Денежные вливания в мусорные реки

Тип: статья

Из его письма следует, что ежегодно в Калужской об­ласти образуется 1,8 млн тонн ТБО, что составляет около 95% всех ежегодно образующихся отходов. Большая часть образовавшихся отходов в дальней­шем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкциониро­ванных свалках, так как в области отсутствуют объекты по переработке отхо­дов и их обезвреживанию. При этом за первое полугодие 2012 года в данном субъекте Российской Федерации было выявлено 386 несанкционированных свалок на общей площади 42,4 га; анализ размещения несанкционированных свалок показал, что наибольшее их количество расположено на землях насе­ленных пунктов (76,4%) и на землях сельскохозяйственного назначения (14%). Для того чтобы решить проблемы с размещением ТБО, органам местного самоуправления необходимо:

  • принять меры для приведения деятельности по обращению с отходами в соответствие с экологическими требованиями, в том числе провести не­обходимые мероприятия по исключению негативного воздействия на ок­ружающую среду;
  • принять дополнительные меры по организации утилизации и перера­ботки отходов, в том числе путем создания новых полигонов и предприя­тий;
  • дополнительно оборудовать контейнерные площадки в достаточном ко­личестве на территории поселений и обеспечить вывоз ТБО на санкцио­нированную свалку с необходимой регулярностью;
  • организовать стационарные приемные пункты ртутьсодержащих отходов;
  • организовать экологическую подготовку муниципальных служащих.

В письме отмечается, что реализация всех этих мероприятий требует значи­тельных затрат средств местных бюджетов. Решить проблему, по мнению СМО Калужской области, могло бы перераспределение нормативов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Для этого пред­лагается два варианта:

  • внести изменения в часть 2 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ в части установления норматива зачисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 80% и исключения абзаца 6 части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса;
  • дать органам государственной власти субъектов Российской Федерации право на установление дополнительных нормативов отчислений в мест­ные бюджеты от неналоговых доходов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целях определения актуальности темы, а также выявления отношения органов МСУ к предложению СМО Калужской области исполнительной дирекцией ОКМО был организован опрос, участие в котором приняли сове­ты 23 регионов России (Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Дагестан, Забайкальского, Приморского, Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Иркутской, Костромской, Курганской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новго­родской, Оренбургской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областей, Мос­квы и Ханты-Мансийского автономного округа).

Опрос показал, что проблема организации сбора, вывоза, утилиза­ции и переработки отходов и мусора актуальна для всех субъектов Рос­сийской Федерации, советы муниципальных образований которых при­няли в нем участие.

Например, СМО Ульяновской области обращает внимание на то, что «недостаточность финансирования муниципальных образований Ульяновской области приводит к невозможности исполнения в полном объеме полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и пе­реработки отходов и мусора, за что, в свою очередь, администрации муниципальных образований... привлекают к административной ответ­ственности по ст. 8.2 КоАП РФ». В свою очередь, СМО Республики Адыгея пишет о том, что «на руках у глав муниципальных образований находятся судебные решения о необходимости в кратчайшие сроки создать и оборудовать полигоны для хранения и сортировки с последу­ющей утилизацией твердых бытовых отходов. Затраты для исполнения решений требуются многомиллионные, а таких денег в местных бюд­жетах в основном нет. В поселениях частично вопрос с организацией сбора и вывоза мусора и отходов решился за счет закупки за средства республиканского бюджета необходимой техники, однако у многих му­ниципальных образований не хватает собственных средств на содер­жание техники и людей, работающих в этой сфере».

Поэтому девятнадцать из 23 СМО поддержали инициативу СМО Калужской области об установлении норматива зачисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов платы за негативное воз­действие на окружающую среду в размере 80% (четыре других совета не сформулировали свою позицию в отношении данного предложения). Так, СМО Курганской области по итогам анализа ответов глав две­надцати районов региона делает вывод о том, что «проблема сбора и вы­воза бытовых отходов и мусора в частном секторе является крайне ак­туальной. Практически все ответившие респонденты предложенные изменения Бюджетного кодекса РФ считают целесообразными и по­тенциально эффективными, поскольку перераспределение нормативов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую сре­ду и увеличение объема доходов местных бюджетов позволило бы при­нять дополнительные меры по организации сбора, утилизации и пере­работки ТБО, в том числе путем создания новых оборудованных свалок и полигонов. Только один из опрошенных глав районов считает предло­женное перераспределение нормативов... обоснованным, но малоэффек­тивным для своего района ввиду малого удельного веса указанных сбо­ров в доходной части районного бюджета».

