Взвешенные решения в управлении МКД

Тип: статья

Вопросов накопилось очень много, готовых решений нет. От­веты власть будет искать сообща: члены правительства и законо­датели выслушают представителей регионов и экспертов".

Такие жесткие оценки ситуации, сложившейся в сфере управ­ления объектами недвижимости, полностью совпали с выступле­ниями большинства участников конференции, состоявшейся в Сочи в ноябре 2012 г. Общероссийская конференция из цикла "Законо­дательное обеспечение и правоприменительная практика управ­ления объектами жилой и нежилой городской недвижимости", ответственным организатором которой является Общероссийское объединение "Российская жилищная федерация" при поддержке членов Комитета по вопросам собственности и Экспертного со­вета Государственной Думы, а также Высшей школы приватизации и предпринимательства, стала традиционной и проводилась уже в девятый раз. Но никогда еще атмосфера, отражающая настроения участников обсуждений, приехавших сюда с разных концов стра­ны - буквально от Владивостока до Калининграда, не была столь напряженной. Руководители и ведущие специалисты региональных органов управления жилищной сферой, законодательных и кон­трольных структур, управляющих организаций с болью говорили о тяжелых последствиях принятия непродуманных решений, ко­торые подвели жилищно-коммунальную сферу к опасной черте. Особенно пагубными стали изменения, внесенные в законодатель­ные и нормативные акты в последние полтора года, - начало им положили новые Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Эти Правила и принятые следом нормативные акты имели одну направленность - создать наиболее благоприятные условия для предприятий коммунального комплекса, но не учитывали при этом интересы остальных участников еще формирующегося рын­ка жилищно-коммунальных услуг - управляющих организаций и жителей, которые имеют не только обязанности собственников жилья, но и права потребителей коммунальных услуг. Эти права, которые прежде защищались нормами публичного договора с поставщиками ресурсов, были практически ликвидированы путем введения посредников в двусторонние отношения равно­правных субъектов. Роль посредника заставили исполнять УО, возложив на них странную в условиях рынка функцию - перепро­давать жителям коммунальные ресурсы, купленные у поставщиков, причем по одной и той же цене, что неизбежно приводит к убыт­кам (если не прибегать к припискам и прочим неприглядным приемам).

Теперь не так важно установить личности тех, кто лоббировал эти изменения, которые нанесли огромный ущерб развитию на­стоящих, а не искусственных рыночных отношений в сфере управ­ления МКД. Необходимо как можно быстрее устранить ограни­чения, созданные на этом пути, что позволит отбросить за нена­добностью многие "новации" последних месяцев (например, пресловутое "расщепление" платежей, необходимость в котором отпадет, если плата за потребленные ресурсы будет поступать от жителей непосредственно коммунальным предприятиям).

Участники конференции высказали критические замечания по всему комплексу вопросов, поставленных на обсуждение: в от­ношении правового статуса и условий содержания объектов общего имущества МКД (многие технические подвалы по-прежнему отчуждены, что препятствует обслуживанию инженерных систем зданий); по вопросам порядка осуществления государственного надзора и контрольных функций жилищных инспекций (их непо­мерное расширение без адекватного роста численности); о не­обходимости немедленной корректировки новой системы рас­четов за коммунальные ресурсы (нормативы отопления квартир приравнены к нормативам якобы отопления подвалов и чердаков, общедомовые расходы найдены даже в канализации, а приборы учета электроэнергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов оказались ненужными и выведены из расчетов).

Были обсуждены также наиболее актуальные вопросы дня - законопроекты, предусматривающие дополнение Жилищного кодекса статьями о капитальном ремонте зданий и введении обязательного саморегулирования (куда включена волюнтарист­ская поправка об обязательном вступлении в СРО некоммерческих организаций жилищной сферы - ТСЖ и ЖСК, которые не могут вступить туда, не изменив свой правовой статус на статус пред­принимателя). Как подтвердила практика, скоропалительное решение о создании советов во всех МКД не получает достаточ­ного распространения. Не были установлены материальные стимулы для лица, возглавляющего совет и исполняющего весьма важные функции, не установлена обязательность создания в со­ставе совета ревизионной комиссии, без заключения которой ежегодные отчеты УО не могут быть представлены общему со­бранию собственников.

