Участвовали в слушаниях депутаты Госдумы, представители органов федеральной исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, бизнес-ассоциаций, а также представители компании OST-EURO (ФРГ). Цель слушаний — выявить особенности МЧП и разработать соответствующие рекомендации по подготовке ко второму чтению проекта федерального закона «О государственно-частном партнерстве в РФ».
Как следовало из выступлений участников слушаний, законодатели и разработчики закона в Минэкономразвития не видят серьезных препятствий к тому, чтобы муниципалитеты, пользуясь нормами уже действующих законов, а также будущего закона о ГЧП, реализовывали собственные проекты в этой части. Выступления муниципалов, которые были выслушаны с большим интересом, отчасти это подтвердили. В качестве основной проблемы муниципалы называли не отсутствие отдельных норм именно для МЧП, а признание их полноправными участниками ГЧП — с правом нормативного регулирования, заключения долгосрочных контрактов во всех признанных законом формах ГЧП и т. п. Муниципалы также заинтересованы в нормах, защищающих их права в партнерстве на том же уровне, какой предусмотрен для участников со стороны госорганов, тем более что партнерство на муниципальном уровне создается для строительства и реконструкции объектов социального назначения, дорожной и коммунальной инфраструктуры.
На данных парламентских слушаниях представителей бизнеса было меньше, но высказывались они более конкретно, чем на конференции и слушаниях, состоявшихся летом. Их предложения касались не столько самого проекта закона, сколько правового регулирования своих отраслей в целом. В частности, отмечено, что федеральный законодатель увлекся пошаговой регламентацией, так и не достигнув своих целей: создать оптимальные условия для развития отраслей жизнеобеспечения, одновременно запустив в работу механизмы контроля со стороны органов власти. Следовательно, помимо доработки и принятия данного федерального закона бизнес ждет ревизии и совершенствования законодательства о функционировании отраслей жизнеобеспечения.
Для выявления всех сопутствующих обстоятельств Минэкономразвития с участием представителей заинтересованных федеральных органов власти проводит цикл слушаний по законопроекту в федеральных округах, где также будут изучены региональное законодательство и регионально-муниципальная практика публично-частного партнерства. Первое слушание состоялось в Ростове-на-Дону 17 сентября. Рассматривался в основном опыт Ростовской области, в планах которой — реализация проектов строительства более сорока инфраструктурных и социальных объектов на общую сумму более 50 млрд руб. Вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань также обозначил проблемы законодательства, которые препятствуют партнерству власти и бизнеса в регионах и муниципалитетах. Он предложил вслед за принятием федерального закона о ГЧП внести пакет поправок в Земельный, Налоговый, Бюджетный кодексы и другие законы с целью создания оптимальных условий для развития ГЧП.
По состоянию на середину сентября Комитет по вопросам собственности получил более 800 поправок. В настоящее время идет работа по их анализу, обобщению и включению в законопроект при подготовке ко второму чтению. Ожидается, что закон будет принят до конца года.
Слушания открыл заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк, представивший не столько сам законопроект, сколько противоречивый комплекс мнений о публично-частном партнерстве. Докладчик уверен, что муниципальные власти неправильно используют механизм ГЧП, так как стремятся при его помощи принудить предпринимателей к инвестициям в муниципальные проекты, подготовленные без учета интересов бизнеса. В предлагаемых муниципалитетами инвестпортфелях, как правило, отсутствуют грамотные расчеты рисков и рентабельности, слабо прописаны гарантии для инвесторов. Порой эти проекты и портфели оказываются невостребованными, а ряд востребованных проектов не оправдывает предварительные расчеты. Например, если при строительстве частного детского сада не предусмотрено достаточно места для игровых площадок и удобной парковки, то обеспеченные граждане услуги такого учреждения покупать не захотят, а малообеспеченные — не смогут. В свою очередь, бизнес предпочитает краткосрочные и быстро окупаемые проекты. Понимая острую потребность муниципалитетов в средствах, инвесторы стараются выторговать для себя как можно больше преференций и выгод, а все возможные обременения взвалить на муниципалитет, и не всегда муниципальные юристы обладают достаточной квалификацией для того, чтобы максимально справедливо распределить обременения.
