Из его письма следует, что ежегодно в Калужской области образуется 1,8 млн тонн ТБО, что составляет около 95% всех ежегодно образующихся отходов. Большая часть образовавшихся отходов в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках, так как в области отсутствуют объекты по переработке отходов и их обезвреживанию. При этом за первое полугодие 2012 года в данном субъекте Российской Федерации было выявлено 386 несанкционированных свалок на общей площади 42,4 га; анализ размещения несанкционированных свалок показал, что наибольшее их количество расположено на землях населенных пунктов (76,4%) и на землях сельскохозяйственного назначения (14%). Для того чтобы решить проблемы с размещением ТБО, органам местного самоуправления необходимо:
- принять меры для приведения деятельности по обращению с отходами в соответствие с экологическими требованиями, в том числе провести необходимые мероприятия по исключению негативного воздействия на окружающую среду;
- принять дополнительные меры по организации утилизации и переработки отходов, в том числе путем создания новых полигонов и предприятий;
- дополнительно оборудовать контейнерные площадки в достаточном количестве на территории поселений и обеспечить вывоз ТБО на санкционированную свалку с необходимой регулярностью;
- организовать стационарные приемные пункты ртутьсодержащих отходов;
- организовать экологическую подготовку муниципальных служащих.
В письме отмечается, что реализация всех этих мероприятий требует значительных затрат средств местных бюджетов. Решить проблему, по мнению СМО Калужской области, могло бы перераспределение нормативов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Для этого предлагается два варианта:
- внести изменения в часть 2 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ в части установления норматива зачисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 80% и исключения абзаца 6 части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса;
- дать органам государственной власти субъектов Российской Федерации право на установление дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В целях определения актуальности темы, а также выявления отношения органов МСУ к предложению СМО Калужской области исполнительной дирекцией ОКМО был организован опрос, участие в котором приняли советы 23 регионов России (Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Дагестан, Забайкальского, Приморского, Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Иркутской, Костромской, Курганской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областей, Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа).
Опрос показал, что проблема организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и мусора актуальна для всех субъектов Российской Федерации, советы муниципальных образований которых приняли в нем участие.
Например, СМО Ульяновской области обращает внимание на то, что «недостаточность финансирования муниципальных образований Ульяновской области приводит к невозможности исполнения в полном объеме полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и мусора, за что, в свою очередь, администрации муниципальных образований... привлекают к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ». В свою очередь, СМО Республики Адыгея пишет о том, что «на руках у глав муниципальных образований находятся судебные решения о необходимости в кратчайшие сроки создать и оборудовать полигоны для хранения и сортировки с последующей утилизацией твердых бытовых отходов. Затраты для исполнения решений требуются многомиллионные, а таких денег в местных бюджетах в основном нет. В поселениях частично вопрос с организацией сбора и вывоза мусора и отходов решился за счет закупки за средства республиканского бюджета необходимой техники, однако у многих муниципальных образований не хватает собственных средств на содержание техники и людей, работающих в этой сфере».
Поэтому девятнадцать из 23 СМО поддержали инициативу СМО Калужской области об установлении норматива зачисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 80% (четыре других совета не сформулировали свою позицию в отношении данного предложения). Так, СМО Курганской области по итогам анализа ответов глав двенадцати районов региона делает вывод о том, что «проблема сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в частном секторе является крайне актуальной. Практически все ответившие респонденты предложенные изменения Бюджетного кодекса РФ считают целесообразными и потенциально эффективными, поскольку перераспределение нормативов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду и увеличение объема доходов местных бюджетов позволило бы принять дополнительные меры по организации сбора, утилизации и переработки ТБО, в том числе путем создания новых оборудованных свалок и полигонов. Только один из опрошенных глав районов считает предложенное перераспределение нормативов... обоснованным, но малоэффективным для своего района ввиду малого удельного веса указанных сборов в доходной части районного бюджета».
Ряд советов, поддержав инициативу СМО Калужской области, выступил с «особым мнением»:
Во-первых, СМО Костромской области сообщил о предложении зачислять соответствующие средства не только в бюджеты районов, но и бюджеты поселений, по 40% в каждый.
