Оказание муниципальных услуг в электронном виде: опыт Петрозаводска

Тип: статья

 Организационная работа по осуществлению перехода на оказание муниципальных услуг в электронном виде

С 2010 г. в Петрозаводске создана и действует рабочая группа по переводу му­ниципальных услуг в электронный вид. Результатом ее работы стали План перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг администрацией Пе­трозаводского городского округа и подведомственными ей муниципальными учреж­дениями, План администрации Петрозаводского городского округа по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг, План-график разработки административных регламентов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг в рамках перехода на предостав­ление в электронном виде муниципальных функций (услуг) администрацией Петро­заводского городского округа и подведомственными ей муниципальными учрежде­ниями. Все эти планы и график успешно реализуются в Петрозаводске. Существенную помощь в согласовании административных регламентов оказывает городская про­куратура.

По всем муниципальным услугам утверждены административные регламенты. Разработка регламентов по государственным услугам, предоставляемым в рамках переданных полномочий, ведется исполнительными органами государственной вла­сти Республики Карелия. Возникающие вопросы решаются в рамках межведомствен­ного взаимодействия. Представители администрация городского округа активно работают в составе Комиссии по развитию информационного общества и формиро­ванию электронного правительства в Республике Карелия, рабочей группы по орга­низации обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодей­ствие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия.

Нормативная и финансовая база для перехода на оказание муниципальных услуг в электронном виде

Сформирована и развивается муниципальная нормативная база, необходимая для реализации перехода на оказание муниципальных услуг в электронном виде.

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 28.01.2011 № 190 утверждена муниципальная целевая программа "Электронный Петрозаводск" на 2011-2016 гг.

Эта программа - действенный инструмент реализации административной ре­формы, направленной на достижение следующих целей:

  • модернизация системы предоставления муниципальных услуг;  
  • повышение эффективности антикоррупционных мер в муниципальном управ­лении.

Таким образом, очевидно, что программа  «Электронный Петрозаводск» огра­ничена собственными рамками, а пронизывает все сферы деятельности администра­ции, в т. ч. позволяет координировать текущую деятельность по развитию информа­ционной сети администрации.

Общий бюджет программы - 24,3 млн руб., вт. ч. в 2011 г. - 6,48 млн, в 2012-м -4,5 млн. В числе других мероприятий в 2011 и 2012 гг. была проведена работа, без которой невозможны разработка и внедрение технологий предоставления муниципальных услуг в электронном виде, в частности:

  • выполнено обследование технической инфраструктуры и используемых про­граммных технологий администрации Петрозаводского городского округа, ад­министративных процессов исполнения муниципальных услуг, функциональных процессов информационного взаимодействия с населением, хозяйствующими субъектами и органами власти в рамках предоставления муниципальных услуг;
  • разработаны организационные схемы взаимодействия и координации при пре­доставлении муниципальных услуг в электронном виде с учетом необходимости внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и техническое задание на создание информационных систем поддержки оказа­ния услуг в электронном виде по 25 услугам. В 2012 г. эта работа завершена еще по 23 услугам.

Перечисленные мероприятия позволят в 2013 г. закупить и внедрить систему поддержки оказания муниципальных услуг в электронном виде (разработка техни­ческого задания на данную систему сейчас находится на завершающей стадии). Важ­нейшее требование администрации города к этой системе - возможность без про­граммирования и соответственно с минимальными затратами переводить муници­пальные услуги в электронный вид.

Часть муниципальных услуг централизованно переводится в электронный вид за счет бюджета Республики Карелия, так как Петрозаводский городской округ явля­ется пилотным в реализации этой программы.

Доступ к получению в электронном виде услуг, предоставляемых администра­цией города, граждане смогут осуществлять через три точки доступа:

  • портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации;
  • портал государственных и муниципальных услуг Республики Карелия;
  • раздел "Электронные услуги" на официальном сайте администрации Петро­заводского городского округа, на главной странице которого размещена "кнопка"быстрого перехода в данный раздел. 

Межведомственное взаимодействие при переходе на оказание муниципальных услуг в электронном виде

Петрозаводский городской округ - один из двух пилотных муниципальных об­разований, определенный для обеспечения выполнения срочных работ по исполне­нию Плана мероприятий Республики Карелия по переходу на межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муници­пальных услуг, утв. распоряжением правительства Республики Карелия от 11.П.2011 №657р-П. Для администрации города организация межведомственного взаимодей­ствия - составная часть масштабной работы по развитию системы предоставления муниципальных услуг и государственных услуг по переданным полномочиям, которая проводится на основании закона Республики Карелия в рамках внедрения в респу­блике системы электронного взаимодействия в ходе административной реформы.

Налажено эффективное межведомственное электронное взаимодействие адми­нистрации города с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной кадастровой палатой.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об ор­ганизации предоставления государственных и муниципальных услуг"при предостав­лении любых государственных или муниципальных услуг администрация не вправе требовать от заявителя ряда документов, в т. ч. выписки из Единого государственно­го реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Раньше граждане самостоятельно должны были представлять такие данные в администрацию Петро­заводска для того, чтобы, к примеру, получить следующие услуги:

  • предоставление земельных участков;
  • подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков;
  • прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В целом в администрации г. Петрозаводска 22 муниципальные и государственные услуги, по которым требуются сведения Росреестра. Теперь сведения, содержащиеся в ЕГРП и Государственном кадастре недвижимости, самостоятельно запрашиваются по каналам межведомственного взаимодействия в электронном виде. Информация предоставляется в т. ч. в виде кадастровых паспортов, кадастровых выписок на зе­мельные участки, выписок из ЕГРИП.

