соответствия поступившей заявки требованиям действующего законодательства;
- направление администрацией города (при наличии положительного заключения) в Рязанскую городскую Думу проекта решения об утверждении границ территории ТОС;
- рассмотрение в месячный срок со дня поступления и утверждение представтельным органом местного самоуправления границ территории ТОС;
- организация инициативной группой граждан проведения учредительного собрания (конференции) граждан, проживающих на данной территории, по вопросу создания ТОС;
- проведение учредительного собрания (конференции) граждан, на которому принимается решение об организации и осуществлении на данной территории ТОС, определение наименования, целей деятельности и вопросов местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане, утверждение устава ТОС, избрание органов ТОС и определение сроков их полномочий;
- учреждение ТОС посредством регистрации устава ТОС администрацией г. Рязани, чему предшествует процедура проверки пакета документов, подтверждающих соблюдение гражданами норм действующего законодательства в сфере ТОС;
- внесение созданного ТОС в реестр органов ТОС, действующих на территории г. Рязани.
Говоря о процедурных вопросах создания и регистрации ТОС, необходимо отметить, что при слаженном взаимодействии исполнительного и представительного органов местного самоуправления в 2010 г. в целях создания наиболее благоприятных условий и максимально упрощенных требований и процедур для реализации жителями города права на осуществление ТОС, формирования эффективного механизма взаимодействия органов местного самоуправления с представителями органов ТОС, стимулирования инициативы и расширения возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории и в целом развития гражданской активности населения, была реформирована нормативная база в сфере ТОС. Среди общих моментов максимально возможного упрощения и упорядочения процедуры создания и текущего функционирования ТОС следует назвать:
- уменьшение с 10 до 5 человек численности инициативной группы граждан, принимающих решение о необходимости создания ТОС и обеспечивающих организационное сопровождение процесса регистрации ТОС. Такая мера призвана демократизировать условия реализации прав граждан на ТОС и ускорить предусмотренные законодательством сложные организационные процедуры создания ТОС. В дальнейшем интересы жителей по созданию ТОС или отсутствию данной необходимости подтверждаются кворумом на собраниях (конференциях) граждан - волеизъявлением не менее половины граждан старше 16-летнего возраста, проживающих на данной территории;
- закрепление нормы, разрешающей инициативной группе организовывать проведение учредительного собрания (конференции) граждан по вопросу создания ТОС, после принятия представительным органом решения об утверждении границ создаваемого ТОС, что исключит возникновение ситуаций, когда вследствие, например, непринятия городской Думой решения об утверждении границ либо принятия с внесением поправок (изменений и дополнений) инициативной группой уже проведено учредительное собрание (конференция) и приняты уставные документы, в которые потребуется внесение изменений, так как устав ТОС в обязательном порядке содержит описание границ деятельности ТОС. В конечном итоге внесенная поправка позволяет создать логически стройный и последовательный механизм организации ТОС;
- увеличение численности жителей, проживающих на соответствующей территории, влияющей на проведение собрания или конференции граждан, осуществляющих ТОС, со 100 до 300 чел. направлено на упрощение процедуры проведения учредительных и очередных собраний граждан за счет расширения возможности организации более простой и удобной формы - собраний на территориях ТОС уровня подъезда многоквартирного жилого дома, многоквартирного жилого дома с прилегающей к нему территорией, группы жилых домов, улицы, возможно, некоторых кварталов и поселков.
Не имеющей прямого отношения к процедуре создания и регистрации ТОС, но принципиально важной также представляется поправка, касающаяся закрепления полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению долгосрочной целевой программы развития ТОС в городе, что создает нормативную основу для регламентации перспективной деятельности органов местного самоуправлению по дальнейшему развитию и поддержке ТОС в Рязани в программно-целевой форме. К этой же категории изменений можно отнести конкретизацию требований, которым должны отвечать лица, имеющие право на осуществление ТОС в Рязани, установление механизма вовлечения и учета мнения при решении вопросов соответствующей территории граждан, владеющих на праве собственности недвижимым имуществом в границах ТОС, расширение в законодательных пределах перечня механизмов возможной финансовой помощи органам ТОС, закрепление права органов ТОС на объединения.
