Светлана Викторовна, сейчас на федеральном уровне вновь ведется поиск финансирования для проведения капремонтов и модернизации ЖКХ. Как Вы думаете, чем этот поиск закончится? Есть ли перспективы решения вопроса?
Что касается капитального ремонта домов, то в качестве решения вопроса предлагается создание региональных систем капитального ремонта домов. В ближайшее время Государственная дума рассмотрит законопроект № 59728-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов) во втором чтении. Смысл изменений в том, что каждый собственник многоквартирного дома должен ежемесячно перечислять средства на капитальный ремонт. Размер ежемесячного платежа будет устанавливаться регионами, но, по замыслу, не должен превышать б руб. за квадратный метр в месяц. Понятно, что при таком размере платежей собирать деньги на ремонт конкретного дома придется очень долго. К тому же средства, лежащие на счетах, будут обесцениваться инфляцией. Для решения этих проблем было предложено создание региональных систем капитального ремонта — своего рода «общего котла», в который поступают средства от всех плательщиков и из которого производится финансирование капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность ремонта должна устанавливаться в зависимости от степени износа.
Ситуация с капитальным ремонтом домов в нашей стране критическая. Если в ближайшее время не принять экстренные меры по организации массового ремонта, дома просто начнут разрушаться. На мой взгляд, предложенная система в сложившихся условиях является наиболее эффективной и жизнеспособной. При одном «но»... Только за счет средств граждан остановить процесс разрушения домов невозможно. При имеющемся уровне износа бюджеты всех уровней обязательно должны доплачивать в «общий котел», чтобы по крайней мере создать такую ситуацию, когда дома ремонтируются чуть быстрее, чем идет процесс разрушения. Однако большинство регионов и муниципалитетов просто не имеют средств, чтобы сделать соответствующий взнос. Я глубоко убеждена, что федеральный бюджет обязан принять участие в процессе софинансирования. Об этом мы писали в заключениях, подготовленных Общественной палатой, на проекты федеральных законов № 59728-6 и №37117-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"». Об этом же говорили многие эксперты, представители муниципалитетов и регионов.
Сегодня вроде бы лед тронулся. Источники в Правительстве РФ говорят о том, что средства на капитальный ремонт из федерального бюджета будут выделены и будут, как и раньше, распределяться через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Кстати, некоторые средства будут выделяться также и на модернизацию структур ЖКХ. Пока предполагается, что софинансирование из федерального бюджета будет распространяться только на малые города — до 250 тыс. жителей. И, безусловно, бюджет предоставит меньшую часть средств. Недостающие муниципалитеты и регионы будут вкладывать из собственных бюджетов или, что более вероятно, привлекать частных инвесторов. Учитывая, что в модернизацию коммунальной инфраструктуры в последние 30 лет практически не вкладывались средства и ее износ составляет в иных регионах 60 — 80%, такие решения не только назрели, но и перезрели. Заниматься системной модернизацией необходимо было уже вчера.
Однако, к сожалению, ФЦП по модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, концепция которой обсуждалась и принималась в феврале 2010 года, принята так и не была. Зато активно заговорили о том, что модернизация должна осуществляться на средства бизнеса. Однако необходимых законодательных условий для привлечения бизнеса в отрасль так и не было создано.
То есть получается замкнутый круг: бизнес в ЖКХ не идет, а федералы денег не дают...
Не совсем так. Я уже сказала, что в крупных городах участие бизнеса в модернизации ЖКХ становится привычным. Как показала практика, бизнес туда идет охотно и работает в сфере модернизации водоканалов, теплосетей, котельных, энергоаудита и повышения энергоэффективности и т. д. Есть также масса примеров, когда бизнес привлекает кредитные ресурсы к реализации своих проектов в ЖКХ и банки, включая региональные отделения, готовы финансировать такие проекты.
Чем модернизация коммунальных сетей может быть интересна для банков?
Банки готовы выделять кредиты на бизнес-проекты в сфере ЖКХ, так как они, как правило, недороги и к тому же быстро окупаются, имеют гарантированные источники возврата средств — платежи населения. Особенно быстрый возврат средств обеспечивают проекты, направленные на повышение энергоэффективности зданий и домов. За счет сокращения потерь расходы уменьшаются, и поэтому при фиксированных платежах образуется дельта, которая идет на выплаты по кредитам и, в конечном итоге, служит получению прибыли.
Если бизнес приходит в модернизацию ЖКХ крупных городов, а банки готовы кредитовать его проекты, то рано или поздно бизнес дойдет и до сельских поселений. Может быть, просто надо набраться терпения и подождать?