С аналогичным предложением выступил СМО Республики Адыгея, который предложил «норматив отчислений в 20% от общего объема поступившей платы за негативное воздействие на окружающую среду зачислять в бюджеты поселений, так как они занимаются вопросами бесперебойного сбора и вывоза ТБО на санкционированные свалки и это поможет им в обеспечении поселений контейнерными площадками, другим оборудованием, а также проводить комплекс мероприятий в этом направлении».
Во-вторых, СМО Оренбургской области обратил внимание на то, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы обращения и утилизации отходов, устарело. Сфера отходов не отнесена к приоритетным в господдержке малого и среднего бизнеса. Ослаблен госконтроль за учетом образования и размещения отходов. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят тринадцать лет назад. Вместе с тем в Государственной думе РФ во втором чтении рассмотрен законопроект № 584399-5, в соответствии с которым предлагается внести изменения в Федеральный закон. Изменения направлены на создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Кроме того, уточняются полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами. Согласно законопроекту, юридические лица и индивидуальные предприниматели — производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования, обязаны обеспечить ее прием и оплату залоговой цены. Предлагаемая мера позволит сократить количество отходов, направляемых на захоронение, и будет способствовать экономии материальных и природных ресурсов. Особо следует сказать о возможности использования механизмов саморегулирования в области обращения с отходами, которые будут способствовать формированию отходоперерабатывающей отрасли.
· В-третьих, СМО Тульской области дополнительно предложил рассмотреть «возможность отмены взимания платы с населения за негативное воздействие на окружающую среду, так как данная составляющая включена в стоимость утилизации ТБО и ведет к росту тарифов за жилищно-коммунальное обслуживание. Кроме того, остро стоит необходимость увеличения административных штрафов за организацию стихийных свалок как физическими, так и юридическими лицами».
· В-четвертых, как сообщает СМО Республики Башкортостан, ряд муниципальных образований предлагают наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных нормативов отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты, что позволит пополнять бюджеты муниципальных образований за счет дополнительных отчислений:
· 1.от доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
· 2.доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
· 3.отчислений от штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнении предписаний антимонопольного органа;
· 4.штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Наконец, представляется важным обратить внимание на позицию исполнительного аппарата СМО Новгородской области и ряда глав муниципальных образований Ростовской области.
Так, исполнительный аппарат СМО Новгородской области в своем письме пишет о том, что проведенный им опрос показал, что главы муниципальных образований региона поддерживают инициативу СМО Калужской области, однако результаты опроса... свидетельствуют лишь о нехватке у органов местного самоуправления собственных средств на выполнение полномочий в рамках решения вопроса местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и всесторонне не отражают последствий, которые могут наступить в случае внесения предлагаемых изменений в БК РФ.
Согласно БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду, как вид неналоговых доходов, зачисляется по следующим нормативам: 20% в федеральный бюджет и по 40% в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных районов (или городских округов). Перераспределение неналоговых доходов в данной сфере приведет к перераспределению полномочий, связанных с охраной окружающей среды, а именно к передаче муниципальным образованиям полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, что может стать непосильной ношей для органов местного самоуправления.
В свою очередь, СМО Ростовской области сообщил о том, что, по мнению некоторых муниципалитетов, формулировка СМО Калужской области может внести дисбаланс в систему финансирования природоохранных мероприятий и мероприятий по обращению с отходами на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1996 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ отнесены в числе прочего проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами. Увеличение до 80% доли отчислений за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных образований за счет аннулирования аналогичной статьи поступления средств в бюджеты субъектов приведет к уменьшению объемов финансирования, направляемых на решение комплексных региональных проблем в сфере обращения с отходами и охраны окружающей среды.
По мнению этих муниципалитетов, более целесообразным представляется наделение органов МСУ функциями муниципального контроля в сфере обращения с отходами, поскольку отсутствие административного контроля приводит к многочисленным нарушениям природоохранного законодательства и законодательства об обращении с отходами.