Ряд советов, поддержав инициативу СМО Калужской области, высту­пил с «особым мнением»:

       Во-первых, СМО Костромской области сообщил о предложении за­числять соответствующие средства не только в бюджеты районов, но и бюджеты поселений, по 40% в каждый.

С аналогичным предложением выступил СМО Республики Адыгея, который предложил «норматив отчислений в 20% от общего объема по­ступившей платы за негативное воздействие на окружающую среду за­числять в бюджеты поселений, так как они занимаются вопросами бес­перебойного сбора и вывоза ТБО на санкционированные свалки и это поможет им в обеспечении поселений контейнерными площадками, другим оборудованием, а также проводить комплекс мероприятий в этом направлении».

      Во-вторых, СМО Оренбургской области обратил внимание на то, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы обращения и утили­зации отходов, устарело. Сфера отходов не отнесена к приоритетным в гос­поддержке малого и среднего бизнеса. Ослаблен госконтроль за учетом обра­зования и размещения отходов. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят тринадцать лет назад. Вместе с тем в Государ­ственной думе РФ во втором чтении рассмотрен законопроект № 584399-5, в соответствии с которым предлагается внести изменения в Федеральный за­кон. Изменения направлены на создание экономических стимулов по вовлече­нию отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Кроме того, уточняются полномочия субъектов РФ в области обра­щения с отходами. Согласно законопроекту, юридические лица и индиви­дуальные предприниматели — производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования, обязаны обеспечить ее прием и оплату залоговой цены. Предлагаемая мера позволит сократить количество отходов, направляемых на захоронение, и будет способствовать экономии материаль­ных и природных ресурсов. Особо следует сказать о возможности использо­вания механизмов саморегулирования в области обращения с отходами, ко­торые будут способствовать формированию отходоперерабатывающей отрасли.

·         В-третьих, СМО Тульской области дополнительно предложил рас­смотреть «возможность отмены взимания платы с населения за нега­тивное воздействие на окружающую среду, так как данная составляю­щая включена в стоимость утилизации ТБО и ведет к росту тарифов за жилищно-коммунальное обслуживание. Кроме того, остро стоит необ­ходимость увеличения административных штрафов за организацию сти­хийных свалок как физическими, так и юридическими лицами».

·       В-четвертых, как сообщает СМО Республики Башкортостан, ряд муниципальных образований предлагают наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных нормативов отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты, что позволит по­полнять бюджеты муниципальных образований за счет  дополнительных от­числений:

·         1.от   доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, го­сударственная собственность на которые не разграничена, а также от про­дажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участ­ков;

·        2.доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

·        3.отчислений от штрафов за нарушение законодательства Российской Фе­дерации о рекламе и неисполнении предписаний антимонопольного органа;

·        4.штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безо­пасности дорожного движения.

Наконец, представляется важным обратить внимание на позицию исполнительного аппарата СМО Новгородской области и ряда глав му­ниципальных образований Ростовской области.

Так, исполнительный аппарат СМО Новгородской области в своем письме пишет о том, что проведенный им опрос показал, что главы му­ниципальных образований региона поддерживают инициативу СМО Калужской области, однако результаты опроса... свидетельствуют лишь о нехватке у органов местного самоуправления собственных средств на выполнение полномочий в рамках решения вопроса местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и всесторонне не отражают последствий, которые могут наступить в случае внесения предлагаемых изменений в БК РФ.

Согласно БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду, как вид неналоговых доходов, зачисляется по следующим нормативам: 20% в федеральный бюджет и по 40% в бюджеты субъектов Российской Федера­ции и бюджеты муниципальных районов (или городских округов). Перерас­пределение неналоговых доходов в данной сфере приведет к перераспределе­нию полномочий, связанных с охраной окружающей среды, а именно к передаче муниципальным образованиям полномочий органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды, что может стать непосильной ношей для орга­нов местного самоуправления.

В свою очередь, СМО Ростовской области сообщил о том, что, по мнению некоторых муниципалитетов, формулировка СМО Калужской области может внести дисбаланс в систему финансирования природоохранных ме­роприятий и мероприятий по обращению с отходами на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального зако­на от 24 июня 1996 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ отнесены в числе прочего проведение мероп­риятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, разработка и реализация региональных программ в области об­ращения с отходами. Увеличение до 80% доли отчислений за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных образований за счет аннулирования аналогичной статьи поступления средств в бюджеты субъектов приведет к уменьшению объемов финансирования, направляемых на решение комплексных региональных проблем в сфере обращения с отхо­дами и охраны окружающей среды.

