Положительную роль сыграло соглашение о взаимодействии, подписанное в прошлом году Управлением ФНС с Советом муниципальных образований Иркутской области. Учитывая имеющиеся положительные результаты данного соглашения, целесообразность совместной работы очевидна.
Основным источником доходной части местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, темп роста поступления которого в течение последних лет соответствует темпу роста заработной платы, несмотря на то что с каждым годом увеличивается сумма возвращенного налога из бюджетов в связи с заявлением гражданами имущественных и социальных вычетов.
Одно из направлений работы, которое приносит бюджетам дополнительные поступления НДФЛ, — это проводимый налоговыми органами мониторинг работодателей, не уплачивающих НДФЛ или уплачивающих его не в полном объеме.
В связи с тем, что по данному налогу декларации не предусмотрены, а обнаружить задолженность и предпринять меры взыскания возможно только в результате выездной налоговой проверки, УФНС принято решение о проведении ежемесячного мониторинга налоговых агентов, обеспечивающих более 50% от общего объема поступлений НДФЛ, на предмет своевременности и полноты уплаты налога. В 2011 году осуществлялся мониторинг 768 таких работодателей, а также 2894 бюджетных организаций.
Проведение мониторинга позволило в 2011 году в четыре раза (с 348 до 87) сократить количество предприятий, снизивших суммы перечислений НДФЛ в бюджет более чем на 30% по сравнению с уровнем 2010 года, с 242 до 102 снизилось количество аналогичных учреждений бюджетной сферы.
В целях развития этого направления работы представителям налоговых органов рекомендовано принимать участие в заседаниях антикризисных комиссий, созданных при администрациях муниципальных районов, и предавать огласке информацию о задолженности по НДФЛ, получаемую из анализа сводных справок по форме 2-НДФЛ.
Участие местных органов власти в рассмотрении вопросов погашения налоговыми агентами задолженности по НДФЛ закреплено в протоколах различных совещаний правительства Иркутской области, это положение нашло отражение и в соглашении УФНС и СМО.
Данная работа в 2011 году позволила обеспечить дополнительные поступления НДФЛ в бюджет в объеме 1,3 млрд руб. В целом по этому налогу в области обеспечен рост на 2,8 млрд руб., то есть почти половина прироста поступлений обеспечена нестандартными методами.
Вместе с тем хочется отметить, что в этом вопросе недостает активности со стороны органов МСУ, которые не во всех муниципальных образованиях используют наши инициативы в качестве инструмента повышения доходности своих бюджетов, и это в условиях, когда доля НДФЛ в бюджетах муниципальных образований близка к 70%.
Пристальное внимание органами власти на местах уделяется вопросу перечисления налога в соответствующие бюджеты муниципальных образований с доходов сотрудников обособленных подразделений, расположенных на территориях данных муниципальных образований.
В налоговых органах данное направление администрирования НДФЛ на отдельном контроле. Информация по обособленным подразделениям, не перечисляющим НДФЛ, направляется в органы МСУ с целью выработки схемы совместных действий, например, добросовестность налогоплательщиков (в том числе и уровень выплачиваемой ими заработной платы) может учитываться при заключении с ними договоров аренды по использованию площадей муниципального имущества, при предоставлении субсидий, при проведении тендерных торгов и т. д.
В результате проведенных мероприятий в бюджет в 2011 году дополнительно поступило 163 млн руб., в первом квартале 2012 года — 4,4 мл руб., но это в основном результаты работы налоговых органов, тогда как эффект от проведения совместных действий мог быть и лучше. Еще одним из инструментов межведомственного взаимодействия, направленного на повышение доходной части бюджетов, является работа комиссий (в том числе при администрациях муниципальных образований) по легализации оплаты труда. По результатам такой работы только за 2011 год дополнительно поступило налога на доходы физически лиц 99 млн руб.
С целью легализации работников и, как следствие, налогооблагаемой базы считаем целесообразным продолжение работы с реестрами розничных рынков, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В результате использования представленных в УФНС сведений сумма доначислений составила более 3 млн руб.
Одним из решений задачи повышения доходной части местных бюджетов и увеличения собираемости земельного налога является полнота учета земельных участков и их владельцев.
В целях налогообложения земельным налогом участок должен быть сформирован, то есть иметь кадастровый номер и кадастровую стоимость Налогоплательщик должен обладать земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения.
Для того чтобы исчислить земельный налог, налоговый орган должен обладать информацией о земельном участке: о его собственнике и его кадастровой стоимости.
По данным Росреестра, представленным в налоговые органы, суммарная кадастровая оценка земельных участков (исключая особо охраняемые территории и объекты, земли лесного и водного фонда, земли запаса) составляет в нашей области 823 млрд рублей. Из нее земельные участки с суммарной кадастровой оценкой 292 млрд руб. (35%) находятся в собственности юридических и физических лиц и, как следствие в 2010 году попали под налогообложение.
В соответствии с отчетом об исполнении консолидированного бюджета Иркутской области за 2010 год, поступление неадминистрируемых налоговыми органами платежей от использования земель (арендная плата за пользование земельными участками, доходы от продажи земель) составило около 2 млрд руб., что сопоставимо с объемами мобилизации земельного налога и дает основание предполагать равенство суммарной кадастровой оценки земель как попадающих под налогообложение, так и сданных в аренду (около 32% от суммарно кадастровой оценки).
