Кто же придет в ЖКХ с инвестициями?

Тип: статья

Министр отчитался о работе, проделанной Фондом ЖКХ, а также в рамках реализации федеральных целевых программ. По ФЦП «Чистая вода» введены в эксплуатацию 144 объекта водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, продолжается финансирование 252переходящих объектов. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов комммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» построено одиннадцать, объектов в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В Башкортостане, Чувашии, Красноярском крае, Белгородской, Владимирской, Калужской, Курганской, Ростовской и Ульяновской областях реализуются проекты по строительству и реконструкции коммунальной инфраструктуры с участием средств Инвестфонда РФ.

В сферу водоснабжения привлечено 22 млрд руб. частных инвес­тиций, при этом на один рубль средств федерального бюджета привле­кается до девяти рублей частных средств. Всего в 2012 году в отрасль ЖКХ привлечен 291 млрд руб. (теплоснабжение — 92 млрд руб., водо­снабжение — 34 млрд руб., водоотведение — 27 млрд руб., жилищная сфера — 98 млрд руб., энергоснабжение — 15 млрд руб., газоснабже­ние — 12 млрд руб., обращение с отходами — около 10 млрд руб.). В то же время для приведения всех отраслей ЖКХ в нормативное состоя­ние требуется 9 трлн руб., из них 4 трлн руб. — только на восстановле­ние коммунальной инфраструктуры.

За счет программ Фонда ЖКХ расселено 18 тыс. аварийных жилых домов, в которых проживало 323 тыс. граждан. До 1 сентября 2017 года должен быть расселен весь аварийный жилфонд, признанный таковым на 1 января 2012 года, — это 10,7 млн м2 жилья, в котором проживают более 700 тыс. человек. Для этого предполагается потратить 148,6 млрд руб. из федерального бюджета, доля софинансирования субъектов Федерации должна составить 232 млрд руб. (61%). Субъекты РФ пред­лагают снизить долю их софинансирования до 50%, однако тогда потре­буется изыскивать еще по 34 млрд руб. федеральных средств ежегод­но. В настоящее время Минрегион совместно с Минфином России работает над решением этой задачи.

На сентябрь 2013 года отремонтировано 135,5 тысяч домов общей площадью более 400 млн м2, в которых проживают 17,5 млн человек. Ведется подготовка к запуску с 2014 года региональных программ капремонтов. Законы об организации капремонта приняли 53 субъекта Федерации, остальные завершают работу. Также в каждом субъекте РФ создан центр общественного контроля ЖКХ, который оказывает гражданам юридическую и практическую помощь, проводит обучаю­щие семинары. Министерством подготовлены подзаконные акты, ме­тодические рекомендации, модельные региональные и муниципальные акты, которые помогут организовать региональные системы капремон­та, создать региональных операторов, установить минимальный раз­мер взносов на капремонт, а также утвердить формы необходимых платежно-расчетных и иных документов.

Благодаря системным усилиям всех уровней власти наблюдается снижение уровня износа основных фондов ЖКХ и коммунальных се­тей в Дагестане, Республике Коми, а также в Амурской, Челябинской и Сахалинской областях. Позитивные изменения отмечены на террито­риях Якутии, Хакасии, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Камчатского края, Вологодской, Костромской, Липецкой, Ом­ской и Ульяновской областей. Однако в целом по стране ситуация слож­ная, а количество аварий в коммунальных сетях от года к году продол­жает возрастать. Очевидно, что принимаемых мер и выделяемых средств, а также привлекаемых инвестиций недостаточно, между тем Инвестфонд, за счет которого удалось провести модернизацию комму­нальных сетей в ряде регионов, с 1 января 2014 года прекращает свою работу.

