Проблемы привлечения инвестиций
Одна из задач, стоящих в настоящий момент перед муниципальными образованиями, - создание условий для повышения качества жизни населения. При этом в условиях нынешней финансовой несостоятельности муниципальных образований ее невозможно решить без привлечения инвестиций в реальные секторы экономики.
В то же время согласно множеству данных сегодня муниципалитеты не готовы организовать деятельность по привлечению инвестиций на свою территорию.
СПРАВКА:
В период с декабря 2012 по февраль 2013 г. Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» провел опрос среди муниципальных образований (далее - опрос). В опросе участвовало более 700 муниципальных образований всех типов из всех федеральных округов Российской Федерации. Круг вопросов, на которые отвечали муниципалы, охватил практически весь спектр проблем, касающихся инвестиционной деятельности и текущего положения дел в экономике и социальной сфере муниципальных образований. Полученные данные свидетельствуют, что у муниципальных служащих, участвовавших в опросе, отсутствует единое понимание того, что является мерой поддержки привлечения инвестиций, как оценить и куда (в какие секторы) эти инвестиции привлекать, в чем заключаются конкурентные преимущества муниципалитета, в котором они живут и работают.
Огромное значение для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования имеет создание условий, благоприятных для роста инвестиционной активности. При этом наблюдается тенденция к наличию или отсутствию всего спектра этих условий. Так, наличие в муниципальных образованиях программ поддержки предпринимателей почти всегда корреспондирует с наличием банковских структур и Интернета. Кроме того, подобные данные, как правило, различаются в зависимости от типа муниципального образования. Особенно остро проблемы инвестиционной привлекательности проявляются в городских и сельских поселениях.
СПРАВКА:
Результаты опроса показали, что:
- доля трудоспособного населения муниципалитетов в независимости от федерального округа и типа муниципального образования в среднем составляет 55%. При этом количество безработных граждан существенно больше в городских и сельских поселениях (наилучшая картина - в городских округах);
- средний месячный уровень оплаты труда в городских округах в 2 раза выше уровня в сельских поселениях (при этом в 40% сельских поселений эта разница достигает трехкратного размера);
- банковские структуры присутствуют лишь в 73 сельских поселений;
- всего в 2/3 сельских поселений есть Интернет, при этом, как отмечается регионами, чаще всего достаточно низкого качества (т. е. низкоскоростной и т. п.).
Инвестиционная привлекательность
Инвестиционный климат в муниципальном образовании определяется взаимодействием двух его составных частей - инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Сопоставление фактической и возможной инвестиционной активности муниципального образования показывает степень реализации этой привлекательности, т. е. реальное использование хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления инвестиционного потенциала соответствующего муниципального образования.
Под инвестиционной привлекательностью муниципальных образований понимается совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций, а также инвестиционную активность муниципальных образований. При этом инвестиционная активность муниципалитетов зависит прежде всего от кадрового потенциала органов местного самоуправления, уровня их профессионализма и подготовки в рассматриваемой сфере. В случае если у органов местного самоуправления нет понимания, для чего использовать территорию в приоритетном порядке, достичь планомерного и результативного социально-экономического развития муниципального образования невозможно. Кроме того, успех будут иметь лишь те муниципалитеты, администрация которых не только содействует инициаторам проектов, но и активно ищет новые рыночные ниши, предлагая свои возможности.
Совершенствование законодательства
Один из главных факторов, влияющих на инвестиционный климат, - существующая система законодательства, которая определяет нормативно-правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с органами государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой.
Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» среди полномочий органов местного самоуправления выделяет необходимость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, учитывающих прежде всего инвестиционную составляющую. В то же время далеко не во всех муниципальных образованиях эта составляющая учитывается, что подтверждается данными опроса.
Во многих муниципальных образованиях Российской Федерации (в основном в городских округах и муниципальных районах) вопросы формирования инвестиционной привлекательности территории действительно решаются через реализацию муниципальных программ или стратегий инвестиционного развития муниципального образования,
ПРИМЕР:
Постановлением администрации Егорьевского района Алтайского края от 27.09.2012 № 680 утверждена муниципальная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы». С целью наращивания инвестиционного потенциала Краснодара в 2011 г. принята Стратегия инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар до 2013 года. |
Проанализировав данные о наличии мер поддержки инвестиций на муниципальном уровне, следует отметить, что далеко не все муниципалитеты разработали и приняли программы поддержки инвестиций на территории муниципального образования. Так, по данным, полученным в ходе опроса, из 733 муниципальных образований, за исключением внутригородских территорий городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), программы по поддержке предпринимателей реализуются лишь в половине, при этом более 70% муниципалитетов, в которых не оказывается инвестиционная поддержка, приходится на сельские поселения.
На фоне этих данных вполне естественно выглядят и невысокий уровень качества инвестиционных программ, направленных на поддержку предпринимателей, и цифры, описывающие удовлетворенность потребности муниципальных образований в инвестиционных программах (лишь в 75 опрошенных муниципальных образованиях потребность удовлетворена наличием программ поддержки).
Кроме того, необходимо не только удовлетворять потребность в программах поддержки предпринимателей, но и повышать уровень их информированности о существовании таких программ в муниципальном образовании.
