Организационная работа по осуществлению перехода на оказание муниципальных услуг в электронном виде
С 2010 г. в Петрозаводске создана и действует рабочая группа по переводу муниципальных услуг в электронный вид. Результатом ее работы стали План перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг администрацией Петрозаводского городского округа и подведомственными ей муниципальными учреждениями, План администрации Петрозаводского городского округа по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг, План-график разработки административных регламентов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг в рамках перехода на предоставление в электронном виде муниципальных функций (услуг) администрацией Петрозаводского городского округа и подведомственными ей муниципальными учреждениями. Все эти планы и график успешно реализуются в Петрозаводске. Существенную помощь в согласовании административных регламентов оказывает городская прокуратура.
По всем муниципальным услугам утверждены административные регламенты. Разработка регламентов по государственным услугам, предоставляемым в рамках переданных полномочий, ведется исполнительными органами государственной власти Республики Карелия. Возникающие вопросы решаются в рамках межведомственного взаимодействия. Представители администрация городского округа активно работают в составе Комиссии по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Карелия, рабочей группы по организации обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия.
Нормативная и финансовая база для перехода на оказание муниципальных услуг в электронном виде
Сформирована и развивается муниципальная нормативная база, необходимая для реализации перехода на оказание муниципальных услуг в электронном виде.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 28.01.2011 № 190 утверждена муниципальная целевая программа "Электронный Петрозаводск" на 2011-2016 гг.
Эта программа - действенный инструмент реализации административной реформы, направленной на достижение следующих целей:
- модернизация системы предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности антикоррупционных мер в муниципальном управлении.
Таким образом, очевидно, что программа «Электронный Петрозаводск» ограничена собственными рамками, а пронизывает все сферы деятельности администрации, в т. ч. позволяет координировать текущую деятельность по развитию информационной сети администрации.
Общий бюджет программы - 24,3 млн руб., вт. ч. в 2011 г. - 6,48 млн, в 2012-м -4,5 млн. В числе других мероприятий в 2011 и 2012 гг. была проведена работа, без которой невозможны разработка и внедрение технологий предоставления муниципальных услуг в электронном виде, в частности:
- выполнено обследование технической инфраструктуры и используемых программных технологий администрации Петрозаводского городского округа, административных процессов исполнения муниципальных услуг, функциональных процессов информационного взаимодействия с населением, хозяйствующими субъектами и органами власти в рамках предоставления муниципальных услуг;
- разработаны организационные схемы взаимодействия и координации при предоставлении муниципальных услуг в электронном виде с учетом необходимости внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и техническое задание на создание информационных систем поддержки оказания услуг в электронном виде по 25 услугам. В 2012 г. эта работа завершена еще по 23 услугам.
Перечисленные мероприятия позволят в 2013 г. закупить и внедрить систему поддержки оказания муниципальных услуг в электронном виде (разработка технического задания на данную систему сейчас находится на завершающей стадии). Важнейшее требование администрации города к этой системе - возможность без программирования и соответственно с минимальными затратами переводить муниципальные услуги в электронный вид.
Часть муниципальных услуг централизованно переводится в электронный вид за счет бюджета Республики Карелия, так как Петрозаводский городской округ является пилотным в реализации этой программы.
Доступ к получению в электронном виде услуг, предоставляемых администрацией города, граждане смогут осуществлять через три точки доступа:
- портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации;
- портал государственных и муниципальных услуг Республики Карелия;
- раздел "Электронные услуги" на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа, на главной странице которого размещена "кнопка"быстрого перехода в данный раздел.
Межведомственное взаимодействие при переходе на оказание муниципальных услуг в электронном виде
Петрозаводский городской округ - один из двух пилотных муниципальных образований, определенный для обеспечения выполнения срочных работ по исполнению Плана мероприятий Республики Карелия по переходу на межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утв. распоряжением правительства Республики Карелия от 11.П.2011 №657р-П. Для администрации города организация межведомственного взаимодействия - составная часть масштабной работы по развитию системы предоставления муниципальных услуг и государственных услуг по переданным полномочиям, которая проводится на основании закона Республики Карелия в рамках внедрения в республике системы электронного взаимодействия в ходе административной реформы.
Налажено эффективное межведомственное электронное взаимодействие администрации города с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной кадастровой палатой.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"при предоставлении любых государственных или муниципальных услуг администрация не вправе требовать от заявителя ряда документов, в т. ч. выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Раньше граждане самостоятельно должны были представлять такие данные в администрацию Петрозаводска для того, чтобы, к примеру, получить следующие услуги:
- предоставление земельных участков;
- подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков;
- прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В целом в администрации г. Петрозаводска 22 муниципальные и государственные услуги, по которым требуются сведения Росреестра. Теперь сведения, содержащиеся в ЕГРП и Государственном кадастре недвижимости, самостоятельно запрашиваются по каналам межведомственного взаимодействия в электронном виде. Информация предоставляется в т. ч. в виде кадастровых паспортов, кадастровых выписок на земельные участки, выписок из ЕГРИП.