                                                                                                      РЕЗОЛЮЦИЯ

IX Общероссийской сочинской конференции

"Законодательное обеспечение и правоприменительная

практика управления объектами жилой и нежилой

городской недвижимости" 1-5 ноября 2012 г.

Символично, что день открытия Конференции со­впал с Всемирным днем Хабитат - Днем жилищных условий, который согласно решению Организации Объ­единенных Наций отмечается во всех странах — членах ООН. В России День Хабитат широко не отмечается, а между тем ситуация, сложившаяся в жилищной сфере в последнее время, наглядно выявила острую необходи­мость привлечения общественного мнения к ее обсуж­дению и преодолению. Участники Конференции отме­тили актуальность проведенных дискуссий, которые прошли в полном соответствии с целями Дня Хабитат.

Текущий момент отличается особо бурной активно­стью чиновников отрасли, которые только за восемь месяцев 2012 г. обеспечили выпуск восьми нормативных актов (в т. ч. только в августе было принято три поста­новления федерального правительства, из которых два вносят назревшие коррективы в ранее принятые поста­новления, фактически приостанавливая их действие на срок до двух лет). При этом за весь 2011 г. введено восемь нормативных актов, ранее изменений было еще меньше: в 2010 г. принято три новых документа, в 2009 г. - один.

Многие принятые документы вызывают серьезную критику, которая в значительной степени явилась ре­зультатом несоблюдения чиновниками указания Президента России: заранее обсуждать подготовленные проекты с общественными организациями и специали­стами. Совершенно очевидно, что некоторые нововве­дения дадут негативные последствия и приведут к на­пряженности и конфликтам в жилищной сфере.

Наибольшее беспокойство в обществе вызвали но­вые законопроекты по изменению финансирования капитального ремонта зданий, по введению саморегу­лирования деятельности всех, кто содержит объекты недвижимости, проекты положений о формах работы жилищной инспекции и о составе обязательных работ при эксплуатации МКД. Практика применения новых документов уже сейчас сопровождается огромным ко­личеством жалоб на нарушение прав и интересов жи­телей — членов ТСЖ, ЖСК, а также потребителей коммунальных услуг, которые потеряли юридическую защиту органов Роспотребнадзора.

Участники конференции рекомендуют

В отношении проблем законодательного обеспе­чения:

  • в целях более успешного реформирования сло­жившейся системы ЖКХ приостановить принятие новых нормативных актов, сосредоточив внимание на устранении недостатков ранее принятых документов (в т. ч. положений, противоречащих законодательству) и на более глубоком изучении их специалистами и жи­телями;
  • возложить на органы местного самоуправления обязанность по организации обучения жителей, пре­жде всего членов советов МКД, об их правах и обязан­ностях, о новых функциях контрольных органов в ус­ловиях саморегулирования и жилищного надзора;
  • внести изменения в регламент работы комитетов Государственной Думы, направленные на более внима­тельное рассмотрение законопроектов, вносимых за­конодательными органами субъектов РФ, подготовлен­ных органами местного самоуправления;
  • в целях обеспечения единообразного подхода к решению вопросов владения и пользования общим имуществом МКД привести положения действующего законодательства в соответствие с формулировками инструкции Минюста России от 14.02.2007 № 29 о по­рядке регистрации прав общей долевой собственности на объекты общего имущества МКД;
  • предусмотреть разработку нормативного акта, определяющего в рамках гражданского законодатель­ства правовой статус нежилых помещений в МКД, включая вопросы оплаты, использования общего иму­щества, взаимодействия с жителями и др.;
  • Минрегиону России разработать и утвердить по­ложение о статусе помещений, входящих в состав об­щего имущества, которое предусматривает исключение из реестров муниципального имущества технических и подсобных помещений в МКД и недопустимость их продажи в частную собственность;
  • Правительству РФ рассмотреть вопрос об отне­сении нормативных документов, устанавливающих порядок предоставления жилищных и коммунальных услуг, к законодательству по защите прав потребителей и возложении контроля за соблюдением прав потреби­телей в данной сфере на органы Роспотребнадзора.