Боюсь, что при наших расстояниях, слабой населенности и низкой платежеспособности сельское ЖКХ не станет привлекательным для бизнеса. Если говорить о традиционных деревнях, а не о новых коттеджах, обеспечить жителей современной коммунальной инфраструктурой без поддержки государства невозможно. Сегодня и в крупные города бизнес идет неохотно. Надежной правовой основы для участия бизнеса в модернизации ЖКХ на данный момент нет, и поэтому контракты заключают «кто во что горазд»: как инвестиционные проекты, или через тендер, или через концессию, которая во многом ограничивает возможности бизнеса. С начала реформы российского ЖКХ предприниматели просят государство создать базу для реализации ГЧП-контактов, то есть на большие сроки, чем предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», с предоставлением государственных гарантий возвращения вложений и с возможностью самостоятельного управления модернизированными объектами.
Есть еще одна серьезная проблема, которая сдерживает развитие бизнес-сектора в ЖКХ, — экономически не обоснованные тарифы. В Федеральном законе от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» сделаны первые шаги в этом направлении — предусмотрена инвестиционная составляющая при формировании тарифов. Предполагается, что эта составляющая будет сохраняться как константа, но только в части водоснабжения и водоотведения. Вопрос возврата средств при модернизации теплоснабжения в федеральном законодательстве не решен, и тут каждая компания применяет свои схемы, в каждом конкретном случае договариваясь с властями. Кроме того, контракты по модернизации теплосетей бизнес заключает с муниципалитетом (так как организация теплоснабжения — это вопрос местного значения), а тариф устанавливается на региональном уровне. Всем понятно, что добросовестность муниципалитетов может быть дискредитирована решениями региональных властей, поэтому бизнес в первую очередь стремится договориться именно с субъектом Федерации. Кстати, в тех же поправках к закону о Фонде ЖКХ (законопроект № 37117-6) в качестве одного из условий выделения средств Фонда по любому из направлений, в том числе на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, называется введение субъектом тарифов в сфере ЖКХ на трехлетний период. Таким образом, в случае принятия данный закон запустит процесс долголетнего тарифного регулирования.
То есть в целом бизнес в ЖКХ идти готов, цивилизованный рынок коммерческих услуг в ЖКХ создается, но этот сектор развивался бы быстрее при наличии всей необходимой правовой базы.
Опять мы видим, что вопросы местного значения решаются на федеральном и региональном уровнях. А что могут сделать или должны сделать муниципалитеты?
Некоторые муниципалы жалуются на то, что, получив контракты, бизнес ничего не модернизирует, а просто эксплуатирует имущество коммунального комплекса с целью получения прибыли. Есть и те, кто уверен, что от местной власти ничего не зависит. Но необходимо принимать муниципальные программы модернизации коммунальной инфраструктуры и искать инвесторов. В конце концов, можно давать муниципальные гарантии для привлечения кредитов, выпускать муниципальные займы для увеличения собственных средств. Такая практика уже есть. Например, в Красноярске с 2003 года реализуется программа муниципальных облигационных заимствований, рассчитанная на период до 2012 года. Облигации муниципального внутреннего займа были выпущены в Архангельске, Астрахани, Перми, г. Дубна Московской области и др. Если глава хочет сделать дело — найдет, как повлиять на ситуацию.
Есть ли перспективы создания базы для государственно-частных или муниципально-частных контрактов?
К сожалению, создать такое законодательство, которое защищало бы интересы всех заинтересованных сторон (органов власти, бизнеса, ТСЖ и населения), на данный момент не удалось.
В июне Минэкономразвития разработал проект нового закона «О государственно-частном партнерстве». В статье 2 законопроекта дано определение «публичному партнеру» в ГЧП: «Публичный партнер — действующие самостоятельно или совместно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице уполномоченного органа власти. На стороне публичного партнера может участвовать уполномоченное юридическое лицо, более пятидесяти процентов акций или долей в уставном капитале которого в совокупности принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, либо уполномоченное юридическое лицо, имущество которого принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию». А в статье 6 перечислены объекты, в отношении которых могут быть заключены контракты ГЧП. Среди них «системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фондов, в том числе объекты уличного освещения».
Но примут ли этот закон вообще, а если примут, то в каком виде, каким будет участие государства в дальнейшем развитии событий, — совершенно не ясно. Государство ведь и сейчас выделяет деньги на проекты развития коммунальной инфраструктуры, например, по ФЦП «Чистая вода» на 2011 — 2017 годы. Но эта ФЦП работает лишь для ограниченного числа муниципалитетов, потому что там определена масса трудноисполнимых условий, прежде всего по софинансированию, неподъемному для сельских поселений и малых городов. Помимо отсутствия у муниципалитетов финансовых возможностей и полномочий в сфере тарифного регулирования положение осложняется низкой квалификацией местных чиновников.
И что же делать?
На наш взгляд, для государства целесообразно создать некую систему развития коммунальной инфраструктуры, включив в нее в качестве обязательных элементов региональные институты развития (фонды).
