Министр отчитался о работе, проделанной Фондом ЖКХ, а также в рамках реализации федеральных целевых программ. По ФЦП «Чистая вода» введены в эксплуатацию 144 объекта водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, продолжается финансирование 252переходящих объектов. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов комммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» построено одиннадцать, объектов в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В Башкортостане, Чувашии, Красноярском крае, Белгородской, Владимирской, Калужской, Курганской, Ростовской и Ульяновской областях реализуются проекты по строительству и реконструкции коммунальной инфраструктуры с участием средств Инвестфонда РФ.
В сферу водоснабжения привлечено 22 млрд руб. частных инвестиций, при этом на один рубль средств федерального бюджета привлекается до девяти рублей частных средств. Всего в 2012 году в отрасль ЖКХ привлечен 291 млрд руб. (теплоснабжение — 92 млрд руб., водоснабжение — 34 млрд руб., водоотведение — 27 млрд руб., жилищная сфера — 98 млрд руб., энергоснабжение — 15 млрд руб., газоснабжение — 12 млрд руб., обращение с отходами — около 10 млрд руб.). В то же время для приведения всех отраслей ЖКХ в нормативное состояние требуется 9 трлн руб., из них 4 трлн руб. — только на восстановление коммунальной инфраструктуры.
За счет программ Фонда ЖКХ расселено 18 тыс. аварийных жилых домов, в которых проживало 323 тыс. граждан. До 1 сентября 2017 года должен быть расселен весь аварийный жилфонд, признанный таковым на 1 января 2012 года, — это 10,7 млн м2 жилья, в котором проживают более 700 тыс. человек. Для этого предполагается потратить 148,6 млрд руб. из федерального бюджета, доля софинансирования субъектов Федерации должна составить 232 млрд руб. (61%). Субъекты РФ предлагают снизить долю их софинансирования до 50%, однако тогда потребуется изыскивать еще по 34 млрд руб. федеральных средств ежегодно. В настоящее время Минрегион совместно с Минфином России работает над решением этой задачи.
На сентябрь 2013 года отремонтировано 135,5 тысяч домов общей площадью более 400 млн м2, в которых проживают 17,5 млн человек. Ведется подготовка к запуску с 2014 года региональных программ капремонтов. Законы об организации капремонта приняли 53 субъекта Федерации, остальные завершают работу. Также в каждом субъекте РФ создан центр общественного контроля ЖКХ, который оказывает гражданам юридическую и практическую помощь, проводит обучающие семинары. Министерством подготовлены подзаконные акты, методические рекомендации, модельные региональные и муниципальные акты, которые помогут организовать региональные системы капремонта, создать региональных операторов, установить минимальный размер взносов на капремонт, а также утвердить формы необходимых платежно-расчетных и иных документов.
Благодаря системным усилиям всех уровней власти наблюдается снижение уровня износа основных фондов ЖКХ и коммунальных сетей в Дагестане, Республике Коми, а также в Амурской, Челябинской и Сахалинской областях. Позитивные изменения отмечены на территориях Якутии, Хакасии, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Камчатского края, Вологодской, Костромской, Липецкой, Омской и Ульяновской областей. Однако в целом по стране ситуация сложная, а количество аварий в коммунальных сетях от года к году продолжает возрастать. Очевидно, что принимаемых мер и выделяемых средств, а также привлекаемых инвестиций недостаточно, между тем Инвестфонд, за счет которого удалось провести модернизацию коммунальных сетей в ряде регионов, с 1 января 2014 года прекращает свою работу.
В 2011 году Правительством РФ утвержден план действий по привлечению инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 291 утвердил переход на долгосрочное (от трех до пяти лет) тарифное регулирование в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Поправками в Градостроительный кодекс увеличен срок действия технических условий на право присоединения к объектам инженерной коммунальной инфраструктуры до трех — пяти лет. Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 103 установлены обязательные требования к концессионным соглашениям, которые подлежат заключению и подписанию в отрасли ЖКХ. Правительство РФ утвердило правила теплоснабжения, порядок подключения к системам теплоснабжения, основные направления ценообразования и правила регулирования цен на теплоснабжение. Утверждены правила холодного водоснабжения и водоотведения, правила горячего водоснабжения, правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, а также типовые договоры и правила разработки инвестиционных программ в отрасли ЖКХ. Также разработаны и внесены в Правительство правила коммерческого учета тепловой энергии. На завершающей стадии находится подготовка подзаконных актов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 утверждены общие требования к программам комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Такие программы должны представлять собой планы органов МСУ городских округов и поселений и содержать конкретные мероприятия и объекты по модернизации коммунальных систем и по привлечению инвестиций. По данным Минрегиона, органами МСУ принято 74% от требуемого числа программ, однако для реализации инвестиционных программ требуется надлежащим образом оформить права собственности на объекты коммунального хозяйства и на земельные участки под ними. Сейчас такие права оформлены лишь на 47% таких объектов.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ Минрегион работает над стратегией развития ЖКХ на период до 2020 года. Предполагается использовать такие инструменты, как проектное финансирование, субсидирование процентных ставок, выпуск инфраструктурных облигаций, софинансирование социально значимых и трудно окупаемых проектов институтами развития. Одним из источников модернизации могут стать средства начисленной амортизации предприятий ЖКХ. Предлагается аккумулировать средства начисленной амортизации на добровольных принципах и направлять их на цели модернизации коммунальных систем.