В 2011 году Правительством РФ утвержден план действий по при­влечению инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Федераль­ный закон от 30 декабря 2012 года № 291 утвердил переход на долго­срочное (от трех до пяти лет) тарифное регулирование в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Поправками в Градостроительный кодекс увеличен срок действия технических ус­ловий на право присоединения к объектам инженерной коммунальной инфраструктуры до трех — пяти лет. Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 103 установлены обязательные требования к концессион­ным соглашениям, которые подлежат заключению и подписанию в от­расли ЖКХ. Правительство РФ утвердило правила теплоснабжения, порядок подключения к системам теплоснабжения, основные направ­ления ценообразования и правила регулирования цен на теплоснабже­ние. Утверждены правила холодного водоснабжения и водоотведения, правила горячего водоснабжения, правила организации коммерческо­го учета воды и сточных вод, а также типовые договоры и правила разработки инвестиционных программ в отрасли ЖКХ. Также разра­ботаны и внесены в Правительство правила коммерческого учета теп­ловой энергии. На завершающей стадии находится подготовка подза­конных актов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 утверждены общие требования к программам комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Такие программы должны представ­лять собой планы органов МСУ городских округов и поселений и со­держать конкретные мероприятия и объекты по модернизации комму­нальных систем и по привлечению инвестиций. По данным Минрегиона, органами МСУ принято 74% от требуемого числа программ, однако для реализации инвестиционных программ требуется надлежащим обра­зом оформить права собственности на объекты коммунального хозяй­ства и на земельные участки под ними. Сейчас такие права оформлены лишь на 47% таких объектов.

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ Минрегион работает над стратегией развития ЖКХ на период до 2020 года. Предполагается использовать такие инструменты, как про­ектное финансирование, субсидирование процентных ставок, выпуск инфраструктурных облигаций, софинансирование социально значимых и трудно окупаемых проектов институтами развития. Одним из источ­ников модернизации могут стать средства начисленной амортизации предприятий ЖКХ. Предлагается аккумулировать средства начислен­ной амортизации на добровольных принципах и направлять их на цели модернизации коммунальных систем.

 

Инвесторами становятся в основном компании, работающие в сфе­ре ЖКХ. Потенциал кредитных организаций пока не задействован — в инвестиционных расходах коммунальных предприятий доля коммер­ческих кредитов не превышает 7,9%. Инвестор требуется именно в ма­лых и средних городах и поселках с численностью населения от 10 тыс. до 250 тыс. человек. Минрегион, опираясь на данные последней пере­писи населения, насчитал 881 такой населенный пункт. Там проживает 40 млн человек — 42% городского населения России. Минрегион реко­мендует шире применять механизмы концессии. Концессионер не может получать финансирование по муниципальным и региональным програм­мам, однако он имеет право направлять средства, в том числе и при­быль, на модернизацию объекта концессионного соглашения. В то же время Игорь Слюняев отметил: «Мы по-прежнему не понимаем, кто наш инвестор: либо это вчерашние ДЕЗы и ЖЭКи, либо это управляю­щие организации, либо финансово-кредитные учреждения, ресурсо-снабжающие организации. Мы формируем законодательство, до конца не понимая, кто же придет в ЖКХ с инвестициями».

Инвестиционная привлекательность отрасли неразрывно связана с ка­чеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Минрегион пла­нирует повысить ответственность ресурсоснабжающих предприятий и дгравляющих компаний, содействовать повышению прозрачности взаимоотношений между всеми участниками рынка ЖКУ.

Инвесторами становятся в основном компании, работающие в сфе­ре ЖКХ. Потенциал кредитных организаций пока не задействован — в инвестиционных расходах коммунальных предприятий доля коммер­ческих кредитов не превышает 7,9%. Инвестор требуется именно в ма­лых и средних городах и поселках с численностью населения от 10 тыс. до 250 тыс. человек. Минрегион, опираясь на данные последней пере­писи населения, насчитал 881 такой населенный пункт. Там проживает 40 млн человек — 42% городского населения России. Минрегион реко­мендует шире применять механизмы концессии. Концессионер не может получать финансирование по муниципальным и региональным програм­мам, однако он имеет право направлять средства, в том числе и при­быль, на модернизацию объекта концессионного соглашения. В то же время Игорь Слюняев отметил: «Мы по-прежнему не понимаем, кто наш инвестор: либо это вчерашние ДЕЗы и ЖЭКи, либо это управляю­щие организации, либо финансово-кредитные учреждения, ресурсо-снабжающие организации. Мы формируем законодательство, до конца не понимая, кто же придет в ЖКХ с инвестициями».