В отношении функций жилищного надзора.

В связи со значительным расширением функций госжилинспекции, не обеспеченных адекватным увеличе­нием численности инспекторов, считать необходимым отразить в новом положении — Порядке осуществления государственного жилищного надзора, следующее:

  • по решению инспекции ежегодная проверка мо­жет проводиться только в тех организациях, в деятель­ности которых систематически происходят существен­ные нарушения;
  • проверка протоколов решений общих собраний собственников или членов ТСЖ может проводиться только за последние три года, получение письменных объяснений и заполнение опросных листов собствен­никами допускается только при наличии согласия опрашиваемых лиц и одобрения таких действий реше­нием общего собрания;
  • за выполнением стандарта по раскрытию информации УО проводится после утверждения фор­мы раскрытия информации, разработанной согласно постановлению Правительства РФ от 21.08.2012 № 845;
  • порядок и условия проведения проверок, установ­ленных для УО и ТСЖ, не применяются в отношении ЖК и ЖСК;
  • соблюдение последовательности принятия мер при осуществлении систематического наблюдения ис­ходя из приоритета выполнения надзорных функций, направленных прежде всего на предупреждение и вы­явление нарушений, и только при продолжении нару­шений применение мер по их пресечению, включая штрафные санкции;
  • укрепление опоры госжилинспекторов на широ­кую общественность, включая создание групп обще­ственных жилищных инспекторов, действующих в рамках плана проверок;
  • усиление контроля за соблюдением установлен­ных требований при перепланировке жилых помеще­ний и переводе их в нежилые, включая обязательное наличие разрешения собственников жилого здания до разработки проекта реконструкции.

Просить Комитет Государственной Думы по кон­ституционному законодательству и государственному строительству рассмотреть вопрос о внесении измене­ний в КоАП РФ, в частности:

  • исключить из ст. 7.22 нарушения за переустрой­ ство и перепланировку жилых помещений с добавле­нием их в ст. 7.21, предусмотрев также санкции за на­рушения при переустройстве и перепланировке нежи­лых помещений в жилых домах, а также применение административных штрафов к должностным и юриди­ческим лицам, установленных ст. 7.22;
  • ст. 7.22 дополнить санкцией в форме дисквалифи­кации лиц, подвергнутых ранее административному наказанию за аналогичное административное правона­рушение;
  • в ст. 7.23.1 предусмотреть пониженный размер штрафов для некоммерческих организаций жилищной сферы (товариществ и кооперативов), управляющих, как правило, одним домом, в отличие от УО, которые эксплуатируют до 200-300 домов;
  • в ст. 20.4 (ч. 3, 4) предусмотреть при малозначи­тельных нарушениях норму в форме предупреждения (для любых юридических лиц установлен только штраф 150-200 тыс. руб.);
  • в ст. 7.19-7.23 уменьшить размеры штрафов, на­лагаемых на юридических лиц, так как фактически эти средства оплачиваются за счет средств собственников жилых помещений.

В отношении платы за коммунальные ресурсы, платы на общедомовые нужды.

Не допускать начисления таких платежей без ут­верждения решением общего собрания собственников дома (Правила содержания общего имущества в много­квартирном доме, ст. 39 ЖК РФ):

  • состава общего имущества дома с указанием раз­меров площадей;
  • общей площади жилых и нежилых помещений с указанием квартиры и литера;
  • экспертного заключения о размерах нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, методах и процедуры их определения (резуль­таты экспертизы могут служить основанием для обжа­лования решения об их утверждении в установленном порядке).