Для получения этих документов администрацией города были закуплены элек­тронные цифровые подписи, отработан механизм получения документов специали­стами администрации. Сведения теперь поступают в администрацию Петрозаводска в короткие сроки: от нескольких часов до пяти дней.

Таким образом, межведомственное взаимодействие способствует упрощению про­цедур и уменьшению числа личных обращений граждан в различные инстанции. Электрон­ное взаимодействие набирает темп: только за первые полтора месяца администрацией Петрозаводска было получено более 750 ответов на запросы необходимых сведений.

Администрация городского округа уже более полугода использует доступ к фе­деральным информационным ресурсам. Получение открытых и общедоступных све­дений, содержащихся в федеральной базе данных государственного реестра инди­видуальных предпринимателей и юридических лиц, с использованием сети Интернет для формирования запросов из базы данных, содержащей информацию о государ­ственной регистрации юридических и физических лиц, и получения выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРП в онлайн - режиме, что избавляет заявителей муниципальных услуг от необхо­димости предоставлять эти документы самостоятельно.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: В реестр муниципальных услуг и функций Петрозаводского городского округа на бумажном носителе включено 94 услуги, из них 34 - услуги с межведомственным взаимодействием. Из общего количества услуг - 69 муниципальных, 25 государственных. В план перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг включено 66 услуг. В настоящее время обеспечивается предоставление в электронном виде восьми муниципальных услуг:

  • прием обращений и представление ответов на обращение граждан;
  • предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;
  • перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое;
  • прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и перепла­нировки жилого помещения;
  • выдача разрешений на строительство;
  • утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
  • прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреж­дения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образо­вания (детские сады);
  • предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. В конце 2012 г. добавилось еще пять услуг. 

Электронная приемная 

Для предоставления в электронном виде услуги "Прием обращений граждан и представление ответов на обращение граждан "разработана и внедрена информа­ционная система "Электронная приемная". Гражданин может отслеживать этапы про­хождения его запроса, что повышает качество и доступность информации, предо­ставляемой заявителю, улучшает взаимодействие с жителями городского округа. Заявитель имеет возможность наблюдать на странице сайта в реальном времени изменение статуса обращения. Кроме того, уведомление о поступлении обращения, а также подготовленный ответ поступают на адрес электронной почты (в случае его указания). Если гражданин не имеет электронной почты или просто не указал ее адрес, информация о прохождении обращения доступна заявителю через защищенный доступ на самом сайте. Система позволяет делать выборки и проводить мониторинг обращений, поступающих через "Электронную приемную", по количеству, тематике и другим показателям. Нельзя не отметить повышение востребованности у граждан данной услуги в электронном виде.

ДЛЯ СПРАВКИ: В 'Электронную приемную" подано обращений и получено ответов: в 2010 г. - 613; в 2011 г. -1240; за 10 месяцев 2012 г. -1216.

Доля обращений, поступивших через "Электронную приемную" в общем количестве об­ращений, поступивших по различным каналам, %: 2010 г.-6,13; 2011 г.-9,28; 9 месяцев 2012 г.-9,12.

Система "Дошкольник"

Разработана и внедрена информационная система поддержки оказания в элек­тронном виде муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и за­числению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образова­тельную программу дошкольного образования. Основная задача системы "Дошколь­ник"- обеспечить жителям Петрозаводска комфортные и необременительные условия для получения информации о муниципальной услуге, для представления необходимых документов и, что самое важное для родителей, осуществления мони­торинга процесса предоставления услуги.

Система "Дошкольник" обеспечивает возможность формирования электронно­го заявления для постановки на очередь в детский сад, учет очередности устройства детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее - МДОУ) и предоставление гражданам возможности открытого доступа к информации по во­просам приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. Система предусматривает возможность указания имею­щихся льгот и предпочтений по выбору МДОУ, а также и прикрепления файлов с от­сканированными копиями подтверждающих документов. Информационный ресурс предоставляет открытый доступ к формируемым статистическим данным: количеству заявлений, их распределению по возрастным группам и наличию льгот, количеству выданных направлений и другой информации.

ДЛЯ СПРАВКИ: Количество принятых заявлений через систему "Дошкольник": 2010 г. - 38 (система была внедрена в декабре 2010 г.); 2011 г. - 609; 10 месяцев 2012 г. - 414.

Система обеспечивает максимальную защиту от вмешательства т. н. человече­ского фактора - никто из специалистов не может незамеченно внести какие-либо изменения, поскольку каждый родитель видит, какие операции производились с данными по его очередности. Это самое важное, потому что до внедрения системы у об­щественности периодически возникали сомнения в справедливости продвижения очереди в детские дошкольные учреждения. Необходимо было дать гражданам уве­ренность в том, что зачисление детей в детские сады производится исключительно с соблюдением требований законодательства.

Предоставление услуг в электронном виде - это в первую очередь вопрос не технологий, а перевода на новый уровень взаимоотношений власти и граждан в це­лях обеспечения доверия и стабильности.

По нашему мнению, централизованное предоставление на безвозмездной основе типовых решений для внедрения их на уровень органов местного самоуправления (для предоставления услуг в электронном виде и ведения ведомственных информационных систем) коренным образом могло бы помочь им удовлетворить запросы жителей, упро­стить процедуры и уменьшить число личных обращений граждан в различные инстанции.

Н.И. Левин, мэр г. Петрозаводска