Инвесторами становятся в основном компании, работающие в сфере ЖКХ. Потенциал кредитных организаций пока не задействован — в инвестиционных расходах коммунальных предприятий доля коммерческих кредитов не превышает 7,9%. Инвестор требуется именно в малых и средних городах и поселках с численностью населения от 10 тыс. до 250 тыс. человек. Минрегион, опираясь на данные последней переписи населения, насчитал 881 такой населенный пункт. Там проживает 40 млн человек — 42% городского населения России. Минрегион рекомендует шире применять механизмы концессии. Концессионер не может получать финансирование по муниципальным и региональным программам, однако он имеет право направлять средства, в том числе и прибыль, на модернизацию объекта концессионного соглашения. В то же время Игорь Слюняев отметил: «Мы по-прежнему не понимаем, кто наш инвестор: либо это вчерашние ДЕЗы и ЖЭКи, либо это управляющие организации, либо финансово-кредитные учреждения, ресурсо-снабжающие организации. Мы формируем законодательство, до конца не понимая, кто же придет в ЖКХ с инвестициями».
Инвестиционная привлекательность отрасли неразрывно связана с качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Минрегион планирует повысить ответственность ресурсоснабжающих предприятий и дгравляющих компаний, содействовать повышению прозрачности взаимоотношений между всеми участниками рынка ЖКУ.
Инвесторами становятся в основном компании, работающие в сфере ЖКХ. Потенциал кредитных организаций пока не задействован — в инвестиционных расходах коммунальных предприятий доля коммерческих кредитов не превышает 7,9%. Инвестор требуется именно в малых и средних городах и поселках с численностью населения от 10 тыс. до 250 тыс. человек. Минрегион, опираясь на данные последней переписи населения, насчитал 881 такой населенный пункт. Там проживает 40 млн человек — 42% городского населения России. Минрегион рекомендует шире применять механизмы концессии. Концессионер не может получать финансирование по муниципальным и региональным программам, однако он имеет право направлять средства, в том числе и прибыль, на модернизацию объекта концессионного соглашения. В то же время Игорь Слюняев отметил: «Мы по-прежнему не понимаем, кто наш инвестор: либо это вчерашние ДЕЗы и ЖЭКи, либо это управляющие организации, либо финансово-кредитные учреждения, ресурсо-снабжающие организации. Мы формируем законодательство, до конца не понимая, кто же придет в ЖКХ с инвестициями».
Инвестиционная привлекательность отрасли неразрывно связана с качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Минрегион планирует повысить ответственность ресурсоснабжающих предприятий и дгравляющих компаний, содействовать повышению прозрачности вза-шоотношений между всеми участниками рынка ЖКУ. В 2013 году министерство разработало минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества, а также правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, Минрегион предлагает разработать и ввести в действие единую государственную информационную систему в жилищно-комунальном хозяйстве (ГИС ЖКХ), соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме. Уже с 2013 года министерство бесплатно предоставляет органам МСУ типовые программные продукты для обработки данных в сфере ЖКХ. На портале Минрегиона размещена нормативно-правовая база по благоустройству, предоставлению ЖКУ и организации работы управляющих компаний. Там же пользователи могут получить экспертную консультацию, высказать замечания и предложения.
Вызывает озабоченность министерства рост платежей за коммунальные услуги. Оно уверено, что для установления такого размера тарифа, при котором становится возможной рентабельность управляющих и энергоснабжающих компаний, а население остается платежеспособным, следует искать комплексные решения. Тарифная политика должна учитывать четыре составляющие:
- сам тариф,
- социальный норматив потребления,
- размер совокупного платежа
- и меры социальной поддержки.
Минрегионом разработаны поправки в Жилищный кодекс, принятие которых позволит внедрить механизм планового регулирования совокупного платежа и обеспечить прозрачность тарифной политики.
В плановую работу по реформированию ЖКХ внес свои коррективы сильнейший паводок на Дальнем Востоке. В результате наводнения в Хабаровском крае, в Амурской, Магаданской и Читинской областях, Еврейской автономной области в зону подтопления попало жилье 79 тыс. человек. Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 предусмотрены меры, направленные на ликвидацию последствий наводнения. В первую очередь требуется расселить пострадавших людей на осенне-зимний период, затем необходимо организовать капремонт поврежденного жилья и обеспечить граждан новым жильем взамен не подлежащего восстановлению. Минрегион подготовил проекты нормативных актов Правительства РФ по оказанию мер государственной поддержки пострадавшим регионам.