Минрегиону России рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. по­становлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 258, в частности:

  • принятие для расчета ресурса на общедомовые нужды величины площади помещений, входящих в со­став общего имущества МКД, не более 15% общей площади всех (жилых и нежилых) помещений в данном доме;
  • указание в платежном документе расчетной вели­чины (норматива) расхода каждого коммунального ре­сурса не только на дом, но и на квартиру (помещение), определенного в результате расчета по размерам пло­щадей данного дома;
  • использование показаний приборов учета элек­троэнергии на лифты и освещение мест общего поль­зования для ежемесячной корректировки норматива расхода электроэнергии на общедомовые нужды;
  • во избежание двойной оплаты внести разъяснения о порядке авансовых начислений с последующей кор­ректировкой по показаниям приборов учета;
  • предоставить право товариществам, кооперати­вам, советам домов установить порядок распределения сумм, оплаченных поставщикам, между жителями дан­ного дома;
  • внести в примерный договор с ресурсоснабжающей организацией право исполнителя коммунальных услуг определять свои полномочия решением собствен­ников (письмо Минфина России от 24.08.2012 № 03-11-06/2/114).

Министерствам и комитетам по ЖКХ субъек­тов РФ, администрациям муниципальных образований рекомендовать:

  • повышать уровень учета подачи ресурсов в дома с возможностью диспетчеризации и электронного вы­хода, что позволит на практике производить перерасчет при нарушениях подачи ресурса, установленный Пра­вилами предоставления коммунальных услуг;
  • ввести контроль транзитных платежей УО, уси­лить санкции;
  • проводить экспертизу тарифов, в т. ч. по отдель­ным домам и на стадии сметы.

В отношении введения саморегулирования дея­тельности по управлению недвижимостью:

  • исходя из опыта деятельности саморегулируемых организаций в сфере управления недвижимостью, при­нимая во внимание опыт работы СРО в строительстве, заключения по законопроекту, а также принимаемые законодателем акты по усилению государственного контроля данного вида деятельности, считать прежде­временным введение обязательного саморегулирова­ния при управлении объектами недвижимости, вклю­чая содержание жилья;
  • в целях проверки обоснованности предлагаемых условий при создании СРО (число участников, размер компенсационного фонда, текущие взносы) считать целесообразным проведение анализа других предложе­ний и вариантов, в т. ч. их широкое обсуждение с уча­стием всех заинтересованных лиц, включая жителей —основных потребителей услуг СРО.

В отношении советов МКД.

Опыт создания советов и организации их деятель­ности показал, что для их развития следует решить вопросы оплаты активных членов советов, а также обязательного их обучения с обеспечением финансиро­вания за счет бюджетных средств или расходов на управление домом.

Составлена редакционной комиссией на основании решения, принятого на заключительном заседании конференции 5 ноября 2012 г. участниками - руководи­телями ГЖИ, комитетов законодательных органов власти, управляющих организаций из 15 субъектов РФ.

Направлена в качестве предложений руководителям законодательных и исполнительных органов власти, прокуратуры, контрольно-надзорных государственных органов Российской Федерации.

Право собственности на общее имущество многоквартирного дома может принадлежать только собственникам помещений в этом доме, но не ТСЖ как юридическому лицу. Оно уполномочено действовать лишь в интересах собственников помещений в доме, которые и являются ма­териальными истцами по делу. Собственники помещений в доме должны предоставить ТСЖ право на обращение в суд с подобным иском.

На основании ст. 36 ЖК РФ право общей долевой собственности до­мовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы. К общему имуществу относятся поме­щения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в мно­гоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназна­чены для самостоятельного использования.