По мнению этих муниципалитетов, более целесообразным представляется наделение органов МСУ функциями муниципального контроля в сфере об­ращения с отходами, поскольку отсутствие административного контроля приводит к многочисленным нарушениям природоохранного законодатель­ства и законодательства об обращении с отходами.

Таким образом, суть данной позиции в том, что перераспределение платы за негативное воздействие на окружающую среду должно по­влечь за собой изменение и набора компетенций, осуществляемых за их счет, то есть если субъекты Российской Федерации перестанут полу­чать эти доходы, то симметричным образом они перестанут участвовать в организации сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора. У муниципалов есть большие опасения, что доходы, которые муници­пальные образования получат от перераспределения платы за негатив­ное воздействие на окружающую среду, не смогут обеспечить решение рассматриваемой проблемы при условии прекращения участия регио­нальной власти в соответствующих процессах.

Приведем выдержки из нескольких сообщений советов муниципаль­ных образований, полученных в рамках настоящего опроса.

Республика Башкортостан

Решать проблемы в области безопасного обращения с отходами призвана республиканская целевая программа «Совершенствование системы управле­ния твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» на 2011-2020 годы. На первом этапе программы планируется проведение эксперимен­та по раздельному сбору твердых бытовых отходов в населенных пунктах, создание генеральных схем очистки территорий муниципальных районов, городских округов и республики в целом, начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территориях муниципальных районов. На втором этапе — реализация комплекса мер, на­правленных на создание производств по переработке вторичных материаль­ных ресурсов, ликвидация мест несанкционированного размещения отходов. Реализуется Концепция обращения с отходами производства и потребле­ния, которая была принята в 2008 году на период до 2012 года. По данным министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на территории республики функционируют порядка трех тысяч свалок (более 2000 га). Естественно, большинство из них не соответствуют экологическим нормам. Современных полигонов ТБО на территории республики всего 42, из них 36 построены на средства республиканского бюджета и расположены в крупных городах и населенных пунктах республики — в местах наибольше­го образования отходов. Полигонов не хватает, часть действующих полиго­нов заполнена.

Проблемы, возникающие при организации сбора, вывоза отходов, перера­ботки и утилизации мусора, особенно актуальны для сельских поселений Республики Башкортостан. В основном проблемы решаются самостоятельно населением. В частности, имеются проблемы, связанные с отказом граждан, проживающих в индивидуальном жилом секторе, от заключения договора на вывоз мусора с соответствующими организациями.

Что касается городских округов и муниципальных районов, вопросы по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых от­ходов решаются согласно утвержденным генеральным схемам очистки тер­риторий, правилам благоустройства, правилам организации сбора и вывоза бытового мусора, отходов производства и потребления на территории муни­ципальных образований.

Белгородская область

В рамках реализации губернаторской программы по улучшению качества жизни белгородцев проблема сбора и утилизации отходов, образуемых на территории Белгородской области во всех отраслях экономики и жизненного пространства населения, является одной из самых значимых.

В настоящее время проблемы управления твердыми бытовыми и промыш­ленными отходами становятся все более острыми в связи с постоянным уве­личением объемов ТБО, потерей значительных площадей земельных участ­ков, используемых под полигоны для захоронения ТБО, незначительной долей отходов, используемых вторично или направляемых для дальнейшей перера­ботки, а главное — в связи с отсутствием единого комплексного подхода в процессе организации работы в сфере обращения с отходами.

Одним из способов уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и уменьшения площади использования полигонов для захоронения отходов являются технологии обращения с отходами с применением мусоро-сортировочных комплексов, с помощью которых представляется возможность отбора вторичного сырья для дальнейшего его направления на переработку с целью производства необходимых предметов для народного хозяйства из экономичного сырья.

Действующий в Белгороде мусоросортировочный комплекс ООО «ТК „Экотранс"» мощностью 100 тыс. тонн в год позволяет производить прием и сортировку любых видов твердых бытовых отходов за счет усовершенство­вания схемы загрузки отходов, заменив ручной способ загрузки на механизи­рованный способ с применением повышенной эстакады для выгрузки ТБО  и бункеров накопителей большого объема, что позволяет производить отбор более шестнадцати видов отходов: четыре вида бумаги и картона, три вида стеклобоя, пять видов пластика и пластмасс, три вида металлов, ветошь и др.

