Анализ ситуации в сельских поселениях Ульяновской области
На сегодняшний день на территории Ульяновской области 143 поселения: 31 городское, 112 сельских. Изначально сельские поселения формировались путем укрупнения ранее действующих сельсоветов. Это позволило оптимизировать систему муниципального управления.
В среднем на одно сельское поселение, которое является результатом объединения трех ранее действовавших сельсоветов, приходится шесть-семь населенных пунктов, численность населения каждого поселения составляет приблизительно 3,5 тыс. чел. Самое большое количество населенных пунктов -17 - располагается на территории Малохомутерского сельского поселения Барышского района.
В настоящее время во всех сельских поселениях главы местных администраций назначаются на контрактной основе, а главы муниципальных образований избираются из депутатов представительных органов местного самоуправления и исполняют полномочия их председателей. Практика показала, что подобный порядок формирования органов местного самоуправления себя оправдал и позволил избежать необходимости проводить досрочные выборы в поселениях.
Только за 2011 г. свой пост по разным обстоятельствам покинули 15 глав администраций сельских поселений Ульяновской области. Одна из основных причин досрочного прекращения полномочий - невысокий уровень оплаты труда при значительном уровне ответственности и большом количестве проверок со стороны контрольных органов, большинство из которых заканчивается вынесением штрафных санкций.
На сегодняшний день к ведению поселенческих властей относится 39 вопросов местного значения. В сельских поселениях выработана модель минимальной кадровой структуры для решения первоочередных вопросов и сохранения территориальных представительств в ранее действовавших сельсоветах. Эта структура предусматривает шесть муниципальных служащих и три технических работника (водитель, сторож, уборщица).
Не вызывала сомнения целесообразность сохранения территориальных представителей (администраторов) в населенных пунктах, где ранее размещались ликвидированные сельсоветы. Как правило, данные населенные пункты располагаются достаточно далеко от центра поселения, и администраторы выступают связующим звеном между администрацией поселения и жителями, обеспечивая решение первоочередных бытовых вопросов. Всего по области в настоящее время работают 256 администраторов населенных пунктов.
Учитывая недостаток самостоятельного опыта исполнения полномочий на поселенческом уровне, было принято решение о частичном делегировании полномочий от поселений на уровень муниципального района по соглашениям. Вместе с тем в ведении поселений остается еще целый комплекс вопросов, передача которых в район малоэффективна и нецелесообразна.
Среди них:
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и все сопутствующее полномочия;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; в обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; О организация благоустройства территории поселения.
Основные расходы местных бюджетов распределяются по следующим статьям: содержание органов местного самоуправления; содержание объектов культуры (около 40% бюджета поселения); беспрепятственное функционирование систем ЖКХ; благоустройство и содержание мест захоронения (более 40% расходов местных бюджетов). Таким образом, если оценивать основные направления финансирования, то следует отметить, что большая часть финансовых средств тратится на решение задач по поддержанию жизнеспособности основных инфраструктурных объектов, а на развитие поселений расходуется малая их доля.
Приблизительный расчет, произведенный министерством сельского хозяйства Ульяновской области, показал, что суммарная стоимость реализации всех полномочий по вопросам местного значения составляет 34 млн руб. ежегодно. При этом доходы поселения - около 3,5 млн руб. Следовательно, финансовая обеспеченность поселения - чуть более 10% от реальных потребностей.
Недостаток финансовых средств на исполнение собственных полномочий по решению вопросов местного значения приводит к штрафным санкциям со стороны надзорно-контрольных органов в отношении местных администраций и должностных лиц местного самоуправления. Так, за 2011 г. контрольными и надзорными органами было применено к органам местного самоуправления и их должностным лицам, а также к должностным лицам муниципальных учреждений 358 санкций финансового характера. Общая сумма средств на оплату взысканий, выплаченных должностными лицами и органами местного самоуправления поселений за 2011 г., составила 3 млн 596 тыс. руб., наибольшее количество из которых было наложено органами государственного пожарного надзора. Кроме того, за тот же 2011 г. поискам органов прокуратуры с органов местного самоуправления поселений было взыскано более 905 тыс. руб.