Таким образом, суть данной позиции в том, что перераспределение платы за негативное воздействие на окружающую среду должно повлечь за собой изменение и набора компетенций, осуществляемых за их счет, то есть если субъекты Российской Федерации перестанут получать эти доходы, то симметричным образом они перестанут участвовать в организации сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора. У муниципалов есть большие опасения, что доходы, которые муниципальные образования получат от перераспределения платы за негативное воздействие на окружающую среду, не смогут обеспечить решение рассматриваемой проблемы при условии прекращения участия региональной власти в соответствующих процессах.
Приведем выдержки из нескольких сообщений советов муниципальных образований, полученных в рамках настоящего опроса.
Республика Башкортостан
Решать проблемы в области безопасного обращения с отходами призвана республиканская целевая программа «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» на 2011-2020 годы. На первом этапе программы планируется проведение эксперимента по раздельному сбору твердых бытовых отходов в населенных пунктах, создание генеральных схем очистки территорий муниципальных районов, городских округов и республики в целом, начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территориях муниципальных районов. На втором этапе — реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных материальных ресурсов, ликвидация мест несанкционированного размещения отходов. Реализуется Концепция обращения с отходами производства и потребления, которая была принята в 2008 году на период до 2012 года. По данным министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на территории республики функционируют порядка трех тысяч свалок (более 2000 га). Естественно, большинство из них не соответствуют экологическим нормам. Современных полигонов ТБО на территории республики всего 42, из них 36 построены на средства республиканского бюджета и расположены в крупных городах и населенных пунктах республики — в местах наибольшего образования отходов. Полигонов не хватает, часть действующих полигонов заполнена.
Проблемы, возникающие при организации сбора, вывоза отходов, переработки и утилизации мусора, особенно актуальны для сельских поселений Республики Башкортостан. В основном проблемы решаются самостоятельно населением. В частности, имеются проблемы, связанные с отказом граждан, проживающих в индивидуальном жилом секторе, от заключения договора на вывоз мусора с соответствующими организациями.
Что касается городских округов и муниципальных районов, вопросы по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов решаются согласно утвержденным генеральным схемам очистки территорий, правилам благоустройства, правилам организации сбора и вывоза бытового мусора, отходов производства и потребления на территории муниципальных образований.
Белгородская область
В рамках реализации губернаторской программы по улучшению качества жизни белгородцев проблема сбора и утилизации отходов, образуемых на территории Белгородской области во всех отраслях экономики и жизненного пространства населения, является одной из самых значимых.
В настоящее время проблемы управления твердыми бытовыми и промышленными отходами становятся все более острыми в связи с постоянным увеличением объемов ТБО, потерей значительных площадей земельных участков, используемых под полигоны для захоронения ТБО, незначительной долей отходов, используемых вторично или направляемых для дальнейшей переработки, а главное — в связи с отсутствием единого комплексного подхода в процессе организации работы в сфере обращения с отходами.
Одним из способов уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и уменьшения площади использования полигонов для захоронения отходов являются технологии обращения с отходами с применением мусоро-сортировочных комплексов, с помощью которых представляется возможность отбора вторичного сырья для дальнейшего его направления на переработку с целью производства необходимых предметов для народного хозяйства из экономичного сырья.
Действующий в Белгороде мусоросортировочный комплекс ООО «ТК „Экотранс"» мощностью 100 тыс. тонн в год позволяет производить прием и сортировку любых видов твердых бытовых отходов за счет усовершенствования схемы загрузки отходов, заменив ручной способ загрузки на механизированный способ с применением повышенной эстакады для выгрузки ТБО и бункеров накопителей большого объема, что позволяет производить отбор более шестнадцати видов отходов: четыре вида бумаги и картона, три вида стеклобоя, пять видов пластика и пластмасс, три вида металлов, ветошь и др.