Вопрос о создании специализированных инвестфондов для ЖКХ уже поднимался. В феврале 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на Международном экономическом форуме, сообщил о том, что в России может быть создан федеральный инвестиционный фонд для реализации инфраструктурных проектов в сферах дорожного строительства и ЖКХ с привлечением иностранных инвестиций. Но федеральные фонды при всей их результативности не могут «закрыть» собой все «местные амбразуры», и опять же дело осложняют необходимость местного софинансирования и нехватка специалистов по бюджетно-программному планированию на местах. Через год Общественная палата РФ предложила создать инвестфонды для модернизации ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях. Эти фонды помогли бы преодолеть нехватку бюджетных средств на местах и, что важно, обеспечить бесперебойное рефинансирование и рекредитование муниципально-частных проектов в целях эффективной и своевременной реализации всех намеченных мероприятий. Кроме того, эти институты могли бы квалифицированно заниматься доведением муниципальных проектов и программ до пригодного к реализации состояния (известно, что качество подготовки муниципальных проектов низкое, а на привлечение коммерческого консалтинга нет денег), консультировать и сопровождать муниципалитеты и бизнес в ходе реализации модернизационных проектов. Финансирование деятельности этих фондов предлагалось осуществлять за счет средств региональных бюджетов (в соответствии с инвестиционными программами по модернизации ЖКХ) и бизнеса, в том числе и местного. К сожалению, нас не поддержали, и на данный момент инвестфондов для ЖКХ нет ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях.
Но есть региональные инвестиционные фонды, нацеленные на развитие экономики. Неужели нельзя обратить их внимание и на ЖКХ?
Инвестиционные фонды и агентства инновационного развития сейчас создаются во многих субъектах Федерации, но для них ЖКХ не представляет никакого интереса. То же самое можно сказать и о строительстве жилья.
Со строительством социального (арендного) жилья сложилась очень похожая ситуация, как и в ЖКХ. В обоих случаях созданы и работают федеральные фонды, которые распределяют бюджетные деньги по субъектам Федерации, и в обоих случаях денег и кадров на решение всех проблем не хватает. Но если деятельность Фонда содействия развитию реформы ЖКХ всеми оценивается положительно, то работа Фонда содействия развитию жилищного строительства ощутимых для общества результатов не принесла. Строительство жилья для социально незащищенных групп населения — как и в ЖКХ — требует региональных институтов развития в виде специализированных фондов или агентств.
Ведь нужно обеспечивать не только выкуп и распределение земельных участков, но и привлекать банковский сектор и инвестиции бизнеса под гарантии государства. Под влиянием острой необходимости сейчас такая система развивается в Москве, и думаю, что столичный опыт может быть полезен для других регионов.
Московский опыт воспринимается на местах неоднозначно. Можно ли выработать решения, применимые к небогатым регионам?
Процесс уже идет, и дело немного сдвинулась с мертвой точки. Важность развития арендного жилья обозначена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Мы также направляли в Минрегион свои предложения по решению этой проблемы. У экспертов появились новые идеи и позиции. Так, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков предлагает на уровне федерального законодательства передать функции по проектированию, строительству и содержанию социальных жилых комплексов вместе с правами собственности в руки бизнеса, а за государством оставить правовой контроль и субсидирование квартплаты, как это сделано во многих странах Европы. Но, как показывает российская практика, на данный момент бизнесу и банкам арендное жилье, как правило, неинтересно, потому что это долгосрочные и дорогостоящие проекты, окупить которые непросто. Требуется организующая роль государства, которое может создать благоприятные правовые и налоговые условия и институты, которые дадут бизнесу и банкам гарантии возврата средств и надежности проектов, а гражданам предоставят возможность улучшить свои жилищные условия.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Борис Альтшуллер, напротив, считает, что единственный выход — стать государству генеральным арендатором жилья у частных собственников, а затем распределять квартиры по субаренде среди социально незащищенных граждан. Его идеи изложены в виде предложений в проект концепции федеральной целевой программы «Жилищный спасательный круг», которая была представлена на дискуссии, состоявшейся 12 сентября в Общественной палате и посвященной вопросам формирования российского цивилизованного рынка арендного жилья для малообеспеченных граждан. Предлагается (наряду со строительством «арендных домов») разработать программу государственной аренды жилых помещений в частном секторе. Финансовые источники программы — федеральный и региональный бюджеты в части предоставления постоянных субсидий на социальную субаренду жилья в некоммерческом жилищном фонде субъекта РФ для граждан (семей) льготных категорий по месту их фактического пребывания. То есть программой предусмотрена социальная защита и для тех граждан, которые не имеют регистрации в данном населенном пункте либо регионального «ценза оседлости». Операторами по данной программе могут быть уполномоченные бюджетные учреждения на региональном и муниципальном уровнях — те же фонды или агентства, которые могли бы оперативно реагировать за запросы общества, регулировать и распределение квартир, и привлечение средств из разных источников.