Что касается объективности и обоснованности санкций, налагаемых на должностных лиц органов местного самоуправления, а также руководителей муниципальных учреждений, то в подавляющем большинстве они носят объективный характер и накладываются за ненадлежащее исполнение полномочий по вопросам местного значения. При этом органы местного самоуправления поселений исполняют не только собственные полномочия, но и полномочия, которые им фактически передали без соответствующего финансирования, например в области регистрационного учета.
ПРИМЕР: С 2006 г. и до настоящего времени в интересах населения органы местного самоуправления поселений оформляют документы в сфере регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства без каких-либо субвенций, а между тем на решение указанных вопросов расходуются финансовые средства из бюджета поселения и время сотрудников администраций.
Кроме финансовых, необходимо отметить и кадровый вопрос, который стоит очень остро. Так, почти 70% муниципальных служащих в сельских поселениях старше 40 лет, при этом более 50% из них со средним специальным образованием. Низкий уровень оплаты труда (средняя зарплата специалиста администрации в сельском поселении составляет8 тыс. руб. в месяц) и большой уровень нагрузки не позволяют привлекать на муниципальную службу молодых, высококвалифицированных работников.
Таким образом, эффективность деятельности органов власти по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения в сельских поселениях характеризуется низкими показателями. Уровень доверия к местной власти не слишком высок, что подтверждается данными социологических исследований. Понятно, что это вызвано объективными причинами, характерными не только для Ульяновской области, но несмотря на это муниципальное управление нуждается в совершенствовании. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области в этой связи планирует:
- провести детальный анализ качества исполнения полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления сельских поселений Ульяновской области;
- разработать и утвердить критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления сельских поселений, а также обеспечить постоянный сбор и анализ данной информации в целях оптимизации системы муниципального управления;
- разработать комплекс мер по увеличению доходов местных бюджетов поселений и снижению неэффективных расходов;
- разработать и принять федеральный закон, детализирующий порядок проверки деятельности органов местного самоуправления по аналогии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- обеспечить реализацию мероприятий по подготовке и повышению квалификации муниципальных служащих сельских поселений, в т. ч. посредством реализации программы "Развитие государственной и муниципальной службы в Ульяновской области";
- более полно использовать возможности непосредственного осуществления местного самоуправления, активнее привлекать население к решению вопросов местного значения, развивать такие формы местного самоуправления, как создание института сельских старост.
Учреждение института сельских старост в Ульяновской области
Законом Ульяновской области от 06.10.2011 № 168-30 "О сельских старостах" (далее - Закон о сельских старостах) была учреждена должность сельского старосты для оказания содействия губернатору в реализации своих полномочий на селе. Другими словами, сельский староста - это помощник губернатора на общественных началах для решения наиболее проблемных вопросов на селе.
Кандидатуры на должность сельского старосты выбираются на сходах граждан, а затем направляются на рассмотрение и утверждение губернатору области. Старосты являются наиболее авторитетными и уважаемыми жителями в своих населенных пунктах. Среди 21 старосты, первыми выбранных в Ульяновской области, 19 - фермеры. Они работают и живут в сельской местности, знают и частично уже решают существующие проблемы.
В функции сельского старосты входит:
- взаимодействие с органами местного самоуправления поселения;
- проведение личных приемов жителей, по результатам которых направляются предложения в органы исполнительной власти местного самоуправления;
- проведение разъяснительной работы с населением о реализации нормативно-правовых актов и существующих мерах государственной поддержки сельского населения.
По итогам проведенной работы сельский староста направляет губернатору доклад о положении дел на территории соответствующего населенного пункта и конкретные предложения по решению проблемных вопросов.
Несмотря на то что сельский староста не получает заработной платы, все же определенными льготами он пользуется. Так, ему предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере стоимости социального проездного билета на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также денежная компенсация расходов на оплату занимаемых жилых помещений, отопление, электроэнергию в размере 325 руб. в месяц. Данные меры социальной поддержки предусмотрены за счет средств регионального бюджета.