Постановление

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2009 № 12537/09

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) рассмотрел заявление Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о пересмо­тре в порядке надзора решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2009 по делу № А56-42253/2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2009 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, а также объяс­нения представителей участвующих в деле лиц, Пре­зидиум ВАС РФ установил следующее.

Товарищество собственников жилья "Черняховско­го, 51А" (далее - товарищество) обратилось в Арби­тражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - комитет) о признании права общей долевой собственности соб­ственников многоквартирного дома, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 51, лит. А, на подвальное помещение 7Н площадью 109,5 кв. м, кадастровый номер 78:31:1523:1:3:6, распо­ложенное по этому же адресу. В исковом заявлении товарищество указало, что выступает как законный представитель собственников жилого дома.

В качестве третьего лица, не заявляющего самосто­ятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее -управление инвентаризации).

Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2009 иск удовлет­ворен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 19.06.2009 оставил решение суда первой инстанции без изменения.

В заявлении, поданном в ВАС РФ, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора комитет просит их отменить, ссылаясь на нарушение арбитраж­ными судами единообразия в толковании и примене­нии норм права.

Как указывает комитет, спорное подвальное поме­щение было сформировано на площади бывших квар­тир, индивидуализировано и десятилетиями исполь­зовалось в качестве самостоятельного объекта недви­жимости в целях, не связанных с обслуживанием дома, - для размещения различных учреждений. С учетом изложенного комитет полагает, что вывод судов о распространении на это помещение правового режима общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренно­го ст. 36 ЖК РФ, является ошибочным.

В отзыве на заявление товарищество просит оста­вить упомянутые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присут­ствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум ВАС РФ считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Вывод суда первой инстанции о том, что спорное подвальное помещение принадлежит собственникам помещений (домовладельцам) многоквартирного жи­лого дома на праве общей долевой собственности в силу закона, обоснован результатами строительно-технической экспертизы, подтвердившей наличие в этом помещении инженерных коммуникаций и тех­нологического оборудования, предназначенных для обслуживания более одного помещения в жилом доме.

Аргументы комитета и управления инвентаризации относительно того, что данное помещение сформиро­вано на площади бывших квартир для самостоятельно­го функционального использования и использовалось в таком качестве с 1978 г., суд отклонил как не имеющие правового значения для целей применения названных правовых норм.

Суд отверг и довод комитета о пропуске срока ис­ковой давности, указав, что в данном случае в качестве материального истца в суде самостоятельно выступает товарищество. Оно создано 3 марта 2006 г., не могло узнать о нарушении своего права раньше, чем создано, и, обратившись в суд 23 октября 2007 г., трехлетний срок исковой давности не пропустило.

Суд кассационной инстанции согласился с дово­дами, оценкой обстоятельств, правильностью при­менения правовых норм и выводами суда первой инстанции.

Однако судами не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри кварти­ры, обслуживающее более одной квартиры, принадле­жат на праве общей долевой собственности собствен­никам квартир в многоквартирном доме.

В силу ст. 36 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначен­ные для обслуживания более одного помещения в дан­ном доме, принадлежат на праве общей долевой соб­ственности собственникам помещений в этом доме.

На основании п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая ор­ганизация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения,

пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в много­квартирном доме.

Согласно п. 8 ст. 138 ЖК РФ в обязанности товари­щества собственников жилья входит представление интересов собственников, в т. ч. в отношениях с тре­тьими лицами.

Таким образом, право собственности на общее имущество многоквартирного дома на основании законодательных положений может принадлежать только собственникам помещений в этом доме, но не товариществу собственников жилья как юриди­ческому лицу.

Из толкования во взаимосвязи названных норм следует, что, предъявляя в арбитражный суд иск о признании права общей долевой собственности, товарищество не могло иметь самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов его членов. Оно уполномочено действовать лишь в интересах собственников помещений в доме, которые и являются материальными истцами по делу.

