Михаил Михайлович, каково Ваше мнение о предложениях к Всероссийскому съезду муниципальных образований по финансово-экономическому блоку?
Сложившаяся практика планирования муниципальных бюджетов «от достигнутого» ставит в более выгодные условия районы, получающие дотации из вышестоящего бюджета, так как расходы в них планируются в более полном объеме. Существующие в настоящее время нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов не позволяют сформировать расходную часть бюджета города Арзамаса в соответствии с полной потребностью.
В структуре расходов бюджета города Арзамаса более 60% составляют заработная плата и коммунальные услуги муниципальных учреждений, 3,6% — бюджетные инвестиции, которые в основном направлены на софинансирование областных целевых программ (а ведь если ьбюджетные инвестиции составляют менее 10% от расходов, бюджет муниципального образования никак нельзя назвать бюджетом развития).
Все другие расходы даже при максимальном 10%-ном дефиците бюджета планируются в размере 50 — 70% от реальной потребности.
Это ведет к росту как кредиторской задолженности, так и величины муниципального долга, так как на погашение дефицита бюджета привлекаются кредиты коммерческих банков.
Вместе с тем следует отметить, что город Арзамас является территорией-донором и только около 25% от всей суммы налогов, собираемых в городском округе, остается в городском бюджете.
Таким образом, реализация предложений Всероссийского съезда муниципальных образований по внесению изменений в бюджетное законодательство РФ и законодательство о налогах и сборах помогла бы не только избавиться от кабалы долгов, но и перейти от «бюджета выживания» к «бюджету развития», то есть существенно увеличить расходы на бюджетные инвестиции и приобретение и модернизацию устаревшего оборудования.
В предложениях затронута проблема роста долговых обязательств муниципальных образований. Насколько серьезно она стоит в Арзамасе и других муниципалитетах Ассоциации малых и средних городов России? Если все предлагаемые меры будут реализованы, удастся ли Арзамасу погасить долги перед кредиторами?
В настоящее время величина муниципального долга города Арзамаса составляет 43,3% от суммы собственных доходов, если же учесть сумму кредиторской задолженности перед поставщиками товаров и услуг, то это будет почти 60%, что уже является критической нагрузкой на городской бюджет и не обеспечивает финансовую безопасность муниципального образования.
На непомерное увеличение долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты указал Президент РФ в Бюджетном послании Федеральному собранию 13 июня 2013 года, отметив, что эти негативные изменения ведут к падению доли расходов инвестиционного характера, тормозя тем самым комплексное развитие территорий муниципальных образований.
При существующих нормативах отчислений от налоговых и неналоговых доходов у муниципалитета просто нет возможности из года в год планировать в бюджете расходы на сокращение муниципального долга и уменьшение кредиторской задолженности. Поэтому у нас один выход — перекредитовываться в коммерческих банках, чтобы не иметь просроченных кредитных обязательств.
Увеличение муниципального долга приводит, с одной стороны, к увеличению расходов по его обслуживанию, которые могли бы быть направлены на финансирование социальной сферы, а с другой — к увеличению рисков банка, так как увеличивается удельный вес муниципального долга в собственных доходах, что сказывается на увеличении процентных ставок при перекредитовании. Кроме того, может наступить момент, когда банки в связи с увеличением муниципального долга сочтут риск чрезмерным и просто не дадут очередной кредит, что приведет к просрочке кредиторских обязательств.
В связи с этим решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов а) позволит составить график погашения муниципального долга и рассчитаться по кредитам в течение двух-трех лет; б) позволит рассчитаться с кредиторской задолженностью перед поставщиками товаров, работ и услуг; в) является необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также создания стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала и увеличению налогооблагаемой базы муниципалитетов.
Многие вопросы на местах в настоящее время решаются за счет участия в федеральных и региональных программах. В то же время от муниципалитетов требуют разрабатывать и утверждать собственные целевые программы. Как складывается ситуация в Арзамасе?
Город Арзамас, как и многие муниципальные образования Нижегородской области, принимает участие в реализации областных и федеральных целевых программ. Благодаря этому нам удалось решить многие задачи. Взять, например, областную целевую программу «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области». Она включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо- и газоснабжения.
В рамках ОЦП «Развитие...», как мы ее кратко называем, только на территории города на сегодняшний день построены газопровод среднего и низкого давления для газификации четырнадцати жилых домов, физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», медико-санитарный комплекс, включающий городскую больницу скорой медицинской помощи, центр амбулаторной хирургии, поликлинику и пожарное депо. Реконструированы школа № 1, здание литературного музея имени А. П. Гайдара, помещение под историко-художественный музей. Наконец, приобретено помещение для многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.Участвуя в региональных программах «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», «Обеспечение жильем молодых семей»,
«Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области», нам удается решать жилищные проблемы населения и привлекать в город молодых специалистов в сферы здравоохранения, образования, культуры, спорта.
Таких примеров очень много.
Помимо участия в областных и федеральных программах, город реализует 24 муниципальные программы, соответствующие вопросам местного значения городского округа и полномочиям органов местного самоуправления. Например, с целью обеспечения комплексного подхода по поддержке реального сектора экономики на территории города, у нас, как и в других муниципальных образованиях области, разработана и реализуется «Программа развития производительных сил городского округа "Город Арзамас" до 2020 года». Программой определены задачи по модернизации экономики, обеспечению занятости населения, повышению доходной части бюджета. Разработан план мероприятий программы на 2013 — 2015 годы, в который включены инвестиционные проекты по развитию реального сектора экономики города с общим объемом инвестиций около 2 млрд руб.
Перед участниками съезда поставлена задача изыскать иные, помимо перераспределения налоговых доходов, способы пополнения местных бюджетов. Что Вы можете предложить в этом отношении?
Одним из способов пополнения доходной части местных бюджетов является повышение эффективности использования муниципальной собственности.
В нашем городе для этого постоянно совершенствуется правовая база, принимаются муниципальные правовые акты, обеспечивающие увеличение размера арендной платы не менее прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги. Кроме этого, увеличивается доля площадей, передаваемых в аренду с аукциона. Передача имущества в аренду производится на основе проведения торгов на право аренды на основе независимой экспертной оценки.
Проводится работа по упорядочению предоставления льгот по арендной плате и изъятию площадей и муниципального имущества, используемых арендаторами не по целевому назначению. Продажа неиспользуемых и изъятых объектов муниципальной собственности производится исключительно с аукционов.