Осторожно, ртуть!
В связи с переходом страны на энергосберегающие лампы освещения, абсолютное большинство которых составляют компактные люминесцентные лампы, и началом их массового использования гражданами возникла серьезная проблема, связанная с утилизацией вышеуказанных ламп. Дело в том, что энергосберегающие люминесцентные лампы являются источником повышенной опасности как для человеческого организма, так и для окружающей среды из-за содержания в них ртути, относящейся по шкале опасности к первому, наивысшему классу. Разбитые люминесцентные лампы становятся источником загрязнения окружающей среды. Накапливаясь в организме, пары ртути действуют не сразу. Симптомы проявляются лишь при достижении определенной концентрации. Именно поэтому энергосберегающие люминесцентные отработанные лампы требуютопределенных условий хранения и утилизации, которые могут обеспечить только специализированные организации. Выброс их вместе с бытовыми отходами категорически запрещен.
Таким образом, в рамках необходимой и актуальной для страны программы энергосбережения в России были внедрены компактные люминесцентные (энерго сберегающие) лампы. Однако, допустив их к продаже, не был предусмотрен и проработан четкий и ясный механизм утилизации данных ламп, в результате чего огромное количество ртути, содержащейся в них, попало в почву и воду. Большинство граждан даже сегодня не осознают всего вреда от данных ламп по причине отсутствия соответствующего информационного сопровождения.
В частности, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.01.2010 № 01 /285-10-32 «О результатах надзора за оборотом ламповой продукции и задачах, связанных с реализацией Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ» было отмечено, что в «настоящее время из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, что недопустимо. Общее количество ртути, загрязняющее объекты окружающей среды в пределах селитебных территорий, составляет более 1,5 т в год. В результате проведенных мероприятий по контролю выявлено полное отсутствие необходимой инфраструктуры по централизованному сбору и переработке (утилизации) компактных люминесцентных ламп, особенно в отношении потребительского (бытового) сектора их использования. В масштабах страны отсутствует действенный механизм по утилизации компактных люминесцентных ламп населением, нет мест приема от граждан отработанных ламп для последующей утилизации, значительная часть жителей не осведомлена об опасности, которую эти лампы представляют собой для окружающей среды и их самих».
Учитывая сложившуюся ситуацию, вопросы организации надлежащего хранения и утилизации люминесцентных ламп, а также правового регулирования данной деятельности требуют первоочередного решения.
Правовое регулирование
Деятельность по обращению с отходами производства и потребления в настоящее время, регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
- Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (далее - Правила). Данные правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, вт. ч. осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- нормативно-правовые акты субъектов РФ в области обращения с отработанными люминесцентными лампами.
ПРИМЕР: В Москве принято и действует распоряжение правительства г. Москвы от 19.05.2010 № 949-РП «Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп».
В тоже время следует констатировать, что на сегодняшний день как на федеральном, так и в большинстве случаев на региональном уровнях отсутствуют реально действующие нормативно-правовые акты, принятые в рамках проведения государственной политики в области обращения с отходами; муниципальные нормативные акты, которые приняты далеко не во всех муниципальных образованиях, а те, что приняты, не отражают всей полноты и специфики организации сбора у граждан энергосберегающих ламп, содержащих ртуть. В большинстве случаев в них отсутствует пошаговый механизм (алгоритм) действий рядовых граждан (вт. ч. проживающих в районах с индивидуальной жилой застройкой) по утилизации отработанных люминесцентных (энергосберегающих) ламп.
Полномочия органов местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 2. ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ«Обобщихпринципахорганизацииместногосамоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 3. ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ и Федеральным законом № 131 -ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пункт 8 Правил устанавливает, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Ответственность за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами
Следует иметь в виду, что за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами предусмотрена ответственность. Так, в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с российским законодательством.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,использовании,обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
- на граждан - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
- надолжностныхлиц-от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут;
- на юридических лиц - от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
Правовое и организационное обеспечение деятельности по утилизации ламп в городском округе Балашиха
Необходимо отметить, что решение проблемы сбора и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп носит комплексный характер, т. е. охватывает управление обращением с ртутью на всех стадиях ее жизненного цикла: от производства товаров, содержащих ртуть, до их сбора и обезвреживания ртутьсодержащих отходов.
В многоквартирных жилых домах необходимо определить специально оборудованные места первичного сбора, установить специальную тару для сбора отработанных ламп, обучить персонал каждой управляющей компании, ТСЖ обращению с опасными отходами. На каждом пункте сбора в жилом секторе (в Москве, например, большинство из них расположены в помещениях управляющих организаций) необходимо иметь контейнер для целых ламп, контейнер для поврежденных ламп и де-меркуризационный комплект для устранения возможных ртутных загрязнений, снабженный подробной инструкцией.
Помимо этого, необходимо определиться со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, а именно по обезвреживанию и размещению. При создании пунктов приема от населения люминесцентных ламп обслуживающим организациям необходимо заключать соответствующие договора со специализированной организацией, имеющей полный пакет документов на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
И самое главное - необходимо определить процедуру финансирования этих мероприятий, так как если расходы по сбору и утилизации будут возложены на граждан, первоначально утилизирующих данные отходы, то это повлечет увеличение платы за вывоз отходов потребления.