В 2009 году в Белгороде введена в эксплуатацию специализированная установка по переработке и стерилизации твердых медицинских отходов класса Б, В, Г (кроме ртутьсодержащих), в том числе шприцев, игл, перевязочного материала, тампонов, катетерв, мешков для крови, биологических культур, лабораторных образцов, хирургических остатков и других отходов. Данное оборудование — единственное в России: не является автоклавом, мусоросжигательной печью, не использует огонь и не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.
Постановлением правительства Белгородской области от 20 февраля 2012 года № 86-пп утверждена областная комплексная долгосрочная целевая программа «Создание технопарка по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Белгородской области на 2012-2023 годы».
В рамках программы планируется:
- строительство пяти мусоросортировочных комплексов, позволяющих ежегодно производить сортировку около 3 млн м3 отходов, предварительно собранных на десяти
мусороперегрузочных станциях, пять из которых будут оборудованы пунктами приема опасных отходов (отработанных масел, люминесцентных и энергосберегающих ламп, шин и т. п.); - строительство комплексов по переработке отработанных масел, шин, пластика и полимеров;
- строительство семи комплексов по переработке отходов производства и потребления методом высокотемпературной газификации с получением синтез-газа и последующей
выработкой электроэнергии; - создание трех полигонов ТБО для неутилизируемых фракций отходов.
Строительство мусоросортировочных комплексов планируется произвести на границе Белгорода и Белгородского района, в Яковлевском районе, в Старооскольском городском округе и еще двух районах Белгородской области (предположительно в Валуйском и Новооскольском районах).
Брянская область
В части опыта муниципальных образований по переработке ТБО хочется привести пример областного центра. Вопрос о строительстве мусороперерабатывающего завода в Брянске стал актуальным примерно десять лет назад, и с тех пор с регулярностью раз в два года объявлялся конкурс инвестиционных проектов по строительству такого завода и проведению работ по рекультивации существующего полигона ТБО в поселке Большое Полпино. На территории Брянска ежегодно образуется около 1,2 млн м3 ТБО, город испытывает острую необходимость в решении вопросов, связанных с обезвреживанием и захоронением отходов. В итоге для решения проблемы с мусором в сентябре 2009 года создано ОАО «Чистая планета», основной задачей которого является реализация инвестиционного проекта по строительству завода по сортировке, переработке отходов производства и потребления.
Первая очередь мусороперерабатывающего производства представляет собой завод по сортировке отходов, который был открыт в пос. Большое Полпино 25 сентября 2012 года. При выходе завода на полную мощность здесь будет сортироваться весь мусор областного центра. В дальнейшем в Большое
Полпино будут направляться и отходы из других территорий региона. Из поступившего мусора отбирается 20-30% (бумага, картон, стекло, пластиковые бутылки, металл и т. д.) и продается специализированным предприятиям как сырье для глубокой переработки. Следующим этапом проекта станет запуск цеха по производству топлива из несортируемой части отходов (будет использоваться в тепличном комплексе).
Курганская область
Положительный опыт по борьбе с несанкционированными свалками и вывозу мусора и ТБО из частного сектора наработан администрацией города Шадринск. С целью частичного решения данных проблем в настоящее время в городе внедряется система «желтых пакетов», о чем предметно говорилось на заседании правления СМО в сентябре текущего года. Жителям частного сектора было предложено складывать мусор в особые пакеты желтого цвета с логотипом организации, занимающейся вывозом отходов. В стоимость тары уже заложены расходы по транспортировке и утилизации ТБО. Каждый месяц администрация города публикует в местной прессе график вывоза мусора со всех улиц частного сектора. В зависимости от наполняемости машина проезжает по определенному району города один или два раза в неделю. Здесь же публикуется список магазинов, в которых можно приобрести ярко-желтые пакеты для мусора объемом 120 л (стоимостью 25 руб.) и 60 л (стоимостью 17 руб.). Большого мусорного мешка семье из трех человек хватает в среднем на неделю, следовательно, в месяц вывоз мусора обойдется в 100 руб., что является не такой уж большой суммой за данную услугу. Администрация города постоянно пропагандирует систему «желтых пакетов» среди населения: в Шадринске около 7200 домохозяйств, за два года действия к системе подключились около 40% жителей частного сектора.