Инвестиционная привлекательность отрасли неразрывно связана с ка­чеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Минрегион пла­нирует повысить ответственность ресурсоснабжающих предприятий и дгравляющих компаний, содействовать повышению прозрачности вза-шоотношений между всеми участниками рынка ЖКУ. В 2013 году министерство разработало минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества, а также правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Кроме того, Минрегион предлагает разработать и ввести в действие единую государственную информационную систему в жилищно-комунальном хозяйстве (ГИС ЖКХ), соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме. Уже с 2013 года министерство бесплатно предоставляет органам МСУ типовые программные продукты для обработки данных в сфере ЖКХ. На портале Минрегиона размещена нормативно-правовая база по благоустройству, предоставлению  ЖКУ и организации работы управляющих компаний. Там же пользователи могут получить экспертную консультацию, высказать замечания и предложения.

Вызывает озабоченность министерства рост платежей за коммунальные услуги. Оно уверено, что для установления такого размера тарифа, при котором становится возможной рентабельность управляющих и энергоснабжающих компаний, а население остается платежеспособным, следует искать комплексные решения. Тарифная политика должна учитывать четыре составляющие:

  • сам тариф,
  • социальный норматив потребления,
  • размер совокупного платежа
  • и меры социальной поддержки.

Минрегионом разработаны поправки в Жилищный кодекс,  принятие которых позволит внедрить механизм планового регулирования сово­купного платежа и обеспечить прозрачность тарифной политики.

В плановую работу по реформированию ЖКХ внес свои корректи­вы сильнейший паводок на Дальнем Востоке. В результате наводнения в Хабаровском крае, в Амурской, Магаданской и Читинской областях, Еврейской автономной области в зону подтопления попало жилье 79 тыс. человек. Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 предус­мотрены меры, направленные на ликвидацию последствий наводне­ния. В первую очередь требуется расселить пострадавших людей на осенне-зимний период, затем необходимо организовать капремонт по­врежденного жилья и обеспечить граждан новым жильем взамен не подлежащего восстановлению. Минрегион подготовил проекты норма­тивных актов Правительства РФ по оказанию мер государственной поддержки пострадавшим регионам.

По оценке министерства, на ликвидацию последствий паводка по­требуется около 30 млрд руб. Эти средства предлагается изыскивать в невостребованных программных фондах (так, в Фонде ЖКХ предус­мотрена программа субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на модернизацию ЖКХ, на сумму в 15 млрд руб., но ни одного проекта не реализовано).

Когда министр отвечал на вопросы и замечания участников заседа­ния, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному са­моуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий обратил внимание на то, что усиление ответственности управляющих компаний при от­сутствии условий для их рентабельной работы может привести к уходу этих организаций с рынка. Его опасения подтвердила Светлана Разворотнева, рассказав о том, что в регионах этот процесс уже начался, в результате жители вынуждены переходить на «прямое» управление своим жилфондом, что на практике часто означает полное отсутствие управления. Серьезную проблему представляет отсутствие дешевых кредитов на модернизацию коммунальных сетей и капремонт. Также она предложила рассмотреть вопрос закрепления полномочий по элек­тро-, тепло-, водо- и газоснабжению за региональным уровнем, так как подавляющее большинство муниципалитетов на практике не могут решать эти вопросы без финансового и организационного участия ре­гионов. Однако на муниципальный уровень следует передать полномо­чия по управлению общим имуществом многоквартирных домов.

По вопросу обеспечения эффективной деятельности управляющих компаний Игорь Слюняев предложил законодателям на выбор три ва­рианта: саморегулирование, лицензирование или страхование профес­сиональной ответственности. Минрегион готов отработать то направ­ление, которое законодатели сочтут наиболее целесообразным для развития рынка ЖКУ (в совокупности с комплексным решением по тарифам). Вопрос передачи полномочий также обсуждаем, однако кре­дитную политику рекомендуется обсуждать с финансовыми органами, в том числе и с представителями Центробанка.