Необходимо отметить, что именно московский опыт создания и реализации системы утилизации отработанных люминесцентных ламп в 2010 г. послужил отправной точкой в инициировании и принятии подобных мер на территории городского округа Балашиха.
Автором данной статьи как председателем Комитета ТОС «Центр-11» в порядке правотворческой инициативы, предусмотренной в отношении ТОС п. 4 ч. 8 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ, был подготовлен и внесен проект муниципального правового акта «Порядок обращения с ртутьсодержащими люминесцентными и компактными люминесцентными (энергосберегающими) лампами на территории городского округа Балашиха». Впоследствии данный проект был утвержден постановлением администрации городского округа Балашиха от 06.05.2013 № 632/3-ПА (далее -Порядок). До этого деятельность по утилизации указанных ламп в городском округе не была нормативно урегулирована.
В основу Порядка (приложение 1) легли муниципальные правовые акты, принятые в этой сфере в муниципальных образованиях различных субъектов РФ, причем в основном те, где процедура утилизации была максимально упрощена, конкретизирована, понятна гражданам и применялся механизм, предусматривающий взаимодействие органов местного самоуправления с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, такие как Порядок обращения с ртутьсодержащими люминесцентными и компактными люминесцентными (энергосберегающими) лампами, утв. постановлением главы городского поселения Запрудня Талдомского района Московской области от 09.12.2011 № 529; Порядок сбора, накопления и передачи на утилизацию ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Город Тобольск», утв. постановлением администрации г. Тобольска от 31.12.2010 № 101. Основополагающим принципом при разработке документа стал принцип доступности его не только для специалистов в данной области, но и для рядовых граждан.
Большую поддержку в подготовке данного документа оказали Московская областная Дума (комитеты по местному самоуправлению и по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии), Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Совет муниципальных образований Московской области.
Технологический механизм обращения с ртутьсодержащими лампами (накопление, временное хранение отработанных ртутьсодержащих ламп), который нашел отражение в документе, был подготовлен в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиеническиетребования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30.04.2003 № 80.
Одним из принципиальных положений Порядка является норма о том, что расходы по утилизации ртутьсодержащих ламп осуществляются из средств по утилизации твердых бытовых отходов (п. 2.9). Данный пункт является одним из наиболее дискуссионных, так как введение дополнительной платы для граждан в связи с принятием данного Порядка сделало бы данный документ фактически недействующим.
Исходя из того, что залогом успеха в решении вопросов экологии является информационная составляющая, большое внимание в документе уделено механизмам и формам доведения до граждан информации о люминесцентных лампах, содержащих ртуть.Так, в частности, п. 2.11 Порядка устанавливает, что администрация городского округа Балашиха информирует физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о порядке обращения с ртутьсодержащими лампами в пределах своей компетенции.
Также документом установлено, что информация о месте, времени, условиях приема отработанных ртутьсодержащих ламп, об опасности неосторожного обращения с ними, действиях в случае наступления чрезвычайной ситуации (повреждения, боя лампы) должна быть размещена в общедоступном месте многоквартирного дома около входа в подъезд и (или) внутри него, в районе застройки индивидуальными жилыми домами - на соответствующих информационных стендах, а также, по возможности, в средствах массовой информации, в т. ч. сети Интернет. Пункт 2.12 Порядка предусматривает, что в местах продажи ртутьсодержащих ламп на территории городского округа Балашиха должна быть размещена соответствующая информация, касающаяся безопасного обращения с ртутьсодержащими лампами, действий в случае наступления чрезвычайной ситуации (повреждения, боя лампы), а также механизма их утилизации. Администрация организации, осуществляющей продажу ртутьсодержащих ламп, предоставляет место для размещения соответствующей информации об обращении с данными видами ламп в общедоступном месте и обеспечивает содержание таких мест в надлежащем состоянии. Администрация городского округа Балашиха в свою очередь осуществляет контроль за наличием информационных стендов в местах продажи ртутьсодержащих ламп и жилых секторах.
В июне 2013 г. Комитет ТОС «Центр-11» обратился в Комитет по местному самоуправлению Московской областной Думы с предложением об использовании принятого в городском округе Балашиха Порядка в качестве шаблонного для других муниципальных образований Московской области, и это предложение было поддержано.
В заключение следует отметить, что в нашей стране до сих пор отсутствуют системный подход, понимание значимости и актуальности рассмотренной проблемы со стороны как власти, так и абсолютного большинства граждан. Нормативно-правовые акты в данной сфере приняты далеко не во всех муниципальных образованиях. А если они есть, то не учитывают всю специфику сбора у граждан таких опасных отходов, как ртутьсодержащие лампы. Поэтому хочется надеяться, что данный опыт будет востребован другими муниципальными образованиями при разработке нормативной базы в сфере обращения с опасными отходами, а развитие экологического движения в нашей стране, повышение ответственности за нарушение законодательства в данной сфере позволят решить данную проблему.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"