Аналогичная система вывоза мусора в специальных пакетах (стоимость — 14 руб.) применяется в г. Шумиха — центре Шумихинского района. Пакеты реализуются в киосках и магазинах города, вся выручка от продажи пакетов передается в местный бюджет для оплаты услуг по вывозу мусора. Отзывы населения положительные, в ближайшее время планируется расширить перечень улиц, с которых производится вывоз мусора в пакетах.
Курская область
В Курской области ежегодно образуется около 500 тыс. тонн твердых бытовых отходов, из которых около 30% приходится на областной центр. Во всех районах и городских округах области организована работа по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, приняты правила благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территориях муниципальных образований.
В практику работы муниципальных образований вошло систематическое информирование через печатные и электронные СМИ о состоянии окружающей среды, благоустройстве и санитарном благополучии, организация и проведение мероприятий в рамках ежегодных дней защиты от экологической опасности, проведение месячников (декад) чистоты и благоустройства, проведение конкурсов «самый благоустроенный населенный пункт, улица, двор». Ежегодно в течение весенне-летнего периода в области ликвидируется около тысячи несанкционированных свалок, с которых вывозится порядка 5 тыс. м3 отходов.
Положительный опыт работы есть в муниципальном образовании г. Курчатов, где создано ООО АТХ «Курчатов-Парк», построена межмуниципальная сортировочная линия ТБО производительностью 100 тыс. тонн в год, куда поставляются отходы из районов северной и северо-западной части области. Прорабатываются вопросы строительства аналогичного завода в Курске и других зонах региона.
Ленинградская область
Транспортирование отходов является относительно автономным инфраструктурным комплексом, где хозяйствующие субъекты прежде всего ориентированы на получение прибыли. При этом данные работы представляют собой неразрывную технологическую цепочку «сбор и вывоз отходов»: форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технологии сбора (смешанный, раздельный и т. п.) и других обстоятельств. Учитывая экономическую нецелесообразность транспортирования ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния (более 50 км), приходится констатировать, что рынок услуг по вывозу ТБО является практически закрытым для межмуниципальных перевозок. Если в целом для области рынок услуг по транспортированию ТБО является высоко-конкурентным (максимальная доля рынка 3%), то на уровне районов это, безусловно, монополизированный сегмент (тип «локальных монополий»). В 2011 году на территории области регулярной перевозкой отходов занимались около 120 организаций (в 2004 году — 322).
Отличительной особенностью транспортирования отходов является постоянный рост тарифов, связанный как с инфляционными процессами, так и с политикой самих организаций, поскольку данный тип тарифа не является регулируемым. На стоимость транспортирования ТБО влияют следующие факторы:
- суточные объемы образования ТБО;
- конфигурация дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры поселения;
- технологические факторы (применяемые технические средства и методы транспортного обслуживания, загрузка дорожной сети);
- архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;
- экономические возможности поселения.
Следствием является крайне высокий разброс тарифов на транспортирование отходов как между организациями-перевозчиками, так и по муниципальным районам области: от 48 до 1190 руб./м3 (средневзвешенный тариф по области составил в 2011 году 256 руб./м3). Пониженные тарифы характерны, как правило, для тех случаев, когда транспортировщик является одновременно оператором полигона ТБО или узкоспециализированной, оснащенной спецтехникой организацией («Спецтрансы»).
Для размещения отходов производства и потребления на территории Ле- нинградской области расположены 38 объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Эксплуатирующие организации девятнадцати из них обладают лицензиями I в том числе на размещение твердых бытовых отходов, образуемых населени- ем. В целом Ленинградская область обеспечена лицензированными мощностями по приему и размещению всех муниципальных ТБО, образующихся на | ее территории. Однако в связи с неравномерностью расположения полигонов по территории, муниципальный оборот ТБО полностью обеспечен в десяти районах и частично в трех районах. Не обеспечены или обеспечены мощностями размещения по временной схеме четыре района. Начиная с 2012 года, строительство новых полигонов планируется осуществлять на основе механизма государственно-частного партнерства.