Следующий докладчик и представитель разработчика законопроекта — заместитель министра экономического развития РФСергей Беляков — в очередной раз повторил, что Правительство России ожидает от ГЧП вклада в повышение уровня жизни населения России. Однако Минэкономразвития не питает иллюзий относительно того, что сразу после принятия федерального закона резко возрастут объемы негосударственных инвестиций, а все проекты сразу станут успешными. Докладчик считает, что многие реализованные и реализуемые региональные и муниципальные проекты, относимые формально к ГЧП, на самом деле являются результатами кулуарных договоренностей и способом ухода от требований антимонопольного, бюджетного, налогового и другого законодательства. Иными словами, стране требуется не только закон, но и практический опыт, который можно получить только в процессе участия в ГЧП.
Наибольшее число успешных проектов реализуется в сфере дорожного строительства и объектов транспортной инфраструктуры. Участниками таких проектов являются органы федеральной и региональной государственной власти и крупные компании. Наиболее сложно обстоит дело со строительством объектов социального назначения, хотя именно в данной сфере наблюдается наибольшее число предложений как со стороны властей, так и со стороны бизнеса. Здесь мешают высокие административные барьеры, связанные с долгосрочностью проектов и их комплексным характером, а также неразграниченностью процедур закупок от процедур заключения соглашений в сфере ГЧП. Докладчик упомянул несостоявшиеся проекты в Калужской области (строительство сети детских садов) и Пермском крае (создание системы обращения с отходами). Будущий закон призван снять административные барьеры, предполагая одиннадцать форм ГЧП помимо действующей на сегодня единственной — концессии.
Председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов считает, что развитие сотрудничества государства и бизнеса позволит решить проблему нехватки бюджетного финансирования инфраструктурных проектов. Уже есть опыт реализации публично-частных проектов в дорожно-транспортной сфере, а также в отраслях водоснабжения и водоотведения. Большие перспективы у ГЧП в сферах тепло- и энергоснабжения, управления отходами, строительства и модернизации объектов здравоохранения и образования. Однако с большим подозрением к ГЧП относятся контрольно-надзорные органы и ФАС. Председатель думского комитета надеется на то, что закон если не снимет полностью все административные преграды, то хотя бы позволит защитить добросовестных инициаторов и участников ГЧП от чрезмерного административного давления. Эта задача должна быть решена путем четкого определения понятия о ГЧП и четких критериев выделения ГЧП из всех видов взаимоотношений власти и бизнеса.
Сергей Гаврилов отметил, что рассматривает публично-частное партнерство как наиболее эффективную модель для модернизации инфраструктуры. Кроме того, принятие закона о ГЧП позволит разграничить госзакупки (включая аренду, подряд, возмездное оказание услуг) и иные формы взаимодействия власти и бизнеса. Принципиальное отличие реализации ГЧП и МЧП от действий в федеральной контрактной системе (ФКС) состоит в том, что в первом случае мероприятия реализуются не только за бюджетные деньги, а целью партнерства является решение комплексных задач жизнеобеспечения, порой затратных или даже не всегда предполагающих возмещение затрат в денежной форме. Таким образом, ГЧП и МЧП не создают противовес ФКС, а дополняют ее, в особенности в тех случаях, когда все работы не могут быть произведены в рамках одного бюджетного периода. Кроме того, проектом закона предполагается проведение конкурсных процедур для выбора партнера, а в состав критериев конкурсного отбора предлагается включать наличие у частного партнера не только необходимого финансового капитала, но и персонала необходимой квалификации, технологий, оборудования, партнеров и т. п.
Законодатели также считают не менее важным определить механизмы ответственности всех участников проектов. Зато определение минимальной доли финансового участия частного партнера рассматривается как несущественный вопрос, который должен регулироваться на региональном или даже на муниципальном уровне. На данный момент в законопроекте прописаны принципы ГЧП, обязательства сторон, конкурсные процедуры. Предусмотрено соблюдение принципа прозрачности заключения соглашений и хода реализации проектов, включая привлечение гражданского общества к обсуждению социально значимых проектов.