В 2009 году в Белгороде введена в эксплуатацию специализированная ус­тановка по переработке и стерилизации твердых медицинских отходов клас­са Б, В, Г (кроме ртутьсодержащих), в том числе шприцев, игл, перевязочно­го материала, тампонов, катетерв, мешков для крови, биологических культур, лабораторных образцов, хирургических остатков и других отходов. Данное оборудование — единственное в России: не является автоклавом, мусоросжи­гательной печью, не использует огонь и не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.

Постановлением правительства Белгородской области от 20 февраля 2012 года № 86-пп утверждена областная комплексная долгосрочная целевая программа «Создание технопарка по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Белгородской области на 2012-2023 годы».

В рамках программы планируется:

  • строительство пяти мусоросортировочных комплексов, позволяющих ежегодно производить сортировку около 3 млн м3 отходов, предварительно собранных на десяти
    мусороперегрузочных станциях, пять из которых будут оборудованы пунктами приема опасных отходов (отработанных ма­сел, люминесцентных и энергосберегающих ламп, шин и т. п.);
  • строительство комплексов по переработке отработанных масел, шин, пластика и полимеров;
  • строительство семи комплексов по переработке отходов производства и потребления методом высокотемпературной газификации с получением синтез-газа и последующей
    выработкой электроэнергии;
  • создание трех полигонов ТБО для неутилизируемых фракций отходов.

Строительство мусоросортировочных комплексов планируется произвес­ти на границе Белгорода и Белгородского района, в Яковлевском районе, в Старооскольском городском округе и еще двух районах Белгородской об­ласти (предположительно в Валуйском и Новооскольском районах).

Брянская область

В части опыта муниципальных образований по переработке ТБО хочется привести пример областного центра. Вопрос о строительстве мусороперерабатывающего завода в Брянске стал актуальным примерно десять лет назад, и с тех пор с регулярностью раз в два года объявлялся конкурс инвестицион­ных проектов по строительству такого завода и проведению работ по рекуль­тивации существующего полигона ТБО в поселке Большое Полпино. На территории Брянска ежегодно образуется около 1,2 млн м3 ТБО, город испы­тывает острую необходимость в решении вопросов, связанных с обезврежи­ванием и захоронением отходов. В итоге для решения проблемы с мусором в сентябре 2009 года создано ОАО «Чистая планета», основной задачей кото­рого является реализация инвестиционного проекта по строительству завода по сортировке, переработке отходов производства и потребления.

Первая очередь мусороперерабатывающего производства представляет со­бой завод по сортировке отходов, который был открыт в пос. Большое Пол­пино 25 сентября 2012 года. При выходе завода на полную мощность здесь будет сортироваться весь мусор областного центра. В дальнейшем в Большое

Полпино будут направляться и отходы из других территорий региона. Из поступившего мусора отбирается 20-30% (бумага, картон, стекло, пластико­вые бутылки, металл и т. д.) и продается специализированным предприяти­ям как сырье для глубокой переработки. Следующим этапом проекта станет запуск цеха по производству топлива из несортируемой части отходов (будет использоваться в тепличном комплексе).

Курганская область

Положительный опыт по борьбе с несанкционированными свалками и вы­возу мусора и ТБО из частного сектора наработан администрацией города Шадринск. С целью частичного решения данных проблем в настоящее время в городе внедряется система «желтых пакетов», о чем предметно говорилось на заседании правления СМО в сентябре текущего года. Жителям частного сектора было предложено складывать мусор в особые пакеты желтого цвета с логотипом организации, занимающейся вывозом отходов. В стоимость тары уже заложены расходы по транспортировке и утилизации ТБО. Каждый ме­сяц администрация города публикует в местной прессе график вывоза мусо­ра со всех улиц частного сектора. В зависимости от наполняемости машина проезжает по определенному району города один или два раза в неделю. Здесь же публикуется список магазинов, в которых можно приобрести ярко-желтые пакеты для мусора объемом 120 л (стоимостью 25 руб.) и 60 л (сто­имостью 17 руб.). Большого мусорного мешка семье из трех человек хватает в среднем на неделю, следовательно, в месяц вывоз мусора обойдется в 100 руб., что является не такой уж большой суммой за данную услугу. Администра­ция города постоянно пропагандирует систему «желтых пакетов» среди насе­ления: в Шадринске около 7200 домохозяйств, за два года действия к систе­ме подключились около 40% жителей частного сектора.

