Чем успешнее муниципалитет-тем ближе он к банкротству?

Тип: статья

Михаил Михайлович, каково Ваше мнение о предложениях к Все­российскому съезду муниципальных образований по финансово-эко­номическому блоку?

Сложившаяся практика планирования муниципальных бюджетов «от достигнутого» ставит в более выгодные условия районы, получающие дотации из вышестоящего бюджета, так как расходы в них планируют­ся в более полном объеме. Существующие в настоящее время норма­тивы отчислений от налоговых и неналоговых доходов не позволяют сформировать расходную часть бюджета города Арзамаса в соответ­ствии с полной потребностью.

В структуре расходов бюджета города Арзамаса более 60% составля­ют заработная плата и коммунальные услуги муниципальных учрежде­ний, 3,6% — бюджетные инвестиции, которые в основном направле­ны на софинансирование областных целевых программ (а ведь если ьбюджетные инвестиции составляют менее 10% от расходов, бюджет му­ниципального образования никак нельзя назвать бюджетом развития).

Все другие расходы даже при максимальном 10%-ном дефиците бюджета планируются в размере 50 — 70% от реальной потребности.

Это ведет к росту как кредиторской задолженности, так и величины муниципального долга, так как на погашение дефицита бюджета при­влекаются кредиты коммерческих банков.

Вместе с тем следует отметить, что город Арзамас является терри­торией-донором и только около 25% от всей суммы налогов, собирае­мых в городском округе, остается в городском бюджете.

Таким образом, реализация предложений Всероссийского съезда муниципальных образований по внесению изменений в бюджетное законодательство РФ и законодательство о налогах и сборах помогла бы не только избавиться от кабалы долгов, но и перейти от «бюджета вы­живания» к «бюджету развития», то есть существенно увеличить рас­ходы на бюджетные инвестиции и приобретение и модернизацию ус­таревшего оборудования.

В предложениях затронута проблема роста долговых обязательств муниципальных образований. Насколько серьезно она стоит в Арза­масе и других муниципалитетах Ассоциации малых и средних городов России? Если все предлагаемые меры будут реализованы, удастся ли Арзамасу погасить долги перед кредиторами?

В настоящее время величина муниципального долга города Арзама­са составляет 43,3% от суммы собственных доходов, если же учесть сумму кредиторской задолженности перед поставщиками товаров и ус­луг, то это будет почти 60%, что уже является критической нагрузкой на городской бюджет и не обеспечивает финансовую безопасность муниципального образования.

На непомерное увеличение долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты указал Президент РФ в Бюджетном послании Фе­деральному собранию 13 июня 2013 года, отметив, что эти негативные изменения ведут к падению доли расходов инвестиционного характе­ра, тормозя тем самым комплексное развитие территорий муниципаль­ных образований.

При существующих нормативах отчислений от налоговых и ненало­говых доходов у муниципалитета просто нет возможности из года в год планировать в бюджете расходы на сокращение муниципального долга и уменьшение кредиторской задолженности. Поэтому у нас один вы­ход — перекредитовываться в коммерческих банках, чтобы не иметь просроченных кредитных обязательств.

Увеличение муниципального долга приводит, с одной стороны, к увеличению расходов по его обслуживанию, которые могли бы быть направлены на финансирование социальной сферы, а с другой — к увеличению рисков банка, так как увеличивается удельный вес муни­ципального долга в собственных доходах, что сказывается на увеличе­нии процентных ставок при перекредитовании. Кроме того, может на­ступить момент, когда банки в связи с увеличением муниципального долга сочтут риск чрезмерным и просто не дадут очередной кредит, что приведет к просрочке кредиторских обязательств.

В связи с этим решение вопроса об увеличении доходной базы мест­ных бюджетов а) позволит составить график погашения муниципально­го долга и рассчитаться по кредитам в течение двух-трех лет; б) позволит рассчитаться с кредиторской задолженностью перед поставщиками то­варов, работ и услуг; в) является необходимым условием для обеспече­ния устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также создания стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала и увеличению налогооблагаемой базы муниципалитетов.

Многие вопросы на местах в настоящее время решаются за счет участия в федеральных и региональных программах. В то же время от муниципалитетов требуют разрабатывать и утверждать собственные целевые программы. Как складывается ситуация в Арзамасе?

Город Арзамас, как и многие муниципальные образования Нижего­родской области, принимает участие в реализации областных и феде­ральных целевых программ. Благодаря этому нам удалось решить мно­гие задачи. Взять, например, областную целевую программу «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области». Она включает в се­бя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объек­тами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо- и газоснабжения.

В рамках ОЦП «Развитие...», как мы ее кратко называем, только на территории города на сегодняшний день построены газопровод сред­него и низкого давления для газификации четырнадцати жилых домов, физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», медико-санитар­ный комплекс, включающий городскую больницу скорой медицинской помощи, центр амбулаторной хирургии, поликлинику и пожарное депо. Реконструированы школа № 1, здание литературного музея имени А. П. Гайдара, помещение под историко-художественный музей. Нако­нец, приобретено помещение для многофункционального центра пре­доставления государственных и муниципальных услуг.

Участвуя в региональных программах «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», «Обеспечение жильем молодых семей»,

«Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области», нам удается решать жилищные проблемы населения и при­влекать в город молодых специалистов в сферы здравоохранения, об­разования, культуры, спорта.

Таких примеров очень много.

Помимо участия в областных и федеральных программах, город реализует 24 муниципальные программы, соответствующие вопросам местного значения городского округа и полномочиям органов местного самоуправления. Например, с целью обеспечения комплексного подхо­да по поддержке реального сектора экономики на территории города, у нас, как и в других муниципальных образованиях области, разработа­на и реализуется «Программа развития производительных сил городс­кого округа "Город Арзамас" до 2020 года». Программой определены задачи по модернизации экономики, обеспечению занятости населе­ния, повышению доходной части бюджета. Разработан план мероприя­тий программы на 2013 — 2015 годы, в который включены инвестици­онные проекты по развитию реального сектора экономики города с общим объемом инвестиций около 2 млрд руб.

Перед участниками съезда поставлена задача изыскать иные, по­мимо перераспределения налоговых доходов, способы пополнения ме­стных бюджетов. Что Вы можете предложить в этом отношении?

Одним из способов пополнения доходной части местных бюджетов является повышение эффективности использования муниципальной собственности.

В нашем городе для этого постоянно совершенствуется правовая база, принимаются муниципальные правовые акты, обеспечивающие увеличение размера арендной платы не менее прогнозируемого сред­негодового индекса потребительских цен на товары и услуги. Кроме этого, увеличивается доля площадей, передаваемых в аренду с аукцио­на. Передача имущества в аренду производится на основе проведения торгов на право аренды на основе независимой экспертной оценки.

Проводится работа по упорядочению предоставления льгот по арендной плате и изъятию площадей и муниципального имущества, используемых арендаторами не по целевому назначению. Продажа неиспользуемых и изъятых объектов муниципальной собственности производится исключительно с аукционов.

Постоянно проводится претензионно-исковая работа с арендаторами-должниками.
 
По материалам журнала "Муниципальная Россия"