В целом логика законопроекта предполагает не двойное (орган власти — частный бизнес) партнерство, а как минимум тройное, когда полноправным третьим участником проекта становится кредитно-финансовая организация. Если в концессионных соглашениях роль банков сводилась только к предоставлению кредитов (или отказу в таковых), то сейчас предлагается гарантировать возможность непосредственного участия банков в управлении проектами на всех этапах реализации. Благодаря этому банки получают рычаги контроля за расходованием средств (что очень важно при предоставлении долгосрочных кредитов), а остальные участники — профессиональный финансовый мониторинг. Здесь законодатели опираются на опыт Внешэкономбанка, который оценивают как положительный и хотят распространить на кредитные организации, заинтересованные в публично-частном партнерстве.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева поставила вопросы о необходимости внесения в законопроект особых норм по вопросам комплексного строительства и увеличения сроков бюджетного планирования. Следует также предусмотреть разработку методики определения экономической целесообразности решения задач органов публичной власти именно через публично-частное партнерство. Также докладчица предложила в качестве основных признаков такого партнерства считать долгосрочность проекта, комплексность решаемой задачи и распределение рисков между партнерами.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин отметил необходимость защитить права органов публичной власти и обеспечить эффективный государственный контроль. Он также усмотрел в законопроекте нормы, позволяющие приватизировать вновь построенные или реконструированные объекты в обход законодательства о приватизации. Эту лазейку следует ликвидировать.
Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев предложил ввести в законопроект право публичных участников проектов на проведение комплексных конкурсов (формировать единую заявку по нескольким смежным проектам). По его мнению, это позволит повысить привлекательность партнерства на муниципальном уровне, так как банки неохотно соглашаются кредитовать малые (до 500 млн руб.) проекты, а также в комплексе привлекать бюджетные средства и ресурсы органов власти. Он также предложил рассмотреть целесообразность участия Инвестиционного фонда в финансировании публично-частных проектов. В качестве расширения возможностей участия муниципалитетов рекомендуется принять меры для повышения доходной базы местных бюджетов, а также включить в полномочия органов МСУ вопрос комплексного развития территории. Кроме того, представитель Внешэкономбанка предложил создать законодательные меры для вовлечения муниципальных земли и имущества в состав гарантий по возврату частных инвестиций, благодаря чему муниципалитеты получат репутацию обеспеченных контрагентов и привлекательных партнеров.
Эксперт консультационного проекта Федерального министерства финансов Германии и Комитета Госдумы по вопросам собственности д-р Вальтер Шток сообщил о том, что в 2012 году в ФРГ 95% всех публично-частных проектов были инициированы и реализованы муниципалитетами. В большинстве своем эти проекты касались строительства и модернизации зданий для учреждений образования, культуры и спорта. Однако далеко не все германские муниципалитеты в состоянии реализовать свои проекты полностью самостоятельно, без привлечения софинансирования от вышестоящих бюджетов. В этой связи германский Минфин разработал методику оценки эффективности и целесообразности муниципальных проектов, на основании которой федеральные земли проводят тщательный конкурсный отбор муниципальных проектов.
В то же время основным механизмом взаимодействия муниципалитетов и бизнеса остаются классические закупки — по этой схеме совершается до 95% актов взаимодействия.
Докладчик также отметил, что ГЧП очень чутко реагирует на финансово-экономическую конъюнктуру — начинается очередной кризис. В частности, сейчас бизнес не привлекают проекты «жизненного цикла». В этой связи органы публичной власти разрабатывают предложения по упрощенным и неполным схемам, например уже не предусматривая обязательное финансирование со стороны частного партнера или обязательную эксплуатацию объекта в течение определенного срока публичным партнером. В 2012 году «облегченные» проекты стали более популярны среди инвесторов, чем проекты «жизненного цикла».