Тип программы по поддержке предпринимательства, ее структуру и наполнение разделов следует выбирать, проанализировав непосредственно все типы программ, реализующихся в муниципальных образованиях, и проведя оценку их эффективности. В раздел о реализации программы обязательно включать положения о контроле за реализацией программы и предусматривать мониторинг ее реализации.
ПРИМЕР:
Помимо целей и задач в программе «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы» изложены проблема и необходимость ее решения программными методами, а также ожидаемые результаты от реализации программы. Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
|
Маркетинг территории
Помимо нормативно-правовой базы одним из важных направлений инвестиционной привлекательности муниципального образования является маркетинг территории, или улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. В основополагающих муниципальных актах данному направлению должно уделяться особое внимание.
ПРИМЕР:
В Стратегии инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар» до 2030 г.* предусмотрено следующее. «5.1.2. Программа маркетинга и презентационная деятельность. Основные "комплектующие" имиджа города Краснодара Концепция имиджа. Создание вербального образа. Каждая фраза, донесенная до целевой аудитории, каждый элемент дизайна должны сообщать адресатам определенный смысл. Для того чтобы все элементы имиджевой политики действовали эффективно и по назначению, необходима тщательная проработка вербального образа Краснодара. Стиль города Краснодара. Создание графического образа. Стиль - это определенным образом сформировавшаяся эстетика, охватывающая все стороны жизни. Разработка "фирменного" стиля Краснодара дает возможность целевой аудитории выстраивать ассоциативные ряды. Соприкасаясь с элементами "фирменного" стиля Краснодара, замечая их в повседневной жизни, адресаты имиджевой политики переводят свои представления о Краснодаре из области пассивной в область активной памяти, что непосредственно влияет на формирование миграционных предпочтений и принятие решения об инвестировании. Представление об определенном образе жизни. Создание образов потребления. Одна из задач имиджевой политики - развить у ее адресатов представления о том образе жизни, который они могут достичь в Краснодаре.Творчески мотивированные люди поедутв Краснодар, если они почувствуют, что в этом городе уже формируется творческая среда. Для этого необходимы совокупность реальных мер по ее созданию и комплекс PR-решений. Различных образов потребления должно быть сформировано столько, сколько целевых групп будет намечено. Временных мигрантов, которые займут рабочие места в индустриальном секторе, привлекает один стандарт потребления, а мигрантов, претендующих на занятость в четвертичном и пятеричном секторах, - другие. Этот блок имиджевой политики будет наиболее полно реализовываться в среде Интернет. Информация о Краснодаре будет распространяться через систему социальных сетей, блогов и пр., вовлекая на "краснодарскую орбиту"максимально широкую аудиторию. Достоинством Интернета для продвижения брендов является возможность четко выделять целевые группы и количественно оценивать результаты работы. Основные элементы имиджевой политики 1. Событийность. Основа продвижения "бренда" города - события, связанные с ним, формирующие ассоциативный ряд с этим городом. Краснодар как потенциально креативный город должен "специализироваться" на событиях не менее чем всероссийского масштаба. Мелкомасштабные мероприятия могут негативно сказаться на имидже. Городу следует позиционировать себя как площадку для эксклюзивных событий. В качестве событий могут выступать фестивали, конференции, концерты, крупные политические встречи, международные спортивные мероприятия и пр. Выбор конкретных событий стоит осуществлять сточки зрения позиционирования Краснодара в России и мире. Авторы Стратегии видят Краснодар:
С учетом специализации Краснодара, его географического положения и других конкурентных преимуществ можно предложить городу проведение таких мероприятий, как Международный симпозиум по проблемам транспортировки топливных ресурсов, Всемирный фестиваль достижений аграрной науки, Международная конференция по технологиям малоэтажного домостроения и т. д. Подобные мероприятия дадут также инновационный эффект соответствующим отраслям города и края. Мощным импульсом для развития индустрии event-маркетинга может стать проведение ряда международных семинаров по этой тематике. Имиджевая политика должна содержать принципы конкурсного отбора мероприятий, которые предполагаются к проведению в Краснодаре». |
Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики региона. Поэтому необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестиционной активности и темпы экономического роста территорий. Инвестиционная и в целом хозяйственная деятельность во многом зависит от ряда объективных факторов и условий, в т. ч. от инвестиционного потенциала муниципальных образований, региона. Так, важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала муниципального образования выступает наличие инфраструктурно обустроенных площадок под строительство или размещение объектов инвестирования, которые требуют взаимоувязанной работы региональных органов власти и органов местного самоуправления.
Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального образования и региона в целом. Среди указанных необходимо в обязательном порядке предусмотреть меры, направленные на повышение уровня квалификации муниципальных служащих в сфере привлечения инвесторов на территории. Создание единого стандарта организации работ по привлечению инвестиций позволит выработать определенный алгоритм в работе с инвесторами и улучшить инвестиционный климат.
В целях изменения текущего положения оправдан и поиск новых подходов к воздействию на экономику муниципальных образований, в частности наименее развитых российских сельских поселений, которые, с одной стороны, малочисленны и непривлекательны для большинства сфер бизнеса (в силу, как правило, малочисленности и «бесперспективности» относительно других муниципальных образований), а с другой - являются основными держателями земельных ресурсов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств. Это тоже необходимо иметь в виду и с учетом данных факторов разрабатывать программы и стратегии инвестиционного развития для этого типа муниципальных образований.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"