Утилизация люминесцентных ламп: правовое и организационное обеспечение

Тип: обзор

Осторожно, ртуть!

В связи с переходом страны на энергосберегающие лампы освещения, абсолют­ное большинство которых составляют компактные люминесцентные лампы, и началом их массового использования гражданами возникла серьезная проблема, связанная с утилизацией вышеуказанных ламп. Дело в том, что энергосберегающие люминес­центные лампы являются источником повышенной опасности как для человеческого организма, так и для окружающей среды из-за содержания в них ртути, относящейся по шкале опасности к первому, наивысшему классу. Разбитые люминесцентные лам­пы становятся источником загрязнения окружающей среды. Накапливаясь в орга­низме, пары ртути действуют не сразу. Симптомы проявляются лишь при достижении определенной концентрации. Именно поэтому энергосберегающие люминесцентные отработанные лампы требуютопределенных условий хранения и утилизации, которые могут обеспечить только специализированные организации. Выброс их вместе с бы­товыми отходами категорически запрещен.

Таким образом, в рамках необходимой и актуальной для страны программы энергосбережения в России были внедрены компактные люминесцентные (энерго сберегающие) лампы. Однако, допустив их к продаже, не был предусмотрен и про­работан четкий и ясный механизм утилизации данных ламп, в результате чего огром­ное количество ртути, содержащейся в них, попало в почву и воду. Большинство граждан даже сегодня не осознают всего вреда от данных ламп по причине отсутствия соответствующего информационного сопровождения.

В частности, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.01.2010 № 01 /285-10-32 «О результатах надзора за оборотом ламповой продукции и задачах, связанных с реализацией Фе­дерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ» было отмечено, что в «настоящее время из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информиро­ванности и безответственности граждан отработанные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, что недопустимо. Общее количество ртути, загрязняющее объекты окружа­ющей среды в пределах селитебных территорий, составляет более 1,5 т в год. В ре­зультате проведенных мероприятий по контролю выявлено полное отсутствие не­обходимой инфраструктуры по централизованному сбору и переработке (утилизации) компактных люминесцентных ламп, особенно в отношении потребительского (быто­вого) сектора их использования. В масштабах страны отсутствует действенный меха­низм по утилизации компактных люминесцентных ламп населением, нет мест приема от граждан отработанных ламп для последующей утилизации, значительная часть жителей не осведомлена об опасности, которую эти лампы представляют собой для окружающей среды и их самих».

Учитывая сложившуюся ситуацию, вопросы организации надлежащего хранения и утилизации люминесцентных ламп, а также правового регулирования данной дея­тельности требуют первоочередного решения.

Правовое регулирование

Деятельность по обращению с отходами производства и потребления в настоя­щее время, регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и по­требления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), который определяет право­вые основы обращения с отходами производства и потребления в целях пре­дотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
  • Правила обращения с отходами производства и потребления в части освети­тельных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, ис­пользование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (далее - Правила). Данные правила обязательны для юри­дических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивиду­альных предпринимателей, вт. ч. осуществляющих управление многоквартир­ными домами на основании заключенного договора или заключивших с соб­ственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ в области обращения с отработанны­ми люминесцентными лампами.

ПРИМЕР: В Москве принято и действует распоряжение правительства г. Москвы от 19.05.2010 № 949-РП «Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и пере­работке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп».

В тоже время следует констатировать, что на сегодняшний день как на федераль­ном, так и в большинстве случаев на региональном уровнях отсутствуют реаль­но действующие нормативно-правовые акты, принятые в рамках проведения государственной политики в области обращения с отходами; муниципальные нормативные акты, которые приняты далеко не во всех муници­пальных образованиях, а те, что приняты, не отражают всей полноты и специфики организации сбора у граждан энергосберегающих ламп, содержащих ртуть. В боль­шинстве случаев в них отсутствует пошаговый механизм (алгоритм) действий ря­довых граждан (вт. ч. проживающих в районах с индивидуальной жилой застрой­кой) по утилизации отработанных люминесцентных (энергосберегающих) ламп.