На замечание Николая Максюты о том, что для приведения отрасли в нормативное состояние и выяснения точной потребности в финансах требуется провести обследование состояния ЖКХ в каждом регионе, а затем составить «паспорта» региональных ЖКХ, Игорь Слюняев от­ветил, что на данный момент системный учет жилого фонда в РФ не ведется, но Минрегион совместно с органами статистики работает над созданием методики статистического учета объектов ЖКХ, в том чис­ле над унификацией паспортов жилых домов. Работу планируется за­вершить до конца 2013 года. На основании полученных данных мини­стерство намерено корректировать соответствующие программы в сфере ЖКХ.

По итогам информации министра регионального развития РФ Комитет утвердил проект постановления Совета Федерации «Об основных на­правлениях реформирования ЖКХ в 2013-2015 годах». В документе пред­лагается рекомендовать Правительству России:

1) разработать и утвердить Стратегию развития ЖКХ в Российской Федерации до 2020 года;

2) рассмотреть в целях создания условий для формирования в субъектах Российской Федерации устойчивой системы финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфра­структуры возможность снижения до 25% минимальной доли долевого финансирования региональных адресных программ по проведению капи­тального ремонта многоквартирных домов, переселению граждан из ава­рийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации сис­тем коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов с одновременным уве­личением имущественного взноса Российской Федерации в Фонд содей­ствия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

3) предусмотреть возможность дополнительного приоритетного финан­сирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по ликвида­ции аварийного жилищного фонда, реализуемых субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах Дальневосточного федерального округа;

4) разработать в целях снижения сроков окупаемости и рисков реализации проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, формиро­вания экономических стимулов для привлечения средств частных инвесто­ров, обеспечения востребованности механизмов кредитования проектов со стороны финансовых организаций комплекс мер, предусматривающих:

        • увеличение количества мероприятий региональных программ по мо­дернизации систем коммунальной инфраструктуры, финансируемых за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и (или) местных бюджетов;

  • смягчение требований о минимальной стоимости мероприятий и от­сутствии просроченной кредиторской задолженности участников регио­нальных программ по модернизации систем коммунальной инфраструк­туры;  
  • закрепление возможности участия государственных и муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса, расположенных в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в программах модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  • возможность финансирования за счет средств Фонда содействия ре­формированию жилищно-коммунального хозяйства и долевого финанси­рования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов включенных в региональные программы по модернизации си­стем коммунальной инфраструктуры мероприятий по строительству и (или) реконструкции инженерных сооружений и их комплексов, предо­ставляющих услуги по переработке, утилизации (захоронению) твердых
    бытовых отходов потребителям населенных пунктов с численностью населения более 250 тыс. человек;

5) ускорить принятие нормативных правовых актов:

  • предусмотренных планом мероприятий по реализации Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жи­лищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», утвержден­ным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 720-р;
  • направленных на реализацию положений федеральных законов от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции Феде­рального закона от 7 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации»;

6) принять меры по формированию системы кадрового обеспечения сфе­ры жилищно-коммунального хозяйства, в том числе утвердить:

  • до февраля 2014 года профессиональные стандарты в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • до 1 марта 2014 года федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям «Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства и управления мно­гоквартирными домами», «Услуги в сфере жилищно-коммунального хо­зяйства, содержания и обслуживания многоквартирных домов»;

 7) осуществлять мониторинг подготовки в субъектах Российской Феде­рации и муниципальных образованиях нормативной правовой базы, на­правленной на регулирование деятельности органов государственного жи­лищного надзора и муниципального жилищного контроля;

8)     8) рассмотреть вопрос о целесообразности:

  • разработки и принятия технического регламента по содержанию и эксплуатации жилищного фонда;
  • подготовки методических рекомендаций по определению стоимости (формированию тарифа) работ и услуг для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме с возможной дифференциацией в зависимости от конструктивных особенностей и типа дома;
  • разработки типового (модельного) договора управления многоквар­тирным домом, включающего элементы энергосервисного договора;
  • создания системы единых персональных счетов многоквартирных до­мов, отражающих поступление, расходование и остаток средств на содер­жание и текущий ремонт.

 По страницам журнала "Муниципальная Россия"