В соответствии с ч. 10 ст. 162 ЖК РФ УО за 30 дней до прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной УО, ТСЖ, ЖК, иному СПК либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений - одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. По аналогии на практике данное требование предъявляется не только к УО, но и к ТСЖ, осуществляющим управление МКД. В случае отказа предоставить документацию добровольно она может быть истребована в судебном порядке.
Отметим также, что необходимость предоставления документации по управлению МКД распространяется не только собственно на техническую документацию, но на иные материалы, не связанные непосредственно с техническим управлением МКД (например, документы учета граждан по месту жительства (по-квартирные карточки), информация о льготниках и т. п.). Поэтому передача указанных документов также может быть затребована через суд, что случается достаточно часто.
ПРИМЕР:
ТСЖ «Виктория» обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым требованием к ТСЖ «Студенческое» об обязании передать техническую документацию на МКД.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали заявленные требования и удовлетворили требования ТСЖ «Виктория» о взыскании с ТСЖ «Студенческое» следующей документации: технический паспорт МКД; копии лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений; копии договоров на техническое обслуживание; копии договоров социального найма нанимателей муниципальных жилых помещений для начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ); перечень граждан, пользовавшихся на момент передачи документации льготами по оплате ЖКУ; перечень собственников помещений, имеющих задолженность по оплате ЖКУ; перечень предприятий - поставщиков ЖКУ с которыми до изменения способа управления были заключены соответствующие договоры; сведения о проведении капитального и текущего ремонта за последние три года; сведения о составе общего имущества МКД; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения МКД, конструктивных частей МКД (крыши, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (постановление ФАС Центрального округа от 07.08.2008 по делу № А35-4192/ 07-С17). Перечень документов применительно к рассматриваемому спору был установлен также в постановлении администрации г. Курска Курской области от 15.08.2006 № 2503 «Об утверждении рекомендаций по передаче технической документации на многоквартирный дом при выборе собственниками помещений способа управления (изменении способа управления).
Однако практика по возложению соответствующей обязанности передачи технической документации от прежней УО вновь избранной неоднородна.
ПРИМЕР:
ТСЖ «Галактика» обратилось в арбитражный суд с иском об обязании УО передать ему всю техническую и иную документацию, связанную с управлением и эксплуатацией МКД.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования, однако суд кассационной инстанции состоявшиеся по делу судебные акты отменил и в удовлетворении требований отказал.
Суд отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства передачи технической документации УО от ее предшественника. Жилищный кодекс не регламентирует процедуру передачи технической документации УО (кто передает, в какой срок и т. п.). По смыслу ст. 162 ЖК РФ обязать УО передать ТСЖ техническую документацию на МКД можно при доказательствах наличия такой документации у ответчика. Доказательств того, что спорная документация находится у УО, ТСЖ в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило. Исковые требования о передаче истцу документации, которой ТСЖ никогда не располагало, а также о восстановлении отсутствующей документации удовлетворению не подлежат (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2008 № Ф08-2051/2008 по делу № А63-5381/2007-СЗ-16).
Но встречаются и иные подходы к разрешению ситуации, при которой необходимая документация у ответчика отсутствует.
ПРИМЕР:
ТСЖ «Чехова, 11» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к муниципальному учреждению «Ярославльобщежитие» (УО) об обязании передать техническую документацию на жилой дом.
Требование о возложении обязанности передать техническую документацию на жилой дом суд удовлетворил. Так, суд, в частности, отметил, что в письме Минрегиона России от 20.12.2006 № 14313-РМ/07 «О передаче технической документации на многоквартирный дом» указано, что на основании ч. 10 ст. 162 ЖК РФ УО, ТСЖ, ЖК, СПК обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в МКД.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 17074/09, нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает обязанность ответственных лиц в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Следовательно, ТСЖ, начав выполнять функции управления МКД, имеет право требовать с прежней УО передачи документации на дом, необходимой для осуществления деятельности по управлению и содержанию общего имущества жилого дома (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.12.2012 по делу № А82-7584/2010).
Указанный пример интересен еще и тем, что в имевшей место ситуации необходимая документация не была передана не только ТСЖ (истцу) от УО (ответчика), но не была получена ответчиком в свое время от МУ УЖФ «ДЕЗ» (МУП), управлявшего домом прежде. Суд, однако, указал, что данный довод не может стать основанием для освобождения УО от ответственности. В частности, в решении было указано, что УО как правопреемник МУП, взявший на себя функции управления домом, должна была располагать всей необходимой документацией, а в случае ее отсутствия - решить вопрос о ее восстановлении за свой счет. Таким образом, принимая на себя обязанности по управлению МКД, новая УО несет риск неистребования документов у прежнего управляющего.
Содержащееся в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению судами при рассмотрении аналогичных дел.
Наличие столь диаметрально противоположных подходов объясняется, на мой взгляд, непроработанностью действующего законодательства в части регламентации вопроса об отсутствии у УО требуемой документации. В данном случае положения ч. 10 ст. 162 ЖК РФ следовало бы дополнить указанием на ответственность УО за восстановление отсутствующей у нее документации, которая должна быть у такой организации в силу закона либо была ей передана по факту. УО может быть освобождена от ответственности в случае, если ею были предприняты все необходимые меры по восстановлению (истребованию) необходимой документации.
Вопрос о том, какой именно перечень технической документации необходимо указать в исковом заявлении об ее истребовании, также является немаловажным. Так, например, перечень технической документации установлен в постановлении Госстроя от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Согласно указанному акту техническая документация на МКД включает:
- план участка в масштабе 1 : 1000-1 : 2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Схожий перечень указан и в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (Правила № 491). В п. 24 Правил № 491 предусмотрено, что техническая документация на дом включает:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в МКД, конструктивных частей МКД (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций МКД, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- инструкцию по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ. Указанная инструкция включает рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также, возможно, и рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Таким образом, устанавливая перечень документации, предоставление которой необходимо, можно руководствоваться как Постановлением № 170, так и Правилами № 491. На данное обстоятельство указывают и суды. Так, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу № А12-6063/07-С53-5/С44 говорится, что перечни документации в этих нормативных актах фактически идентичны.
По материалам журнала "Управление многоквартирным домом"