Полномочия органов местного самоуправления

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 2. ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ«Обобщихпринципахорганизацииместногосамоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промыш­ленных отходов. В соответствии с ч. 3. ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ и Федераль­ным законом № 131 -ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, ути­лизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пункт 8 Правил устанавливает, что органы местного самоуправления организу­ют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртуть­содержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователя­ми помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами

Следует иметь в виду, что за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами предусмотрена ответственность. Так, в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами долж­ностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с российским законодательством.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,использовании,обезвре­живании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами произ­водства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение адми­нистративного штрафа в следующих размерах:

  • на граждан - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • надолжностныхлиц-от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приоста­новление деятельности на срок до 90 сут;
  • на юридических лиц - от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное при­остановление деятельности на срок до 90 сут.

Правовое и организационное обеспечение деятельности по утилизации ламп в городском округе Балашиха

Необходимо отметить, что решение проблемы сбора и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп носит комплексный характер, т. е. охватывает управление обращением с ртутью на всех стадиях ее жизненного цикла: от производства товаров, содержащих ртуть, до их сбора и обезвреживания ртутьсодержащих отходов.

В многоквартирных жилых домах необходимо определить специально обору­дованные места первичного сбора, установить специальную тару для сбора отрабо­танных ламп, обучить персонал каждой управляющей компании, ТСЖ обращению с опасными отходами. На каждом пункте сбора в жилом секторе (в Москве, например, большинство из них расположены в помещениях управляющих организаций) необ­ходимо иметь контейнер для целых ламп, контейнер для поврежденных ламп и де-меркуризационный комплект для устранения возможных ртутных загрязнений, снаб­женный подробной инструкцией.

Помимо этого, необходимо определиться со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, а именно по обезвреживанию и раз­мещению. При создании пунктов приема от населения люминесцентных ламп обслу­живающим организациям необходимо заключать соответствующие договора со спе­циализированной организацией, имеющей полный пакет документов на осуществле­ние деятельности в области обращения с опасными отходами.

И самое главное - необходимо определить процедуру финансирования этих мероприятий, так как если расходы по сбору и утилизации будут возложены на граж­дан, первоначально утилизирующих данные отходы, то это повлечет увеличение платы за вывоз отходов потребления.

Необходимо отметить, что именно московский опыт создания и реализации си­стемы утилизации отработанных люминесцентных ламп в 2010 г. послужил отправной точкой в инициировании и принятии подобных мер на территории городского окру­га Балашиха.

Автором данной статьи как председателем Комитета ТОС «Центр-11» в порядке правотворческой инициативы, предусмотренной в отношении ТОС п. 4 ч. 8 ст. 27 Фе­дерального закона № 131-ФЗ, был подготовлен и внесен проект муниципального правового акта «Порядок обращения с ртутьсодержащими люминесцентными и ком­пактными люминесцентными (энергосберегающими) лампами на территории город­ского округа Балашиха». Впоследствии данный проект был утвержден постановле­нием администрации городского округа Балашиха от 06.05.2013 № 632/3-ПА (далее -Порядок). До этого деятельность по утилизации указанных ламп в городском округе не была нормативно урегулирована.

В основу Порядка (приложение 1) легли муниципальные правовые акты, при­нятые в этой сфере в муниципальных образованиях различных субъектов РФ, причем в основном те, где процедура утилизации была максимально упрощена, конкрети­зирована, понятна гражданам и применялся механизм, предусматривающий взаимо­действие органов местного самоуправления с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, такие как Порядок обращения с ртуть­содержащими люминесцентными и компактными люминесцентными (энергосбере­гающими) лампами, утв. постановлением главы городского поселения Запрудня Талдомского района Московской области от 09.12.2011 № 529; Порядок сбора, на­копления и передачи на утилизацию ртутьсодержащих ламп на территории муници­пального образования «Город Тобольск», утв. постановлением администрации г. То­больска от 31.12.2010 № 101. Основополагающим принципом при разработке документа стал принцип доступности его не только для специалистов в данной области, но и для рядовых граждан.