Таким образом, треть (33%) суммарной кадастровой оценки земли может принести дополнительные поступления в бюджет в виде земельного налога (при условии оформления земли в собственность юридических и физических лиц) либо неналоговых доходов — арендной платы (при условии заключения соответствующих договоров аренды).
То есть надо разрабатывать механизм взимания арендной платы за пользование земельным участком (но это неналоговые доходы и работа местных органов власти) и вести работу по вовлечению юридических и физических лиц в процесс исчисления земельного налога, которая должна осуществляться, на наш взгляд, на уровне муниципалитетов путем проведения инвентаризации земель на предмет их использования конкретными лицами.
Хочется отметить, что за 2010 год в процесс исчисления земельного налога дополнительно вовлечено 40 тыс. физических лиц и 1 тыс. юридических лиц, которым принадлежали 31 тыс. земельных участков и 36 тыс. долей в праве на участки; суммарная кадастровая оценка земель, попавших под налогообложение, увеличилась на 30 млрд руб. по сравнению с 2009 годом, а это дало бюджету дополнительные 87,4 млн руб. земельного налога.
Процесс идет, но резервы еще велики. Воспользоваться ими можно только при консолидации усилий и заинтересованности местных органов власти.
Часто нам задают вопрос о неуплате земельного налога плательщиками, которые пользуются землей. Как правило, это земельные участки, которые не зарегистрированы в Росреестре, так как были выделены на основании постановлений местных органов власти до 1998 года (до начала обязательной регистрации прав).
Хочу напомнить, что обязанность по представлению сведений о таких правообладателях лежит именно на органах местного самоуправления.
Благодаря совместному сотрудничеству, в том числе и в рамках соглашения с Советом муниципальных образований, в 2011 году 406 органами местного самоуправления представлены 140,5 тыс. сведений о земельных участках, права на которые были получены до 1998 года (в том числе по участкам, принадлежащим физическим лицам — 136,4 тыс. сведений). При этом 15 тыс. сведений о земельных участках, принадлежащих физическим лицам, представлена впервые, по ним произведены доначисления земельного налога за 2008 — 2010 годы на общую сумму 4,2 млн руб.
Кроме того, налоговые органы располагают информацией о 54,5 тыс. земельных участков, по которым отсутствует информация о правоустанавливающих документах, являющихся основанием для владения.
Учитывая имеющиеся положительные результаты взаимодействия, целесообразность совместной работы по формированию сведений по земельным участкам очевидна, и работа эта продолжается.
Налог на имущество физических лиц мог бы также послужить пополнению местных бюджетов. Залогом кратного роста поступлений данного вида платежей может стать сокращение числа незарегистрированных строений, а также проведение инвентаризации объектов недвижимости на территориях муниципальных образований.
К сожалению, проблемы оценки строений, принадлежащих физическим лицам, и их государственной регистрации окончательно не решены и продолжают негативно сказываться на общей ситуации по исчислению и сбору налога на имущество физических лиц.
В данном вопросе есть факторы, не зависящие от налоговых органов. Например, затраты времени, эмоциональных сил при прохождении этапов регистрации препятствуют законопослушным гражданам в приведении документов в надлежащий вид, а незаконопослушные и вовсе не будут заниматься этим.
Оптимальным, на наш взгляд, может стать только упрощение процедуры регистрации собственности на недвижимое имущество физических лиц с одновременным усилением мотивации граждан путем включения в законодательство системы ограничений прав использования собственности без установленной регистрации либо ответственность за ее отсутствие.
В 2009 году налоговыми органами региона была начата и в 2010 — 2011 годах продолжена работа с администрациями муниципальных образований по доставке физическим лицам налоговых уведомлений по имущественным налогам. Так, в 2011 году в адрес 363 представительных органов местных администраций направлено более 135 тыс. налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов на общую сумму 93 млн руб., из которых возвращено по причине невручения физическим лицам лишь 3,5 тыс. уведомлений (или 2,6%). В 2012 году с местными органами власти заключены соглашения на доставку 142 тыс. налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов.
В целях повышения собираемости имущественных налогов налоговыми органами региона продолжена начатая в 2009 году работа по понуждению работников предприятий и организаций, в том числе и бюджетной сферы, к своевременной уплате имущественных налогов с физических лиц путем направления налоговых уведомлений и требований на уплату налогов непосредственно в адрес данных предприятий.
По итогам 2011 года списки работников поступили из 178 муниципалитетов от 855 организаций. Большая часть списков поступила от образовательных учреждений Иркутской области (детские сады, школы, спортивные школы, централизованные бухгалтерии школ), а также от администраций муниципальных образований и учреждений здравоохранения.
Весомую роль играет проведение совместной информационно-разъяснительной работы: крайне важно планомерно влиять на формирование общественного мнения о необходимости уплаты налогов и приобретение репутации добросовестного налогоплательщика. В данном процессе наравне с налоговыми органами очень эффективно участие властных структур, в том числе и органов местного самоуправления. Для этого возможно использовать различные инструменты и методы: публичные выступления представителей различных ветвей власти, СМИ, наглядную агитацию, информационные печатные материалы, электронные технологии.
Наработанный опыт говорит о том, что повышение бюджетных поступлений происходит только в тех муниципальных образованиях, где органы власти оказывают содействие по увеличению налогооблагаемой базы, доставке физическим лицам уведомлений на уплату налогов и задолженности, проводят работу по уточнению данных по земельным и другим имущественным объектам, способствуют распространению налоговых знаний и повышению налоговой грамотности населения.
По материалам журнала "Муниципальная Россия"