Глава администрации Перми Анатолий Маховиков рассказал о том, что в Перми есть успешный опыт реализации трех проектов публично-частного партнерства в форме концессий. У двух из них предметом соглашения стало строительство детских садов, у третьего — модернизация системы водоснабжения и водоотведения. Однако сейчас эта форма не привлекает ни власть, которая опасается утратить рычаги влияния на ситуацию, ни бизнес, который боится давления со стороны власти. Непонятно, чем и как муниципалитет может на полностью законных основаниях гарантировать возврат инвестиций при недостатке бюджетных средств, ограниченности оборота муниципального имущества и ограниченности прав по распоряжению землей. В этой связи предлагается четко прописать в будущем законе допустимые формы МЧП, определив, в каких объемах и видах муниципалитеты могут формировать гарантийный фонд для проектов. Далее докладчик предложил закрепить в критериях «дозволительности» перехода с закупок на МЧП показатели социальной эффективности проекта. Также следует определить механизмы выхода муниципалитета из соглашения с недобросовестным частным партнером. На федеральном уровне необходимо принять меры по подготовке муниципальных кадров для работы в условиях публично-частного партнерства. Наконец, в законопроекте следует установить, могут ли муниципальные учреждения и предприятия участвовать в МЧП как самостоятельные партнеры или не могут?
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по жилищной политике и МСУ Светлана Разворотнева отметила, что даже после принятия закона о ГЧП муниципалитеты с населением менее 400 человек не станут привлекательными для инвесторов. Значит, необходимо прописать в законе более сложные формы, предполагающие межмуниципальные проекты и межбюджетное взаимодействие. Также предлагается вписать в закон функции федерального и регионального бюджетов по созданию институтов развития ГЧП, в том числе рефинансирования финансовых обязательств муниципалитетов. Следует рассмотреть вопрос о создании специальных фондов на федеральном и региональном уровнях с возможным участием Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Фонда ЖКХ, для содействия развитию ГЧП и МПЧ по модернизации систем водо- и теплоснабжения, создания арендных жилых комплексов. Следует также провести комплексный мониторинг потребности муниципалитетов в реализации публично-частных социально значимых проектов, разработать модельное соглашение и пакет модельных муниципальных НПА по МЧП.
Первый заместитель главы администрации Ставрополя Александр Некристов сообщил, что в этом городе благодаря МЧП решается вопрос обеспечения населения услугами дошкольных учреждений. В мае 2012 года в Ставрополе было разработано и утверждено городской думой положение о МЧП, в июне проведен конкурс по выбору партнера. По условиям конкурса частный партнер должен был предоставить земельный участок, проектно-сметную документацию и профинансировать строительство в размере 50%. По условиям соглашения частный партнер эксплуатирует здание ДОУ один год, затем оно передается в муниципальную собственность. Таким партнером стал один из застройщиков, ранее выкупивших крупный участок земли под строительство нового жилого квартала. Партнерство оказалось взаимовыгодным.
Директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова отметила противоречие между декларацией о необходимости привлекать внебюджетные средства на модернизацию коммунального комплекса, в том числе на развитие отрасли водоснабжения и водоотведения, и федеральным регулированием коммунальных отраслей. Так, произведенные в законах «О приватизации» и «О водоснабжении и водоотведении» изменения не позволяют акционировать объекты водопроводно-канализационного хозяйства. Введен полный запрет на оборот имущества для водоснабжения, при этом ответственность за водоснабжение возложена на муниципалитеты, которые также не имеют собственных ресурсов, чтобы гарантировать возврат частных инвестиций. Это значит, что предприятия водоснабжения не смогут участвовать в тех одиннадцати формах ГЧП, которые предлагают законодатели. ГЧП в водоснабжении будет ограничено только рамками концессии. Концессия не привлекает кредиторов по причине низкой рентабельности отрасли при высокой капиталоемкости проектов по модернизации: инвесторы понимают, что не смогут вернуть вложенные средства за пять концессионных лет, а на бюджетные средства провести масштабную модернизацию отрасли невозможно.
Внушительную лепту в снижение рентабельности внесли меры по тарифному регулированию в совокупности с мерами по снижению потребления энергоресурсов (с установкой счетчиков люди снижают потребление воды в четыре раза). Ассоциация располагает сведениями о том, что органы субъектов РФ, отвечающие за определение тарифов на воду, не обеспечивают возмещение затрат водоснабжающих организаций, вынужденных предоставлять услуги по заниженным тарифам. Елена Довлатова предполагает, что нагрузка на членов Ассоциации будет возрастать, в связи с чем их участие в ГЧП не будет поддержано банками. (Заместитель гендиректора ГК «Росводоканал» Георгий Болдин полностью согласился с ней, подтвердив, что ЖКХ полностью «вырвано» из сферы действия закона о ГЧП.)