Аналогичная система вывоза мусора в специальных пакетах (стоимость — 14 руб.) применяется в г. Шумиха — центре Шумихинского района. Пакеты реализуются в киосках и магазинах города, вся выручка от продажи пакетов передается в местный бюджет для оплаты услуг по вывозу мусора. Отзывы населения положительные, в ближайшее время планируется расширить пе­речень улиц, с которых производится вывоз мусора в пакетах.

Курская область

В Курской области ежегодно образуется около 500 тыс. тонн твердых бытовых отходов, из которых около 30% приходится на областной центр. Во всех районах и городских округах области организована работа по сбо­ру, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, приняты правила бла­гоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территориях муниципаль­ных образований.

В практику работы муниципальных образований вошло систематическое информирование через печатные и электронные СМИ о состоянии окружаю­щей среды, благоустройстве и санитарном благополучии, организация и про­ведение мероприятий в рамках ежегодных дней защиты от экологической опасности, проведение месячников (декад) чистоты и благоустройства, про­ведение конкурсов «самый благоустроенный населенный пункт, улица, двор». Ежегодно в течение весенне-летнего периода в области ликвидируется около тысячи несанкционированных свалок, с которых вывозится порядка 5 тыс. м3 отходов.

Положительный опыт работы есть в муниципальном образовании г. Кур­чатов, где создано ООО АТХ «Курчатов-Парк», построена межмуниципаль­ная сортировочная линия ТБО производительностью 100 тыс. тонн в год, куда поставляются отходы из районов северной и северо-западной части об­ласти. Прорабатываются вопросы строительства аналогичного завода в Кур­ске и других зонах региона.

Ленинградская область

Транспортирование отходов является относительно автономным инфра­структурным комплексом, где хозяйствующие субъекты прежде всего ориен­тированы на получение прибыли. При этом данные работы представляют собой неразрывную технологическую цепочку «сбор и вывоз отходов»: фор­ма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции ма­шин для их транспортировки, технологии сбора (смешанный, раздельный и т. п.) и других обстоятельств. Учитывая экономическую нецелесообраз­ность транспортирования ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния (более 50 км), приходится констатировать, что рынок услуг по вывозу ТБО является практически закрытым для межмуниципальных пере­возок. Если в целом для области рынок услуг по транспортированию ТБО является высоко-конкурентным (максимальная доля рынка 3%), то на уров­не районов это, безусловно, монополизированный сегмент (тип «локальных монополий»). В 2011 году на территории области регулярной перевозкой отходов занимались около 120 организаций (в 2004 году — 322).

Отличительной особенностью транспортирования отходов является по­стоянный рост тарифов, связанный как с инфляционными процессами, так и с политикой самих организаций, поскольку данный тип тарифа не являет­ся регулируемым. На стоимость транспортирования ТБО влияют следующие факторы:

  • суточные объемы образования ТБО;
  • конфигурация дорожной сети и развитие транспортной инфраструкту­ры поселения;
  • технологические факторы (применяемые технические средства и мето­ды транспортного обслуживания, загрузка дорожной сети);
  • архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;
  • экономические возможности поселения.

Следствием является крайне высокий разброс тарифов на транспортиро­вание отходов как между организациями-перевозчиками, так и по муници­пальным районам области: от 48 до 1190 руб./м3 (средневзвешенный тариф по области составил в 2011 году 256 руб./м3). Пониженные тарифы харак­терны, как правило, для тех случаев, когда транспортировщик является од­новременно оператором полигона ТБО или узкоспециализированной, осна­щенной спецтехникой организацией («Спецтрансы»).

Для размещения отходов производства и потребления на территории Ле- нинградской области расположены 38 объектов размещения отходов, вклю­ченных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Эксплуатирующие организации девятнадцати из них обладают лицензиями I в том числе на размещение твердых бытовых отходов, образуемых населени- ем. В целом Ленинградская область обеспечена лицензированными мощнос­тями по приему и размещению всех муниципальных ТБО, образующихся на | ее территории. Однако в связи с неравномерностью расположения полигонов по территории, муниципальный оборот ТБО полностью обеспечен в десяти районах и частично в трех районах. Не обеспечены или обеспечены мощнос­тями размещения по временной схеме четыре района. Начиная с 2012 года, строительство новых полигонов планируется осуществлять на основе механизма государственно-частного партнерства.