Предположим, коммунальные сети модернизированы, жилье построено или арендовано, и теперь все это надо правильно содержать и обслуживать. Есть ли рынок коммерческих предложений в этом секторе?
По идее, все управляющие компании, обслуживающие жилой фонд, даже если они в свое время были акционированы из муниципальных унитарных предприятий и их структурных подразделений, — это бизнес. Они независимые юридические лица, осуществляющие предоставление услуг на коммерческой основе. Другое дело, что в сфере бизнеса должна присутствовать конкуренция, а здесь мы ее не наблюдаем. Есть проблема монополизации отдельными УК муниципальных территорий (особенно, если граждане изначально не воспользовались правом выбора УК и договор с бывшим подразделением МУПа был заключен «задним числом»). Гражданам порой сложно самоорганизоваться и принять решение о выборе другой УК, порой и самой возможности выбора нет. Есть проблема аффилированности УК с местными чиновниками, которые только жалуются на слабый интерес бизнеса к содержанию жилфонда, а сами ничего не предпринимают для развития независимого малого и среднего предпринимательства в ЖКХ.
С другой стороны, нет рынка профессиональных управляющих недвижимостью, и даже профессии такой нет. В лучшем случае руководителями УК становятся люди со строительным, инженерно-техническим или экономическим образованием. Как правило, действующие руководители УК когда-то возглавляли муниципальные жилуправления и ЖЭКи, и поэтому стремление муниципалов сохранить опытных и знакомых руководителей и их компании понятно. Без профессиональных критериев (лицензий, аттестаций, дипломов о высшем профильном образовании) невозможно заранее предугадать, обеспечит директор некой новой компании выполнение обязательств по содержанию жилья или, наоборот, все развалит. Никто ведь не мешает недобросовестным людям банкротить одну УК и тут же создавать новую, а бремя последствий ляжет на жителей и на муниципалитет. Кроме того, до последнего времени не были определены критерии оценки качества деятельности УК. С недавних пор государство установило перечень обязанностей и отчетности для УК, однако этого недостаточно. Поскольку этот бизнес имеет высокое социальное значение, нужно рассмотреть вопрос о создании федеральной системы образования и повышения квалификации руководителей и служащих УК, установить некие стандарты профессиональной деятельности и регламенты взаимодействия УК с органами власти, потому что сейчас УК занимаются как бы всем и отвечают как бы за все, и хотя региональные жилинспекции могут контролировать деятельность УК, качество услуг остается низким.
Есть надежда, что многие проблемы будут решены через развитие института саморегулируемых организаций. А Вы как думаете?
Институт СРО до сих пор находится в зачаточном состоянии, несмотря на большую потребность в нем. Возможно, через этот институт удастся решить многие вопросы, в том числе и по лицензированию. Но опять же целесообразность обязательного для УК членства в единственной в регионе СРО вызывает сомнения. Есть риски укрепления монополии для нескольких УК и коррупциогенные факторы в механизме организации деятельности самого СРО. О необходимости развития саморегулирования на рынке жилищных и коммунальных услуг говорится уже давно, но остается много нерешенных вопросов. Среди них основной — обеспечение государственного контроля за качеством предоставляемых услуг. Предполагается, что государство будет контролировать СРО, которые, в свою очередь, будут контролировать УК, но на данный момент нет соответствующих правовых норм.
Сейчас проект закона о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, регулирующий деятельность СРО в управлении жилым фондом, готовится ко второму чтению в Госдуме. В законопроекте прописано, что по обращению государственных органов власти субъектов Федерации или муниципальных органов власти в СРО недобросовестная и неоднократно нарушившая установленные требования управляющая организация исключается из СРО. Возможно, что принятие этого законопроекта поможет урегулировать рынок услуг по обслуживанию жилого фонда и даст импульс к развитию полноценной конкуренции среди УК.
СПРАВКА
Светлана Викторовна РАЗВОРОТНЕВА — ответственный секретарь Совета муниципальных образований Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации, член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, руководитель комитета по инвестициям некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие». В 2006-2012 годах — руководитель ЦИК общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления»; в 2004-2005 годах возглавляла учебный центр независимого фонда «Центр политических технологий»; в 2003-2004 годах — руководитель пресс-службы группы «Народный депутат» в Государственной думе, затем пресс-службы Народной партии Российской Федерации. Ранее работала независимым политическим консультантом, научным сотрудником Института США и Канады РАН. Окончила факультет психологии МГУ и аспирантуру Института США и Канады РАН; кандидат психологических наук. Родилась в 1968 году в Москве.
По материалам журнала "Муниципальная Россия"