Для получения этих документов администрацией города были закуплены электронные цифровые подписи, отработан механизм получения документов специалистами администрации. Сведения теперь поступают в администрацию Петрозаводска в короткие сроки: от нескольких часов до пяти дней.
Таким образом, межведомственное взаимодействие способствует упрощению процедур и уменьшению числа личных обращений граждан в различные инстанции. Электронное взаимодействие набирает темп: только за первые полтора месяца администрацией Петрозаводска было получено более 750 ответов на запросы необходимых сведений.
Администрация городского округа уже более полугода использует доступ к федеральным информационным ресурсам. Получение открытых и общедоступных сведений, содержащихся в федеральной базе данных государственного реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, с использованием сети Интернет для формирования запросов из базы данных, содержащей информацию о государственной регистрации юридических и физических лиц, и получения выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРП в онлайн - режиме, что избавляет заявителей муниципальных услуг от необходимости предоставлять эти документы самостоятельно.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: В реестр муниципальных услуг и функций Петрозаводского городского округа на бумажном носителе включено 94 услуги, из них 34 - услуги с межведомственным взаимодействием. Из общего количества услуг - 69 муниципальных, 25 государственных. В план перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг включено 66 услуг. В настоящее время обеспечивается предоставление в электронном виде восьми муниципальных услуг:
- прием обращений и представление ответов на обращение граждан;
- предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;
- перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое;
- прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения;
- выдача разрешений на строительство;
- утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
- прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
- предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. В конце 2012 г. добавилось еще пять услуг.
Электронная приемная
Для предоставления в электронном виде услуги "Прием обращений граждан и представление ответов на обращение граждан "разработана и внедрена информационная система "Электронная приемная". Гражданин может отслеживать этапы прохождения его запроса, что повышает качество и доступность информации, предоставляемой заявителю, улучшает взаимодействие с жителями городского округа. Заявитель имеет возможность наблюдать на странице сайта в реальном времени изменение статуса обращения. Кроме того, уведомление о поступлении обращения, а также подготовленный ответ поступают на адрес электронной почты (в случае его указания). Если гражданин не имеет электронной почты или просто не указал ее адрес, информация о прохождении обращения доступна заявителю через защищенный доступ на самом сайте. Система позволяет делать выборки и проводить мониторинг обращений, поступающих через "Электронную приемную", по количеству, тематике и другим показателям. Нельзя не отметить повышение востребованности у граждан данной услуги в электронном виде.
ДЛЯ СПРАВКИ: В 'Электронную приемную" подано обращений и получено ответов: в 2010 г. - 613; в 2011 г. -1240; за 10 месяцев 2012 г. -1216.
Доля обращений, поступивших через "Электронную приемную" в общем количестве обращений, поступивших по различным каналам, %: 2010 г.-6,13; 2011 г.-9,28; 9 месяцев 2012 г.-9,12.
Система "Дошкольник"
Разработана и внедрена информационная система поддержки оказания в электронном виде муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. Основная задача системы "Дошкольник"- обеспечить жителям Петрозаводска комфортные и необременительные условия для получения информации о муниципальной услуге, для представления необходимых документов и, что самое важное для родителей, осуществления мониторинга процесса предоставления услуги.
Система "Дошкольник" обеспечивает возможность формирования электронного заявления для постановки на очередь в детский сад, учет очередности устройства детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее - МДОУ) и предоставление гражданам возможности открытого доступа к информации по вопросам приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. Система предусматривает возможность указания имеющихся льгот и предпочтений по выбору МДОУ, а также и прикрепления файлов с отсканированными копиями подтверждающих документов. Информационный ресурс предоставляет открытый доступ к формируемым статистическим данным: количеству заявлений, их распределению по возрастным группам и наличию льгот, количеству выданных направлений и другой информации.
ДЛЯ СПРАВКИ: Количество принятых заявлений через систему "Дошкольник": 2010 г. - 38 (система была внедрена в декабре 2010 г.); 2011 г. - 609; 10 месяцев 2012 г. - 414.
Система обеспечивает максимальную защиту от вмешательства т. н. человеческого фактора - никто из специалистов не может незамеченно внести какие-либо изменения, поскольку каждый родитель видит, какие операции производились с данными по его очередности. Это самое важное, потому что до внедрения системы у общественности периодически возникали сомнения в справедливости продвижения очереди в детские дошкольные учреждения. Необходимо было дать гражданам уверенность в том, что зачисление детей в детские сады производится исключительно с соблюдением требований законодательства.
Предоставление услуг в электронном виде - это в первую очередь вопрос не технологий, а перевода на новый уровень взаимоотношений власти и граждан в целях обеспечения доверия и стабильности.
По нашему мнению, централизованное предоставление на безвозмездной основе типовых решений для внедрения их на уровень органов местного самоуправления (для предоставления услуг в электронном виде и ведения ведомственных информационных систем) коренным образом могло бы помочь им удовлетворить запросы жителей, упростить процедуры и уменьшить число личных обращений граждан в различные инстанции.