Правительством области разработана и введена в эксплуатацию информа­ционно-аналитическая система «Отходы», включающая базу данных по об­ращению с твердыми бытовыми отходами, образуемыми населением Ленин­градской области. Органы местного самоуправления (МСУ) поселений ежеквартально отчитываются по образованию, транспортировке и размеще­нию отходов, образуемых населением, по платежам в данной сфере (плате населения и выплатам организациям-перевозчикам и организациям, эксплу­атирующим объекты размещения отходов), а также об установленных орга­нами МСУ нормах образования отходов, тарифах на вывоз и размещение отходов для населения и специализированных организаций.

В результате анализа полученных данных ежеквартально и по итогам года составляется баланс отходов и финансовых потоков в сфере обращения с ТБО в разрезе муниципальных поселений, районов и области в целом. НАС «Отходы» явля­ется одним из инструментов, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений, позволяет выявлять проблемные вопросы и территории.

Итоги мониторинга обращения с твердыми бытовыми отходами населения за 2011 год следующие.

1.В 179 поселениях (88%) Ленинградской области разработана и утверж­дена органами местного самоуправления Генеральная схема очистки терри­торий населенных пунктов. Нормы образования отходов населением утверж­дены органами местного самоуправления в 95% поселений. Варьирование значений норм образования крайне велико, средняя же норма образования твердых бытовых отходов по области составляет 1,44 м3/чел./год для благо­устроенного жилого фонда и 1,54 м3/чел./год для неблагоустроенного жило­го фонда.

2.Тарифы на сбор и вывоз отходов для населения установлены в 198 посе­лениях первого уровня. Среднегодовой тариф, по которому население оплачи­вает услугу по сбору и вывозу ТБО, составил 1,96 руб./м3 в месяц для жителей благоустроенного фонда и 2,07 руб./м3 в месяц для жителей неблагоустроен­ного фонда, значения колебались от 0,2 руб./м3 до 6,83 руб./м3 в месяц.

3.Всего населением Ленинградской области за 2011  год образовано 2,7 млн м3 твердых бытовых отходов. Сверхнормативный объем ТБО соста­вил примерно 300 тыс. м3 (то есть фактическое размещение отходов населе­ния превысило нормативное образование отходов на 13%). Разница обуслов­лена в основном двумя причинами: превышением собранного объема ТБО в городских поселениях за счет попадания в муниципальную контейнерную сеть сбора отходов малообъемных отходов сторонних коммерческих органи­заций и отходов санитарного благоустройства территорий и тем, что в лет­ний период в муниципальный оборот включаются отходы сезонного населе­ния пригородных районов.

4.Более 88% образовавшихся твердых бытовых отходов населения разме­щено на лицензированных объектах. На несанкционированных (не имеющих
разрешительной документации) свалках в 2011 году размещено 320 тыс. м3 муниципальных ТБО, что составляет 11,9% от общего объема образовавшихся отходов населения. Для сравнения — в 2010 году на несанкционированных свалках размещались 16,1% образовавшихся отходов населения, в 2009 году — 24,8%. Общий баланс лицензированных мощностей Ленинградской области по приему отходов (более 6 млн. м3/год) в два раза перекрывает годовой объем образования муниципальных ТБО, однако имеющиеся полигоны рас­пределены по территории области неравномерно, что является причиной раз­мещения отходов населения в ряде районов на постоянно действующих, не имеющих разрешительной документации свалках.

5.Суммарные затраты поселений на утилизацию ТБО — 823 млн руб., профицит платежной базы составил 58 млн руб., но с учетом расходов на ликвидацию несанкционированных свалок затраты примерно равны платежной базе. В целом по Ленинградской области затраты на утилизацию муни­ципальных ТБО (выплаты организациям за транспортировку и размещение отходов) обеспечиваются платежами населения, бюджет по всем кварталам незначительно, но профицитный.

6.Тарифы на захоронение (размещение) ТБО установлены для организа­ций, оказывающих данные услуги. Средний тариф на размещение ТБО на санкционированных объектах по Ленинградской области за 2011 год соста­вил 96,2 руб./м3 (в 2010 году - 81,1 руб./м3).