Подавляющее большинство ТОС г. Рязани действуют как органы самоорганизации граждан без образования юридического лица, хотя закон предусматривает, что ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Данная норма носит диспозитивный характер, поэтому вследствие значительных денежных издержек, сопровождающих процедуру регистрации и поддержания текущей хозяйственной деятельности юридического лица, а также нецелесообразности образования юридического лица на таких законодательно возможных территориях осуществления ТОС, как подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом с прилегающей к нему территорией, преобладающих в структуре ТОС, процент ТОС - юридических лиц среди объединений ТОС невелик. Хотя в сравнении с другими муниципальными образованиями в г. Рязани количество ТОС - юридических лиц значительное- 19.
В целом на основе действующих нормативных правовых документов, а также богатой практики деятельности органов ТОС в г. Рязани, отслеженных тенденций развития движения ТОС справедливо констатировать роль ТОС как одного из наиболее серьезных резервов развития демократии и реального вовлечения населения в управление общественно-властными процессами. Приоритетное направление муниципальной политики - повышение качества жизни людей - напрямую связано с подъемом инициатив снизу, всесторонней поддержкой органами местного самоуправления начинаний общественности.
Значимость ТОС как формы непосредственной демократии для эффективного функционирования властно-управленческой вертикали можно резюмировать следующими тезисами:
- ядро подлинного народного самоуправления;
- мощный резерв развития демократии и реального вовлечения граждан в управление общественными процессами;
- дееспособная модель децентрализованного управления по отдельным вопросам местного значения - органы местной власти плюс жители, способные к самоуправлению;
- понятный, максимально доступный для населения инструмент представления и защиты интересов жителей, проживающих на территории ТОС;
- эффективный посредник между властью и населением, являющийся, с одной стороны, источником достоверной и всесторонней информации о состоянии и проблемах территории, с другой - индикатором качества муниципальной политики, инструментом общественного контроля за исполнением решений, их социальной отдачей, позволяющим отслеживать эффективность принимаемых решений;
- неотъемлемое звено общественно-властной коммуникации, способствующее повышению транспарентности работы муниципальной власти, прозрачности принимаемых решений и их финансового сопровождения;
- разветвленная социальная сеть единомышленников, позволяющая оперативно доводить до сведения жителей важнейшую информацию, связанную с жизнедеятельностью города или отдельных территорий, участвовать в формировании общественного мнения;
- фактор, объединяющий людей за счет формирования инициативности, заинтересованности в процветании своей территории, раскрепощения самодеятельной активности жителей, повышения патриотизма и снижения уровня социальной напряженности в обществе.
В Рязани территориальное общественное самоуправление имеет стабильное настоящее и перспективное будущее как признанный местным сообществом необходимый и наиболее действенный элемент обеспечения эффективности управленческого процесса и свидетельство перехода на качественно новую ступень в организации управленческого процесса на муниципальном уровне. Развитие и дальнейшее расширение географии движения ТОС в границах городской территории не только будет способствовать укреплению навыков демократического взаимодействия с органами местного самоуправления, но и позволит наладить результативную систему народного контроля за институтами власти.
Выдержки из Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Рязани, утв. решением Рязанского городского Совета от 24.08.2006 № 553-Н1 (в ред. решения Рязанской городской Думы от 13.05.2010 № 166-1)
Инициативная группа граждан численностью не менее пяти человек письменно обращается в профильное подразделение администрации города Рязани, занимающееся вопросами регистрации органов территориального общественного самоуправления, с предложением утвердить границы территории территориального общественного самоуправления (ч. 2 ст. 7).
При численности жителей, проживающих на данной территории, менее 300 человек проводится собрание граждан, при численности жителей более 300 человек - конференция граждан (ч. 6 ст. 7).
1.В целях обмена информацией и опытом работы, объединения усилий и проведения согласованной политики по защите интересов и развитию территориального общественного самоуправления органы территориального - общественного самоуправления могут создавать объединения органов территориального общественного самоуправления, принимать участие в работе городских, региональных и общероссийских общественных объединений.
2. Решение об участии органов территориального общественного самоуправления в создании и работе общественныхобъединений подлежит рассмотрению и утверждению на собрании (конференции) граждан (ст. 13.1).