Большую поддержку в подготовке данного документа оказали Московская об­ластная Дума (комитеты по местному самоуправлению и по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии), Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Совет муниципальных образований Московской области.

Технологический механизм обращения с ртутьсодержащими лампами (накопле­ние, временное хранение отработанных ртутьсодержащих ламп), который нашел отражение в документе, был подготовлен в соответствии с требованиями, установ­ленными СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиеническиетребования к размещению и обезвре­живанию отходов производства и потребления», утв. постановлением Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации 30.04.2003 № 80.

Одним из принципиальных положений Порядка является норма о том, что расходы по утилизации ртутьсодержащих ламп осуществляются из средств по ути­лизации твердых бытовых отходов (п. 2.9). Данный пункт является одним из наиболее дискуссионных, так как введение дополнительной платы для граждан в свя­зи с принятием данного Порядка сделало бы данный документ фактически недей­ствующим.

Исходя из того, что залогом успеха в решении вопросов экологии является ин­формационная составляющая, большое внимание в документе уделено механизмам и формам доведения до граждан информации о люминесцентных лампах, содержащих ртуть.Так, в частности, п. 2.11 Порядка устанавливает, что администрация городского округа Балашиха информирует физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о порядке обращения с ртутьсодержащими лампами в пределах своей компетенции.

Также документом установлено, что информация о месте, времени, условиях приема отработанных ртутьсодержащих ламп, об опасности неосторожного об­ращения с ними, действиях в случае наступления чрезвычайной ситуации (повреж­дения, боя лампы) должна быть размещена в общедоступном месте многоквартир­ного дома около входа в подъезд и (или) внутри него, в районе застройки индиви­дуальными жилыми домами - на соответствующих информационных стендах, а также, по возможности, в средствах массовой информации, в т. ч. сети Интернет. Пункт 2.12 Порядка предусматривает, что в местах продажи ртутьсодержащих ламп на территории городского округа Балашиха должна быть размещена соответству­ющая информация, касающаяся безопасного обращения с ртутьсодержащими лам­пами, действий в случае наступления чрезвычайной ситуации (повреждения, боя лампы), а также механизма их утилизации. Администрация организации, осущест­вляющей продажу ртутьсодержащих ламп, предоставляет место для размещения соответствующей информации об обращении с данными видами ламп в общедо­ступном месте и обеспечивает содержание таких мест в надлежащем состоянии. Администрация городского округа Балашиха в свою очередь осуществляет контроль за наличием информационных стендов в местах продажи ртутьсодержащих ламп и жилых секторах.

В июне 2013 г. Комитет ТОС «Центр-11» обратился в Комитет по местному само­управлению Московской областной Думы с предложением об использовании при­нятого в городском округе Балашиха Порядка в качестве шаблонного для других муниципальных образований Московской области, и это предложение было под­держано.

В заключение следует отметить, что в нашей стране до сих пор отсутствуют си­стемный подход, понимание значимости и актуальности рассмотренной проблемы со стороны как власти, так и абсолютного большинства граждан. Нормативно-право­вые акты в данной сфере приняты далеко не во всех муниципальных образованиях. А если они есть, то не учитывают всю специфику сбора у граждан таких опасных от­ходов, как ртутьсодержащие лампы. Поэтому хочется надеяться, что данный опыт будет востребован другими муниципальными образованиями при разработке нор­мативной базы в сфере обращения с опасными отходами, а развитие экологического движения в нашей стране, повышение ответственности за нарушение законодатель­ства в данной сфере позволят решить данную проблему.

По материалам журнала "Практика муниципального управления" 

Приложение 1 (21,4 КБ)

Приложение 2 (13,4 КБ)

Автор: В.В. Масленников, председатель Комитета Террито­риального обще­ственного само­управления городского округа Балашиха «Центр-11» (Московская область)