Председатель наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций г. Набережные Челны Сергей Майоров поделился опытом создания и работы муниципальных инструментов привлечения внебюджетных средств в сферу муниципального жизнеобеспечения и муниципальной экономики. Агентство было создано в 2012 году при поддержке управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома города в качестве элемента городской структуры по развитию предпринимательства. Агентство функционирует на основании соглашений с Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан и исполкомом Набережных Челнов.
Цели и задачи Агентства:
- привлечение инвестиций для предпринимателей города с использованием механизмов грантов и субсидий;
- подготовка публичных проектов до уровня стандартов, понятных инвестору, а также их сопровождение;
- организация бизнес-миссий иностранных и российских деловых кругов; содействие привлечению инвесторов на имеющиеся свободные инвестиционные и промышленные площадки;
- содействие в получении заказов от государственных и коммерческих предприятий, расположенных за пределами Республики Татарстан;
- ежегодное издание и продвижение каталога инвестпроектов Набережных Челнов.
В упомянутый каталог входят все проекты, нуждающиеся в инвестициях, без разделения на проекты городских властей и частного бизнеса, то есть обстановка партнерства создается уже на этапе приглашения инвестора. В каталоге представлена степень реализации проекта, общий и требуемый объем инвестиций, источники финансирования, ожидаемый результат от реализации в виде подробного описания готового товара или услуги. Агентство также не только ищет партнеров для муниципалитета и бизнеса, но и предоставляет гарантии возврата инвестиций малому и среднему бизнесу (на конкурсной основе). За год работы была продемонстрирована высокая эффективность таких «уравнительных» подходов, а квалификация персонала позволила как публичным, так и частным партнерам избежать многих ошибок. Опираясь на опыт Набережных Челнов, Сергей Майоровпредложил внести в перечень разрешенных законом форм ГЧП промышленные парки, развитие которых сегодня регулируется в точечном «ручном» режиме. Кроме того, предлагается наделить муниципалитеты полномочиями по продвижению товаров местных товаропроизводителей за пределами своего региона.
В завершение слушаний консультант компании OST-EURO Эмиль Маркварт вновь обрисовал проблемы, которые не позволяют муниципалитетам полноценно участвовать в публично-частном партнерстве. Он подчеркнул, что федеральное законодательство должно учитывать реализацию прав на МСУ и особенности МСУ в своих нормах о взаимоотношениях власти и бизнеса. Не менее важно учитывать, что сейчас компетенция органов МСУ очень жестко ограничена, что делалось для повышения государственного контроля, но привело к снижению местной инициативы. Таким образом, вопрос о развитии МЧП, по мнению докладчика, выходит далеко за пределы задач устранения административных барьеров. Муниципалитетам требуется эмансипация, а законодательству о МСУ и отраслевой деятельности — подробный аудит на выявление противоречий и нецелесообразных обременении. На данный момент докладчик предлагает отграничить МЧП от ГЧП с определением специфики, гарантийных обязательств и ответственности участников каждого из указанных видов публично-частного партнерства. Эта мера позволит муниципалитетам устанавливать в рамках действующего законодательства свои нормы, исходя из собственных потребностей и возможностей, из собственных задач по развитию территории. Кроме того, оставаясь в рамках ГЧП, муниципалитеты вынуждены подстраиваться под некий единый шаблон, принятый в данном регионе, что размывает границы между стандартными узкоотраслевыми закупками и уникальными комплексными МЧП-проектами. Большая сложность заключается в том, что на федеральном уровне очень нечетко определено понятие комплексного развития территории, а ведь именно в этой сфере законодателем рекомендуется отдавать предпочтение публично-частному партнерству перед стандартными закупками.
По итогам слушаний был сформирован очередной пакет поправок в законопроект. По состоянию на конец сентября работа по внесению и согласованию между собой всех поправок еще не завершена, продолжается обсуждение законопроекта на межрегиональных совещаниях, когда все же состоится второе чтение — неизвестно. Однако руководство страны настроено твердо: закон о ГЧП должен быть принят.
По страницам журнала "Муниципальная Россия"