Вся нормативная база, позволяющая начать реализацию Закона о сельских старостах, на территории области уже принята. В частности, следует особо отметить постановление губернатора "О некоторых вопросах регулирования деятельности сельских старост" и распоряжение губернатора "О системе работы с сельскими старостами".
Комплексная деятельность по реализации мероприятий Закона о сельских старостах включена в функции Агентства по развитию сельских территорий (далее - Агентство), которое было создано в декабре 2011 г. с целью организации работы по созданию благоприятных условий для комфортного проживания людей в сельской местности.
Агентство состоит из трех структурных подразделений:
- дирекция экономического развития и инвестиций;
- дирекция развития садоводства и землепользования;
- дирекция информационно-консультационного и программного обеспечения.
Перспективы развития сельских территорий при участии сельских старост
Агентство выступает центральным координатором органов власти Ульяновской области в направлении разработки и выполнения программных мероприятий развития сельских территорий. Одна из его задач - проведение комплексного мониторинга сельских поселений: наличия кадровых и финансовых ресурсов, состояния объектов социальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения и жилищного фонда.
Совместно с сельскими старостами Агентство разрабатывает основные приоритеты развития по каждому населенному пункту, так называемые точки роста. По результатам мониторинга формируется база данных, которая позволит получить ясное видение всего сельского комплекса региона, с его проблемами и перспективами долгосрочного развития. Совместно выработанные первоочередные задачи впоследствии будут положены в основу Концепции развития сельских территорий Ульяновской области до 2020 г.
Кроме того, следует отметить, что назрела необходимость четко выстроить финансовые отношения, включая порядок предоставления межбюджетных трансфертов. Ульяновская область уже начала эту работу. Так, правительством Ульяновской области было принято постановление о распределении межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемых с участием средств самообложения граждан, которое способно побудить сельское население к совместному решению накопившихся проблем на селе. Судя по прогнозам, это существенная поддержка, так как на 1 руб. собранных средств населения государство обязуется выделить 1 руб. бюджетной поддержки, т. е. решение местных проблем наполовину будет профинансировано за счет государственных средств. Необходимо лишь решение жителей о введении на территории своего поселения процедуры самообложения, которое должно быть принято по итогам местного референдума.
При положительном решении вопроса жители сел уплачивают определенную на референдуме сумму в бюджет своего поселения. Затем правительство Ульяновской области на основании заявки администрации поселения перечисляет денежные средства в его бюджет. Данные средства имеют целевой характер и могут быть направлены только на мероприятия, определенные на референдуме.
Существуют и другие варианты получения областной поддержки на решение вопросов местного значения. Так, правительством Ульяновской области разработана областная целевая программа "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области на 2012-2014 гг.", в соответствии с которой сельские старосты смогут на территории своих населенных пунктов создавать территориальные общественные самоуправления (ТОС) для самостоятельного решения вопросов местного значения. Государственная поддержка в рамках программы будет направляться напрямую ТОС, а не в бюджет поселения.
Кроме того, по поручению губернатора Ульяновской области С.И. Морозова разработана ведомственная целевая программа"366 добрых дел", которая предусматривает выделение из бюджета области денежных средств по 100 тыс. руб. каждому сельскому старосте в 366 населенных пунктах. Данные средства будут выделяться в виде грантов на конкурсной основе и должны быть направлены на развитие территории, в т. ч. благоустройство села. Для получения гранта необходимо представить в Агентство план благоустройства сельских территорий. В дальнейшем целевое расходование гранта должно быть документально обосновано.
Таким образом, имеющиеся возможности того или иного сельского поселения с учетом существующего потенциала необходимо развивать именно при поддержке и активном участии сельских старост. Найденные точки роста будут поддержаны Агентством, департаментом по развитию предпринимательства, службой занятости Ульяновской области.
Проект развития сельских территорий при поддержке и активном участии сельских старост в Ульяновской области обладает уникальностью - он основан на тесной взаимосвязи общественности и органов государственной власти. И то, как будут развиваться наши села сегодня, зависит прежде всего от местного населения, так как у сельских старост особая миссия - вести за собой, помогать живущим рядом землякам.