Правительством области разработана и введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система «Отходы», включающая базу данных по обращению с твердыми бытовыми отходами, образуемыми населением Ленинградской области. Органы местного самоуправления (МСУ) поселений ежеквартально отчитываются по образованию, транспортировке и размещению отходов, образуемых населением, по платежам в данной сфере (плате населения и выплатам организациям-перевозчикам и организациям, эксплуатирующим объекты размещения отходов), а также об установленных органами МСУ нормах образования отходов, тарифах на вывоз и размещение отходов для населения и специализированных организаций.
В результате анализа полученных данных ежеквартально и по итогам года составляется баланс отходов и финансовых потоков в сфере обращения с ТБО в разрезе муниципальных поселений, районов и области в целом. НАС «Отходы» является одним из инструментов, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений, позволяет выявлять проблемные вопросы и территории.
Итоги мониторинга обращения с твердыми бытовыми отходами населения за 2011 год следующие.
1.В 179 поселениях (88%) Ленинградской области разработана и утверждена органами местного самоуправления Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов. Нормы образования отходов населением утверждены органами местного самоуправления в 95% поселений. Варьирование значений норм образования крайне велико, средняя же норма образования твердых бытовых отходов по области составляет 1,44 м3/чел./год для благоустроенного жилого фонда и 1,54 м3/чел./год для неблагоустроенного жилого фонда.
2.Тарифы на сбор и вывоз отходов для населения установлены в 198 поселениях первого уровня. Среднегодовой тариф, по которому население оплачивает услугу по сбору и вывозу ТБО, составил 1,96 руб./м3 в месяц для жителей благоустроенного фонда и 2,07 руб./м3 в месяц для жителей неблагоустроенного фонда, значения колебались от 0,2 руб./м3 до 6,83 руб./м3 в месяц.
3.Всего населением Ленинградской области за 2011 год образовано 2,7 млн м3 твердых бытовых отходов. Сверхнормативный объем ТБО составил примерно 300 тыс. м3 (то есть фактическое размещение отходов населения превысило нормативное образование отходов на 13%). Разница обусловлена в основном двумя причинами: превышением собранного объема ТБО в городских поселениях за счет попадания в муниципальную контейнерную сеть сбора отходов малообъемных отходов сторонних коммерческих организаций и отходов санитарного благоустройства территорий и тем, что в летний период в муниципальный оборот включаются отходы сезонного населения пригородных районов.
4.Более 88% образовавшихся твердых бытовых отходов населения размещено на лицензированных объектах. На несанкционированных (не имеющих
разрешительной документации) свалках в 2011 году размещено 320 тыс. м3 муниципальных ТБО, что составляет 11,9% от общего объема образовавшихся отходов населения. Для сравнения — в 2010 году на несанкционированных свалках размещались 16,1% образовавшихся отходов населения, в 2009 году — 24,8%. Общий баланс лицензированных мощностей Ленинградской области по приему отходов (более 6 млн. м3/год) в два раза перекрывает годовой объем образования муниципальных ТБО, однако имеющиеся полигоны распределены по территории области неравномерно, что является причиной размещения отходов населения в ряде районов на постоянно действующих, не имеющих разрешительной документации свалках.
5.Суммарные затраты поселений на утилизацию ТБО — 823 млн руб., профицит платежной базы составил 58 млн руб., но с учетом расходов на ликвидацию несанкционированных свалок затраты примерно равны платежной базе. В целом по Ленинградской области затраты на утилизацию муниципальных ТБО (выплаты организациям за транспортировку и размещение отходов) обеспечиваются платежами населения, бюджет по всем кварталам незначительно, но профицитный.
6.Тарифы на захоронение (размещение) ТБО установлены для организаций, оказывающих данные услуги. Средний тариф на размещение ТБО на санкционированных объектах по Ленинградской области за 2011 год составил 96,2 руб./м3 (в 2010 году - 81,1 руб./м3).