7.Удельные затраты на утилизацию ТБО резко отличаются между поселе­ниями, что свидетельствует о различной экономической эффективности орга­низации оборота ТБО. При этом доля затрат на сбор и транспортировку отходов составляет от 66 до 74%, затрат на размещение — от 26 до 34%. Как элемент технологического цикла утилизации отходов именно транспорти­ровка ТБО формирует наибольшие текущие затраты.

8.За 2011 год ликвидировано 974 несанкционированных свалок объемом 892 м3. Общий объем затрат местных бюджетов на их ликвидацию составил 12,6 млн руб.

В целом ситуацию с выполнением органами местного самоуправления пол­номочий в сфере обращения с отходами за 2011 года можно характеризовать как удовлетворительную, однако следует отметить некоторые нерешенные вопросы:

  • администрациями муниципальных поселений уделяется крайне мало внимания организации межмуниципального сотрудничества в сфере обра­щения с отходами;
  • имеет место слабое внедрение в цикл обращения с ТБО современных технологий на стадии сбора и вывоза отходов (уплотнение, сортировка, мусороперегрузочные площадки);
  • в большей части малых сельских населенных пунктов, где проживает менее 200 человек, сбор и вывоз ТБО не организован (там был бы целесо­образен «бестарный» способ — индивидуальный сбор и периодический вывоз укрепленных полиэтиленовых мешков объемом 50 л);
  • мусороперегрузочные станции могут представлять, хотя и не везде, вы­годное решение с позиций затрат, поскольку стоимость тонно-километра перевозки грузов контейнеровозами гораздо ниже, чем «стандартными» мусороуборочными машинами.

Нижегородская область

В целях улучшения экономической обстановки в Нижегородской области разработана и реализуется ОЦП «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в НО на 2009-2014 годы. Центральное звено этой программы — переход области на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами на стадии их сбора транспортирования и утилизации. Программой предусмотрены централизация и укрупнение объектов разме­щения отходов, сокращение их количества с 246 существующих свалок до девяти полигонов ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов. Кроме того, программа пре­дусматривает двухэтапную систему сбора отходов путем использования мусороперегрузочных станций для доставки ТБО из отдельных районов на объект переработки, а также рекультивацию всех действующих свалок. Каждый по­строенный межмуниципальный полигон ТБО будет оснащен мусоросортировочным заводом, чтобы 60-70% мусора возвращать в экономику.

Тульская область

На территории муниципального образования город Новомосковск распо­ложен городской полигон проектной вместимостью 7650 тыс. тонн, средний годовой объем: 330 тыс. тонн. Данный полигон ТБО эксплуатируется в соот­ветствии с СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и со­держанию полигонов для твердых бытовых отходов» и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным требованиям. Для рационального сбора ТБО на территории муниципального образования в 2011 году дополнительно установлено 111 бункеров объемом 8 м3. В ре­зультате реорганизации утилизацию ТБО и крупногабаритного мусора на территории жилого фонда производят управляющие компании (их десять) на основании заключенных договоров со специализированной организацией. Это позволило значительно сократить число обращений граждан по вопро­сам содержания контейнерных площадок и вывоза мусора.

В целях обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, улучшения охраны окружающей среды сбор ТБО производится по централизованной планово-регулярной схеме специализи­рованного предприятия НМУП «Районное благоустройство, ремонт дорог и тротуаров». Спецавтотранспорт выходит на уборку ежедневно в строгом со­ответствии с утвержденными маршрутами и графиками. В 2011 году админи­страцией муниципального образования был приобретен мусоровоз КО-4704-01 на шасси КАМАЗ. Данная единица оснащена эффективным механизмом уп­лотнения отходов, что позволяет более рационально обслуживать террито­рии населенных пунктов муниципального образования.

Также с целью улучшения экологической обстановки планируется органи­зация второго полигона ТБО на территории мкр. Сокольники. В настоящее время подписано межмуниципальное соглашение между администрацией муниципального образования город Новомосковск, администрацией муни­ципального образования город Донской и администрацией муниципального образования город Кимовск, в рамках которого подразумевается разработка генеральной схемы по очистке территорий вышеуказанных муниципальных образований от отходов производства и потребления.

В завершение следует отметить, что вопрос о поддержке инициати­вы СМО Калужской области о перераспределении нормативов отчисле­ний от платы за негативное воздействие на окружающую среду будет решен Президиумом ОКМО.

По метериалам журнала "Муниципальная Россия"