По оценке министерства, на ликвидацию последствий паводка потребуется около 30 млрд руб. Эти средства предлагается изыскивать в невостребованных программных фондах (так, в Фонде ЖКХ предусмотрена программа субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на модернизацию ЖКХ, на сумму в 15 млрд руб., но ни одного проекта не реализовано).
Когда министр отвечал на вопросы и замечания участников заседания, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий обратил внимание на то, что усиление ответственности управляющих компаний при отсутствии условий для их рентабельной работы может привести к уходу этих организаций с рынка. Его опасения подтвердила Светлана Разворотнева, рассказав о том, что в регионах этот процесс уже начался, в результате жители вынуждены переходить на «прямое» управление своим жилфондом, что на практике часто означает полное отсутствие управления. Серьезную проблему представляет отсутствие дешевых кредитов на модернизацию коммунальных сетей и капремонт. Также она предложила рассмотреть вопрос закрепления полномочий по электро-, тепло-, водо- и газоснабжению за региональным уровнем, так как подавляющее большинство муниципалитетов на практике не могут решать эти вопросы без финансового и организационного участия регионов. Однако на муниципальный уровень следует передать полномочия по управлению общим имуществом многоквартирных домов.
По вопросу обеспечения эффективной деятельности управляющих компаний Игорь Слюняев предложил законодателям на выбор три варианта: саморегулирование, лицензирование или страхование профессиональной ответственности. Минрегион готов отработать то направление, которое законодатели сочтут наиболее целесообразным для развития рынка ЖКУ (в совокупности с комплексным решением по тарифам). Вопрос передачи полномочий также обсуждаем, однако кредитную политику рекомендуется обсуждать с финансовыми органами, в том числе и с представителями Центробанка.
На замечание Николая Максюты о том, что для приведения отрасли в нормативное состояние и выяснения точной потребности в финансах требуется провести обследование состояния ЖКХ в каждом регионе, а затем составить «паспорта» региональных ЖКХ, Игорь Слюняев ответил, что на данный момент системный учет жилого фонда в РФ не ведется, но Минрегион совместно с органами статистики работает над созданием методики статистического учета объектов ЖКХ, в том числе над унификацией паспортов жилых домов. Работу планируется завершить до конца 2013 года. На основании полученных данных министерство намерено корректировать соответствующие программы в сфере ЖКХ.
По итогам информации министра регионального развития РФ Комитет утвердил проект постановления Совета Федерации «Об основных направлениях реформирования ЖКХ в 2013-2015 годах». В документе предлагается рекомендовать Правительству России:
1) разработать и утвердить Стратегию развития ЖКХ в Российской Федерации до 2020 года;
2) рассмотреть в целях создания условий для формирования в субъектах Российской Федерации устойчивой системы финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры возможность снижения до 25% минимальной доли долевого финансирования региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов с одновременным увеличением имущественного взноса Российской Федерации в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
3) предусмотреть возможность дополнительного приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда, реализуемых субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах Дальневосточного федерального округа;
4) разработать в целях снижения сроков окупаемости и рисков реализации проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, формирования экономических стимулов для привлечения средств частных инвесторов, обеспечения востребованности механизмов кредитования проектов со стороны финансовых организаций комплекс мер, предусматривающих:
• увеличение количества мероприятий региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, финансируемых за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
- смягчение требований о минимальной стоимости мероприятий и отсутствии просроченной кредиторской задолженности участников региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- закрепление возможности участия государственных и муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в программах модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- возможность финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов включенных в региональные программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры мероприятий по строительству и (или) реконструкции инженерных сооружений и их комплексов, предоставляющих услуги по переработке, утилизации (захоронению) твердых
бытовых отходов потребителям населенных пунктов с численностью населения более 250 тыс. человек;
5) ускорить принятие нормативных правовых актов:
- предусмотренных планом мероприятий по реализации Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 720-р;
- направленных на реализацию положений федеральных законов от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
6) принять меры по формированию системы кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе утвердить:
- до февраля 2014 года профессиональные стандарты в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- до 1 марта 2014 года федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям «Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами», «Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания многоквартирных домов»;
7) осуществлять мониторинг подготовки в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях нормативной правовой базы, направленной на регулирование деятельности органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
8) 8) рассмотреть вопрос о целесообразности:
- разработки и принятия технического регламента по содержанию и эксплуатации жилищного фонда;
- подготовки методических рекомендаций по определению стоимости (формированию тарифа) работ и услуг для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме с возможной дифференциацией в зависимости от конструктивных особенностей и типа дома;
- разработки типового (модельного) договора управления многоквартирным домом, включающего элементы энергосервисного договора;
- создания системы единых персональных счетов многоквартирных домов, отражающих поступление, расходование и остаток средств на содержание и текущий ремонт.
По страницам журнала "Муниципальная Россия"