7.Удельные затраты на утилизацию ТБО резко отличаются между поселениями, что свидетельствует о различной экономической эффективности организации оборота ТБО. При этом доля затрат на сбор и транспортировку отходов составляет от 66 до 74%, затрат на размещение — от 26 до 34%. Как элемент технологического цикла утилизации отходов именно транспортировка ТБО формирует наибольшие текущие затраты.
8.За 2011 год ликвидировано 974 несанкционированных свалок объемом 892 м3. Общий объем затрат местных бюджетов на их ликвидацию составил 12,6 млн руб.
В целом ситуацию с выполнением органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами за 2011 года можно характеризовать как удовлетворительную, однако следует отметить некоторые нерешенные вопросы:
- администрациями муниципальных поселений уделяется крайне мало внимания организации межмуниципального сотрудничества в сфере обращения с отходами;
- имеет место слабое внедрение в цикл обращения с ТБО современных технологий на стадии сбора и вывоза отходов (уплотнение, сортировка, мусороперегрузочные площадки);
- в большей части малых сельских населенных пунктов, где проживает менее 200 человек, сбор и вывоз ТБО не организован (там был бы целесообразен «бестарный» способ — индивидуальный сбор и периодический вывоз укрепленных полиэтиленовых мешков объемом 50 л);
- мусороперегрузочные станции могут представлять, хотя и не везде, выгодное решение с позиций затрат, поскольку стоимость тонно-километра перевозки грузов контейнеровозами гораздо ниже, чем «стандартными» мусороуборочными машинами.
Нижегородская область
В целях улучшения экономической обстановки в Нижегородской области разработана и реализуется ОЦП «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в НО на 2009-2014 годы. Центральное звено этой программы — переход области на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами на стадии их сбора транспортирования и утилизации. Программой предусмотрены централизация и укрупнение объектов размещения отходов, сокращение их количества с 246 существующих свалок до девяти полигонов ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов. Кроме того, программа предусматривает двухэтапную систему сбора отходов путем использования мусороперегрузочных станций для доставки ТБО из отдельных районов на объект переработки, а также рекультивацию всех действующих свалок. Каждый построенный межмуниципальный полигон ТБО будет оснащен мусоросортировочным заводом, чтобы 60-70% мусора возвращать в экономику.
Тульская область
На территории муниципального образования город Новомосковск расположен городской полигон проектной вместимостью 7650 тыс. тонн, средний годовой объем: 330 тыс. тонн. Данный полигон ТБО эксплуатируется в соответствии с СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным требованиям. Для рационального сбора ТБО на территории муниципального образования в 2011 году дополнительно установлено 111 бункеров объемом 8 м3. В результате реорганизации утилизацию ТБО и крупногабаритного мусора на территории жилого фонда производят управляющие компании (их десять) на основании заключенных договоров со специализированной организацией. Это позволило значительно сократить число обращений граждан по вопросам содержания контейнерных площадок и вывоза мусора.
В целях обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, улучшения охраны окружающей среды сбор ТБО производится по централизованной планово-регулярной схеме специализированного предприятия НМУП «Районное благоустройство, ремонт дорог и тротуаров». Спецавтотранспорт выходит на уборку ежедневно в строгом соответствии с утвержденными маршрутами и графиками. В 2011 году администрацией муниципального образования был приобретен мусоровоз КО-4704-01 на шасси КАМАЗ. Данная единица оснащена эффективным механизмом уплотнения отходов, что позволяет более рационально обслуживать территории населенных пунктов муниципального образования.
Также с целью улучшения экологической обстановки планируется организация второго полигона ТБО на территории мкр. Сокольники. В настоящее время подписано межмуниципальное соглашение между администрацией муниципального образования город Новомосковск, администрацией муниципального образования город Донской и администрацией муниципального образования город Кимовск, в рамках которого подразумевается разработка генеральной схемы по очистке территорий вышеуказанных муниципальных образований от отходов производства и потребления.
В завершение следует отметить, что вопрос о поддержке инициативы СМО Калужской области о перераспределении нормативов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду будет решен Президиумом ОКМО.
По метериалам журнала "Муниципальная Россия"