Выводы судов о наличии у товарищества прав ма­териального истца и необходимости исчисления срока исковой давности с момента образования товарище­ства являются неверными. Товарищество участвует в подобных делах в качестве законного представителя собственников помещений.

При этом собственники помещений в доме должны предоставить товариществу право на об­ращение в суд с подобным иском. Однако в деле такие документы отсутствуют, и судами не прове­рялось, наделили ли собственники помещений не­обходимыми полномочиями товарищество.

Не обсуждался судами и вопрос о том, может ли товарищество, обязанное в силу закона представлять интересы всех собственников, от своего имени требо­вать признания права общей долевой собственности на объект недвижимости (часть дома), если право соб­ственности на него зарегистрировано за одним из собственников, которому принадлежит и часть жилых помещений в доме, о чем свидетельствует выписка из Реестра собственности Санкт-Петербурга, приобщен­ная к делу.

Кроме того, признавая спорный объект недви­жимости общей долевой собственностью, суды ис­ходили из результатов строительно-технической экспертизы и не учли иных критериев, в т. ч. право­вого характера, указанных в ст. 36 ЖК РФ.

На основании ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу дома, на которое возникает право общей долевой собственности домовладельцев, относятся в т. ч. межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, техниче­ские этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудова­ние (технические подвалы), а также крыши, огражда­ющие несущие и ненесущие конструкции дома, меха­ническое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за предела­ми или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, в силу прямого указания этой нормы право общей долевой собственности домо­владельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы.

Следовательно, проведение строительно-техниче­ской экспертизы, отвечающей только на вопрос о на­личии инженерных коммуникаций и оборудования в подвале или соответствующей части подвала, не дает оснований автоматически считать этот объект недви­жимости общей долевой собственностью домовладель­цев, отвечающей критериям ст. 36 ЖК РФ.

Между тем при назначении экспертизы по на­стоящему делу суд первой инстанции не ставил пе­ред экспертами вопрос о том, является ли спорная часть подвала технической, требующей постоянного открытого доступа к инженерному оборудованию для его эксплуатации и контроля. Не выяснил суд и условия эксплуатации упомянутых коммуникаций и оборудования с момента их установки (обновле­ния) с учетом размещения на площади спорного объекта недвижимости сначала жилых квартир, а затем учреждений.

Суд также не учел, что результаты экспертизы под­лежали правовой оценке исходя из нормативных тре­бований к определению состава инженерных коммуни­каций, входящих в общее имущество дома, предусмо­тренных Правительством РФ в постановлении от 13.08.2006 № 491.

Кроме того, к общему имуществу домовладель­цев относятся помещения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для са­мостоятельного использования. Они являются не­движимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, уста­новленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. 

При рассмотрении дела комитет представлял до­казательства того, что спорный объект (часть подвала) был сформирован из бывших квартир и использовался как самостоятельный объект недвижимости в целях, не связанных с обслуживанием других помещений (квартир) дома, еще до создания товарищества и воз­никновения права собственности на квартиры и комна­ты у жильцов дома.

Однако суд первой инстанции неосновательно от­верг указанные доводы и доказательства как не имею­щие правового значения.

В ходе рассмотрения дела в суде кассационной ин­станции отмеченные недостатки не восполнены и не устранены.

Таким образом, оспариваемые судебные акты под­лежат отмене в соответствии с п. 1 ст. 304 АПК РФ как нарушающие единообразие в толковании и примене­нии арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305, ст. 306 АПК РФ, Президиум ВАС РФ по­становил:

  • решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2009 по делу № А56-42253/2007 и постановление Федерального арбитраж­ного суда Северо-Западного округа от 19.06.2009 по тому же делу отменить.
  • Дело направить на новое рассмотрение в Арби­тражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Автор Г.А. Ломтев, генеральный директор Общероссийского объединения "Российская жилищная федерация", сопредседатель Союза потребителей России, почетный работник ЖКХ